Конспект урока по русскому языку на тему Разделительный мягкий знак (1 класс) УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обучение грамоте 1 класс

Тема: «Разделительный мягкий знак»

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «Букварь»

Цели:


  • продолжить знакомство с буквой Ь;


  • познакомить с разделительной функцией Ь;


  • формировать навыки чтения слов с этой буквой;


  • познакомить со способами соединения Ь с другими буквами;


  • развивать память, речь, мышление, внимание;


  • воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное отношение к учебе.


Ход урока:

  1. Орг. момент.


Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книга, ручка - всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех!

2. Самоопределение деятельности.

У. Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы сегодня узнавать новое?

У. А для того, чтобы вам было интересно и увлекательно на уроке, вы не только узнаете новое, но и поможете мальчику-иностранцу. Он очень плохо говорит по-русски и поэтому, мы будем ему помогать на протяжении 4 лет учебы.

- Поможем?

3. Актуализация знаний.

-Чтобы узнать что-то новое, как вы думаете с чего надо начать? ( Вспомнить пройденное).

У. Да, конечно. Давайте вспомним пройденное.

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Почему гласных букв больше, чем гласных звуков ?

(некот. гласные звуки обозначаются на письме двумя буквами)

Повторение букв по домикам.

б) прочитайте на доске сочетания слов:

еловый лес и ясный день

- Одинаково ли была прочитана буква е в словах еловый и лес, день?

- Как в одном случае?

-Как в другом?

-Почему по-разному?

- В каком ещё слове на месте одной буквы произнесли два звука?

-Какие?

-Почему?

- Какой последний звук в слове день?

-А какая буква?

-Почему так?

-Что же вы знаете о букве ь?

Буква ь - показывает мягкость согласного звука.

- как вы думаете, почему мы повторили именно этот материал?

Создание проблемной ситуации.

У. Ребята, а сейчас я проверю, какие вы внимательные и сообразительные.

Игра «Доскажите словечко»

Я вам сейчас буду читать стишки, а вы должны досказать слово, которое подходило бы по смыслу.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется (медведь)
В синем море плыл корабль.

Управлял им капитан.

Что-то судном закачало

И корабль сел на …(мель) (мель- мелкое место на реке или в море)
С голубыми волосами

И с огромными глазами.

Дружит с самим Буратино,

А зовут ее … (Мальвина)
Он Мальвину полюбил,

Грустным и печальным был. (Пьеро)

Какое слово здесь лишнее? Почему? Можете ответить?

- сегодня откроется ещё одна тайна ь, он будет «именинником» урока

это переход к новой теме.

Решение проблемы.

- откройте букварь (с.108), рассмотрим розовую рамку

- что обозначает эта запись?

- давайте посмотрим на картинки в учебнике

- что изображено на 1 картине?

- на 2 картине?

изображён день во время пурги, метели.

- давайте прочитаем, что подписано

Я вам попытаюсь помочь,

(На доске) в ю ж н ы й.

Ничего не понятно.

- Кто догадался, какое слово имеется в виду? (Вьюжный, от

слова вьюга.)

- В чем же дело, почему слово не получается? Давайте сравним то, что написано на доске, и настоящее слово. Произнесём их и вслушаемся в звуки в начале слова. (Выясняется, что не показан звук [й'].)

- Но ведь здесь есть буква ю, как и в слове южный. Почему же там получалось два звука, а тут - нет?.. (Должно быть выявлено различие: в первом слове эта буква была в начале слова, а во втором перед ней есть буква согласного.)

- Но в слове вьюжный есть звук [й']? (Есть.) Его надо как-то обозначить? (Надо.)

- Вот и пришло время буквы-«именинницы». (карточку с ь к набранному на доске слову.)

- Оказывается, иногда буквам е, ё, ю, я приходится обозначать

звук [й'] и тогда, когда этот звук слышится после согласного.

Правда, одни, сами, они этого сделать не могут - на помощь им

приходит ь.

(вставляю ь.)

Когда ь находится после букв согласных перед буквами е, ё, ю, я,

он помогает этим буквам обозначить звук [й']. Он предупреждает:

за этими буквами прячется звук [й'], их надо читать как два звука.

Прочитаем слово, которое получилось. (Читаете: вьюжный.)

- Вернитесь к букварю и сделайте так, чтобы слово вьюжный

получилось. Как для этого поступите? (Учащиеся подставляют ь.)

- Тот ь, который вы сейчас подставили, имеет своё название.

За то, что он разделяет буквы, не даёт их слитно читать, его

назвали: разделительный мягкий знак. (Хором повторяете.) Как видите, у такого мягкого знака есть своё название и своя «работа»: предупреждать, что идущие дальше буквы е, ё, ю, я надо читать как два звука. Давайте поучимся принимать предупреждения разделительного мягкого знака и правильно читать слова.

5. Первичное закрепление.

- Ь может превращать одни слова в совершенно другие.

- давайте почитаем слова, но прежде потренируемся читать с ь.

Вь-вью рь-рья

Мь-мье ть-тья

Пь-пьё бь-бьё

Ль-лья фь-фья

(на доске)

перо- Пьеро

Коля - колья

солю - солью

суди - судьи

полёт - польёт
3. Приступая к чтению слов, обратите внимание ребят на знак «подготовься к чтению».

- чего нет в первом столбике?

что в первом столбике нет разделительного знака, но буквы е, ё, ю, я будут читаться как два звука по уже знакомому правилу.

Дойдя до нижнего столбика слов (воробьи и др.)

Скажите, а вы не удивлены «поведением» буквы и?

- буква и после разделительного мягкого знака тоже читается как два звука, первый из которых тот же звук [й'].
- давайте прочитаем эти слова и выделим «опасные места».

- Хором произнесем эти слова так, как они пишутся, с установкой: постараться запомнить буквы.

Теперь мы можем сделать вывод о роли ь знака.

- Итак, почему Ь знак называется разделительным?

- После каких букв он пишется? Перед какими буквами? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я,И после разделительного Ь?

В процессе ответов детей на экране появляется схема:




согласная буква




РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь


е

ё

ю

и

я



5. Закрепление

- А теперь немного поиграем. Для нас есть задание от мальчика-иностранца

- А задание такое. На доске есть карточки со словами. Во всех этих словах есть буква Ь. Но в одних словах он разделительный, а в других - показатель мягкости согласных. Нам нужно разделить на две группы эти слова.

Ученики выходят к доске. Берут карточку с любым словом, читают его. Затем отходят к ь разделительному или ь показатель мягкости согласных.

Слова: уголь, ходьба, семья, судьба, братья, друзья, банька, листья, статья, судья, пью, пальто.
6. Самостоятельная работа.

Карточки со словами по вариантам.

Задание: вставь в слова мягкий знак, чтобы получились новые слова, подели на слоги.

1-в

ел _ п-еро

кон _ мол_


Самоконтроль по образцу. Дети ставят +, если правильно, - , если нет.

7. Итог.

- Какова цель нашего урока?

- Познакомиться с буквой Ь.

- Какую работу выполняет эта буква?

- Это буква стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного.

- Сколько работ выполняет Ь?

- Одну.

- А сколько работ выполняют гласные буквы Я,Е,Ё,Ю, И.

- Две. Указывают на мягкость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.



8. Рефлексия.




ел _




кон _



п-еро



мол_



ел _




кон _



п-еро



мол_



ел _




кон _



п-еро



мол_



© 2010-2022