Урок литературного чтения по программе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

1.Орг.момент


2. Составление

плана .



3.Актуализация,

постановка учебной задачи.





4.Работа с текстом до чтения.

Тема урока.




6.Работа с текстом сказки.

I часть.



7. Физминутка.



8. Работа с текстом. II часть.

9.Беседа по вопросам после чтения.








10. Рефлексия

-С каким настроением вы начинаете урок.

-Спасибо. У меня тоже прекрасное настроение. Я думаю, что до конца урока у вас сохраниться такое же прекрасное настроение, и вы много нового и интересного узнаете на уроке.

-Почему для нас важны уроки литературного чтения? Чему на них учимся?

-Нам сегодня на уроке нужно будет много читать. А как вы должны читать, чтобы было интересно вас слушать.

Посмотрите на доску , на разворот учебника, на свои столы. Чем будем сегодня заниматься на уроке?

(Открыть на доске план)

План.

1.Работа над артикуляцией.

2.Знакомство с новым произведением.

3.Инсценировка I части.

4.»Диалог с автором» во II части.

5.Беседа по вопросам.

6. Работа в парах.

7.Наблюдение над особенностями сказки.

8.Работа с устаревшими словами.

9.Выражение отношения к прочитанному.

Что мы сейчас делали?

Как по-другому называется это умение?

Кружком какого цвета обозначается это умение?

(на доске выставляем кружок)

Слайд 1.

Работаем по плану. Встали

- Над каким разделом начали работу на прошлом уроке?

Слайд2.

- А кого на Руси называли богатырями?

-Какие русские богатыри вам известны?

Слайд3.

Это одни из самых древних богатырей.

Слайд4.

Это более известные нам, можно сказать более молодые богатыри.

В середине?

Справа от него?

Слева от него?

-Русская земля всегда гордилась своими богатырями.

А как называется жанр произ ведений, героями которых являются богатыри, вы узнаете поработав в своих листочках, в верхней таблице, вставив пропущенные согласные буквы. Работаем.

Кто готов назвать жанр?

- Что можете рассказать о былинах?

Слайд5.

Что можете рассказать о былинах?

От каких слов произошло это название?

О чём рассказывается в былинах?

Слайд6.

Кто их сочинял?

Слайд7.

Как и где исполнялись былины?

Слайд8.

-Богатыри являются героями не только былин, но и сказок.

- Как же будут называться такие сказки? Вы узнаете об этом, поработав со 2 таблицей на своих листочках, вставив пропущенные гласные буквы.

Кто готов дать ответ?

Слайд 9.

-Хотелось бы вам познакомиться с богатырскими сказками и их особенностями?

- Прочитайте название произведения, над которым мы будем работать. С.175.

- Сформулируйте тему урока:

(Богатырская «Сказка про Илью Муромца»)

Слайд10.

Есть ли автор у этой сказки?

Всю ли сказку будем читать?

Сколько частей в этом отрывке?

Эта сказка написана в стихотворной форме или в прозе?

Прочитайте ещё раз название сказки, кто главный герой?

Кто такой Илья Муромец?

Слайд11.

Илья муромец- реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни его звали Илья Иванович Гущин.

Слайд12

Он совершил немало подвигов, защищая землю русскую. За свои подвиги он был причислен к лику святых. И захоронен он в Киево-Печёрской лавре, в г. Киеве.

Слайд13.

А в древнем городе Муроме, на берегу реки Оки, установлен памятник легендарному богатырю. Вот о каком богатыре будет идти речь в сказке.

Слайд14. Музыка.

Инсценировка I части.

Текст читает подготовленный ученик.

Учитель, по ходу, вывешивает опорные слова:

Муром, Карачарово, Иван Тимофеевич, Ефросинья Яковлевна, Илья.

Рассмотрите нашу «живую» иллюстрацию. Назовите предметы быта, одежды, которые доказывают, что эту сказку сочинили очень давно?

Беседа после инсценировки, используя опорные слова.

Около какого города происходят события в сказке?

В каком селе?

Как звали отца и мать?

Кто они были?

Как звали мальчика?

Что огорчало родителей?

Как понимаете выражение «ноги как плети»?

Раз речь сегодня идёт о богатырях, то и физминутка у на будет богатырская.

Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,(поворот вправо)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже( поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо.(поворот вправо)
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

Работа с устаревшими словами.

Сказка написана очень давно, в ней встречаются устаревшие слова, которые в нашей речи уже не используются.

Во II части таких слов очень много, мы с ними поработаем- заменим их современными, чтобы вам был понятен текст.

(слова записаны на доске, парами)

II часть читают по смысловым частям, ведя «диалог с автором» (технология «Школа 2100»)

Вопросы:

- Сколько лет Илья не мог ходить?

- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

- Какую чашу попросили принести его странники? Прочитайте.

