- Преподавателю
- Начальные классы
- Красная книга Пензенской области
Красная книга Пензенской области
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ширганова Л.И. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект «Красная книга Пензенской области» (подготовительная логопедическая группа, краткосрочный, познавательный, творческий)
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 3 недели (с 10 ноября по 28 ноября 2014 года )
Участники: воспитатель, дети подготовительной логопедической группы.
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, труд.
Актуальность: воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжелые последствия, экология родного края, засорение среды обитания - все это показывает необходимость экологического образования детей в детском саду. Участие дошкольников в проекте «Красная книга Пензенской области» позволит обогатить их знания о природе родного края, заставит задуматься о необходимости сохранять и беречь природу, покажет возможность каждого человека внести свой вклад в сохранение окружающей среды.
Цели:
1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Красная книга Пензенской области».
2. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений, животных и птиц Пензенской области.
3. Формировать осознанное, действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
4. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
5. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Задачи познавательных областей
1. Познание:
- Познакомить детей с Красной книгой Пензенской области;
- Расширить представление о жизни редких птиц, животных и растений Пензенской области;
- Воспитывать заботливое, бережливое отношение к природе, желание заботиться и сохранять её;
- Обобщить знания детей, закрепить представления об образе жизни животных, птиц и растений, о роли человека в их жизни, о связи с окружающей средой, создании условий для проживания и произрастания животных, птиц, растений.
2. Коммуникация:
- Формировать у детей навыки слушателя, развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение, использовать разнообразные прилагательные, глаголы, характеризующие внешние признаки и образ жизни животных, птиц, растений;
- Продолжать формировать умения пользоваться разными средствами общения.
3. Художественная литература:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;
- Учить умению использовать слова и образные выражения из стихов и рассказов о животных, птицах и растениях;
- Формировать знания о Красной книге Пензенской области, редких животных, птицах и растениях через художественную литературу.
4. Труд:
- Развивать навыки оказания необходимой хозяйственной помощи, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.
5. Художественное творчество:
- Развивать у детей способность создавать образ в рисовании и аппликации на тему проекта;
- Поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла;
- Учить эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи о животных и птицах, сопереживать настроению художника.
Основные направления реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, коммуникация, знакомство с окружающим миром на тему «Красная книга Пензенской области», непосредственно образовательная деятельность, художественное творчество - рисование на тему «На берегу лесной реки. Бобр», итоговое мероприятие «Красная книга нашего края», совместная деятельность воспитателя и детей - фотоколлаж «Я и природа».
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.
- Рассматривание Красной книги Пензенской области, книжных иллюстраций художников-анималистов Бахтина, Чарушина, Ватагина, Лаптева, репродукций картин И.Шишкина «Березовый лес», «Утро в сосновом бору», «Туманное утро».
- Чтение художественных произведений: «Как люди обидели речку» (Н. Рыжова), «Плакала Саша, как лес вырубали…» (Н.А.Некрасов), «Ребята и утята», «Журка», «Моя Родина» (М.М. Пришвин), «Лесные картинки» (И.С. Соколов-Микитов), «Птенцы - хитрецы» (Н.И. Сладков), «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» (В.Бианки), «Сказки о природе» (А.Толстой), «Кто лес сажает» (Г.Я. Снегирев).
- Изготовление страниц для альбомов «Растения Красной книги», «Животные Красной книги», «Птицы Красной книги».
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Звери».
- Подготовка материалов для фотоколлажа.
- Дидактические игры «Собери животное (птицу) из частей», «Кто где живет?», «Чей малыш?».
- Настольная игра «Соседи по планете», разгадывание кроссворда «Природа».
Обеспечение проекта:
1. Материалы и оборудование: книги о природе; Красная книга; иллюстрации растений, животных и птиц; материалы для рисования и лепки; аудиозапись «Звуки природы» и мультфильм «Смешарики: Красная книга».
2. Методическая литература: Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста», Фисенко М.А. «Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий», Шорыгина Т.А. «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание», Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Предполагаемый результат:
1. Дети знают назначение и имеют общие представления о Красной книге Пензенской области.
2. Дети умеют пользоваться знаниями о природе родного края в выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке примеров для наглядности.
3. Дети проявляют интерес к обитателям живой природы нашего края.
4. У детей заложены основы бережного отношения ко всему живому и осознания того, что каждый несет ответственность за богатство и разнообразие флоры и фауны родного края.
