Календарно-тематическое планирование Русский язык 2 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык»

2 класс УМК «Гармония»


№п\п

Тема раздела программы, тема и тип урока

Кол-во

часов

Дата

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Характеристика

деятельности

обучающихся

Диагностический инструментарий оценки

достижений учащихся

План

Факт

1 четверть

Знаем - повторим, не знаем - узнаем (21 ч.: 17/.)

Повторение изученного и расширение сведений (8 ч.: 7/1 р.)

1.

Поговорим об ушедшем лете.

Урок применения знаний и умений

1



Уметь пользоваться условными обозначениями учебника.

Рассматривать учебник, его обложку, страницы, выявлять новые условные обозначения, обмениваться впечатлениями об отдыхе, сравнивать и выбирать слова со значением оценки, отбирать материал для своих рассказов, моделировать предложения. Исправлять предложения мальчика-иностранца, вносить уточнения в текст, объяснять изменения. Пользоваться знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументировать исправления. Обнаруживать в записи «опасные места», планировать процесс списывания и действовать по плану. Выполнять основные требования к речи и речевому поведению.

Текущий фронтальный опрос

2

О нашей речи.

Урок применения знаний и умений

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Портфолио

3

Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?»)

Урок применения знаний и умений

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.


Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

4

Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам.

Урок применения знаний и умений

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.


Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, делать выводы.

5 Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор («Будем говорить понятно!»)

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.


Анализировать качество устной речи: ясность, внятность. Систематизировать информацию о звуках, анализировать звуки, понимать модели, добавлять в модель недостающие значки, характеризовать звуки и классифицировать их.

Сравнивать, классифицировать слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читать материал учебника для получения информации, употреблять в речи новый термин, ставить вопросы к словам, распознавать слова, называющие предметы по освоенным признакам, вести рассуждения, делать умозаключения.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, делать выводы.

6 Совершенствование различных умений Урок-практикум

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Систематизация ранее полученных знаний.

7

Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?)

Урок применения знаний и умений

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.


Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

8

Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Урок применения знаний и умений

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.


Обобщать знания о способах обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на письме, находить и исправлять ошибки, воспроизводить правило написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу, применять его.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Правописание ь между двумя согласными («Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»)

(5 ч.: 4/1 р.)

1 Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн. Урок ознакомления с новым материалом

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Наблюдать за использованием ь между двумя согласными, выявлять закономерность, делать умозаключение, предполагать правило письма. Читать материал учебника, проверять и уточнять информацию, пользоваться новой информацией при письме. Анализировать позицию мягкого согласного звука и выбирать написание. Классифицировать и группировать слова в зависимости от написания. Анализировать написание слов и расширять знания об «опасных местах», систематизировать их в таблице, пользоваться составленной таблицей как справочником при письме, использовать приобретённые знания при списывании и письме под диктовку, передавать знания другим. Разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные. Пользоваться словарём учебника, выбирать в нём слова по заданным признакам.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

2 Мягкий согласный перед мягким - «опасное» при письме место. Урок ознакомления с новым материалом

1



3 Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт). Урок ознакомления с новым материалом

1




4 Закрепление правила написания ь между двумя согласными.
Урок применения знаний и умений

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.


Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

5 Продолжение закрепления изученного Урок применения знаний и умений

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.


Наблюдать за использованием слов в текстах, за их ролью. Значением и написанием, накапливать опыт использования слов для повышения точности речи.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, делать выводы; работать в парах.

Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й,]?») (5 ч.: 4/.)

1 Повторение известных способов обозначения звука [й,] Урок применения знаний и умений

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Анализировать позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,], понимать информацию, представленную в моделях, уточнять знания о способах обозначения звука [й,], вносить дополнения в модели. Выявлять недостаток знаний.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

2 Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ. Урок ознакомления с новым материалом

1



Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

3 Формирование умения использовать разделительный ь. Урок применения знаний и умений

1



Наблюдать за звучанием и написанием слов, делать вывод о правиле письма. Читать материал учебника, проверять и уточнять вывод. Дополнять известные способы действия новым; осуществлять и контролировать выбор нужного способа обозначения звука [й,].

Понимать функцию разделительных ь и ъ, накапливать опыт их использования. Классифицировать и группировать слова с ь и ъ, проверять написанное.

Обобщать и систематизировать знания о способах обозначения звука [й,], применять полученные знания при письме.

4 Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ. Урок закрепления изученного

1



5 Обобщение: три способа обозначения звука [й,]
Урок обобщения и систематизации знаний

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.


Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении, через работу в группах.

Подведём первые итоги (3 ч.: 2/.)

1

Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем»

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Различать звуки и буквы, соотносить их. Решать фонетико-графические задачи. Выбирать правильное решение, осуществлять взаимо-самоконтроль, определять задания, которые вызывают затруднения, планировать действия при письме под диктовку и осуществлять их. Моделировать предложения и работать с моделями.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

2

Подготовка к контрольной работе.

Урок применения знаний и умений

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

3

Контрольная работа.

Урок применения знаний и умений

1



Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Итоговый

Орфография

(«Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» (24 ч.: 19/5р.)

Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Обучение письму с «окошками» (24 ч.: 19/.)

1

Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово»).

Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Анализировать слова, сравнивать звуки и буквы, позиции звуков, устанавливать случаи письма, где возможна ошибка, делать вывод о необходимости выбора букв, моделировать его. Читать учебник, слушать учителя, проверять и уточнять выводы, выявлять новую информацию, термины.

Дополнять известные правила новыми сведениями, наблюдать за выбором букв на месте орфограмм, обсуждать возможность появления ошибки, аргументировать умозаключение.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

2

Орфограммы безударных и ударных гласных.

Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

3

Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных.

Урок ознакомления с новым материалом

1



Формировать умение обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.

4

Непарные по глухости-звонкости согласные - не орфограммы («Когда согласным можно доверять?)

Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

5

Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [в,] - не орфограммы

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Обобщать и систематизировать сведения о непарных по глухости-звонкости согласных, различать парные и непарные, делать выводы о наличии или отсутствии орфограмм. Классифицировать слова в зависимости от характера последнего звука, выбирать слова с указанными видами орфограмм. Сравнивать ранее полученные знания с новыми, уточнять и дополнять сведения, находить слова с разными орфограммами, оперировать признаками, отличать орфограммы от не- орфограмм, определять количество главных орфограмм, рассказывать о своих наблюдениях и сделанных выводах, моделировать их, обосновывать, использовать новые термины. Понимать обобщения, представленные в схематичной (алгоритмичной) форме, оформлять их словесно.

Понимать, читать и воспроизводить модельную запись слов с предъявленным выбором букв на месте орфограмм.

Работы обучающихся

6

Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости

1



Деятельность обучающихся

7 Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи») Урок ознакомления с новым материалом

1



Принимать и сохранять учебную задачу.


Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её. Формировать сознательное, ответственное отношение к качеству своей речи. («На родном языке писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».


8 Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)

1



Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

9 Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок»). Урок применения знаний и умений

1



Умение пользоваться памяткой

10 Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм. Урок обобщения и систематизации знаний

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

11 Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать») Урок ознакомления с новым материалом

1



Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Разграничивать орфограммы на изученные и неизученные правила, обсуждать решения в парах. Осваивать способ письма с «окошками», выполнять определённый порядок действий. Анализировать написание слов, выявлять закономерности, делать умозаключения о правилах письма. Выводить способ действия при решении некоторых орфографических задач, начать использовать полученные знания, обобщать и систематизировать их, писать с «окошками» и решать задачи освоенными способами.

Умение работать в парах, делать выводы, анализировать.

12 Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

13 Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?» Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Анализировать памятку 4, сравнивать известный способ действия с новым, находить отличия. Планировать действия при письме по памятке 4 и действовать по плану. Пользоваться орфографическим словарём учебника, решать с его помощью орфографические задачи.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задач, уметь пользоваться памяткой.

14 Закрепление нового способа письма.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.


Работы обучающихся

15 Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4. Урок практикум.

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Использовать новый способ письма в своей письменной речи. Уточнять по словарям значение и произношение слов.

Деятельность обучающихся

16 Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?»). Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Анализировать материал по указанному признаку, сравнивать написание слов, отражать различие в схеме. Осознавать противоречие между известным правилом и написанием слов, объяснять его причину, делать умозаключение о границах применения известного правила. Делать вывод о двух орфограммах на месте одной буквы, уточнять обозначение орфограмм и способ действия при письме.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Текущий фронтальный опрос

17

Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа. («Проверяем себя»)

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

Обнаруживать орфограммы, различать их, писать, оставляя «окошки». Проверять свои умения, составлять проверочные работы для одноклассников, обобщать полученные знания, осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

Работы обучающихся.

18

Совершенствование умений.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



19

Проверка и совершенствование умений

Урок применения знаний и умений

1



20

Контрольная работа.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

1



Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Применять правила в свободном письме под диктовку, при оформлении своих мыслей; проверять собственные записи.

Итоговый контроль

21

Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Исправлять ошибки, применяя правила, находить доказательства правильности выбора, писать под диктовку. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

22

Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга»)

Урок применения знаний и умений

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Анализировать структуру кулинарного рецепта, определять особенности текста, учитывать их при создании своего рецепта. Действовать по памятке 4, разграничивать решаемые и пока не решаемые задачи, пользоваться приёмом письма с «окошками».

Анализировать «устройство» загадок, сравнивать тексты, преобразовывать некоторые в загадки, подбирать сравнения, рифмы, коллективно сочинять загадки, записывать их, используя приём письма с «окошками». Сотрудничать в коллективной и парной работе.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

23

Обучение словесному рисованию: сочинение загадок.

Урок применения знаний и умений

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Работы обучающихся

(умение описывать предмет не называя его)

24

Продолжение сочинения загадок и составления рецептов.

Урок практикум

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении. Уметь точно высказывать свои мысли.

II четверть (33 ч.: 25/.)

Синтаксис: предложение (13 ч.: 9/.)

Предложение («Выражаем мысли и чувства») (13 ч.: 9/4р.)

1

Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предложения?»)

Урок практикум

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Осознавать назначение предложений, наблюдать за выделением предложений в устной речи, сравнивать со способами обозначения границ предложения в письменной речи. Воспринимать информацию на слух, выделять новые сведения. Анализировать неудачно построенные предложения, выявлять причины погрешностей и их следствие. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную. Читать информацию учебника, выделять новую. Находить границы предложений по освоенным признакам. Формулировать мысли и записывать предложения. Отличать предложения от набора слов, аргументировать решение, опираясь на признаки предложения. Использовать знания о требованиях к предложению, конструировать предложения из слов, определять, о чём и что будет говориться в предложении, выбирать вариант построения предложения, осознавать порядок действий при составлении предложений, упражняться в нём. Сотрудничать с одноклассниками, работая в парах и коллективно.

