Рабочая программа по кружоку Мир красок (1-4 классы)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Программа рассчитана на 4 года)

НАПРАВЛЕННОСТЬ - художественное творчество.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (7-10 ЛЕТ).

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ - 34 ЧАСА.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

  • формирование чувства цвета;

  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

  • название материалов и инструментов и их назначение;

  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);

  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Основная форма занятия - практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

ВЫХОД ПРОГРАММЫ. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Аптечный парафин или восковые свечи.


Учебно-тематический план 1-го года обучения

(Одно занятие - один учебный час)

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения

Кол-во часов

Примерный срок

1

«Воздушные шарики»

Рисование с натуры и по представлению

1 час

12.09

2

Простые очертания

Обводка лекало раскраски

1 час

19.09

3, 4

Разнообразные листья

Обводка по контуру, рисование по памяти

2 часа

26.09

03.10

5

«Мои любимые краски»

Рисование с натуры

1 час

10.10

6, 7

«Овощи и фрукты»

Рисование с натуры и по представлению

2 часа

17.10

24.10

8

«Разноцветные пятна»

Рисование с заданием

1 час

14.11

9

«Мир полон украшений»

Рисование по памяти

1 час

21.11

10

«Дождик идёт»

Рисование по представлению

1 час

28.11

11, 12

Красавица-зима

Рисование с натуры и по представлению

2 часа

05.12

12.12

13, 14

Новогодняя Ёлка

Рисование по представлению

2 часа

19.12

26.12

15

Праздничный салют

Рисование по представлению

1 час

16.01

16, 17

«Праздничный сказочный дворец»

Рисование с фантазией

2 часа

23.01

30.01

18

«Постройки бывают разные»

Аппликация из кусочков бумаги

1 час

06.02

19, 20

«Современные машины»

Рисование по представлению

2 часа

13.02

16.02

21, 22, 23

Любимые игрушки

Рисование с натуры по представлению

3 часа

20.02

27.02

06.03

24, 25

Наши друзья животные

Рисование с натуры и по представлению

2 часа

26, 27

«Моя любимая сказка»

Рисование по представлению

2 часа

28

«Солнышко»

Рисование по представлению

1 час

29

Разноцветные жуки

Рисование по представлению

1 час

30

Разные птицы

Рисование по представлению

1 час

31, 32

Весенние цветы

Рисование и вырезание из бумаги, наклеивание

2 часа

33

Сказочные рыбки

Рисование с натуры и по представлению

1 час

34

Здравствуй, лето

Рисование с натуры и по представлению

1 час

Учебно-тематический план 2-го года обучения

(Одно занятие - один учебный час)

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения.

Кол-во часов

Примерный срок

1

«Чему я научусь»

Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности

1 час

2

«Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя

Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель

1 час

3

«Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками

Рисование ладошками. Акварель

1 час

4

«Петушок - золотой гребешок»

Рисование ладошками. Акварель.

1 час

5

«Праздничный букет»- коллективная работа

Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер.

1 час

6

«Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями

Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения.

1 час

7

«Осенний день»

Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер.

1 час

8

«Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг»

Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

1 час

9

«Кленовый лист». Конструктивное рисование

Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки.

1 час

10,11

«От точки к точке». Рисование по точкам

Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель.

2 часа

12, 13, 14

«Вкусно и полезно!» Рисование фруктов

Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель.

3 часа

15

«Натюрморт». Аппликация

Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа.

1час

16

Морозные узоры.

Знакомство с техникой«рисование воском»

1 час

17

«Новогодний сувенир»

Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация.

1 час

18

«Новогодняя елка». Смешанные техники

Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель.

1 час

19

«Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка

Использование знакомых способов и техник рисования

1 час

20

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.

Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

1 час

21

Зимний пейзаж

Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь

1 час

22

Рисование птиц

Конструктивное рисование птиц. Акварель

1 час

23

Февральская лазурь

Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов»

1 час

24

Весенний букет

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

1 час

25

«Котёнок и щенок».

Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки.

