- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока чтения на тему Тютчев. Зима недаром злится
Конспект урока чтения на тему Тютчев. Зима недаром злится
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зверева Е.И. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения
во 2 классе
Ф.И. Тютчев
Зима недаром злится…
Составила Зверева Е.И.
учитель начальных классов
МБОУ средней школы №10 г. Чехова
Цель: Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится.
Задачи:
- формирование у детей навыков осознанного чтения;
- формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,
- расширение лексических знаний о слове;
- расширить знания об окружающем мире;
воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.
Решаемые проблемы: - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятия «образ»; - учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
- воспитывать любовь к родной природе. Понятия: «образ», настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма.
Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.
Планируемые результаты: Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету чтения, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя литературные термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ход урока
1.Организационно - мотивационный момент
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
-Какой у нас урок?
- Пусть эти слова помогут нам справиться со всеми заданиями. (СЛАЙД: «Хотим всё знать!»). Прочитайте все вместе!
- Молодцы! Теперь у вас всё обязательно получится! Тихонько садитесь!
2. Проверка домашнего задания (Выставка детских работ)
- Ваши работы замечательные. Наш класс наполнился весенним настроением, яркими цветами и ароматом весенней природы.
3. Постановка темы и цели урока. - Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Люблю природу русскую. Весна.») СЛАЙД - А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе? - Скажите, а как стихотворения называются ещё? (поэзия) А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты) - Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения? - А как нужно читать стихотворения? (вдумчиво) -Сегодня, ребята, мы с вами продолжим перелистывать странички Поэтической тетради. Нам предстоит не только познакомиться с новым произведением, но и попробовать свои силы в оформлении книжной страницы. - Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия - это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся два значения слова. Первое: «Поэзия - это стихи, произведения, написанные стихами», и второе: «Поэзия - это красота и прелесть чего-либо». А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У вас на столе лежит лист с загадками. Сейчас вам необходимо прочитать их и отгадать. (Ребята в пара: читают загадки и отгадывают их) - Какие отгадки получились? (сосулька, подснежник, скворечник) - Что объединяет все эти отгадки? (весна) - Чему будут посвящено стихотворение в нашей поэтической тетрадке? (весне) СЛАЙД (Появляются слайды с картинами весны) - Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне. - Как вы думаете, почему? - Верно. Весна - это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Апрель» и рассмотреть репродукции картин известных художников. -Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями). - Очень хорошо. -Вспомните, стихотворение какого автора мы читали на прошлом уроке: - Сформулируйте тему урока. (Стихи о весне. Ф. Тютчев) - Запись на доске. Портрет Тютчева. - Используя опорные слова, сформулируйте цели урока. 1. Познакомиться с творчеством Фёдора Ивановича Тютчева 2. Воспитывать любовь к родной природе, родному краю через поэзию. 3. Продолжить работу над созданием Поэтической тетради.
5. Физкультминутка
К солнцу тянутся ромашки … 6. Работа по теме урока А) Знакомство с творчеством писателя. -Вспомним, что нам известно о творчестве Ф.И. Тютчева. (Сообщение заранее подготовленного ученика) СЛАЙД Ф.И.Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы, настоящая известность к поэту пришла в 51 год, когда он выпустил свой первый сборник стихов.
Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, я предлагаю вам посмотреть на доску и ознакомиться с теми вопросами, на которые мы с вами должны ответить в конце урока. СЛАЙД Я прочитал стихотворение ____________________ . В этом стихотворении автор показал ____________. Поэт сумел передать______________ настроение. Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ . Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.
Б) Словарная работа - А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда - пока я печатала - значения слов поменялись местами. Ваша задача - соединить слово и его значение в паре. Начали. СЛАЙД Карточка №1.
хлопочет звон церковных колоколов в особых торжественных случаях взбесилась назло наперекор очень сильно разозлилась трезвон еще больше пуще заниматься чем-то очень усердно недаром не напрасно, не зря пора время нудит заставляет горя мало о беззаботном, не унывающем человеке, Проверим. СЛАЙД Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение?
В) Первичное восприятие стихотворения. Аудиозапись. Г) Проверка первичного восприятия текста. -Какое настроение после стихотворения? - Какие картины природы увидели? - Какие звуки весны услышали? - О чём пишет поэт?