Работы обучающихся, умение делить текст на предложения.

2

Обучение построению предложений.

Урок ознакомления с новым материалом

1



Составлять несложные устные и письменные монологические тексты с учётом задачи речи.

Работы обучающихся.

3

Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

1




4

Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.)

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.


Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

Текущий фронтальный опрос

5

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)

Урок ознакомления с новым материалом

1



Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Читать текст, определять явление по его описанию; находить предложение по указанным признакам, объяснять назначение и особенности каждого. Воспринимать при чтении или на слух новую информацию, соотносить её с прочитанными предложениями, характеризовать предложения, подводить под понятие. Анализировать материал, находить различные предложения, объяснять, с какой целью они говорились. Определять разновидность предложения, пользоваться терминами, выявлять недостающий вид предложения составлять его, выбирать предложения нужных видов, действовать по памятке списывания.

Сравнивать предложения по интонации, выявлять различие, дополнять знания о предложении, обобщать полученную информацию, понимать её представление в модели. Характеризовать предложения по двум параметрам, сравнивать их, соотносить интонацию со знаками препинания, определять интонацию по смыслу предложений, передавать её в устной и письменной речи, оформлять предложения при письме.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, делать выводы

6

Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные.

Урок ознакомления с новым материалом

1



Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.)

7

Закрепление изученного о видах предложений.


Урок обобщения и систематизации знаний

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

Текущий фронтальный опрос

8

Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь - так и отвечу»)




Принимать и сохранять учебную задачу

Наблюдать за интонацией вопросительных предложений, выразительно их произносить, выделять специальные вопросительные слова, выбирать с учётом этих слов точные ответы, самостоятельно строить такие ответы. Объяснять взаимосвязь между вопросом и ответом на основе информации учебника, составлять различные вопросы, конструировать ответы на них и оценивать соответствие. Сотрудничать, работая в парах, использовать приобретённые умения в речевой практике.

Анализировать построение ответов на вопрос «почему?», понимать информацию, представленную в модели, переводить её в словесную форму. Конструировать ответы на вопрос «почему?» разными способами, самостоятельно строить ответы.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

9

Построение ответов на вопрос «почему?»


Урок ознакомления с новым материалом




Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Уметь грамотно, корректно строить предложения в общении с окружающими.

10

Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем»)


1



Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Вычленять предложения из текста, анализировать их по освоенным признакам, выделять предложения указанного вида, классифицировать их с точки зрения выражаемого значения, находить ключевые слова; подводить конкретные предложения под понятие, аргументировать решение, группировать предложения по заданным признакам, произносить предложения с различной интонацией, варьируя её, понимать связь смысла и интонации. Осознано пользоваться побудительными предложениями в речи, использовать слово «пожалуйста», грамотно записывать с ним предложения. Наблюдать за построением предложений-пожеланий, по аналогии создавать свои.

Деятельность обучающихся, использование в общении вежливых слов, умение составлять и записывать предложения.

11

Обучение составлению пожеланий.

Урок применения знаний и умений


1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.


Портфолио

12

Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Составлять различные предложения, использовать их при письме записок. Вычленять предложения из потока речи, определять их виды по цели и интонации, обобщать полученные знания о предложении, строить монологические сообщения на основе изученного. Конструировать различные предложения. Анализировать их, создавать свои. Использовать разные предложения в письменной речи и грамотно оформлять их. Продолжать осваивать способ письма под диктовку, действовать по определённому плану, проверять написанное.

Практическое использование полученных знаний в групповой работе.

13 Обучающий диктант. Урок применения знаний и умений

1



Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

Текст («Хочу сказать больше»)

(12 ч.: 9/.)

1 Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?»)
Урок ознакомления с новым материалом

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;


Читать предложение и обсуждать его смысл, предполагать возможное продолжение, соотносить предложение с предъявленным вариантом продолжения. Критически оценивать их соответствие, выбирать нужное; анализировать и выявлять условие связности предложений. Воспринимать на слух или при чтении новую информацию, выделять термин и признаки понятия. На основе признаков текста различать предложение и текст, текст и набор предложений.

Текущий фронтальный опрос

2 Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке»). Урок ознакомления с новым материалом

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Анализировать устройство игрушки «пирамидки», сравнивать его с устройством текста, делать умозаключение о строении текста и его признаках. Осваивать термины «тема» и «главная мысль», наблюдать за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находить предложения, отражающие тему, главную мысль; сравнивать заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирать более точный, придумывать свой.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

3 Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?») Урок ознакомления с новым материалом

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Анализировать тексты, выявлять недостатки, выводить требования к хорошему тексту, проверять и уточнять свои выводы на основе учебника. Оценивать тексты с точки зрения сформулированных требований. Осознавать назначение редактирования текста, понимать смысл слов «редактор», «редактировать», осваивать способы улучшения текста и внесения правки. Исправлять «чужие» тексты, озаглавливать их с разных точек зрения, создавать собственные, проверять и редактировать написанное с точки зрения темы и основной мысли.. Наблюдать за развитием мысли в тексте, восстанавливать нарушенную последовательность предложений, выявлять роль первого и последнего предложений, конструировать тексты, озаглавливать их, составлять свои, осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Умение на практике отличать хороший текст.

