Программа воспитания и социализации Вместе мы сила 1-4 классы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захаровская средняя общеобразовательная школа




«Утверждаю»

Зам. директора по ВР

______ (Кряжева О.В.)

«__»_________201_ г.






Программа воспитания и социализации


«Вместе мы сила!»

1 - 4 классы



Сроки реализации 2014-2018 г.



Разработчик:

Курпишева Н.Н.

учитель начальных

классов

Принята на научно-

методическом совете

Протокол № ____от

«___»_______201_г

Захарово, 2014 г.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский

1. Пояснительная записка Программа воспитания и социализации составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, примерной программы воспитания и социализации обучающихся. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Цель программы: воспитание активной развивающейся личности, способной к творческой самореализации при условии сохранения её социального, физического и психического здоровья.

ЗАДАЧИ:

  • воспитание нравственных качеств личности, эмоционально - эстетического восприятия окружающего мира;
  • создание условий для личностного раскрытия каждого ребенка и преодоления психологических барьеров;
  • формирование у обучающихся научного экологического мировоззрения и привитие необходимых практических навыков и умений поведения в природе;
  • развитие творческой и социальной активности;
  • поиск инновационных форм воспитательной деятельности;
  • формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям
  • вовлечение обучающихся в яркий мир игр, соревнований, праздников, развлечений;
  • сплочение обучающихся средствами досуговой деятельности.

Педагогическая целесообразность

Данная программа приемлема для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счёт её собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципами непрерывности, гуманизации, индивидуализации, единство требований в воспитании, учёт интереса и потребностей обучающихся и их родителей. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Отличительной особенностью программы является то, что коллектив приобретает способность к самосовершенствованию, выработке социального поведения, установлению прочных дружеских межличностных отношений в процессе собственной жизнедеятельности, коллектив движется вперёд за счёт развития и роста каждой личности. Воспитательная работа ведётся таким образом, чтобы каждый обучающийся опробовал свои силы в разнообразной деятельности.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

1 ступень - 1 класс «Давайте жить дружно!»

2 ступень - 2 класс «Познаём себя»

3 ступень - 3 класс «Что один не сделает, сделаем вместе»

4 ступень - 4 класс «Я учусь самостоятельности» (Развитие соуправления в классе).

Весь учебный год подразделяется на пять тем, наиболее важных для человека, можно сказать его составляющих:

  1. Я и моя Семья.

  2. Я и мои друзья.

  3. Я и моё Отечество.

  4. Я и мои Права.

  5. Я и моё Здоровье.

Принципы построения воспитательной работы

Принцип открытости

Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учётом своих интересов, потребностей и желаний.

Принцип привлекательности будущего дела Классный руководитель должен увлечь обучающихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: Что будет, если…», им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности Младшие школьники - это обучающиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования и т. д. Всё это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребёнка.

Принципы свободы участия Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребёнка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

Принцип обратной связи Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип успешности Принцип успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.

Принцип системности Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.

Для того, чтобы осознанно подойти к проблеме создания программы воспитательной работы класса, были проведены пилотажные исследования как внешней среды окружения, так и внутри школы, класса.

Характеристика класса

1) Формирование детского коллектива.

а) Состав учащихся:

На начало 2014 - 2015 учебного года в 1 классе 10 обучающихся, из них 7 мальчиков и 3 девочки.

б) Состав семей:

  • 2 человека из неполных семей (воспитывает мама)

  • 8 человек имеют полные семьи

в) Посещаемость дошкольных учреждений:

  • посещали детские сады - 10 чел.

Обучающиеся проживают в трёх сёлах: Захарово, Фомичёво, Осиновка.

2) Анализ психофизического здоровья учащихся.

а) Медицинские группы:

(основная) - 10 человек

3) Характеристика интересов учащихся.

а) Сформированность адаптации и учебной мотивации обучающихся соответствует у 8 обучающихся.

б) Отношение учащихся к собственному учению.

- отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия - нет;

- к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых - 2 чел.;

- отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради поощрения - 0 чел.;

- отношение сознательное, добросовестное, но интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам - 3 чел.;

- отношение увлечённое, сознательное, добросовестное - 5 чел.

5) Характеристика сформированности классного коллектива.

а) Определение уровня сплоченности детского коллектива. Коллектив находится на 2 ступени развития коллектива: «Мягкая глина». Это первые шаги сплочения детей, не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи. Достижение какой-то цели происходит с трудом. Но отношения между ребятами доброжелательные, этому способствует дружба детей по детскому саду. Как и в любом коллективе, в классе есть лидеры. Это дети, которые благодаря таким своим качествам, как коммуникабельность, товарищество, взаимопомощь, доброта, выделяются в классе. Хочу отметить … . Группа лидеров под руководством учителя учатся организовывать учебную и внеучебную деятельность коллектива одноклассников. Один человек очень эмоциональный, что часто проявляется в неадекватной реакции, это порождает разные конфликтные ситуации, которые не всегда можно было решить конструктивно Работа по изучению индивидуальных особенностей обучающихся и созданию благоприятной психологической обстановки, а также индивидуальная работа с их родителями является одной из первоочередных задач, стоящих передо мной. в) Работая над воспитанием дружеских взаимоотношений между детьми, над сплочением детского коллектива, мной была проведена диагностика изучения детского коллектива (диагностические методики: «Урок физкультуры», «Солнце, тучка, дождик», «Подарки» и др.) По результатам диагностики обозначилась группа ребят, которые дискомфортно чувствуют себя в классе. Поэтому необходимо создавать условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика с целью утверждения статуса личности ребёнка в коллективе.


б) Условия жизни в семье. Ценностные ориентации семей учащихся.

  • Семья ведёт здоровый образ жизни, характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей, в ней царит атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки - 9 семей;
  • Семья старается создать ребёнку благоприятные условия для учебной деятельности, но, к сожалению, в семье характерна духовная, идейная индифферентность, отношения ровные, без эмоциональной близости - 5 семей;
  • В семье возникают серьёзные конфликтные ситуации между членами семьи, духовные потребности недооцениваются, отношения эмоционально - нейтральные - 1 семья.
В большинстве семей родители радуются успехам своих детей, сопереживают неудачам, стараются помочь при возникновении трудностей, вместе учатся разрешать проблемы. В таких семья царит атмосфера любви и согласия, взаимопонимания и помощи, эмоциональной радости ( 68 %) Но есть в классе ученики, родители которых настолько заняты работой, что не уделяют своим детям должного внимания, ласки, любви, отсюда и эпизодически возникающие конфликты, индифферентность в отношениях (20 % семей). Наиболее адекватной формой организации внеучебного пространства в исследовательском, поисковом режиме является проектная деятельность. Проектная деятельность была выбрана по нескольким причинам:
  • помогает лучше организовать целенаправленное сотрудничество по воспитанию будущего поколения через активную, творческую деятельность;
  • воспитательные возможности проектов достаточно широки, каждый проект позволяет увидеть в привычном что-то новое, рассмотреть объект исследования через другие призмы зрения.


Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся таблице, которые предлагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещенности конкретного родительского коллектива. Основные направления работы с семьёй 1. Психолого-педагогическое просвещение родителей:

- родительские университеты

- индивидуальные тематические консультации

- тренинги

- конференции

- родительские собрания

- дни творчества

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

- открытые уроки и внеклассные мероприятия

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса

- шефская помощь

3. Участие в управлении учебно -воспитательным процессом

- участие родителей класса в совете школы

- участие родителей класса в работе родительского комитета



Режим работы с родителями

  1. Общешкольное родительское собрание - 1 раз в полугодие;
  2. Тематические родительские собрания - 2 раза в год;
  3. Рабочие родительские собрания - 4 раза в год (в конце четверти);
  4. Консультации для родителей - в течение года.
Состав родительского комитета: Фамилия, имя, отчество Должность Сфера ответственности Адрес, телефон 1. Председатель Организационные вопросы
2. Заместитель Культурно-массовая работа









Взаимодействие школы и семьи - решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель - ученик - родитель - вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Формы и механизмы работы с родителями: - день открытых дверей; - беседы; - родительские собрания; - лекции; - родительские конференции; - дискуссии; - совместные праздники; - круглые столы; - посещение уроков родителями; - анкетирование; - индивидуальные беседы; - микроисследования; - посещение квартир; - наблюдение; - консультации для молодых семей; - семейные советы; - звонки по телефону; - устный журнал.