7. Анализ стихотворения
- Прочитаем еще раз стихотворение, понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев. - Ребята, посмотрите на экран. Кто изображён? (Зима и Весна) СЛАЙД - Как вы догадались кто из них кто? (дети объясняют) - Давайте найдём в тексте как называет каждую из них Тютчев? (Ведьма злая и прекрасное дитя). - Почему поэт называет зиму ведьма, а весну дитя? (зима уже заканчивается, старая, весна только начинается, как маленькое дитя). - Давайте посмотрим в тексте, с какой буквы написаны названия героинь стихотворения? (С большой) - Как вы думаете почему? - Поэт - волшебник совершил чудо, и времена года превратились в людей, поэтому их имена написаны с большой буквы. У Тютчева они ведут себя как люди. Найдите тому доказательства в тексте. - Работаем в парах. Выполните задание на карточке. Найдите и прочитайте, что делает зима. Какие действия совершает весна. (Одна пара работает у доски) (Слайд) Весна Зима Хохочет хлопочет Шумит ворчит Умылася взбесилась Румяней стала пустила снежок - Проверяем по образцу. СЛАЙД - И Зима и Весна ведут себя как люди. То есть что делает поэт. Он одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как же он называется? В этом вам помогут ласточкины подсказки. Поскорее открываем конверт. Ваша задача: среди нескольких определений выбрать только то, о котором мы сейчас говорили.
(Дети открывают конверт и читают определение олицетворению)
-Как же называется этот поэтический приём? Верно. Молодцы. СЛАЙД - Что вы заметили? Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы. (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою) - Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот. - Как Тютчев относится к Зиме, Весне? - Такое яркое противопоставление - называется контрастом. СЛАЙД - Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием - контраст. Использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого. - Какие средства выразительности использует Ф.И. Тютчев в этом стихотворение? Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?
8. Физкультминутка
- Давайте попытаемся изобразить мимикой и жестами, движениями действия зимы и весны.
- Итак, ручьи бегут, шумят, будят, гласят
Зима - злится, убегает, метет.
Весна - хохочет, стучится
9. Работа над фонетическим уровнем текста - А сейчас мы подготовимся к выразительному чтению стихотворения.
- Что значит читать выразительно? (Соблюдать паузы, выделять голосом нужные слова, определять темп чтения)
- В каком темпе мы будем читать стихотворение? ( В среднем, потому что Зима не хочет уходить, пытается задержаться, а Весна спешит к нам). В тексте много глаголов, они придают динамику стихотворению.
10.Выразительное чтение стихотворения учениками и оценка их деятельности
10.Создание проекта (работа в группах)
- Объединитесь в группы.
- Заглянем ещё раз на страницу учебника.
- Отразил ли художник содержание стихотворения? Понятно ли из иллюстраций, о чём
речь?
- Сейчас мы поможем художникам нашего учебника. Оформим стихотворение сами.
- Сколько строф в нашем стихотворении? (5).
- Каждой группе достаётся своя строфа. А какая, вы должны догадаться сами. Вот, ласточкины подсказки. В конвертах лежат 3 строфы из стихотворения. Выберите ту, которая подходит к вашему рисунку.
- Кому какая строфа досталась. Прочитайте её. А теперь совместно сделайте рисунок к этой строфе.
(Дети на фоне музыки готовят своё выступление).
Каждая группа представляет свою работу.
13. Итог урока
- Мы хорошо поработали над стихотворением и уже можем ответить на вопросы и заполнить карточки.
2-3 учащихся зачитывают свои карточки.
14. Рефлексия
- Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали на уроке. Оцениваю деятельность оценкой.
- Завершая наше путешествие по страницам Поэтической тетради, мне хочется узнать, с каким настроением вы прощаетесь с зимой и встречаете весну. На столе у вас лежат снежинки и подснежники. Если вам урок понравился, выберите подснежник, если вы испытывали затруднение или вам было некомфортно, то приклейте снежинку.
- Посмотрите, как красиво! И я делаю вывод, что урок вам понравился.
15. Домашнее задание. Нацеливание на следующий урок.
- Мы ещё не раз соприкоснёмся со страницами Поэтической тетради и встретимся с прекрасными весенними мгновениями.
- А я предлагаю вам выбрать для себя вариант домашнего задания:
* Выучить стихотворение Тютчева «Зима недаром злится..»
* Сочинить сказку о весне.
*Подобрать пословицы, приметы, загадки о весне
- Всем большое спасибо!