Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой край 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой край 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г.о. Электросталь Московской области

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мой край 3 класс

144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ№ 5»

_______________ О.Н.Сахарова

«_____» _________________ 2014г.

М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«РОДНОЙ КРАЙ»

(базовый уровень)

3 «А» класс








Составитель: Поликушина Елена Львовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



2014 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсу "РОДНОЙ КРАЙ" (68 ч.)

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "РОДНОЙ КРАЙ" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с Образовательной программой МОУ «СОШ №5», Положением о рабочей программе МОУ «СОШ №5. Реализация программы осуществляется в рамках УМК «Школа России». Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы - воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. Московский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа "Родной край" направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её. Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Цель программы: Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры родного края. Задачи программы: Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы. Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций - избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности В программу включены 3 блока: - историческое краеведение; - природно-географическое краеведение; - художественное и духовное краеведение. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение - самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Одно из важнейших положений- интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Работа осуществляется в 2-х направлениях: 1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов). 2. Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)
3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП) Программа кружка «Родной край» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана из расчета 2 часа занятий в неделю ежегодно. В год: 68 ч. 4. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви к родному краю. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. 5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Обучающиеся 3-4 классов должны знать: - культуру, историю, природу родного края, - представление о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины; - понятия о представлениях «Родине», «Отчизне», «Отечестве»; Обучающие должны уметь: - владеть навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы); - владеть навыками саморефлексии и работы с литературой.

6. Содержание программы внеурочной деятельности В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих тем: 1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью 2. Моя Малая родина-Электросталь. 3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Московской области 4. Глубоки корни: история Московской области



























Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Дата

Тема


Основные виды деятельности

П.

Ф.

Раздел 1 «ПОДМОСКОВНЫЙ КРАЙ»

1.

Московскому роду нет переводу…

Беседа и викторина

2

3

Древний город

Конкурс рисунков

Просмотр презентации и рисуем город

4

Основание города

Беседа и викторина

5

6

7

Москва - Москов

Легенды, былины, сказки о Москве

Ролевая игра "Сказ о Москве"

Беседа и ролевая игра

8

9

Юрий Долгорукий

Викторина

Просмотр презентации и викторина

10

11

На семи холмах. Московские холмы

Викторина

Просмотр презентации и викторина

12

13

Священные стены, башни и соборы Кремля

Конкурс рисунков

Просмотр презентации и рисуем Кремль

14

15

Как жили цари-государи.

Теремочки-терема

Просмотр презентации и рисуем терем

16

17

С выходом солнца

Ролевая игра "На златом крыльце сидели"

Беседа и ролевая игра

18

19

Царский дворец

Конкурс рисунков

Просмотр презентации и рисуем дворец

20

21

Ивановская площадь

Ролевая игра

Беседа и ролевая игра

22

23

Долгий ящик

Ролевая игра

Беседа и ролевая игра

24

25

Царские указы

Ролевая игра

Беседа и ролевая игра

26

27

28

Как жили простые люди?

Московские улицы

Конкурс рисунков

Беседа и рисуем московские улицы

29

30

Богатые и бедные

Викторина

Беседа и викторина

31

Тайны московских подземелий

Виртуальная экскурсия

32

33

Как в старину лечились?

В гостях у Пилюлькина

Беседа и ролевая игра

34

35

Музеи Москвы

Викторина

Просмотр презентации и викторина

36

37

Театры Москвы

Викторина

Просмотр презентации и викторина

38

39

40

Москва православная.

Храм Христа Спасителя.

Викторина

Беседа с просмотром презентации и викторина

41

42

Москва на картинах А.М.Васнецова Викторина

Просмотр презентации и викторина

43

44

45

Архитектурно-исторические памятники Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Соборная площадь)

Викторина

Просмотр презентации и викторины

46

47

Китай - город.

Конкурс «Лучший знаток Московского края»

Виртуальная экскурсия и конкурс «Лучший знаток Московского края»

48

49

Боевая слава Подмосковья

Викторина

Беседа и викторина

Раздел 2 «ПО РОДНЫМ МЕСТАМ»

50

51

52

Усадьбы Подмосковья

Усадьбы Подмосковья

Усадьбы Подмосковья

Просмотр презентаций

Подготовка сообщений

53

54

Близкое соседство деревни

Викторина

Просмотр презентации и викторины

55

56

По Пушкинским местам Подмосковья Виртуальная экскурсия

Беседа и виртуальная экскурсия

57

58

Боевые рубежи на Оке во время ВО войны Викторина

Беседа и викторина

59

60

61

Памятники боевой славы

Посещение мемориала Памяти

Викторина

Просмотр презентации и викторина

62

63

Наши земляки

Викторина

Беседа и викторина

64

Храмы Подмосковья

Виртуальная экскурсия

65

Экскурсия в библиотеку «По родным местам»

экскурсия

66

Конкурс «Я знаю всё о Чеховском районе»

конкурс

67

68

Итоговое занятие

. Конкурс рисунков «По родным местам»

конкурс

Всего 68 часов

8. Описание материально-технического обеспечения

  1. Компьютерная техника
  2. Фотоаппарат.
  3. DVD-проигрыватель
  4. Магнитофон.
  5. Интерактивная доска
  6. Медиапроектор
Список литературы
  1. Л. В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ. Экология»
  2. А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
  3. Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».
  4. О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».
  5. Р.А. Прибавкина « Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».
  6. Л.Е Куприна « Методические рекомендации по созданию экологической тропы».





© 2010-2022