Урок русского языка Правописание приставок и предлогов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема:"Правописание приставок и предлогов". Цель: формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

Задачи урока:

Образовательная: формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; различать приставку и предлог; показать нецелесообразность применения предлогов перед глаголами.
Развивающая: развивать умение образовывать родственные слова, способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.

Воспитывающая: воспитывать культуру учебного труда; интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Универсальные учебные действия:

Предметные: обучать учащихся правильно писать и употреблять в речи приставки и предлоги, формировать умения применять полученные знания по теме.

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, любознательность, заинтересованность в процессе учения; формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.

Познавательные: развивать познавательную активность, речь, словесно - логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции; совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления; учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по ранее составленному плану (алгоритму).

Регулятивные: учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы; определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник русского языка, тетради, индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, смайлики. Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все сядем тихо,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну. II. Проверка домашнего задания. - Какое домашнее задание вам было задано? (Упражнение 255) - Прочитайте слова. В каких частях слов пропущены буквы? Объясните написание слов. - Найдите название растения. Объясните образование этого слова. (Подснежник. Образовано от слова снег с помощью приставки под- и суффикса -ник.) III. Чистописание. Слайд 2. Сс Са Сн Ст Сп Си Сш См

Солнце солнышко солнечный

- Что можете сказать об этих словах?

- Назовите корень.

-Что такое корень слова?

Солнце зашло за тучу.

- Найдите в слове приставку.

- Образуйте новые глаголы с помощью других приставок. IV. Актуализация знаний.

1. Слайд 3.

в, по, у, за, до, под, с, от

-Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги.)

-Так что же это приставки или предлоги?

- Почему у нас возникло затруднение?

(Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково).

-Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?

(Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)

-Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока.

(Правописание приставок и предлогов).

2. Слайд 4.

(до)ехал (до)б.рёзы

(по)бежал (по)д.ревне

(про)читал (про)гор.д

(за)шёл (за)т.варищем

(в)пустил (в)комн.ту

-Прочитайте слова. Какие буквы в них надо написать вместо точек?

-Какие это слова? (Словарные).

На какие две группы их можно разделить? (Слова с приставками и слова с предлогами.)

-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.

-Что такое приставка?

(Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).

-Как найти приставку в слове?

(Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).

- С какой частью речи дружит приставка? ( С глаголом)

-С какой целью мы всё вспомнили о приставке?

(Чтобы найти слова с приставкой).

-Назовите слова с приставкой.

- В какую группу отнесём все остальные слова?

( Слова с предлогами).

-Что такое предлог?

(Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).

-Для чего служит предлог?

(Для связи слов в предложении). Слайд 5.

V. Открытие нового знания.

1. Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?

-Предлагаю вам побывать в роли исследователей.

-Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.

(Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово).

Работа со вторым столбиком слов.

До (чего?) берёзы, по (большой) деревне, про (что?) город, за (кем?) за товарищем, в (маленькую) комнату.

- Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово).

-А между приставкой и словом можно вставить вопрос или другое слово? (Нет, приставка - часть слова.) Слайд 6.

-И, действительно, ребята, в переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.

-При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом? (Нет)

-Какой из этого можно сделать вывод? (Предлог с глаголом не употребляется).

-Вы уже самостоятельно сделали два вывода.

- Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?

( К учебнику. Стр. 132-133)

-Прочитайте 2 правила про себя.

-Вслух.

-Правы ли вы были?

-Чтобы лучше запомнить, расскажите правила друг другу.

(Работа в парах).

2. Гимнастика для глаз.

VI. Первичное закрепление нового знания.

1. Где можем применить полученные знания ? (На практике.)

Упражнение 259 на странице 132.

Предлагаю вам составить алгоритм ваших действий. Помогайте.

(Алгоритм выстраивается на доске)

-С кем дружит приставка? (С глаголом).

-А предлог? (Нет)

-Значит, если слово глагол, значит, будем писать….Что? (Приставку)

-Если слово не глагол, а другая часть речи, что пробуем делать? (Ставить между предлогом и словом вопрос или другое слово, если вставляется- значит предлог и пишем раздельно).

Учащиеся письменно выполняют задание. Работа в парах.

Первое предложение разбирают по членам предложения. Проверка. Слайд 7.

-Как вы считаете, вы научились различать на письме приставку и предлог? Вы запомнили алгоритм действий?

2. Физкультминутка.

3. Работа в группах.

а) Возьмите карточки . Вам необходимо превратить слова с приставками в слова с предлогами и записать на карточке.

Наручная повязка - ... (повязка на руке).

Настенный календарь - ... ( календарь на стене).

Подземный переход - ... (переход под землей).

Подводные камни - ... (камни под водой).

- Назовите слова с приставками, слова с предлогами. Докажите.

б) Достаньте слова из конверта и разложите перед собой. Можем мы сказать, что это предложение.

дорожке, снежной, ребятишки, с, побежали, санками, по.

(Нет, так как слова не связаны по смыслу).

- Составьте предложение.

По снежной дорожке побежали ребятишки с санками.

- Выделить приставку, подчеркнуть предлоги.

(Взаимопроверка тетрадей.)

VII. Самостоятельная работа.

1. Выполнение упражнения 179 на странице 73 в печатной тетради.

Не забудьте воспользоваться алгоритмом.

( Взаимопроверка по слайду.) Слайд 8.

2. На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните его. 1.Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлоги, выделите приставки. 1) Воробей забился под... крышу. 2) Ваза сделана из... стекла. 3) Машина подъехала к ... дому. 4) Лось спрятался за ... дерево. Слова для справок: черепичная, синее, кирпичный, ветвистое. 2. Спишите. Подчеркните предлоги, выделите приставки. 1) Лодка (от)плыла (от)берега. 2) Мальчик (на)шёл (на)дороге монетку. 3) Всадник (с)лез (с)коня. 4) (По)дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки.

3. Списать, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги.

…горы ..бежал поток проворный. ...ехали ребята кататься …катере …озеру. Катер …плыл …берега. …берегу ребятишки ..брали красивых камней.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Оцените свою работу. Слайд 9.

- Поднимите смайлики (Кто как справился).

-Ребята, как звучала тема нашего урока?

- Какие вы ставили перед собой задачи?

- Мы их все решили?

- Давайте проверим, какие новые знания вы приобрели и запомнили.

Слайд 10.

- Но, чтобы вы это никогда не забыли, что предстоит вам выполнить дома? (Домашнее задание)

IX. Домашнее задание.

стр. 132 - 133 выучить правила

1 уровень с.133, упр.260

2 уровень с.133 упр.261 з.1-2,

3 уровень с. 133 упр.261( всё)

Прочитайте каждый своё задание. Есть вопросы?

-После чего приступите к выполнению упражнения?

(После того, как выучим правила).

-Комфортно ли вам было на уроке?

-С каким настроением вы уходите?



можно сделать?




© 2010-2022