Критерии и показатели результативности

Критерии

Показатели
1.Уровень сформированности коллектива
1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. 2.Развитость самоуправления. 3.Сформированность совместной деятельности.
2.Нравственная развитость обучающихся
1. Сформированность основных нравственных качеств личности детей. 2.Социальная активность обучающихся.
3.Удовлетворённость жизнедеятельностью класса
1.Степень удовлётворённости родителей. 2. Степень удовлётворённости обучающихся.

4.Уровень воспитанности

1.Отношение к обществу. 2. Отношение к умственному труду. 3. Отношение к физическому труду. 4. Отношение к людям. 5. Отношение к себе.


Методики контроля достижений обучающихся:


  • Диагностические методики изучения детского коллектива.
  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.
  • Социометрия.
Исследование особенностей личности:
  • общие сведения;
  • способности;
  • самооценка;
  • темперамент;
  • уровень воспитанности.
Исследование межличностных отношений:
  • социально-психологический климат в классе;
  • социометрия.



Индикаторы программы «Вместе мы сила!»

п/п

Целевой индикатор

Единица измерения

Значение индикатора

1 ступень

2

ступень

3

ступень

4

ступень

1 Микроклимат класса Коэффициент сплочённости класса




2
Удовлетворённость родителей и детей воспитательным процессом в классе
Проценты от общего числа воспитанников




3
Уровень воспитанности каждого учащегося класса в целом
Проценты от общего числа воспитанников




4
Участие воспитанников в массовых мероприятиях класса, школы, города

Единицы (человек)




5
Занятие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т. д. воспитательной направленности
Единицы (человек)












Портрет выпускника начальной школы: - умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться несколькими источниками информации (в том числе Интернетом), - умеющий организовать самостоятельную деятельность, включающую и использование словарей, справочников, хрестоматий на уроке и за его пределами в индивидуальной, парной, групповой работе; - умеющий организовать собственную деятельность за рамками урока методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» - носителем информации посредством переписки или обращения к компьютеру, а также3 интерактивного общения путём систематического обмена письмами между ним и героями учебников; - обладающий основами толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям мнение; - любознательный, активно познающий окружающий мир, имеющий представление о целостной картине мира, объединяя естественно - научное и гуманитарное знание; - любящий свой край и свою Родину; - обладающий социально - психологической адаптированностью к жизни в коллективе, умением брать ответственность на себя, принимать решения и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться в коллективе сверстников, со старшими и младшими по возрасту, обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение; - осознающий ценности здорового образа жизни, понимающий вред курения, алкоголя и наркотиков, осведомлённый в разных областях физической культуры, обладающий навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности; - способный видеть и чувствовать красоту окружающего мира, понимать смысл и красоту произведения художественной культуры; - умеющий уважать, сострадать и сопереживать ближнему, различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей, уважать чужое мнение, соблюдать правила поведения в обществе и семье; - обладающий следующими личностными качествами: умение соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд), анализировать нравственный аспект своих поступков (чувство гордости за совершение хорошего поступка, ответственность за их выполнение) - владеющий опытом мотивированного участия в школьных и районных конкурсах и проектах регионального и международных уровней. Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, наблюдения педагогов и родителей. К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.


























































План воспитательной деятельности на 2014-15 уч. год 1 класс:

«Давайте жить дружно! Програм-ма Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май




Я и моя семья



День знаний. 1.09.14г. Род. соб. «Общение с ребёнком играет роль в развитии или нет?» 1.10.14г.