Продукт проектной деятельности: создание «Красной книги», оформление фотоколлажа «Я и природа», изготовление коллективного панно «Редкие животные нашего края».
Этапы проекта
Деят-ть родителей
Деят-ть учителя-логопеда
Деят-ть педагога
Деят-ть детей
1 этап - Подготовительный
Принимают задачи.
Входит в проблему.
Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности.
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными.
2 этап - Практическая деятельность по решению проблемы
Оказывают помощь детям в оформлении фотоколлажа, по просьбе детей, выполняют домашние задания, принимают участие в совместном занятии.
Совместно обсуждает, отбирает значимые сведения, материалы. Активизирует, уточняет, расширяет словарь по теме. Совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь.
Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, загадок, стихов, считалок по теме проекта.
Формируют знания, умения, навыки. Рисование редких животных Пензенской области
3 этап - Анализ проектной деятельности и оценка результатов
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами по развитию всех компонентов связной речи.
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.
4 этап - Презентация проекта
Оказывают помощь в оформлении малой Красной книги Пензенской области
Помогает в подготовке к занятию и в оформлении малой Красной книги Пензенской области
Организует презентацию проекта через фотоколлаж «Я и природа», оформление малой Красной книги Пензенской области, выставку рисунков на тему: «На берегу лесной реки. Бобр», итоговое мероприятие «Красная книга нашего края»
Участвуют в организации выставки, завершают изготовление малой Красной книги Пензенской области
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ Д/С «Радуга» г.Сурска
_____________/Дибина Т.А./
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» г. Сурска
Краткосрочный проект
«Красная книга
Пензенской области»
Воспитатель: Ширганова Л.И.
2014/2015 год
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ Д/С «Радуга» г.Сурска
_____________/Дибина Т.А./
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» г.Сурска
Конспект НОД
«Красная книга
Пензенской области»
Воспитатель: Ширганова Л.И.
2014/2015 год
Конспект НОД для детей логопедической подготовительной группы «Красная книга Пензенской области»
Цели:
1. Познакомить детей с Красной книгой Пензенской области и основными правилами поведения на природе.
2. Заложить у детей основы ответственного и доброго отношения к родной природе.
3. Сформировать у детей убеждение о бесценности природы и подвести их к выводу о необходимости ее оберегать.
4. Заложить основы умения классифицировать животный мир.
Словарь: Красная книга, заповедник.
Оборудование: картинки - животные птицы, насекомые и природные пейзажи Пензенской области; игрушка Смешарика; прищепки; Красная Книга области, карта области.
Ход НОД:
1. Знакомство с понятием «Красная книга».
Воспитатель: На Пензенской земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. (Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.
Просмотр мультфильма «Смешарики: Красная книга». (Для показа нужен ноутбук.) После просмотра мультфильма воспитатель вносит игрушку Смешарика (любого из героев).
2. Беседа о разнообразии природы нашего края.
- Дети, мультфильм закончился, но Крош не захотел с нами расставаться! Он хочет познакомиться с природой нашего края и рассмотреть Красную книгу Пензенской области.
- Наша область расположена в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи.
3. Животный мир.
- Животный мир - это шестьдесят с лишним видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных, среди которых есть и окантованные красной полосой, предлагает им назвать тех, кого они узнали.) Благородный олень, лось, косуля, волк, лисица, кабан, горностай, барсук, обыкновенная белка, бобр, речная выдра, заяц-беляк, серый хомячок, большой тушканчик, европейская норка.
- Дети, как вы думаете, почему некоторые иллюстрации с красной окантовкой? (Ответы детей.)
- Да, действительно, эти животные редко встречаются, поэтому занесены в Красную книгу Пензенской области и охраняются законом.
Игра - «Чей хвост?»
Смешарик: Как много животных можно встретить, гуляя в ваших лесах, некоторых из них я даже сфотографировал. (Показывает фотографии, на которых изображены хвосты разных животных)
Ой, я, оказывается, сфотографировал только хвосты животных! Дети, помогите мне узнать, чьи это хвосты!
Дети по очереди определяют «хозяина» хвоста и делают свои предположения, почему на фотографии лишь хвост (Зайчик - пугливый, зайчата в опасный момент замирают, боясь выдать себя движением, поэтому от спрятавшегося в траве зайчика ты сфотографировал только хвостик; белочка - в дупле и т.д.).