4 Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту»)

1



Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

5 Упражнение в редактировании текстов

1




Портфолио

6 Восстановление и запись деформированных текстов («Составляем и пишем диктанты»). Урок обобщения и систематизации знаний

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её. Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Умение составлять диктанты, используя изученные орфограммы, словарные слова.

7

Подготовка к диктанту.

Урок применения знаний и умений


1


Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Выполнять действия необходимые при письме под диктовку, осуществлять самоконтроль, вносить исправления. Воспринимать тест на слух, анализировать содержание. Читать текст, уточнять детали содержания, последовательность событий, проводить языковой анализ. Письменно воспроизводить текст, выявлять орфограммы, разграничивать решаемые и пока не решаемые орфографические задачи. писать с «окошками». Проверять написанное с точки зрения орфографии, оценивать и редактировать свой текст.

Деятельность обучающихся: умение выделять орфограммы на слух, применять теоретические знания на практике.

8

Контрольный диктант.

Урок проверки и коррекции знаний и умений


1


Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Итоговый контроль, самопроверка

9

Учимся письменному пересказу

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Портфолио

10

Обучение первым изложениям.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.


Умение записывать текст своими словами, использовать приём «письмо с окошками»

11

Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем)

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Анализировать рассказ писателя о книге, высказывать своё отношение, рассказывать о прочитанных книгах, записывать свои мысли.

Проверять написанное с точки зрения орфографии, оценивать и редактировать свой текст, анализировать, записывать свои мысли.

12

Обобщение изученного о предложении и тексте.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Обобщать полученные знания о предложении и тексте, обсуждать высказывания персонажей, выражать своё мнение, участвовать в общей беседе, соблюдать правила общения.

Умение обучающихся давать оценку творческой деятельности одноклассников.

Состав слова ( 8ч.: 7 ч./.)

Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах»)

(8 ч.: 7/.)

1

Разговор о значении слова («Что в слове главное?»).


Урок ознакомления с новым материалом


1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.


Наблюдать за значениями слов, выявлять зависимость произношения и написания слов от их значений, делать умозаключения о важности понимания значения слов, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывать о сделанных обобщениях. Объяснять значения слов, выбирать слова с учётом смысла текста.

Умение делать выводы на основе полученных знаний

2

Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»)


Урок ознакомления с новым материалом

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.


Предполагать значения сочетания «родственные слова», высказывать своё мнение, анализировать слова, оценивать суждение персонажа. Читать информацию учебника, уточнять своё представление о родственных словах, выявлять опознавательные признаки таких слов, группировать слова по опознавательным признакам, находить «лишние». Знакомиться с определением понятия «корень», выводить способ действия для нахождения корня, осваивать его.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

3

Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.

Урок закрепления изученного

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Подбирать родственные слова, группировать их, находить «лишнее» слово. Наблюдать за единообразием написания корней, получать информацию об этом из учебника. Использовать знание «секрета» корней при письме, пользоваться словарём учебника для решения орфографических задач. Наблюдать за наличием других частей в словах.

Текущий фронтальный опрос, работа в группах

4

Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

5

Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений

1



Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Понимать основную мысль текста, представлять рисуемую картину, словами рисовать её, раскрывать выраженную главную мысль, выбирать для этого слова, улучшать и проверять написанное.

Текущий фронтальный опрос

6

Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!»)

Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Анализировать и критически оценивать высказывания персонажа, исправлять ошибку в построении слов, объяснять причину ошибки, делать вывод о необходимости изменения слов, сравнивать его с информацией в учебнике. Выявлять новые сведения об окончании, рассуждать о необходимости окончаний в языке. Изменять слова, составлять с ними предложения.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

7-8

Изложение. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году

2



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Читать текст, выделять предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдать за развитием мысли, построением предложением, их связью и выбором слов. Воспроизводить текст, проверять и совершенствовать написанное.

Составлять поздравления, пожелания, вспоминать о подготовке к празднику, слушать рассказы других, обмениваться с одноклассниками своими планами.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении. Излагать свои мысли , записывать их.

III четверть (53 ч.: 40/13р.)

Состав слова. Продолжение (8 ч.: 7/.)

Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах» (8 ч.: 7/.)


1 Однажды… Рассказ о зимних каникулах

1



Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

Обмениваться впечатлениями о каникулах. Планировать содержание текста, обдумывать его по памятке «Текст». Письменно излагать свои мысли. Проверять и редактировать написанное.


Текущий фронтальный опрос.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

2 Повторение изученного о словах.
Урок применения знаний и умений

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.


Отвечать на вопросы по изученному материалу, проверять и уточнять ответы, находя нужные сведения в учебнике.

Читать текст, определять своё отношение к персонажу, выражать его в заголовке. Находить в тексте родственные слова, обосновывать решения.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

3

Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое»)

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.


Находить в тексте изменения одного и того же слова, выделять изменяемую часть, осознавать различие окончаний при сходстве других частей как опознавательный признак изменений слова. Объяснять смысл названия «окончание-невидимка». Находить в тексте родственные слова и предполагать их другое название: однокоренные, проверять предположение по учебнику. Разграничивать и группировать изменения слов и однокоренные слова.

