- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность интеллектуального направления Говорим правильно
Внеурочная деятельность интеллектуального направления Говорим правильно
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бернацкая Н.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено Принято
на заседании МО протокол от _______________ педагогическим советом от
руководитель МО________ Н.В. Бернацкая
Согласованно Утверждено приказом по школе от
Заместитель директора по УВ Директор школы
___________ Н.И. Реутова _____________ Е.А. Зубкова
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Хмелевская средняя общеобразовательная школа »
Рабочая программа по внеурочной деятельности
интеллектуального направления
«Говорим правильно»
Срок реализации 1 год
Бернацкая Н. В.
2015- 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Говорим правильно» разработана для 2 класса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения). В основе создания этой программы использовала опыт работы на дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой. Современная система школьного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе детей с тяжелыми речевыми нарушениями речи, таким как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения логопедических занятий по коррекции данных нарушений. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь. В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи: - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; - преодоление недостатков в речевом развитии; - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; - подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты; - формирование навыков учебной деятельности; Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, импровизации, конкурсы, соревнования, моделирование и анализ заданной ситуации, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.
Место предмета в учебном плане.
Кружок «Говорим правильно» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, - Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели). Основные формы организации деятельности: фронтальная, коллективное творчество. Формы и методы оценки результатов. Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. дети имеют: - понимать обращенную речь; - не могут фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; - несовершенно фонематическое восприятие; Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые): Дети должны уметь: - правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - четко дифференцировать все изучаемые звуки; - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; - различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»; - производить элементарный звуковой анализ и синтез; - овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. Положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений. Обогащение жизни детей разнообразными нетрадиционными, активными формами организации деятельности. Активная позиция со стороны родителей. Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум: - пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно - боковые); - четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно - боковые); - соноров Р, Р' (горловые или боковые); - сонора Л (носовой или двугубный). Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий ( подгрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 2 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся подгрупповые. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий 2 раза в неделю по 30 минут. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие.
Универсальные учебные действия
Для формирования личностных учебных действий:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их
-необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной
- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
- с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение
- ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;
- самостоятельно оценивать собственную деятельность
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия для выполнения задания.
Для познавательных:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку.
Для коммуникативных:
-осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками
- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Календарно- тематическое планирование.
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
занятие
дата
теоретич
практич
теоретическая
фактическая
1
Вводное занятие. Артикуляционная гимнастика.
1
1
1
2
Артикуляционная гимнастика.
1
1
3-4
Артикуляционная гимнастика « Сказка о веселом язычке»
2
2
5-7
Дыхательная гимнастика
3
1
3
8-10
Пальчиковая гимнастика
3
3
11
Звук С.Постановка звука
1
1
1
12
Автоматизация звука С в слогах.
1
1
1
13
Автоматизация звука С в словах.
1
1
14
Автоматизация звука С в предложениях.
1
1
1
15
Автоматизация звука С в речи.
1
1
16
Звук З.Постановка звука З.
1
1
17-18
Автоматизация звука з в прямых слогах.
2
1
2
19-20
Автоматизация звука з в обратных слогах и при стечении согласных
2
1
2
21-22
Автоматизация звука з в предложениях
2
2
23-24
Автоматизация звука з в речи
2
1
2
25
Дифференциация звуков с-з
1
1
1
26
Звук Ц.Постановка звука ц
1
1
1
27-28
Автоматизация звука ц в прямых слогах
2
1
2
29-30
Автоматизация звука ц в обратных слогах и при стечении согласных
2
1
2
31-32
Автоматизация звука ц в речи
2
1
2
33
Диффференциация звуков с-з-ц
1
1
1
34
Звук Ш. Постановка звука ш
1
1
35-36
Автоматизация звука ш в прямых слогах
2
1
37-38
Автоматизация звука ш в обратных слогах
2
1
2
39-40
Автоматизация звука ш в предложениях
2
2
41
Дифференциация звуков с-ш
1
1
42
Звук Ж. Постановка звука ж
1
1
43-44
Автоматизация звука ж в прямых и обратных слогах
2
1
2
45-46
Дифференциация звуков ш-ж
2
1
2
47-48
Дифференциация звуков ж-з
2
2
49
Звук Л. Постановка звука л
1
1
50
Автоматизация звука л в прямых слогах
1
1
51
Автоматизация звука л в обратных слогах
1
1
52
Автоматизация звука л в речи
1
1
53-54
Звук Р. Постановка звука р
2
2
55-56
Автоматизация звука р в обратных слогах
2
2
57-58
Автоматизация звука р в прямых слогах
2
2
59
Дифференциация звуков р-л
1
1
60
Повторение. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
1
1
61 Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
1
1
62
Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
1
1
63
Упражнения для челюстей
1
1
64
Упражнения для губ
1
1
65
Упражнения для языка
1
1
66
Закрепления правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов.
1
1
67
Закрепление правильного звукопроизношения в сказках и рассказах.
1
1
68
Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи.
1
1
Содержание обучения Характер результативность цели логопедической программы определяются следующими принципами: 1. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития. 2. принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи. 3. деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии. 4. принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. 5. учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения. 6. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка. 7. учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон. 8. принцип динамичности - сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.). 9. принцип сотрудничества - создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи. На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий - воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что готовят они детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе. На логопункте фронтальные занятия по программе не предусмотрены. С помощью данной программы у школьников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко - слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков
Литература: 1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. - Минск: Харвест, 2011. - 320 с. 2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. - Волгоград: ИДТ «Корифей». - 128 с. 3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с. 4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. - 64 с.: ил. - (Серия «Уроки логопеда»). 5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2012. - 120 с. 6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. - М.: Эксмо, 2012. - 112 с. 7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - 3-е изд. испр. И доп. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 216 с. 8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. - М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. - 192 с. 9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. - СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. - 96 с.: ил. - (Серия «Уроки логопеда»). 10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. - СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. - 32 с.: ил. - (серия «Уроки логопеда»). 11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. - М.: СФЕРА, 2005. - 112 с. 12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР. 13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. - 464 с.: ил. - (Домашний логопед). 14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003- 739 с. 15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. - Изд. 10-е - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 287 с. - (Библиотека логопеда). 16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: МРОПИ: 1993. 17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
9