Красная книга Пензенской области

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Красная книга Пензенской области» (подготовительная логопедическая группа, краткосрочный, познавательный, творческий)

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 3 недели (с 10 ноября по 28 ноября 2014 года )

Участники: воспитатель, дети подготовительной логопедической группы.

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, художественная литература, труд.

Актуальность: воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжелые последствия, экология родного края, засорение среды обитания - все это показывает необходимость экологического образования детей в детском саду. Участие дошкольников в проекте «Красная книга Пензенской области» позволит обогатить их знания о природе родного края, заставит задуматься о необходимости сохранять и беречь природу, покажет возможность каждого человека внести свой вклад в сохранение окружающей среды.

Цели:

1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Красная книга Пензенской области».

2. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений, животных и птиц Пензенской области.

3. Формировать осознанное, действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

4. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

5. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Задачи познавательных областей

1. Познание:

- Познакомить детей с Красной книгой Пензенской области;

- Расширить представление о жизни редких птиц, животных и растений Пензенской области;

- Воспитывать заботливое, бережливое отношение к природе, желание заботиться и сохранять её;

- Обобщить знания детей, закрепить представления об образе жизни животных, птиц и растений, о роли человека в их жизни, о связи с окружающей средой, создании условий для проживания и произрастания животных, птиц, растений.

2. Коммуникация:

- Формировать у детей навыки слушателя, развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение, использовать разнообразные прилагательные, глаголы, характеризующие внешние признаки и образ жизни животных, птиц, растений;

- Продолжать формировать умения пользоваться разными средствами общения.

3. Художественная литература:

- Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;

- Учить умению использовать слова и образные выражения из стихов и рассказов о животных, птицах и растениях;

- Формировать знания о Красной книге Пензенской области, редких животных, птицах и растениях через художественную литературу.

4. Труд:

- Развивать навыки оказания необходимой хозяйственной помощи, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.

5. Художественное творчество:

- Развивать у детей способность создавать образ в рисовании и аппликации на тему проекта;

- Поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла;

- Учить эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи о животных и птицах, сопереживать настроению художника.

Основные направления реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, коммуникация, знакомство с окружающим миром на тему «Красная книга Пензенской области», непосредственно образовательная деятельность, художественное творчество - рисование на тему «На берегу лесной реки. Бобр», итоговое мероприятие «Красная книга нашего края», совместная деятельность воспитателя и детей - фотоколлаж «Я и природа».

Предварительная работа:

- Поисковая работа по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме.

- Рассматривание Красной книги Пензенской области, книжных иллюстраций художников-анималистов Бахтина, Чарушина, Ватагина, Лаптева, репродукций картин И.Шишкина «Березовый лес», «Утро в сосновом бору», «Туманное утро».

- Чтение художественных произведений: «Как люди обидели речку» (Н. Рыжова), «Плакала Саша, как лес вырубали…» (Н.А.Некрасов), «Ребята и утята», «Журка», «Моя Родина» (М.М. Пришвин), «Лесные картинки» (И.С. Соколов-Микитов), «Птенцы - хитрецы» (Н.И. Сладков), «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» (В.Бианки), «Сказки о природе» (А.Толстой), «Кто лес сажает» (Г.Я. Снегирев).

- Изготовление страниц для альбомов «Растения Красной книги», «Животные Красной книги», «Птицы Красной книги».

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Звери».

- Подготовка материалов для фотоколлажа.

- Дидактические игры «Собери животное (птицу) из частей», «Кто где живет?», «Чей малыш?».

- Настольная игра «Соседи по планете», разгадывание кроссворда «Природа».

Обеспечение проекта:

1. Материалы и оборудование: книги о природе; Красная книга; иллюстрации растений, животных и птиц; материалы для рисования и лепки; аудиозапись «Звуки природы» и мультфильм «Смешарики: Красная книга».

2. Методическая литература: Лапшина Г.А. «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста», Фисенко М.А. «Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий», Шорыгина Т.А. «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание», Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Предполагаемый результат:

1. Дети знают назначение и имеют общие представления о Красной книге Пензенской области.

2. Дети умеют пользоваться знаниями о природе родного края в выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке примеров для наглядности.

3. Дети проявляют интерес к обитателям живой природы нашего края.

4. У детей заложены основы бережного отношения ко всему живому и осознания того, что каждый несет ответственность за богатство и разнообразие флоры и фауны родного края.