Текущий фронтальный опрос

4

Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов.

Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Сравнивать слова по значению, группировать близкие по значению. Читать информацию в учебнике, выявлять научные названия этих слов. Находить в тексте синонимы, разграничивать синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и изменения слов. Наблюдать за точным выбором слов в тексте, выделять главную мысль текста, озаглавливать его. Обобщать изученное о словах, передавать информацию другим.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

5

Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»).

Урок ознакомления с новым материалом

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её. Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Сравнивать изменения слова, выделять корень и окончание, находит в тексте учебника новые сведения об изменениях слов, осознавать смысл терминов «единственное число», «множественное число». Определять число, в котором употреблено слово, изменять слова по числам, осознавать изменение значений, обнаруживать орфограммы, наблюдать за действием «секрета» корней.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

6

Изменение названий предметов по «командам» вопросов.

Урок ознакомления с новым материалом

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Конструировать предложения, вставляя по смыслу нужные слова, замечать изменения слов, выделять окончания. Читать информацию учебника, вычленять требуемые сведения. Обобщать знания об изменениях слов, строить монологическое высказывание

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

7

Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.


Понимать смысл текста, соотносить слова текста с изученными группами слов, находить названия предметов и названия их признаков, наблюдать за изменением зависимых слов, изменять слова по командам вопросов. Из учебника получать сведения о неизменяемых названиях предметов, осознавать отсутствие в них окончаний. Знакомиться с понятием «антонимы», подбирать антонимы к словам.

Обнаруживать в тексте орфограммы, квалифицировать их как освоенные и неосвоенные, списывать текст, на месте вторых оставляя «окошки».

Текущий фронтальный опрос

8

Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?»)

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Обобщать сведения об орфограммах, решать орфографические задачи с помощью словаря, использовать знание написания корня слова для выбора букв в однокоренных словах. Осмысливать понятие «правило»,систематизировать изученные, констатировать незнание способа действия для обозначения орфограмм в корне, списывать текст, оставляя «окошки» на месте этих орфограмм. Читать название темы и предполагать содержание дальнейшей работы.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

Орфография

«Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (45 ч.: 33/12р.)

Обучение подбору проверочных слов (21 ч.: 16/5р.)

1 Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова («Слова-подсказки - какие они?) Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Сравнивать и классифицировать слова; читать информацию учебника, находить ответ на заданный вопрос, использовать новые термины, осознавать признаки проверяемых и проверочных слов, подводить конкретные слова под эти понятия. Понимать графические способы обозначения, с их помощью объяснять написание слов. Распознавать проверочные и проверяемые слова, группировать их. Знакомиться с основными способами действия для подбора проверочных слов. Выбирать слова по заданным признакам, находить в них корень, наблюдать за выбором букв, доказывать его правильность.

Готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям

2

Как искать проверочные слова для корня?

Способы подбора проверочных слов для названий предметов .

Урок ознакомления с новым материалом

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Изменять слова, наблюдать за единообразием букв их корнях, выводить способ действия для определения правильной буквы, соотносить его с моделью, понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить модель в словесную форму, применять способ действия на практике, аргументировать решение, обсуждать выбор решения с одноклассниками, участвовать в групповой и парной работе.


Выявлять недостаточность имеющихся способов действия, на основе анализа и сравнения слов, «чтения» моделей открывать новые способы действия.


Осознавать возможность применения нескольких способов решения орфографической задачи, выбирать один из них, пользоваться взаимопроверкой слов.

Умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач

3

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Работы обучающихся

4

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.

Урок практикум

1



Развитие абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей

Готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям

5

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям

6

Объяснение значения слова как способ проверки («От значения слова - к правильной букве»)

Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

7

Способы подбора проверочных слов для названий действий .

Урок ознакомления с новым материалом

1



Развитие абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей.

8

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий

1



Объяснять значения слов с помощью однокоренного, осознавать это действие как способ выяснения нужной буквы. Обобщать приобретённые знания, применять их в процессе письма, проверять написанное, исправлять «чужие» ошибки, обосновывать исправления, осуществлять взаимо- и самоконтроль при письме.

Разграничивать группы слов, распространять известные способы подбора проверочных слов, принадлежащих к одной группе на другую, использовать знания в новых условиях. Анализировать памятку «Как писать без ошибок?», дополнять её новыми сведениями, осознанно действовать при письме, выполняя последовательность необходимых операций.

Умение работать в паре.

9

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Текущий фронтальный опрос

10

Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов


1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

11

Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов.

Урок практикум

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно

слушать (учителя, одноклассников), решая её; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.

Соотносить значение слова и его написание, объяснять значения слов, выбирать букву в зависимости от значения.


Систематизировать способы подбора проверочных слов, представлять их в таблице, сравнивать полученный вариант с вариантом учебника, формулировать способ действия при выборе буквы на месте орфограмм корня.


Различать проверочные и проверяемые слова, соотносить их между собой, находить ошибки в подборе проверочных слов, аргументировать решение.


Решать орфографические задачи, не решённые ранее, осознавать прирост своих знаний и умений.

