Учебная программа «Правила дорожного движения» (элективный курс для учащихся 2 класса)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Учебная программа

«Правила дорожного движения»

(элективный курс для учащихся 2 класса)



Составили: Бабарыка Г. В.,

Шамарова Е. А.,

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №59»

Барнаул, 2014

Пояснительная записка

к курсу «Правила дорожного движения» (2 класс)

на 2014/2015 учебный год Рабочая программа составлена для 2 классов на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013 ;
  • Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
  • Авторской программы факультатива «Я - пешеход и пассажир»: Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой: - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. - (Начальная школа XXI века).


С каждым годом в нашей стране возрастает выпуск автомобилей и других транспортных средств. Было увеличено производство автобусов для обще­ственного транспорта, легковых автомобилей повышен­ной проходимости для сельской местности. С увеличением выпуска автомобилей в нашей стра­не, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышаются требования ко всем участникам дорожно­го движения (водителям, пешеходам, пассажирам и т. д.). В условиях повышения интенсивности движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюда­ются несчастные случаи с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных пос­ледствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой. Правила дорожного движения должны знать все учащиеся начальной школы, потому что они являются и пешеходами, и пассажирами. Учащиеся должны уяснить, что знание правил дорожного движения и умение безопасно себя вести на улицах уменьшает число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осо­знанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участни­ками которых становятся младшие школьники. Задачи:

  • научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
  • организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков;
  • закрепление знаний ПДД учащимися школы;
  • предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов;
  • создание методической копилки педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД;
  • привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Особенности содержания
Программа построена с учётом сле­дующих принципов:

  • доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
  • личностно ориентированная направленность курса - актуализа­ция знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных си­туаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
  • линейно-концентрическое расположение учебного материала, ко­торое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
  • деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой дея­тельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы. Обязательный объём знаний - перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формули­ровках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотиви­рованной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций. Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуаль­ной и творческой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса


В результате освоения про­граммы элективного курса формируются следую­щие

предметные умения:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, при­ближенном к установленному в ПДД);
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение
  • формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Универсальные учебные действия

  1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;

  • определять направление движения объекта и своё пространствен­ное положение по отношению к нему;
  • соотносить скорость движения с положением объекта в простран­стве (далеко - медленно; близко - быстро); различать скорости переме­щения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных си­туациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко - да­леко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);
  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

  1. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож­ного движения:
  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);
  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с осо­бенностями своего поведения;
  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих зна­ков (изученных);
  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?»;
  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближен­ном к установленному в ПДД);
  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
  • оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
  • группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала: увеличение количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Отдельные темы содержат теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасности поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, участии в сюжетно-ролевых играх с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Занятия проводится в классных комнатах или на спе­циальной площадке (во дворе школы, физкультурном зале) с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств. На площадке наносится дорожная разметка: проез­жей части, перекрестков, пешеходных переходов, вре­менно или постоянно устанавливаются светофоры, до­рожные знаки и другое оборудование. Некоторые занятия можно проводить на ули­це, перекрестке, площади (с показом движения транс­портных средств и пешеходов, средств регулирования), в общественном транспорте (используя экскурсионные и ведомственные автобусы). В процессе обучения демонст­рируются короткометражные кинофильмы, проводятся экскурсии, организуются ут­ренники, КВНы, викторины, соревнования по безопас­ности движения велосипедистов и т. п., которые долж­ны способствовать воспитанию у учащихся сознатель­ного безопасного поведения на улицах и дорогах и неу­коснительного выполнения правил дорожного движения. К проведению занятий, отдельных бесед, экскурсий и т. п. можно привлекать ра­ботников ГиБДД, родителей, водителей транспортных средств.

Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Правила дорожного движения» изучается во 2 классе 0,5 часа в неделю (17 часов в год).

Количество уроков по разделам за год

Раздел программы

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

Условия безопасного поведения пешехода, пассажира

5

Не предусмотрены программой

Улицы и дороги

2

Регулирование дорожного движения

4

Будь внимателен и осторожен

6

Итого:

17 Формы обучения младших школьников ПДД:

  • тематические занятия
  • игровые уроки
  • практические занятия
  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
  • настольные, дидактические и подвижные игры, беседы
  • Оформление маршрутных листов «Школа - дом»;
  • Конкурсы рисунков и стенгазет
  • Конкурсы агитбригад по ПДД
  • Игра «Безопасное колесо»;
  • Посвящение первоклассников в пешеходы
  • Проведение уроков по ПДД
Совместная работа с отделом ГИБДД
  • Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах.
  • Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
Работа с родителями
  • Проведение родительских собраний по тематике ПДД
  • Составление и распространение памяток «Ребенок и дорога»
  • Совместные праздники, конкурсы
Успешность освоения курса оценивается при выполнении итогового зачета. Тексты тестовой работы и вопросы для проведения итогового контроля знаний представлены в Приложении. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если правильно выполнены не менее половины предложенных заданий.

