Урок литературного чтения в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классеУрок литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе















Подготовила учитель начальных классов

Кондратюк Валентина Хасиновна












Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».

Цели урока:

  • Расширить знания детей о биографии Н. Н. Носова и познакомить с первым его рассказом «Затейники»;

  • Развивать мыслительную деятельность учащихся, речевые умения, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

  • Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, читать по ролям, составлять план рассказа, умения работать с книгой;

  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование урока: презентация; Учебник для 1 кл. нач. шк.


Ход урока

1. Организационный момент. Знакомство с детьми.

2. Речевая разминка.

Учитель: Ребята, вспомним главное правило. ( слайд № 2 )
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!

• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

3. Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала.

Учитель

- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться.( слайд № 3 )

Девизом работы предлагаю взять пословицу: "Миром и горы сдвинем". Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

- Нам вместе надо ответить на 5 вопросов наших знакомых героев. Отгадав, наши гости нам будут дарить по букве, и мы узнаем с каким писателем нам предстоит познакомиться. ( слайд № 4 )

  1. «Надоело нам мяукать. Мы хотим, как поросята хрюкать.…»? Из какого стихотворения эти строки, и кто автор? (Путаница. К.И. Чуковский.)

  2. К.И . Чуковский. Из какого произведения героиня, от которой убежала вся посуда? (Федорино горе). Как звать главного героя? Почему от неё сбежала посуда.

  3. Чтобы спастись от роя ос, скажите в какое произведение я должен бежать? Кто автор? Помогите мне. (С. Михалков. « Мой щенок»)

  4. А кто написал обо мне, маленьком сереньком создании?( С.Я. Маршак.). А ещё какие произведения этого автора читали? «Сказка о глупом мышонке» , «Кот и лодыри» и т.д.

  5. Вы меня угадали? Правильно я - дядя Стёпа. Что вы можете рассказать обо мне?

4. Изучение нового материала. Это писатель Носов Николай Николаевич.

  • (Портрет). ( слайд № 4 )
Учитель. - Знаете, где родился Н. Н. Носов? (в 1908, в городе Киеве, в семье актёра.)
  • В детстве Носов увлекался... вам рисунки подскажут, .( слайд № 5 ) (Музыкой, пением, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, химией, электротехникой) .( слайд № 6 )

Окончил два института: стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.

Начало его писательской биографии было необычным и писателем он стал как бы случайно: Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.

Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: "Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям".

В самом деле, Н.Носову "было о чём порассказать людям". Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был всесторонне развитым человеком.

- Один авторитетный международный журнал подсчитал, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки мира. Получился список, в котором третьим, после М.Горького и А.С.Пушкина, оказался детский писатель Николай Носов. Как видите, ребята, книги Носова читают и любят не только в России, но и в других странах мира.

Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.

  • Как вы думаете, почему?
  • Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал "Мурзилка". Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие. Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова? Из букв составьте слово. ( слайд № 7)

  • Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!

Учитель:
  • Ребята, а кого называют затейниками?
  • Подберите похожие по смыслу слова к слову затейники. (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
  • Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
  • И так, затейник- это организатор веселья.(Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям)

5.. Физминутка.( слайд № 8 )

  • Ребята,мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.

  • Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.

  • РА-РА-РА- вышла славная _________;

  • КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;

  • АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;

  • РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.

  • Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.

6. Первичное восприятие текста. Словарная работа.

  • Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.

  • Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

  • Почему ты так считаешь?

- А сейчас послушаем рассказ, а вы следите , и отмечайте непонятные слова.

  • Встретились непонятные слова?

  • Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?

  • Грустный или веселый рассказ?

  • Кто герои рассказа? (дети.)

  • Назовите их имена?

  • Почему они считали себя затейниками?

  • В какую игру играли Валя и Петя?

  • Кого они изображали?

  • От чьего имени ведётся рассказ?

9 Составление плана рассказа (по группам).

Дальнейшую свою работу мы организуем в группах.

Что ценится при работе в группе?

Ваша задача состоит в том, чтобы подготовиться к выборочному чтению.

( Защита работы.

- При оценивании работы группы будет учитываться, как работали: дружно, умение слушать своих одноклассников, работа при защите других групп)

  • Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План:

  • Может быть это серый волк?

  • Дети читали сказку «Три поросенка».

  • Так и не стали играть в «три поросенка».

  • Постройка домика.

Проверка плана. Выборочное чтение частей сильными учениками.

7. Выборочное чтение.

  • Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

  • Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.

  • Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

  • Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)

8 Работа в парах

Тест:Около каждого вопроса поставить + или-

1. Валя и Петя затейники? (+)

2. Они играли в «трёх поросят»? (+)

3. Ребята завесили одеялом кровать? (-)

4. Петю кто-то схватил за руку? (-)

5. Ребята испугались и выбежали из комнаты? (+)

6. Ребята дальше играли в «трёх поросят»? (-)

5.Проверка теста

  • Какие дети в начале рассказа? Какие у них голоса?

  • А в конце?

9.Чтение по ролям

Развитие общей моторики.
• Общее расслабление
Как на горке - снег, снег, ( Руки поднимают вверх.)
И под горкой - снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
И на елке - снег, снег, (Встают и поднимают руки.)
И под елкой - снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
А под снегом спит медведь
Тише, тише… Не шуметь! (Садятся на свои места.)

8. Итог


  • Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

  • За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

  • Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)

  • Что сказали бы соседи, которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))

  • Что скажете вы?

  • Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

  • У Носова Н. много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете……..(Выставка книг Н. Носова).

( слайд № 9 ) Оцени себя за урок.

«Лист самооценки».

Узнал что-то новое Научился

о писателе

Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Развитие общей моторики.
• Общее расслабление
Как на горке - снег, снег, ( Руки поднимают вверх.)
И под горкой - снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
И на елке - снег, снег, (Встают и поднимают руки.)
И под елкой - снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
А под снегом спит медведь
Тише, тише… Не шуметь! (Садятся на свои места.)


© 2010-2022