Разработки уроков в цикле нравственно – этического воспитания в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Нравственно-этическое воспитание школьников, детей разных национальностей»

Туманова А.В., Рымарева Н.Ю., учителя начальных классов ГБОУ СОШ

«Школа здоровья» №554 г. Москвы

Каждый год московские школы принимают детей различных национальностей. Всё больше ребят из Украины, Белоруссии, Армении, Таджикистана - из бывших республик СССР, которые раньше являлись частью одной страны, а теперь это самостоятельные государства.

Многие дети, приходя в московские школы, плохо владеют русским языком, мало знают о тех традициях и обычаях, которые соблюдают и чтят ребятишки, которые родились и выросли в Москве. Задача учителей, а особенно учителей начальной школы, не только обучить этих ребят русскому языку, но и научить их общаться, играть вместе, дружить с детьми другой национальности.

В процессе учёбы и игры дети учатся терпению, пониманию и принятию друг друга. Эта задача не решается за один день. Это долгая и кропотливая работа, которая ведется не только на основных занятиях, но и на уроках нравственно-этического воспитания в ГБОУ СОШ № 554 г. Москвы. Программа этих занятий очень многогранна: ребята беседуют о дружбе, о чувствах, которые испытывают к другим людям, о своём настроении и поведении. В начальной школе эти занятия проходят в виде ролевых игр, бесед, викторин, встреч с интересными людьми.

Предлагаем вашему вниманию разработки уроков занятий в цикле нравственно - этического воспитания в начальной школе.



Занятие №1.

Тема занятия «Я дружу…» 2 класс.

За неделю до этого занятия учащиеся получили задание нарисовать портрет своего друга или друзей. Перед уроком на доске вывешиваются работы детей. Подобные выставки всегда вызывают живой интерес у одноклассников.

1 этап

В начале урока звучит песенка из детского мультфильма «Песенка друзей». Учитель обращается к классу:

- Ребята, вы помните, откуда появились эти рисунки? Правильно, это ваши работы. Вы нарисовали своих друзей и немного рассказали о них, где познакомились и где они живут. Оказалось, что у некоторых ребят друзья живут в других городах, а у Артура, Дамира и Даши - в других странах. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня? (Ученики высказывают своё мнение, и оно соответствует теме занятия.)

- Сегодня мы поговорим о друзьях и о дружбе.

- На ваших работах очень симпатичные лица. Почти все улыбаются. Почему вы нарисовали именно этого друга? (Дети говорят, что это те, с кем они играют, гуляют, учатся, отдыхают. Несколько человек сказали, что очень редко видят своих друзей, потому что они живут очень далеко, в других городах, странах.)

- От вас очень часто слышится: «Я с тобой дружу», или «Я с тобой не дружу». Почему вы так говорите? (Дети высказывают своё мнение.)

На основании детских предположений учитель подводит первый итог занятия:

- Кто же такой друг? Это тот, кто рядом, с кем можно поговорить, пообщаться, помогает не только делом, но и советом, даже если он далеко. И не важно, какой он национальности, если есть общие интересы.

После этого звучит песня «Друг в беде не бросит…» (На занятиях по нравственно - этическому воспитанию преподаватели часто используют фрагменты детских фильмов, мультфильмов, сказок.)

2 этап

- Ребята, а что такое дружба? А вы умеете дружить? Всегда ли у вас это получается? Почему? (На доске появляются воздушные шарики, на которых написано ДРУЖБА.)

- Эти шарики очень хрупкие, они могут исчезнуть. Так и дружба. Что может навредить дружбе, испортить её? ( Учащиеся высказывали свои предположения, их слова фиксировались на карточках, шарики лопались.) Шарик - дружба лопнул - ничего не осталось. А как вы думаете, что будет делать человек, когда человек останется один, без друзей, потеряв их по разным причинам? Хорошо ли будет без друзей, без дружбы? А можно ли вернуть друга? Легко или тяжело это сделать?

- Люди дружат с тех времён, как только научились общаться. Из древности до нас дошли пословицы. Ребята, давайте обратимся к народной мудрости. Что народ говорит о дружбе:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сам погибай, а друга выручай.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Дружбу водить - так себя не щадить.

- Мы сохранили несколько шариков, символизирующих дружбу. А что нужно сделать, чтобы сберечь, сохранить дружбу, а если надо, то и вернуть её?

Подводится итог второго этапа урока на основании детских высказываний.

3 этап

- Вы много разговариваете, играете друг с другом. А что можно пожелать другу? Давайте напишем письмо - пожелание своему другу. Если кто-то не хочет или не может написать конкретному человеку, то может написать письмо воображаемому другу, тому, с кем хотел бы подружиться. Только подписывать письма мы не будем. (Детям раздаются заготовленные заранее бланки писем.)

Пока дети пишут, звучит песенка о друзьях.

- А теперь соберём все послания в один мешок. Посмотрим, что можно пожелать другу. (Зачитываются 8 посланий.)