Содержание курса


I. Условия безопасного поведения пешехода, пассажира (5 ч)

1. Как я знаю правила дорожного движения. Повторение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Правила пользования общественным транспортом (по материалам I класса). Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в горо­де, поселке (по материалам местной Госавтоинспекции). Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор конкретных маршрутов учащихся на стади­он, в парк, кинотеатр и т. п.

2. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны. Проис­хождение этого правила. Особенности движения пеше­ходов на загородных дорогах. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода. На нерегулируемых пешеходных переходах; при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маяком и специальным звуковым сигналом. Культура поведения пешехода при переходе проезжей части. Выбор наиболее безопасного пути в школу.

3. Правила перехода улиц, дорог Установленные места для перехода улиц, дорог. Линия продолжения тротуара, обочина. Правила перехода улицы, дороги по пешеходным переходам. Переход улицы по сигналам светофора. Переход улицы на нерегулируемых перекрёстах. Запрещенные места для перехода улиц, дорог. Островок безопасности. Осевая линия. Прогон скота через дорогу.

4. Пассажир обязан Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения в общественном транспорте. Порядок посадки и высадки из общественного транспорта. Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила перехода улиц после высадки из транспортных средств общего пользования. Поведение детей при перевозке их на грузовых автомобилях, оборудованных для этих целей. Правила пользования городским железнодорожным транспортом. Что запрещается пассажиру.

5. Детский дорожно-транспортный травматизм. Основные причины дорожно-транспортного травматизма: незнание ПДД, невыполнение требований ПДД, игры на дорогах и вблизи нее, невнимательность, недисциплинированность. Разбор дорожных ситуаций.

II. Улицы и дороги (2 ч)

1. Элементы улиц и дорог. Основная часть дороги - проезжая часть. Покрытие дорог. Автомагистрали, сельские грунтовые дороги. Обочина. Кювет. Пешеходная дорожка. Тротуар. Ограждение тротуара от проезжей части. Зелёные насаждения. Велосипедная дорожка. Улица с односторонним и двусторонним движением. Составные части дороги и для чего они предназначены.

2. Перекрестки и их виды, сигналы, подаваемые во­дителями транспортных средств. Определение понятия «Перекрёсток». Виды перекрёстков (четырехсторонние, прямоугольные, четырёхсторонние под прямым углом, трёхсторонние, Т-образные, У-образные, многосторонние, площади). Поведение пешеходов на перекрестках. Световые сигналы, подаваемые водителем транспортного средства при начале движения, маневрировании (обгон, поворот налево, направо, разворот), остановке. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. Значение этих сигналов для пешеходов.

III. Регулирование дорожного движения (4 ч)

1. Дорожная разметка. Значение дорожной разметки в организации движения. Пешеходный переход (регулируемый и нерегулируемый). Линии разделения транспортных потоков противоположных направлений. Линии островка безопасности и его назначение.

2. Дорожные знаки. Назначение дорожных знаков. Виды дорожных знаков. Предупреждающие: «Пересечение с трамвайной ли­нией», «Приближение к железнодорожному переезду», «Выброс гравия», «Дикие животные», «Падение кам­ней», «Дорожные работы», «Пересечение с велосипед­ной дорожкой». Запрещающие: «Движение запрещено». Информационно-указательные: «Место стоянки лег­ковых такси», «Начало населенного пункта», «Конец на­селенного пункта». Сервиса: «Больница», «Место отдыха».

3. Сигналы светофора. Значение светофоров в организации дорожного движения. Виды светофоров. Пешеходный и транспортный светофоры и подаваемые ими сигналы. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, разметки.

4. Сигналы регулировщика Значение сигналов регулировщика для транспортных средств и пешеходов. Сигналы, подаваемые регулировщиком и их значение.

IV. Будь внимателен и осторожен (6 ч)

1. Навыки безопасного поведения пешеходов на улице. Изучение навыков безопасного движения: навык наблюдения за пересекаемой дорогой, навык переключения внимания, навык правильной оценки расстояния, навык остановки перед переходом дороги, навык осмотрительности.

2. Переход нерегулируемых перекрёстков, поведение граждан в местах остановок общественного транспорта. Правила перехода нерегулируемых перекрестов. Тротуар, обочина. Осевая линия, островок безопасности. Где можно переходить дорогу.

3. На железной дороге и вблизи неё. Железнодорожное полотно, насыть. Опасности от железнодорожного транспорта для пешехода, пассажира, водителя. Переход через железнодорожные пути в оборудованных местах и за пределами населенного пункта. Что запрещено ПДД делать детям вблизи железнодорожных путей.

4. В гостях у инспектора ГИБДД Встреча с пропагандистом ПДД района в ГИБДД, в школе. Посещение ближайшего поста ГИБДД, наблюдение за работой инспектора.

5-6. Итоговые занятия.