А полтора ведра это сколько?

- как выпивает Илья воду из этой чаши? Прочитайте.

- А это как ? Объясните.

Работа с иллюстрацией с. 177.

Рассмотрите рисунок. Посмотрите как легко держит Илья чашу- одной рукой. А она очень тяжёлая. Может ли такое быть на самом деле?

Подобное преувеличение силы богатырской, называется гиперболой (на доске). Это такой литературный приём, характерный для богатырских сказок.


- Какой наказ дали странники Илье? Прочитайте.(с.178)

-Кому должен был помогать Илья?

-С кем нельзя было сражаться? Почему?

-Давая такой наказ, странники говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь, настоящий человек.

-Есть ли в этом отрывке преувеличение?

-Здесь мы опять видим преувеличение силы богатырской.

-Где же должен был взять коня для себя Илья Муромец?

Обобщающая беседа.

-О чем говорилось в этом отрывке?

- Узнали ли мы о подвигах, которые совершал Илья Муромец?

- Хотелось бы вам прочитать сказку дальше?

(дома прочитаете 3 часть сказки)

Работа в парах.

Произведение которое мы с вами читали , является чем?

А раз это сказка, в ней должны быть сказочные приметы. В своих листочках, соедините сказочные приметы, с их названиями.

(проходит проверка)

-С отрывком, из какой сказки познакомились?

Кто главный герой этой сказки?

- Как называются такие сказки?

- Какой литературный прием используется в богатырских сказках?

Мы с вами работали с различной информацией, делали выводы, учились ориентироваться в учебнике, находили ответы на вопросы . Эти умения мы кружком какого цвета обозначаем?

Мы учились слушать и слышать других, выразительно читали текст, работали в парах. Эти умения кружком какого цвета обозначаем?

Мы выражали своё отношение к прочитанному, учились сопереживать герою. Эти умения кружком какого цвета обозначаем?

-

-Покажите, какое у вас настроение в конце урока.

Понравился ли вам урок?

-Что понравилось?

- Что удивило?

- Что запомнилось?

Выставление отметок.

Урок закончен. Спасибо за вашу работу.

Показывают с помощью кружков.

Учимся хорошо читать, расширяем словарный запас, развиваем речь…

Чётко, правильно, громко, выразительно.

Предполагаемые ответы: работать с речевым аппаратом, знакомиться с новым произведением, беседовать по вопросам, работать в парах, вести «диалог с автором», выражать своё отношение к прочитанному.

Составили план работы.

Организовывали свою деятельность.

Кружком оранжевого цвета.

Работа над артикуляцией.

-«Сказочные богатыри»

-Сильных, храбрых воинов, совершавшие подвиги во имя Родины

Святогор, Волхв Всеславьевич, Микула Селянинович, Дубыня.

Героями былин.

Называют имена богатырей.

Берут листки, карандаши, вставляют буквы.

Былина.

От слов - было,быль.

Ответы детей.

Вставляют буквы.

Богатырские.

Да.


Ответы детей.

-Нет, это сказка народная.

отрывок

3 части

В прозе

-Илья Муромец

-Это богатырь, былинный герой.




-одежда, лапти, рубаха-косоворотка, прическа, изба)

-

Мурома.

Карачарове.

Ответы детей.






30 лет

Вылечили его, дав испить воды.

«В полтора ведра»

Это ведро и еще половина

С.176. «Единым духом»

Очень быстро, одним глотком.

Нет.



Беззащитным

Да, говоря о Святогоре.

Простой конь не сможет вынести Илью)

Должен сам выходить из слабого больного жеребенка.

Об исцелении Ильи


Сказкой.

Выполняют задание.

(Начало сказки, герои-помощники, волшебная вода, троекратный повтор.)

Ответы детей.

Синим.

Зелёным.

Красным.

Урок чтения

Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Тип урока: Введение новых знаний.

Образовательная программа «Школа 2100».

Время проведения: декабрь.

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс

Цель: Углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце.

Задачи урока: Обучающая: - Формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту
произведения, находить в тексте предложения, которые
подтверждали бы высказанную мысль, формировать умения составлять план и работать по плану, учить инсценированию текста, формировать умения вести «диалог с автором» ,умения формулировать
основную мысль текста.

Развивающая:

  • Развивать умение находить в тексте слова, предложения для ха­рактеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произве­дения.
  • Способствовать развитию интереса к литературному чтению, со­вершенствовать культуру речи, способствовать обогащению сло­варного запаса.

- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.
Воспитательная: - Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаи­моуважения.

Оборудование:

Презентация о русских богатырях. Карточки с заданиями для работы по группам. Предметы старины для инсценирования. Кружки «настроения»

Организация рабочих мест: учебник, тетрадь ,карандаш, задания, кружки.



© 2010-2022