Технологическая карта по литературному чтению на тему: Н. Носов Живая шляпа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока

Развитие восприятия художественного произведения. Н.Носов «Живая шляпа».

Тип урока

Урок-поиск.

Цель урока

Создать условия для восприятия художественного произведения и оценки деятельности литературных героев через выдвижение гипотез и их проверку.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия (УУД)

ЛИЧНОСТНЫЕ: оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности; развитие качеств - смелости, логического мышления, чувство юмора, рассудительности, как регуляторов успешности и результативности.

ПРЕДМЕТНЫЕ: владение литературными понятиями: жанр, тема, литературный герой, модель обложки; чтение со скоростью, позволяющей понять смысл прочитанного; соотносить поступки героев с нравственными нормами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи (моделирование обложки книги, знаки -алгоритм работы в группах и в паре); выполнять логические операции: сравнение, анализ, классификацию; строить рассуждения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основные методы и технологии развития УУД Объяснение нового материала с привлечением детей к открытию новых знаний; построению темы урока и путей её достижения; совместная оценка и самооценка результатов учебного труда; использование ИКТ; групповая работа; метод прогнозирования;

Основные понятия

Жанр, тема, литературный герой, модель обложки.

Межпредметные связи.

Русский язык, математика, ИЗО.

Ресурсы

Учебные материалы: учебник «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л. А. Ефросинина), рабочая тетрадь «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л. А. Ефросинина), карточки-задания для работы в группах, числовая полоска для теста-опроса по содержанию; раздаточный материал для практической работы в парах; мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Pover Point.

Этапы урока

Микроцели

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Мотивационный этап


Мотивиро-вать учащихся на изучение темы.

Регулятивные УУД:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

создание ситуации успеха, доверия.

Личностные:

высказывание предположений,

принятие точки зрения другого.

- Добрый день! Сегодня наш класс озарён приветливыми улыбками гостей и хозяев!

- Чтение четверостишия:

Добро безмерно, как вода
Бездонного колодца.
Будь добрым к людям - и добро
Всегда к Тебе вернется.

с одновременной демонстрацией слайдов - улыбающихся лиц детей класса;

- Ребята, будьте улыбчивыми, приветливыми, доброжелательными, тогда будет спориться любое дело и захочется поделиться со всеми окружающими добром;

- Тренинг «Дарим добро».

( Я дарю тебе добро, ты даришь мне добро, мы дарим всем добро);

- жестами и знаками «дарят» друг другу и всем присутствующим добро;

II.

Введение в тему.

Актуа-лизация опорных знаний.

Целеполагание.

Подготовка к восприя-тию.

Закреплять знания по изученному произведению; создавать проблемную ситуацию для выдвижения гипотезы;

Регулятивные : оценивать результаты деятельности.

Познаватель

ные:

классифициро-вать объекты (объединять по существенному признаку), выделять частное из целого с доказательством.Коммуникатив-ные:

высказывать свою точку зрения и принимать мнение других.

- Я начинаю дарить добро. Предлагаю заглянуть в волшебный сундучок и посмотреть что внутри.

Игра « Подумай и ответь»

Из волшебного сундучка ученик вынимает знакомые предметы (гвозди, молоток, гвоздодёр, шляпа). Подумайте и ответьте: - «Какой предмет «лишний» и по какому принципу можно объединить все остальные?»

- «Лишняя» шляпа, потому что все остальные предметы встречались в стихотворении В.Берестова «Серёжа и гвозди».

- Да, действительно, названные предметы были упомянуты в стихотворении В.Берестова «Серёжа и гвозди». Подумайте и предположите, почему в числе «лишних» оказалась шляпа? ( ……………………………………… )

- Сегодня мы прочитаем произведение, в котором будет упоминаться о шляпе.

- Что вы знаете о шляпе?

(…это головной убор, бывает мужская и женская, широкополая, ит.д.)

- Прочитайте со слайда словосочетания:

Мужская шляпа

Драповая шляпа

Живая шляпа

Красивая шляпа

Широкополая шляпа

- Какое словосочетание вызывает интерес, кажется необычным, нереальным?

(живая шляпа)

Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Выскажите гипотезу - предположение! Бывает шляпа живой?

(Учитель принимает две наиболее ярко выраженные противоположные по значению гипотезы. Например: ШЛЯПА может быть живой и ШЛЯПА не может быть живой.)

- А вот у одного известного детского писателя есть своё мнение. Его фамилию узнаете, если выполните задание:

- Зачеркните все П и Е прочитайте слово.

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВПП

(НОСОВ)

  • Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. Произведение называется «Живая шляпа». Это предположение Н.Носова.

- Хотите узнать истинность гипотезы?

- Давайте узнаем в процессе совместной работы, какая гипотеза подтвердится.

- Какими путями мы будем доказывать? Что для этого будем делать? (читать, отвечать на вопросы, наблюдать, сравнивать, доказывать)

- вынимают предметы из сундучка

- классифицируют предметы по существенным признакам;

- описывают признаки предмета;

- строят предположение по теме сегодняшнего урока;





- выдвигают гипотезу;


Рассматривают изображение на слайдах.

III.

Открытие нового знания.

Познакомить с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»;

дать значение непонятных слов и выражений;

отрабатывать навык чтения приёмом «дружный», «цепочкой», «по ролям»

со скоростью, позволяющей понять смысл прочитанного;

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства для составления модели обложки книги

Коммуникатив-ные:

уметь выражать свои мысли, договариваться со сверстниками; строить монологическое высказывание;

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

( что я знаю и умею); учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • Для удачного чтения - дыхательная гимнастика.

  1. На вдох набрать в лёгкие воздуха, на выдох - задуть свечу, громко озвучить рисунок;

  • Словарная работа:

комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей;

треснуть - ударить;

плюхнуться - тяжело упасть.

  • Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми 1 части рассказа.

  • Чтение рассказа до конца приёмом «Дружный», «Эстафета».

  • Ответы на вопросы по содержанию:

- Чем занимались ребята?

- Что нарушило покой мальчиков?

- Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?

- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?

- В чём секрет живой шляпы?

- Кого же на самом деле испугались ребята?

- В какой момент вы испугались за мальчиков?

- В какой момент хотелось им дать какие-либо советы?

- Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?

Вы сейчас подумаете и решите, работая в группах.

  • Познакомьтесь с заданием, прочитайте памятку «Правила работы в группе» и приступайте к выполнению задания.

Задания

1 группе: из предложенных пословиц выберите ту, которая определяет поведение мальчиков..

  • Январь году начало, зиме середина.

  • Тяжело в ученье, легко в бою;

  • У страха глаза велики;

2 группе:

  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

  • Пуганая ворона и куста боится;

  • Солдат спит - служба идёт;

3 группе:

  • По одёжке встречают, по уму провожают;

  • Трусливому зайке и пенёк волк;

  • Яблоко от яблони недалеко падает;

4 группе: распределите слова героев, подготовьтесь читать по ролям отрывок рассказа.

5 группе: выберите и выделите качества, которые ребята должны воспитать в себе: смелость, неряшливость, чувство юмора, доброту, рассудительность, торопливость, трусость.

- задувают свечу, - дают толкование слов;

- один ученик находит значение слова «треснуть» в книге-словаре Ожегова.

- второй ученик находит значение слова «плюхнуться» в электронном варианте словаря Ожегова.


- воспринимают текст рассказа на слух.

Фронтальная работа.

Слайд с пословицами.

Классифицируют пословицы со слайда фронтально

и в группах.

Ищут необходимую информацию для решения учебной задачи - выбирают подходящую пословицу.

Работают на интерактивной доске.

IV.

Закрепление учебного материала.

Закреплять навыки моделирования обложки книги; выбора необходимой информации из текста произведения; самооценки.

Познаватель

ные:

строить причинно-следственные связи; выделять существенную необходимую информацию из текста для ответов на вопросы.

Личностные:

формировать

способность к самооценке; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков литературных героев.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий.

  • - Продолжаем доказывать или опровергать выдвинутые гипотезы. У вас на партах полоски с цифрами - заготовка на тест-опрос. Слушайте фразы. Если фраза верна, отметьте знаком «+», если не верна -знаком«-».

  1. (-) Кота в рассказе зовут Тишка.

  2. (+) Кот попал под шляпу.

  3. (+) Спасаясь от шляпы, мальчики запрыгнули на диван.

  4. (-) Мальчики в шляпу стреляли морковкой.

  5. (-) Под шляпой был щенок.

Проверьте свою работу. Сверьте с образцом.

  1. 2 3 4 5

- + + - -

Если работа выполнена безошибочно, нарисуйте красный кружок, если допустили одну ошибку - зелёный, если две и более - синим. Как вы думаете, почему допустили ошибки?

- Вывод: слушать внимательно учителя, соседа в паре, работать сосредоточенно, не отвлекаться.

  • Физминутка!!!!!!

- Кто запомнил кличку котёнка в рассказе? (Васька)

- Как будут называть его, когда он вырастет? (Кот Василий)

«Три кота Василия»

  • Моделирование обложки произведения.

1. Выберите необходимые обозначения для моделирования обложки к книге Н Носова «Живая шляпа» и наклейте нужные детали.

2. Составить модель обложки на интерактивной доске.

3. Сравните с другой обложкой. (Рассказ Н.Носова «Фантазёры»). В чём сходство и в чём отличие?

- выполняют тест-опрос;



- оценивают свою работу;

- делают выводы,


читают с интонацией вопроса, восторга, повествования;

Работа в парах.

- Два ученика составляют модель обложки на интерактивной доске;

- выполняют операции сравнения.

V.

Итог урока.

Подвести к осознанию достижения цели урока.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

Познаватель

ные:

Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль деятельности.

  • Учитель: так, какой же предмет может быть одушевлённым, ЖИВЫМ - шляпа или котёнок?

Какая версия оказалась правильной?

ЖИВЫМ был котёнок, который случайно попал под шляпу. Именно его испугались мальчики.

- Какой это рассказ по настроению?

(Это весёлый юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение).

- Ситуация на самом деле смешная, но ведь ребята испугались.

Давайте представим, что могло быть, если бы мальчики подключили логику мышления, не спеша подумали, поразмышляли, что шляпы не бывают живыми?

(они бы не испугались, не кидали картошкой, не обидели нечаянно котёнка, не было бы паники ..)

- доказывают состоятельность той или иной гипотезы;



- прогнозируют учебную ситуацию;

VI.

Рефлексия

Определять эмоционально-чувственное состояние учеников;

Коммуникатив-ные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: вносить коррективы в свои действия с учётом действия литературных героев;

  • Закончи предложение:

«Я хочу воспитывать в себе …»

Учитель: ребята, если вы когда-то попадёте в подобную ситуацию, постарайтесь сначала подумать, проанализировать происходящее, возможно, и не возникнет чувство страха.

А забавный шалунишка котёнок пожелал сегодня с вами познакомиться поближе. Я вам его дарю за умение мыслить, рассуждать, доказывать своё мнение, делать выводы, сопереживать героям рассказа. СПАСИБО!

- высказывают свои предложения;

Урок составила учитель начальных классов МАОУ Казанская СОШ

Новосёлова Светлана Николаевна

17.04.2012.годТехнологическая карта по литературному чтению на тему: Н.Носов Живая шляпа



© 2010-2022