Работы обучающихся

12

Значение слова и его написание («Снова о значении слова»)

1



Преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников)


13

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова)

Урок обобщения и систематизации знаний


1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

14

Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать при-

чинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

Деятельность обучающихся

15

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

16

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов.

Урок практикум

1



Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; Уметь применять правило правописания безударных гласных и парных в корнях слов

Деятельность обучающихся

17

Обобщаем и стараемся писать без ошибок

Обобщение изученного по орфографии

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Решать орфографические задачи, не решённые ранее, осознавать прирост своих знаний и умений.

Текущий фронтальный опрос

18

Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач.


1



Решать орфографические задачи, не решённые ранее, осознавать прирост своих знаний и умений.

Портфолио

19

Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Различать проверочные и проверяемые слова, соотносить их между собой, находить ошибки в подборе проверочных слов, аргументировать решение.

Текущие проверочные работы

20-21

Изложение с продолжением

(Е. Чарушин. «Волчишка»)


2



Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для называния его частей.


Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет») (4 ч.: 3/.)

1

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения

1



Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.


Читать текст, вслушиваться в звучание слов, фиксировать звуки условными значками, сравнивать звуки и буквы. Исследовать материал, выявлять возможность разного обозначения буквами одного и того же сочетания звуков. Делать умозаключение о наличии орфограммы на месте выявленных звуковых сочетаний. Воспринимать на слух или при чтении новые сведения, термины. Применять ранее приобретённые знания о способах решения орфографических задач корня в новых условиях. Осмысливать выполненный способ действия, проверять его правильность по учебнику, пользоваться им для обозначения выделенных звуковых сочетаний буквами. Обращаться к словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм. Классифицировать и группировать слова в зависимости от написания. Опознавать новый освоенный вид орфограмм, обнаруживать соответствующие слова в предложениях и текстах.

Самостоятельно подбирать слова с новой орфограммой, классифицировать их по возможности подбора проверочного слова.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

2

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю)

1



3

Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении

1



4

Закрепление изученного.


Урок обобщения и систематизации знаний

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.


Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

Работа над непроверяемыми написаниями (4 ч.: 3/.)

1

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь»)

Урок ознакомления с новым материалом

1



Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Осознавать наличие в языке слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне, осмысливать сущность понятия «непроверяемые орфограммы» и необходимость при встрече с ними обращаться к словарю.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, делать выводы, пользоваться словарём.

2

Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две»)

Урок ознакомления с новым материалом



1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, классифицировать и группировать их, пользоваться словарём учебника для решения задач на месте непроверяемых орфограмм. Читать в учебнике и воспринимать на слух информацию о происхождении некоторых слов, делать вывод о возможности определять буквы непроверяемых орфограмм в отдельных словах по истории появлении слова в языке, делать умозаключение о пользе знаний о происхождении слов. Решать орфографические задачи всеми освоенными способами, аргументировать решение. Пересказывать другим истории происхождения слов.

Сравнивать звуки и буквы, узнавать новые термины, запоминать слова с удвоенными согласными в корне слова, рассказывать о происхождении слов с удвоенными согласными.

Объяснять значения слов, наблюдать за взаимосвязью между значением слова и его написанием, сравнивать слова по значению и написанию. Объединять и группировать их. Расширять знания о переносе слов со строки на строку, различать слова, которые можно и нельзя перенести. Работать с орфографическим словарём учебника, выбирать в нём слова по указанным признакам, списывать их и стараться запоминать написание.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

3

Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации.

4

Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами



1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.


Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.


Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Текущий фронтальный опрос.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

Повторение и обобщение изученного по орфографии Проверочные работы («Подведём итоги») (7 ч.: 4/3р.)

1-2 Совершенствование всех приобретённых детьми умений

2



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Проверять свои умения, классифицировать и группировать слова по орфограммам, анализировать предложенные варианты проверки безударных гласных в корне слова, оценивать их, предлагать свои, решать орфографические задачи всеми освоенными способами, в том числе, обращаясь к словарю. Проверять написанное, выполняя необходимый способ действия, исправлять обнаруженные ошибки, объяснять исправления. Читать текст, находить в словах орфограммы, доказывать выбор букв на их месте. Списывать и писать под диктовку, осуществлять самоконтроль в процессе письма и на этапе проверки, вносить исправления.

Обнаруживать свои ошибки, заново решать орфографические задачи, исправлять ошибки, понимать и объяснять их причины.

Портфолио

3-4 Обучающие проверочные работы. Урок применения знаний и умений

2



Работы обучающихся

5-6 Контрольная работа Урок применения знаний и умений. Урок проверки и коррекции знаний и умений

2



Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

Итоговый контроль

7 Совершенствование орфографических умений. Урок практикум

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Текущий фронтальный опрос.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение

Сочиняем, пересказываем, рассказываем (9 ч.: 7/2р.)

1

Обучение написанию поздравлений


1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Анализировать поздравления, составленные детьми, выражать своё отношение к ним, выбирать особо понравившиеся, объяснять свою оценку. Создавать свои поздравления, выбирать для них слова, выражения, конструкции предложений, пожелания, грамотно оформлять тексты.

Способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение

2-3

Изложение «Подарок маме».

Подготовка поздравлений к 8 Марта. (При необходимости уроки передвигаются)


2



4

Изложение с выбором заголовка («Спасён!»)