Итоговый зачёт (в форме теста) по курсу. Игра-конкурс «Я - участник дорожного движения».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Какие наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на улицах и дорогах приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
  2. Название, назначение дорожных знаков, изученных в 1 классе и 2 классах, и вероятные места их установки.
  3. Дорожная разметка на улицах и дорогах в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
  4. Правила безопасного поведения пешеходов на городских улицах и загородных дорогах.
  5. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне или населенном пункте.
  6. Значение сигналов светофоров для транспорта и пешеходов.
  7. Значение сигналов регулировщика для транспорта и пешеходов.
  8. Что такое перекрёсток, и какие виды перекрестков есть в микрорайоне школы или населённого пункта.
  9. Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

Учащиеся должны уметь:


  1. Выбирать безопасные места и определять безопасные условия для перехода улиц в микрорайоне или населённом пункте.
  2. Безопасно выполнять переход улиц и дорог по обозначенным пешеходным переходам в сопровождении взрослых.
  3. Пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и движении на маршруте.
  4. Обращаться за помощью к взрослым в сложных условиях перехода улиц и дорог или при посадке и выходе из общественного транспорта.

Список литературы


  1. Дмитрук В.П. Здравствуй школа! ПДД для школьников.- ИТ «Третий Рим», 2005г
  2. Добрушин А.Д. Как уберечь детей при переходе улицы СПБ, 1999г
  3. Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 классов. - М.: Ливр, 1997
  4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2006 - 192с. - (Мастерская учителя)
  5. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 2-4 классы. _М.: Дрофа, 1996
  6. Сборник методических рекомендаций по изучению правил дорожного движения в школе. - Барнаул, 1995
  7. Три сигнала светофора. - М.: Просвещение, 1990

Календарно-тематическое планирование по ПДД во 2 классе



п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во

часов

Календарные сроки

Основное содержание

Оборудование, контрольно-измерительные материалы

Примечание

Плани-руемые

Факти-ческие


Условия безопасного поведения пешехода, пассажира

5





1.

Как я знаю правила дорожного движения

1



Изготовление маршрутных листов

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


2.

Движение пешеходов по улице и дороге.

1



Составление памятки, практическое занятие

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


3.

Правила перехода улиц и дорог.

1



Экскурсия по улицам

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД,

мультимедийная презентация


4.

Пассажир обязан.

1



Составление памятки пассажира

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


5.

Детский дорожно-транспортный травматизм.

1



Обсуждение причин и последствий ДТП

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД



Улицы и дороги

2






6.

Элементы улиц и дорог.

1



Экскурсия

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


7.

Перекрёстки и их виды, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1



Работа с Интернет-ресурсом

Интерактивная доска,

Интернет-ресурсы



Регулирование дорожного движения

4






8.

Дорожная разметка.

1



Просмотр и обсуждение видеофрагмента

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


9.

Дорожные знаки.

1



Работа в группах

Интерактивная доска,

карточки с дорожными знаками


10.

Сигналы светофора.

1



Работа в группах

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


11.

Сигналы регулировщика

1



Работа с Интернет-ресурсом

Интерактивная доска,

Интернет-ресурсы



Будь внимателен и осторожен

6






12.

Навыки безопасного поведения пешеходов на улице.

1



Составление памятки

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


13.

Переход нерегулируемых перекрёстков, поведение граждан в местах остановок общественного транспорта.

1



Просмотр и обсуждение видеофрагмента

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


14.

На железной дороге и вблизи неё.

1



Просмотр и обсуждение видеофрагмента

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


15.

В гостях у инспектора ГиБДД.

1



Беседа с инспектором по ПДД

Интерактивная доска,

обучающая программа по ПДД


16.

Итоговый зачёт по курсу ПДД.

1



Тестовая работа

Индивидуальные карточки с заданиями

Приложение

17.

Итоговое занятие.

1



Экскурсии по городу



18.

Резервный урок по теме «Повторение пройденного»

1



Обобщение и систематизация знаний



Приложение 1



Вопросы итогового контроля знаний учащихся



  1. Назови участников дорожного движения.

  2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.

  3. Назови части городской (загородной) дороги.

  4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением - это улица, по которой …»

  5. Как называется место, где пересекаются улицы?

  6. Назовите типы перекрёстков.

  7. Какие бывают пешеходные переходы?

  8. Расскажи свой путь «Дом - школа»

  9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

  10. Где следует ожидать общественный транспорт?

  11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.

  12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.

  13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?

  14. Что такое «зебра»?

  15. Что такое «островок безопасности»?

  16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?

  17. Какие бывают пешеходные переходы?

  18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

  19. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги)?

  20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

  21. Где должны ходить пешеходы?

  22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

  23. Какие дорожные знаки тебе известны?

  24. Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

  25. Какие бывают светофоры?

  26. Что означает каждый сигнал светофора?

  27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

  28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?

  29. Какое движение называют правосторонним и почему?

  30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?


© 2010-2022