1 час

26, 27

Дек.рис. «Пасхальный сувенир»

Бумагопластика. Прорезная аппликация.

2 часа

28

Портрет друга

Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники.

1 час

29

«Моя семья»

Жанр портрета. Акварель. Гуашь

1 час

30,31

Сувенир «Последний звонок»

Тестопластика. Гуашь

2 часа

32

Рисование бабочек

Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету

1 час

33

«Моя картина»

Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.

1 час

34

«Я - художник»

Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

1 час

Учебно-тематический план 3-го года обучения

(Одно занятие - один учебный час)

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения

Кол-во часов

Примерный срок

1, 2

Осень в саду

Рисование по памяти и представлению

2 часа

3, 4

Осенние листья

Обводка и закраска

2 часа

5, 6

Иллюстрация к сказке «Репка»

Рисование по памяти

2 часа

7, 8

Любимый конструктор из плодов и листьев

Работа с природным материалом

2 часа

9

Сказочная веточка

Рисование по представлению

1 час

10, 11

Насекомые везде

Рисование по памяти

2 часа

12, 13, 14

Народные игрушки

Работа с глиной, соломой, деревом

3 часа

15

Иллюстрируем сказки А.С. Пушкина

Рисование по памяти

1 час

16

Художник в цирке

Рисование по памяти и представлению

1 час

17

Художник в театре

Рисование по памяти и представлению

1 час

18, 19

Школьный карнавал (маски)

Выполнение задания

2 часа

20

Афиша и плакат

Рисование с заданием и по представлению

1 час

21, 22, 23

Лепка из пластилина «Волшебный пластилин»

Лепка из пластилина

3 часа

24, 25

Роспись сказочных сосудов

Рисование по представлению

2 часа

26, 27, 28, 29

Любимые игрушки

Рисование по памяти, лепка из пластилина

4 часа

30

Картина - пейзаж

Знакомство. Материалы ИКТ

1 час

31

Картина - натюрморт

Знакомство. Материалы ИКТ

1 час

32

Картина - портрет

Знакомство. Материалы ИКТ

1 час

33, 34

Предметы быта

Рисование по памяти

2 часа

35, 36

Коврик на стене, коврик под ногами

Составление узоров

2 часа

Учебно-тематический план 4-го года обучения

(Одно занятие - один учебный час)

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения

Кол-во часов

Примерный срок

1, 2

Русский пряник

Рисование с натуры

2 часа

3, 4

Русские народные сказки

Рисование по памяти

2 часа

5, 6

Предметы быта

Рисование по памяти

2 часа

7, 8

«Слава спорту»

Рисование по представлению

2 часа

9, 10, 11, 12

Лепка из пластилина «Волшебный пластилин»

Лепка из пластилина

4 часа

13, 14

Аппликация: «Волшебные кусочки»

Работа с бумагой

2 часа

15, 16

Аппликация: «Чёткие и ровные»

Работа с бумагой

2 часа

17, 18

Аппликация: «Солнце над морем»

Работа с бумагой

2 часа

19, 20

Моделирование из бумаги: Фигурки животных

Работа с бумагой и картоном

2 часа

21, 22

Моделирование из бумаги: Модели домов

Работа с бумагой и картоном

2 часа

23, 24

Моделирование из бумаги: Машины

Работа с бумагой и картоном

2 часа

25, 26

Лепка из солёного теста: Солнышко - оберег

Работа с тестом

2 часа

27, 28

Лепка из солёного теста: Розочка

Работа с тестом

2 часа

29, 30

Лепка из солёного теста: Лягушка

Работа с тестом

2 часа

31

Лепка из солёного теста: Роспись по тесту

Работа с тестом

1 час

32, 33

Составление сюжетной композиции: «В лесу»

Комбинированная работа

2 часа

34, 35

Составление сюжетной композиции: Чудесная сказка

Комбинированная работа

2 часа

36

«Красота вокруг нас»

Беседа об искусстве

1 час

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина

  2. Флористика, 2003г.

  3. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.

  4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г.

  5. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003



© 2010-2022