1



Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для называния его частей.


Читать тексты, понимать их смысл, в том числе заложенный в подтексте, выбирать более точный заголовок или придумывать свой, наблюдать за развитием мысли, построением предложений, их связью, отбором слов. Писать изложения, проверять и редактировать написанное.

Анализировать предложения, определять тему и выражаемую мысль каждого, распределять предложения по двум темам, восстанавливать структуру отрывков, конструировать два текста, пересказывать один устно, а другой - письменно. Слушать и оценивать пересказы одноклассников, проверять и улучшать свой написанный текст.

Читать словесные картинки и деловые сообщения, составленные детьми, находить достоинства и недостатки в построении текстов, устранять погрешности; проверять с точки зрения орфографии, исправлять орфографические ошибки. Понимать главную мысль, выраженную в заголовке и первом предложении текста, раскрывать её, создавая свою словесную картинку; проверять и улучшать написанное.Читать предложения, выделять в них главные сведения, преобразовывать предложения в телеграммы. Развёртывать представленную телеграмму в полное предложение, конструировать и записывать его. Создавать тексты разных жанров: поздравления, записки, проверять и совершенствовать их.

Работы обучающихся

5

Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики

1



Принимать и сохранять учебную задачу


6

Продолжение работы над текстовыми умениями



1



Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли

Портфолио

7

Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны


1



Деятельность обучающихся.

8-9

Совершенствование речевых и орфографических умений

2



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач. Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Текущий фронтальный опрос.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


IV четверть (39 ч.: 27/12р.)

Состав слова (29 ч.: 23/6р.)

Состав слова «Как устроены слова?» (23 ч.: 23/6р.)

1 Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?»)
Урок обобщения и систематизации знаний

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Обсуждать ранее изученные сведения, работать в паре, отвечать на вопросы учебника, проверять ответы друг друга, пользоваться материалами учебника для уточнения высказанных мыслей или их проверки. Сравнивать рассуждения персонажей, высказывать своё мнение, аргументировать его. Проверять выполнение заданий школьниками, оценивать их правильность. Находить в тексте слова по различным заданным признакам, списывать, выполняя нужные операции.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


2 Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание» Урок обобщения и систематизации знаний

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Наблюдать за изменениями слов, группировать слова по указанным признакам, самостоятельно изменять слова, выделять окончания, в том числе «нулевое», осваивать новый термин. Определять состав и порядок действий для нахождения в слове окончания, сравнивать своё заключение со способом действия в сформулированным в учебнике.

Различать изменения слов и однокоренные слова, группировать их. Читать текст, выявлять новые сведения, находить в тексте объяснение значения слова.

Текущий фронтальный опрос.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

3 Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!») Урок ознакомления с новым материалом

1



Принимать и сохранять учебную задачу

Конструировать слова из частей, наблюдать за значением и назначением частей слова, узнавать новые сведения о незнакомых частях слова. Называть действия, представленные в изобразительной форме, наблюдать за изменением значения слов, соотносить эти изменение с заменой приставок. Выделять в словах приставки, собирать «коллекцию» приставок русского языка, вносить их в свой справочник, наблюдать за написанием приставок, группировать их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминать написание.

Конструировать однокоренные слова с разными приставками, обращаться к словарю для выяснения правильного ударения в некоторых словах.

Готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации

4 Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор») Урок ознакомления с новым материалом

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач


Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

5 Разграничение приставок и предлогов.
Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Находить слова с приставками, различать приставки и предлоги, формулировать правило написания приставок и предлогов, осваивать способ действия, помогающий различать их и правильно писать.

Деятельность обучающихся.

6 Значение, употребление и написание суффиксов. Урок ознакомления с новым материалом

1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.


Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Наблюдать за значением суффиксов и их правописанием, собирать «коллекцию» суффиксов русского языка, классифицировать их в зависимости от групп слов, в которых они употребляются, а также значений, которые они вносят, группировать их и вписывать в свой справочник, запоминать их написание. Определять слова по описанию значения и конструировать их с помощью суффиксов, находить в словах суффиксы, объяснять их роль.

Портфолио

7 Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов.
Урок обобщения и систематизации знаний

1



Деятельность обучающихся.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

8 Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?») Урок ознакомления с новым материалом



1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно

слушать (учителя, одноклассников), решая её

Предполагать возможное строение слова, выявлять необходимый порядок действия для определения состава слова, и выполнять его применительно к тому же слову; сравнивать свои решения до знакомства с информацией и после него; делать вывод о необходимости определённого способа действия для разбора слова по составу. Осваивать содержание действий и их последовательность для выполнения анализа строения слова.

Оценивать правильность действий персонажа при разборе слова по составу, выявлять погрешности. Выполнять действия памятки «Как узнать строение слова?» при анализе слов, разбирать слова по составу, доказывать решение.

Понимать информацию о культуре переноса слов со строки на строк представленную в модельной и словесной форме; стараться соблюдать эти правила.

Работать в паре, совместно наблюдать за строением слов, делать вывод о необходимости пользоваться способом действия, отражённым в памятке. Использовать при письме умение определять состав слова, грамотно различные писать части слов.


9

Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов


1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно

слушать (учителя, одноклассников), решая её

Деятельность обучающихся.

10

Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов


Урок практикум

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Текущий фронтальный опрос.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом. Умение пользоваться памяткой.