Посещение семей Коноваловых, Овчинниковых,Карповых

С. Фомичёво Общешк. род.собр. «Семья и школа: проблемы и перс- пективы взаимо- действия» 17.10.14г. Посещение 2 семьи Игумновых с.Осиновка День матери.
Выставка рисунков «Моя милая мамуля!»

Посещение

Андреевых

Карповых

Рабогошвили

Рогожкиных Новогодний бал: подгот.сценария, изгот.игр.
Род. собр. «Наши первые успехи»



Инд. беседы с род. Род. собр. «Портфель достижений»

Посещение семьи Лоскутниковых. Мамин день 8 Марта

Викторина «Прощание с азбукой». День открытых дверей Проверка техники чтения




Я и мои друзья






Подвижные игры на переменах. Посещение театрали-зованного представ-ления 21.10.14г. Кл.час «Культура поведения и уважения друг к другу» 13.11.14г. Коллективное панно «Как прекрасен новый год!»

Оформление кабинета к новому году Кл. час «Как рабо-тать в группе?»


Путешествие в страну «Дружба»

Праздник «Прощание с 1 классом»





Я и моё Отечество








Кл. час «Наша малая родина» 1.09.14г. Праздник осени. 30.10.14 г. Кл.час «Учимся заполнять дневник» 27.11.14г. День Конституции 12.12.14г.
День Защитника Отечества.
Парад песни и строя
12 апреля-день космонавтики. Митинг ко дню Победы




Я и мои права






Урок безопасности. 3.09.14г.
Кл. час «Мой учебный день» 19.09.14г Экскурсия в школьную библиотеку

Оформление класс. уголка,

выбор поручений. Кл.час «Развитие умения самооценки» 20.11.14г.
Конкурс «Старт» Кл. час «Чему мне надо научиться в школе?»









Я и моё здоровье










День Здоровья 23.09.14г. Экскурсия в пожарную часть. 24.09.14г.

Кл. час «Безопасность в школе»

С.16-17 дневника

26.09.14г.
Медицинс-кий осмотр. 23.10.14г.

Кл. час «Правила поведения в классе»

9.10.14г. Разучивание физкультминуток на уроке. Подвижные игры на переменах (ежедневно)


Всемирный день здоровья. 8.04.14г.









Мониторинг активности обучающихся 1 класса

Фамилия

имя

День

Здоровья Театр Проект «Осенний салат» Проект «Поделка Ко Дню Матери» Проект «Новогод няя газета» Участие родит. в делах класса Заучи- вание стихот- ворений Конкурс «Лучший сборщик пазлов» Лучший Игрок в шашки Луч- ший чита- тель Рожд. ёлка Проект «Спасибо деду за Победу! 1.

+

+ 1 м.

1 м. 2 м.


+
+
- 1 м 2.

+

+ 2 м.

1 м. 2 м.


+


+ + 3.

+

+ 1 м.

1 м. 1 м.


+-
+
+ + 4.

+

+ 1 м.

1 м. 1 м.

+

++ 3 м. +
- + 5.

-

+ 2 м.

- 1 м.


+-


- - 6.

-

+ 2 м.

1 м. 1 м.

+

+
+ + + 1 м 7.

+

+ 2 м.

- 2 м.


+- 2 м.
+ - - 8.

+

+ 2 м.

1 м. 2 м.


+ 3 м. + + + - 9.

+

+ 1 м.

1 м. 1 м.

+

+-


+ 2 м 10.

+

+ 3 м.

- -

- 1 м.

- +


Батуты



Проект

«Спасибо деду за Победу!»

Эстафета ко дню Космонавтики

Сказка

о пасхальном яйце

Поездка к ветерану ВОВ

Участие

в отчёте школы

Лагерь

дневного пребывания







+



+

+











+

+









+



+

+










+




+












3 м.

+

+









+



1 м

+

+

+









+




+

+










+



1 м

_

+










+





+









+





+



































© 2010-2022