Продукт проектной деятельности: создание «Красной книги», оформление фотоколлажа «Я и природа», изготовление коллективного панно «Редкие животные нашего края».





Этапы проекта

Деят-ть родителей

Деят-ть учителя-логопеда

Деят-ть педагога

Деят-ть детей

1 этап - Подготовительный

Принимают задачи.

Входит в проблему.

Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными.

2 этап - Практическая деятельность по решению проблемы

Оказывают помощь детям в оформлении фотоколлажа, по просьбе детей, выполняют домашние задания, принимают участие в совместном занятии.

Совместно обсуждает, отбирает значимые сведения, материалы. Активизирует, уточняет, расширяет словарь по теме. Совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь.

Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, загадок, стихов, считалок по теме проекта.

Формируют знания, умения, навыки. Рисование редких животных Пензенской области

3 этап - Анализ проектной деятельности и оценка результатов

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами по развитию всех компонентов связной речи.

Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.

4 этап - Презентация проекта

Оказывают помощь в оформлении малой Красной книги Пензенской области

Помогает в подготовке к занятию и в оформлении малой Красной книги Пензенской области

Организует презентацию проекта через фотоколлаж «Я и природа», оформление малой Красной книги Пензенской области, выставку рисунков на тему: «На берегу лесной реки. Бобр», итоговое мероприятие «Красная книга нашего края»

Участвуют в организации выставки, завершают изготовление малой Красной книги Пензенской области

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ Д/С «Радуга» г.Сурска

_____________/Дибина Т.А./


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» г. Сурска






Краткосрочный проект

«Красная книга

Пензенской области»


Воспитатель: Ширганова Л.И.







2014/2015 год

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ Д/С «Радуга» г.Сурска

_____________/Дибина Т.А./


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» г.Сурска






Конспект НОД

«Красная книга

Пензенской области»


Воспитатель: Ширганова Л.И.








2014/2015 год

Конспект НОД для детей логопедической подготовительной группы «Красная книга Пензенской области»

Цели:

1. Познакомить детей с Красной книгой Пензенской области и основными правилами поведения на природе.

2. Заложить у детей основы ответственного и доброго отношения к родной природе.

3. Сформировать у детей убеждение о бесценности природы и подвести их к выводу о необходимости ее оберегать.

4. Заложить основы умения классифицировать животный мир.

Словарь: Красная книга, заповедник.

Оборудование: картинки - животные птицы, насекомые и природные пейзажи Пензенской области; игрушка Смешарика; прищепки; Красная Книга области, карта области.

Ход НОД:

1. Знакомство с понятием «Красная книга».

Воспитатель: На Пензенской земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. (Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.

- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.

Просмотр мультфильма «Смешарики: Красная книга». (Для показа нужен ноутбук.) После просмотра мультфильма воспитатель вносит игрушку Смешарика (любого из героев).

2. Беседа о разнообразии природы нашего края.

- Дети, мультфильм закончился, но Крош не захотел с нами расставаться! Он хочет познакомиться с природой нашего края и рассмотреть Красную книгу Пензенской области.

- Наша область расположена в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи.

3. Животный мир.

- Животный мир - это шестьдесят с лишним видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных, среди которых есть и окантованные красной полосой, предлагает им назвать тех, кого они узнали.) Благородный олень, лось, косуля, волк, лисица, кабан, горностай, барсук, обыкновенная белка, бобр, речная выдра, заяц-беляк, серый хомячок, большой тушканчик, европейская норка.

- Дети, как вы думаете, почему некоторые иллюстрации с красной окантовкой? (Ответы детей.)

- Да, действительно, эти животные редко встречаются, поэтому занесены в Красную книгу Пензенской области и охраняются законом.

Игра - «Чей хвост?»

Смешарик: Как много животных можно встретить, гуляя в ваших лесах, некоторых из них я даже сфотографировал. (Показывает фотографии, на которых изображены хвосты разных животных)

Ой, я, оказывается, сфотографировал только хвосты животных! Дети, помогите мне узнать, чьи это хвосты!

Дети по очереди определяют «хозяина» хвоста и делают свои предположения, почему на фотографии лишь хвост (Зайчик - пугливый, зайчата в опасный момент замирают, боясь выдать себя движением, поэтому от спрятавшегося в траве зайчика ты сфотографировал только хвостик; белочка - в дупле и т.д.).