4. Закрепление правил поведения в природе. Растения и насекомые Красной книги.
Смешарик: Да, животных, показанных вами пальчиками, я не боюсь, но все же хотел бы прогуляться по лугу. Нарвать цветов, наловить бабочек.
Воспитатель спрашивает у детей: Как вы думаете, хорошо будет, если каждый из нас так сделает? (Ответы детей: поля и луга опустеют, не будет цветов, исчезнут бабочки и т.д.) Как нужно вести себя в природе правильно?
Закрепляются основные правила поведения в природе:
Во время прогулки в лесу нельзя шуметь и включать громкую музыку.
Не рвать цветы и не ломать ветви деревьев и кустарников.
Не сбивать ногами грибы и не разрушать грибницы.
Не ловить бабочек, шмелей и других насекомых.
Не разрушать муравейники.
Не обижать лягушек, жаб и не ловить головастиков.
Не разорять птичьи гнезда и не стрелять в птиц из рогатки.
Не ловить диких животных и не уносить их домой.
Не разводить костры в неположенных местах.
Не оставлять после себя мусор.
Воспитатель показывает несколько растений и насекомых, занесенных в Красную книгу. Рассказывает о них. Например:
Прострел раскрытый (сон-трава) - многолетнее растение из семейства лютиковых. Высотой 7-15 см. Растет в Европейской части России в сосновых, сосново-берёзовых и сосново-дубовых лесах. Цветет в апреле - мае. В медицине известен как успокаивающее, снотворное средство. Это растение часто упоминается в поэзии как снотворное средство.
Алтей лекарственный - многолетнее растение. Название происходит от греческого Althaca, что означает «исцелять». Народные названия - проскурняк, калачики, дикая роза. Высотой растение 60-150 см., цветы светло- или ярко-розового цвета из пяти лепестков длиной до 10 см. Препараты из этого растения уменьшают воспалительный процесс, помогают при кашле.
Адонис весенний (горицвет) - многолетнее травянистое лекарственное растение до 30-40 см. высотой с ярко-желтыми цветками. Цветет одновременно с появлением листьев в апреле - мае. Растет на сухих степных склонах, лесных опушках. В медицине применяется как средство регулирующее сердечную деятельность. Один из мифов появления этого растения связан с финикийским богом солнца Адонисом. Согласно мифу, бог солнца Адонис каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.
Фиалка душистая - многолетнее зимнезеленое растение высотой до 15 см., цветки одиночные, темно-фиолетовые, лепестков 5. Произрастает в широколиственных лесах, в России встречается в европейской части. Цветет в апреле - начале мая. Семена распространяются исключительно муравьями. В медицине известна как отхаркивающее средство, применяется при ревматизме, мочекаменной болезни. Применяют в ароматерапии. О фиалке есть множество легенд.
4. Птицы.
Воспитатель: В 1990 году для разведения редких и исчезающих видов хищных птиц в вольерных условиях при заповеднике был основан питомник хищных птиц.
Основные цели и направления деятельности питомника:
- разработка методики вольерного разведения некоторых видов хищных птиц
- выпуск молодых птиц в природу с целью восстановления природных популяций.
После рассказа о питомнике воспитатель показывает детям иллюстрации птиц, занесенных в Красную книгу и разводимых в питомнике.
Смешарик: Как интересно, какие красивые птицы! А теперь поиграйте со мной.
Игра с прищепками «Птичка»
Птичка клювом повела,
(прищепка в руке, локоть стоит на столе, поворачивается вправо-влево)
Птичка зернышки нашла,
(наклонить руку с прищепкой к столу, имитируя клевание зерен)
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела.
(раскрывать и закрывать прищепку)
5. Итог НОД:
Воспитатель благодарит Смешарика за интересную игру. Подводит итог по содержанию занятия.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ Д/С «Радуга» г.Сурска
_____________/Дибина Т.А./
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» г. Сурска
Конспект НОД
«На берегу лесной реки. Бобр»
Воспитатель: Ширганова Л.И.
2014/2015 год
Конспект НОД для детей логопедической подготовительной группы «На берегу лесной реки. Бобр»
Цели:
1. Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей.
2. Учить детей создавать сюжет рисунка, комбинируя изобразительные приемы.
3. Продолжать учить передавать несложные движения, изменяя статичное положение частей тела; при создании сюжета показывать несложные смысловые связи