- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Правописание приставок и предлогов
Урок русского языка Правописание приставок и предлогов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочубей Е.А. |
Дата | 23.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задачи урока:
Образовательная: формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками; различать приставку и предлог; показать нецелесообразность применения предлогов перед глаголами.
Развивающая: развивать умение образовывать родственные слова, способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.
Воспитывающая: воспитывать культуру учебного труда; интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Универсальные учебные действия:
Предметные: обучать учащихся правильно писать и употреблять в речи приставки и предлоги, формировать умения применять полученные знания по теме.
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, любознательность, заинтересованность в процессе учения; формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.
Познавательные: развивать познавательную активность, речь, словесно - логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции; совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления; учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, действовать по ранее составленному плану (алгоритму).
Регулятивные: учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы; определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник русского языка, тетради, индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, смайлики. Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все сядем тихо,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну. II. Проверка домашнего задания. - Какое домашнее задание вам было задано? (Упражнение 255) - Прочитайте слова. В каких частях слов пропущены буквы? Объясните написание слов. - Найдите название растения. Объясните образование этого слова. (Подснежник. Образовано от слова снег с помощью приставки под- и суффикса -ник.) III. Чистописание. Слайд 2. Сс Са Сн Ст Сп Си Сш См
Солнце солнышко солнечный
- Что можете сказать об этих словах?
- Назовите корень.
-Что такое корень слова?
Солнце зашло за тучу.
- Найдите в слове приставку.
- Образуйте новые глаголы с помощью других приставок. IV. Актуализация знаний.
1. Слайд 3.
в, по, у, за, до, под, с, от
-Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги.)
-Так что же это приставки или предлоги?
- Почему у нас возникло затруднение?
(Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково).
-Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?
(Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)
-Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока.
(Правописание приставок и предлогов).
2. Слайд 4.
(до)ехал (до)б.рёзы
(по)бежал (по)д.ревне
(про)читал (про)гор.д
(за)шёл (за)т.варищем
(в)пустил (в)комн.ту
-Прочитайте слова. Какие буквы в них надо написать вместо точек?
-Какие это слова? (Словарные).
На какие две группы их можно разделить? (Слова с приставками и слова с предлогами.)
-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.
-Что такое приставка?
(Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).
-Как найти приставку в слове?
(Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).
- С какой частью речи дружит приставка? ( С глаголом)
-С какой целью мы всё вспомнили о приставке?
(Чтобы найти слова с приставкой).
-Назовите слова с приставкой.
- В какую группу отнесём все остальные слова?
( Слова с предлогами).
-Что такое предлог?
(Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).
-Для чего служит предлог?
(Для связи слов в предложении). Слайд 5.
V. Открытие нового знания.
1. Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?
-Предлагаю вам побывать в роли исследователей.
-Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.
(Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово).
Работа со вторым столбиком слов.
До (чего?) берёзы, по (большой) деревне, про (что?) город, за (кем?) за товарищем, в (маленькую) комнату.
- Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово).
-А между приставкой и словом можно вставить вопрос или другое слово? (Нет, приставка - часть слова.) Слайд 6.
-И, действительно, ребята, в переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.
-При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом? (Нет)
-Какой из этого можно сделать вывод? (Предлог с глаголом не употребляется).
-Вы уже самостоятельно сделали два вывода.
- Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?
( К учебнику. Стр. 132-133)
-Прочитайте 2 правила про себя.
-Вслух.
-Правы ли вы были?
-Чтобы лучше запомнить, расскажите правила друг другу.
(Работа в парах).
2. Гимнастика для глаз.
VI. Первичное закрепление нового знания.
1. Где можем применить полученные знания ? (На практике.)
Упражнение 259 на странице 132.
Предлагаю вам составить алгоритм ваших действий. Помогайте.
(Алгоритм выстраивается на доске)
-С кем дружит приставка? (С глаголом).
-А предлог? (Нет)
-Значит, если слово глагол, значит, будем писать….Что? (Приставку)
-Если слово не глагол, а другая часть речи, что пробуем делать? (Ставить между предлогом и словом вопрос или другое слово, если вставляется- значит предлог и пишем раздельно).
Учащиеся письменно выполняют задание. Работа в парах.
Первое предложение разбирают по членам предложения. Проверка. Слайд 7.
-Как вы считаете, вы научились различать на письме приставку и предлог? Вы запомнили алгоритм действий?
2. Физкультминутка.
3. Работа в группах.
а) Возьмите карточки . Вам необходимо превратить слова с приставками в слова с предлогами и записать на карточке.
Наручная повязка - ... (повязка на руке).
Настенный календарь - ... ( календарь на стене).
Подземный переход - ... (переход под землей).
Подводные камни - ... (камни под водой).
- Назовите слова с приставками, слова с предлогами. Докажите.
б) Достаньте слова из конверта и разложите перед собой. Можем мы сказать, что это предложение.
дорожке, снежной, ребятишки, с, побежали, санками, по.
(Нет, так как слова не связаны по смыслу).
- Составьте предложение.
По снежной дорожке побежали ребятишки с санками.
- Выделить приставку, подчеркнуть предлоги.
(Взаимопроверка тетрадей.)
VII. Самостоятельная работа.
1. Выполнение упражнения 179 на странице 73 в печатной тетради.
Не забудьте воспользоваться алгоритмом.
( Взаимопроверка по слайду.) Слайд 8.
2. На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните его. 1.Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлоги, выделите приставки. 1) Воробей забился под... крышу. 2) Ваза сделана из... стекла. 3) Машина подъехала к ... дому. 4) Лось спрятался за ... дерево. Слова для справок: черепичная, синее, кирпичный, ветвистое. 2. Спишите. Подчеркните предлоги, выделите приставки. 1) Лодка (от)плыла (от)берега. 2) Мальчик (на)шёл (на)дороге монетку. 3) Всадник (с)лез (с)коня. 4) (По)дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки.
3. Списать, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги.
…горы ..бежал поток проворный. ...ехали ребята кататься …катере …озеру. Катер …плыл …берега. …берегу ребятишки ..брали красивых камней.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Оцените свою работу. Слайд 9.
- Поднимите смайлики (Кто как справился).
-Ребята, как звучала тема нашего урока?
- Какие вы ставили перед собой задачи?
- Мы их все решили?
- Давайте проверим, какие новые знания вы приобрели и запомнили.
Слайд 10.
- Но, чтобы вы это никогда не забыли, что предстоит вам выполнить дома? (Домашнее задание)
IX. Домашнее задание.
стр. 132 - 133 выучить правила
1 уровень с.133, упр.260
2 уровень с.133 упр.261 з.1-2,
3 уровень с. 133 упр.261( всё)
Прочитайте каждый своё задание. Есть вопросы?
-После чего приступите к выполнению упражнения?
(После того, как выучим правила).
-Комфортно ли вам было на уроке?
-С каким настроением вы уходите?
можно сделать?