4. Закрепление правил поведения в природе. Растения и насекомые Красной книги.

Смешарик: Да, животных, показанных вами пальчиками, я не боюсь, но все же хотел бы прогуляться по лугу. Нарвать цветов, наловить бабочек.

Воспитатель спрашивает у детей: Как вы думаете, хорошо будет, если каждый из нас так сделает? (Ответы детей: поля и луга опустеют, не будет цветов, исчезнут бабочки и т.д.) Как нужно вести себя в природе правильно?

Закрепляются основные правила поведения в природе:

Во время прогулки в лесу нельзя шуметь и включать громкую музыку.

Не рвать цветы и не ломать ветви деревьев и кустарников.

Не сбивать ногами грибы и не разрушать грибницы.

Не ловить бабочек, шмелей и других насекомых.

Не разрушать муравейники.

Не обижать лягушек, жаб и не ловить головастиков.

Не разорять птичьи гнезда и не стрелять в птиц из рогатки.

Не ловить диких животных и не уносить их домой.

Не разводить костры в неположенных местах.

Не оставлять после себя мусор.

Воспитатель показывает несколько растений и насекомых, занесенных в Красную книгу. Рассказывает о них. Например:

Прострел раскрытый (сон-трава) - многолетнее растение из семейства лютиковых. Высотой 7-15 см. Растет в Европейской части России в сосновых, сосново-берёзовых и сосново-дубовых лесах. Цветет в апреле - мае. В медицине известен как успокаивающее, снотворное средство. Это растение часто упоминается в поэзии как снотворное средство.

Алтей лекарственный - многолетнее растение. Название происходит от греческого Althaca, что означает «исцелять». Народные названия - проскурняк, калачики, дикая роза. Высотой растение 60-150 см., цветы светло- или ярко-розового цвета из пяти лепестков длиной до 10 см. Препараты из этого растения уменьшают воспалительный процесс, помогают при кашле.

Адонис весенний (горицвет) - многолетнее травянистое лекарственное растение до 30-40 см. высотой с ярко-желтыми цветками. Цветет одновременно с появлением листьев в апреле - мае. Растет на сухих степных склонах, лесных опушках. В медицине применяется как средство регулирующее сердечную деятельность. Один из мифов появления этого растения связан с финикийским богом солнца Адонисом. Согласно мифу, бог солнца Адонис каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.

Фиалка душистая - многолетнее зимнезеленое растение высотой до 15 см., цветки одиночные, темно-фиолетовые, лепестков 5. Произрастает в широколиственных лесах, в России встречается в европейской части. Цветет в апреле - начале мая. Семена распространяются исключительно муравьями. В медицине известна как отхаркивающее средство, применяется при ревматизме, мочекаменной болезни. Применяют в ароматерапии. О фиалке есть множество легенд.

4. Птицы.

Воспитатель: В 1990 году для разведения редких и исчезающих видов хищных птиц в вольерных условиях при заповеднике был основан питомник хищных птиц.

Основные цели и направления деятельности питомника:

- разработка методики вольерного разведения некоторых видов хищных птиц

- выпуск молодых птиц в природу с целью восстановления природных популяций.

После рассказа о питомнике воспитатель показывает детям иллюстрации птиц, занесенных в Красную книгу и разводимых в питомнике.

Смешарик: Как интересно, какие красивые птицы! А теперь поиграйте со мной.

Игра с прищепками «Птичка»

Птичка клювом повела,

(прищепка в руке, локоть стоит на столе, поворачивается вправо-влево)

Птичка зернышки нашла,

(наклонить руку с прищепкой к столу, имитируя клевание зерен)

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела.

(раскрывать и закрывать прищепку)

5. Итог НОД:

Воспитатель благодарит Смешарика за интересную игру. Подводит итог по содержанию занятия.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ Д/С «Радуга» г.Сурска

_____________/Дибина Т.А./


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» г. Сурска






Конспект НОД

«На берегу лесной реки. Бобр»


Воспитатель: Ширганова Л.И.








2014/2015 год

Конспект НОД для детей логопедической подготовительной группы «На берегу лесной реки. Бобр»

Цели:

1. Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей.

2. Учить детей создавать сюжет рисунка, комбинируя изобразительные приемы.

3. Продолжать учить передавать несложные движения, изменяя статичное положение частей тела; при создании сюжета показывать несложные смысловые связи



© 2010-2022