- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дорбетей К.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений (Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29\2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»), авторской программы В.И. Лях, («Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы» В.И.Лях, А.А. Зданевич для образовательных учреждений. Содержание программы направлено на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. В связи с особым контингентом учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VI вида данная программа содержит учебный материал, подобранный с учетом дефектов, имеющих место при заболеваниях опорно - двигательного аппарата. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения элементов на базе ранее пройденных. Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго класса. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса запланировано в форме игры. Цель программы обучения: максимально возможное развитие жизнеспособности учащихся, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья и инвалидность, активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Реализация данной цели в условиях специального (коррекционного) учреждения предлагает применение личностно-ориентированного, дифференцированного, здоровьесберегающего подхода к обучению школьников для осуществления коррекции нарушений психического и физического развития.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
- Коррекция техники основных движений - ходьбы, бега, прыжков, лазанья, перелезания, мелкой моторики, симметричных и асимметричных движений, упражнений с предметами;
- Коррекция и развитие координационных способностей - согласованности движений отдельных звеньев тела при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации;
- Коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
- Компенсации утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранённых функций в случае невозможности коррекции;
- Профилактика и коррекция соматических нарушений - осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм;
- Коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению, развитию зрительной и слуховой памяти, развитию устойчивости к вестибулярным раздражениям, дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий;
- Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности - зрительно- пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
- Об особенностях зарождения физической культуры.
- О способах и особенностях движений и передвижений человека.
- О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращении при выполнении физических упражнений.
- О терминологии разучиваемых упражнений.
- Об общих и индивидуальных основах личной гигиены. Поддержание достойного внешнего вида.
- О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
- Выполнять комплексы утренней гимнастики.
- Проводить разминку на уроке.
- Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности: 1 класс:
1. Элементарные пространственные понятия: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа, в стороне. 2. Понятия направлений движений в конкретных заданиях. Продвижение вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону. 3. Знание физкультурной одежды и умение самостоятельно одеваться к уроку; 4. Умение построиться в шеренгу и одну колонну; 5. Умение лазить по лестничной стенке; 6. Умение бросать и ловить большой мяч; 7. Умение переносить коньки. 2 класс:
1. Понятие о спортивной форме (конькобежная одежда, гимнастическая); 2. Закрепление пространственных представлений и понятий о направлении движений; 3. Умение сочетать глубину темпа дыхания с характером движения; 4. Умение самостоятельно принять правильную осанку в положениях: «сидя», «стоя», «лежа», «в ходьбе», «бегом». 5. С учетом индивидуальных особенностей выполнить одно из заданий на расслабление, равновесие, метание; 6. Умение скользить прямо на льду . 3 класс:
1. Умение правильно дышать при выполнении упражнений в различном темпе; 2. Умение из любого исходного положения принять правильную осанку с контролем и без контроля зрения; 3. Умение пройти правильно и быстро 20 м. Ходьба правильная и быстрая в течение 2 мин.; 4. Умение преодолеть страх перед высотой в 2 м. (лазание по гимнастической стенке); 5. Умение выполнить отталкивание на льду. 4 класс:
1. Умение пройти быстро и правильно 20 м; 2. Ходьба продолжительностью 5 мин; 3. Умение заметить ошибку в ходьбе у товарища; 4. Умение выполнить на память утреннюю зарядку и физкультминутку и провести её с группой учащихся; 5. Умение организовать и провести подвижную игру на уроке в своем классе; 6. Умение выполнить повороты на льду.
А также в результате обучения, обучающиеся на ступени начального общего образования (1-4 классы) школе-интернате VI вида:
- начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности;
- начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнение физических упражнений во время подвижных игр на досуге;
- узнают о положительном влиянии физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
- освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время проведения подвижных игр в помещении и открытом воздухе;
- научатся использовать спортивный инвентарь и оборудование;
- освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
- научатся наблюдать за изменением собственного роста массы тела и показателей развития основных физических качеств;
- научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактики нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
- приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизни каждого человека: бегать, прыгать, метать и бросать мячи, лазать и перелазать через простейшие препятствия; передвигаться на лыжах;
- освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В 1 - 4 КЛАССАХ.
№ П. п. Вид программного материала Количество часов (уроков) Класс
1 2 3 4 1 Базовая Часть
80 78 78 78 1.1 Основы знаний о физической культуре
В процессе урока 1.2 Общеразвивающие и коррегирующие упражнения
20 18 18 18 1.3 Прикладные упражнения
17 18 18 18 1.4 Подвижные игры
22 21 21 21 1.5 Конькобежная подготовка
21 21 21 21
Вариативная часть
19 24 24 24
Подвижные игры с элементами футбола
19 24 24 24 ИТОГО:
99 102 102 102 Программа по физическому воспитанию начального звена школы-интерната VI вида имеет особенности. В раздел общеразвивающие упражнения введены коррекционные упражнения:
- Коррекции позотонических реакций;
- Расслабления мышц;
- Формирования правильной осанки;
- Опороспособности;
- Формирования равновесия;
- Развития пространственной ориентации и точности движений.