11

Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма»)


1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Повторять сведения о словах с удвоенными согласными в корне, анализировать слова, в которых удвоенные согласные можно объяснить строением слов; расширять знания о правописании слов с удвоенными согласными на стыке морфем.

Деятельность обучающихся.

12 Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов.

Урок обобщения и систематизации знаний


1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Разграничивать слова, в которых удвоенные согласные можно и нельзя объяснить строением слова, группировать слова по этому признаку. Характеризовать строение слова по представленной модели, группировать и подбирать свои слова в соответствии с этими моделями. Писать слова с удвоенными согласными; где можно, объяснять написание

Текущий фронтальный опрос.

Умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач

13

Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?») Урок ознакомления с новым материалом


1



Принимать и сохранять учебную задачу

Группировать слова в зависимости от написанного разделительного знака (ь или ъ), наблюдать за строением слов, соотносить наличие или отсутствие приставки с выбором знака. Выводить правило использования разделительных знаков, формулировать его с опорой на модель, сверять свой вывод с информацией в учебнике. Осознавать необходимость умения разбирать слова по составу для выбора нужного разделительного знака. Использовать приобретённые знания и умения для решения орфографических задач.

Обнаруживать орфограммы в словах, определять их разновидности и решать орфографические задачи в разных частях слова.

Деятельность обучающихся.

14

Закрепление способа действия при выборе разделительного знака.

Урок закрепления изученного


1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно

слушать (учителя, одноклассников), решая её

Делать выводы, пользоваться изученными правилами.

15

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

Урок практикум

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.


Текущий фронтальный опрос.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

16 Повторяем, готовимся к диктанту. Урок обобщения и систематизации знаний

1



Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Уточнять состав орфографических умений, необходимых для грамотного письма, систематизировать их.

Упражняться в письме, применяя весь комплекс орфографических умений. Проверять «чужие» работы, выполняя необходимый способ действия; находить и исправлять ошибки, доказывать правильность своего решения. Списывать текст по освоенной технологии, писать под диктовку, осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Деятельность обучающихся.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);

Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение

17 Упражнение в решении орфографических задач

1



18

Тренировочные проверочные работы

1



Принимать и сохранять учебную задачу

19

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений.

Урок обобщения и систематизации знаний

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

20-21 Контрольная работа Урок проверки и коррекции знаний и умений

Урок применения знаний и умений

2



Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их. Писать под диктовку, проверять написанное.

Итоговый контроль

22 Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий Урок проверки и коррекции знаний и умений

1



Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Обнаруживать, исправлять допущенные ошибки, объяснять их причины, планировать работу по их устранению (совместно с учителем).

Результаты работ. Умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.

23 Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)
Урок обобщения и систематизации знаний


1



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

Систематизировать полученные знания, оценивать свои достижения. Применять полученные знания при анализе текстов, их воспроизведении и создании собственных.


24 Упражнение в применении приобретённых знаний

Урок практикум

1



Принимать и сохранять учебную задачу.

Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.


Читать текст, озаглавливать его с точки зрения темы, наблюдать за построением текста, развитием мысли от предложения к предложению, письменно пересказывать его, передавая содержание и грамотно оформляя запись.

Рассуждать о необходимости знания орфографических правил и их применении, рассказывать о своих достижениях.

Текущий фронтальный опрос

25 Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?»)

1



Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Наблюдать за использованием средств языка в текстах писателей, выяснять, какие части слова помогают авторам точнее передать мысль, учиться выбирать приставки и суффиксы для повышения точности речи, конструировать предложения. С помощью информации в учебники осознавать смысл слов «правильно» и «точно». Выявлять недостатки в использовании слов, объяснять их причины, редактировать детские высказывания.

Создавать свои словесные картины, выбирать наиболее точные слова, использовать сравнения; записывать тексты, проверять и редактировать их.


26 Написание словесных картин

1





27 Продолжение работы над правильностью и точностью речи

1



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её.

Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач

Текущий фронтальный опрос

28-29 О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка») Урок применения знаний и умений

2



Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её. Применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач


Исследовать ошибки малышей, выявлять заложенный в словах смысл, находить части слов, с которыми связаны погрешности, исправлять их. Размышлять над различными названиями предметов, населённых пунктов, улиц, переулков, предполагать их происхождение. Собирать свою «коллекцию» «говорящих названий».

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

Обобщение в конце года (10 ч.: 4/6р.)

Перелистаем учебник (10 ч.: 4/.)

1-3 Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям

3



Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;


Анализировать строение и объяснять значение слова «оглавление», находить в учебнике эту часть книги, выявлять её назначение. Рассматривать оглавление учебника, выделять основные главы, вспоминать их содержание. Обращаться к отдельным страницам учебника, обсуждать их содержание, оценивать отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие. Формулировать на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, проверять их ответы, отвечать на вопросы других; участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения. На основе словарей учебника готовить вопросы викторины, участвовать в её проведении.

Текущий фронтальный опрос.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом.

4 Написание поздравлений к окончанию учебного года

1



Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. Писать поздравления с окончанием учебного года, выбирать содержание и слова с учётом адресата.


5-10 Викторины, игры в слова и со словами

6




Играть в слова и со словами, разгадывать кроссворды.



52


© 2010-2022