- Очень хорошо! Ребята! Сегодня мы поговорили о друзьях, дружбе, о том, почему мы дружим. Мы с вами вместе учимся второй год. А вот дружны ли мы? Об этом поговорим на следующем занятии. У вас на столах лежат по две ниточки: попробуйте разорвать одну. Просто оказалось? А если я соберу у каждого по оставшейся ниточке и сложу их вместе? Попробуйте теперь? Просто? Подумайте, ребята, в следующий раз вы мне скажите, почему очень нелегко порвать верёвочку, в которую каждый вложил свою ниточку.

- Что помогает нам в дружбе, поднимает настроение? Конечно улыбка! Так давайте в завершении нашего занятия споём песенку про улыбку.

Занятие № 2

Тема: «Давайте жить дружно» 1 класс

  1. Приветствие гостей.
  2. Встреча с Вежей.

  • Вы помните, ребята, в какую страну мы отправимся с вами сегодня?
  • Какие люди живут в этой стране?

  • Кто встречает нас в этой стране? (на доске портрет аккуратного мальчика).

  • А кто такой Вежа?

  • Вежа- это знаток правил вежливого воспитанного человека.

  • Вы рады встрече с ним?

  • Итак, ребята, отправляемся в путь! Возьмём с собой хорошее настроение и песню, которую приготовил для нас Вежа. Послушайте её и подпойте (звучит песня В.Шаинского « Когда мои друзья со мной»).

  • О чём эта песня, как вы думаете?

  • А как вы понимаете, что такое дружба? Что значит дружить?

  • А у вас есть друзья? Они хорошие?

  • А где живут ваши друзья?

  • Есть ли у вас друзья из других стран? Хотели бы вы иметь много друзей?

  • Вежа очень рад вашим ответам, а теперь послушайте, что думает о дружбе Вежа.

Совсем не важно какого цвета глаза, волосы, кожа у твоего друга, тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее. Уметь дружить - значит не ссориться, делиться с другом. Хороший друг заметит, если товарищ загрустил или заплакал, придумает как развеселить его, поиграет, пообщается с ним.

  • Согласны с Вежей?


  1. Игра.

Вежа предлагает нам игру, в которой вы почувствуете тепло друг друга (звучит спокойная музыка).

  • Встаньте в круг, положите руки на плечи товарищей.

  • Скажите, вы почувствовали тепло другого человека?

А теперь соединим правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую.

  • Ребята, когда другая рука касается вашей руки, передаётся ли вам тепло другого человека? Посмотрите, что у нас получилось?

У нас получилось дружное соединение. Оно имеет свой девиз. Попробуйте его придумать. Давайте мы с Вежей предложим вам девиз: « Один за всех и все за одного».

  • Нравится ли вам девиз?

  • Давайте его произнесём все вместе.

  • Ребята, у меня предложение. Давайте теперь каждый день мы будем начинать с этого девиза. Согласны?

Вежа радуется вместе с вами. А теперь сядем на места и продолжим наше занятие.

4. Беседа по басне.

  • Вы помните, где мы вместе с Вежей сегодня находимся? Вежа спрашивает, как вы думаете, могут ли персонажи басни С.В.Михалкова «Друзья в походе» жить в этой стране? (читается басня).

  • Как вы думаете, почему бобёр не захотел идти дальше вместе с лисой и кабаном?

  • Почему кабан сказал: « Ты иди первым, ты старше, тебе почёт?»

  • Помогла ли лиса хоть чем-то бобру?

  • Почему же она закричала: « Кабан, спасай бобра, пропадёт наш бобёр?»

  • Можем ли мы назвать их друзьями? Почему?

Мы с Вежей уверены, что у вас в жизни не будет таких ситуаций.

  • Ребята, Вежа спрашивает, знаете ли вы пословицы о дружбе?

  • Он приготовил для вас новые пословицы. Попробуйте их прочитать.

Давайте их запомним.

5. Итог занятия. Игра « Клубочек».

  • Пословицы, которые мы произнесли, являются итогом нашего занятия.

  • Оно вам понравилось?

  • Как вы думаете, понравилось ли наше занятие Веже.

  • Веже очень понравилось как вы работали. Он благодарит вас за работу.

  • Смотрите, Вежа принёс нам клубочек. Посмотрите на него. Сейчас я возьму клубок в левую руку и обмотаю ниточку вокруг большого пальца правой руки, теперь я передаю клубок Ане. Аня, обмотай ниточку вокруг своего большого пальца правой руки и передай клубок следующему.

  • И снова клубок вернулся ко мне. Ниточка не порвалась. Она состоит из множества тоненьких ниточек, которые переплелись и стали вместе прочными и крепкими. Так и мы с вами, все вместе стали дружными. Давайте произнесём наш новый девиз: « Один за всех и все за одного».

  • А теперь снимем наши ниточки с пальчиков и оставим себе эту ниточку, как напоминание, что все мы - дружный коллектив.

Как показывает опыт, большую воспитательную силу имеют уроки

нравственно- этического цикла. Наша работа в этом направлении помогает сплочению коллектива детей разных национальностей.

Как результат этой деятельности мы видим понимание учащимися того, что какая бы кровь не текла в наших жилах, мы все - единое целое, мы люди одной планеты, которые хотят общаться и жить в мире, согласии, помогать друг другу.



© 2010-2022