- Преподавателю
- Начальные классы
- Портфолио ученика начальной школы ФГОС
Портфолио ученика начальной школы ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хоревич Н.Н. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
0
Рекомендации
по использованию листов (вкладышей) портфолио младшего школьника.
Автор: Хоревич Наталья Николаевна
учитель МКОУ «СОШ№8»ИМРСК
Цель: мотивация личностного развития младшего школьника.
Задачи:
-
организовать практику детей:
-
по самопознанию;
-
по рассматриванию, анализу, оцениванию результатов своей деятельности;
-
по сопоставлению, соотнесению своих результатов с предыдущими;
-
акцентировать внимание детей на динамике своего индивидуального роста.
Данный вариант портфолио представляется следующими разделами:
Титульный лист Содержит основную информацию об ученике, его фото.
Раздел «Обо мне» Здесь ученики работают с тестами, которые позволяют им проанализировать свои личностные качества, получить рекомендации по работе над собой.
Раздел «Моя школа» Здесь ученики работают с информацией, связанной с их жизнью в школе, учёбой. Очень важный, рефлексивный момент в этом и других разделах - это оценочные листы. Они позволяют наглядно продемонстрировать ребёнку свои успехи, сопоставить их с предыдущими, увидеть своё продвижение. При работе с данными листами используется бальная система, которую каждый учитель может определить сам или вместе с детьми. Баллы в оценочном листе «Моё продвижение в учёбе» могут быть определены исходя из среднего показателя успеваемости ученика.
Раздел «Мои достижения» Здесь дети работают с информацией, связанной с их участием в различных мероприятиях, по результатам этого участия отслеживают своё продвижение в достижениях, работая с оценочным листом «На лестнице достижений» В этом разделе дети могут вкладывать свои грамоты, дипломы.
Раздел «Моё творчество» Здесь дети работают с информацией, связанной с их творческой деятельностью, отслеживают в данной сфере своё продвижение, вкладывают творческие работы, которыми они гордятся.
Раздел «Отзывы» Здесь учащиеся отслеживают те положительные качества, которые они сумели сформировать у себя. В данном разделе прикладываются отзывы об учащемся от педагогов, родителей.
Учащимся предлагается работать с данными листами на классных часах или во внеурочное время. При такой работе очень важно не допустить потери веры ребёнка в себя, в свои силы. Учителю необходимо всячески поощрять активность школьников, отмечая успехи каждого ребёнка, используя похвалу, словесное одобрение.
Напиши о себе: Имя ____________________________________________________ Отчество ________________________________________________ Фамилия ________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________ Что означает твоё имя _____________________________________ Выясни у родителей, почему тебя так назвали? Есть ли в роду люди с таким же именем? Что ты о них знаешь? ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Ты хорошо знаешь день своего рождения. А знаешь ли день своего имени - ИМЕНИНЫ? Узнай, запиши и запомни его ________________________________ Почему нужно дорожить своим именем? ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________
Представь себе, что ты поймала жар-птицу. Она может исполнить любое твоё желание, если ты скажешь, зачем тебе это нужно. Загадала желание? Придумала объяснение? Если твоё объяснение совпадает с каким-то (какими-то) из приведённых ниже вариантов ответа, отметь этот вариант.
Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЭТО...
1. Потому что ЭТО есть у других.
2. Потому что ЭТОГО нет у других.
3. Потому что ЭТО необходимо моим родственникам, друзьям.
4. Потому что ЭТО необходимо мне сегодня, потому что просто хочется.
А вот как можно назвать душевные качества (или черты характера), подсказавшие тебе тот или иной ответ:
1 - завистливость
2 - хвастливость
3 - доброта, заботливость, дружелюбие
4 - практичность 5 - жадность
Мое желание
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________________
Напиши о своих родителях:
-
Папа
Мама
Имя
Отчество
Дата рождения
Профессия
Кто ещё есть в твоей семье?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Есть ли у вас любимые семейные праздники?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Каковы общие увлечения?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
За что люди уважают твою семью?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?
___________________________________________________________
2. Каким качеством ты считаешь практичность? Почему?
_________________________________________________________________ 3. Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться
Хочу приобрести
«Почему у меня нет друзей?», «Почему наш класс недружный?» - такие вопросы ребята часто задают взрослым, друг другу и сами себе. А действительно, почему? И кто такой НАСТОЯЩИЙ ДРУГ? Может быть, и тебя волнуют эти вопросы?
«Почему у меня нет друзей?», «Почему наш класс недружный?» - такие вопросы ребята часто задают взрослым, друг другу и сами себе. А действительно, почему? И кто такой НАСТОЯЩИЙ ДРУГ? Может быть, и тебя волнуют эти вопросы?
1. Настоящий друг - это тот, кто никогда не обманывает своего друга. 2. Настоящий друг - это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет. 3. Настоящий друг - это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга. 4. Настоящий друг - это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга. 5. Настоящий друг - это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно. 6. Настоящий друг - это тот, кто постарается защитить от обидчика. Ты согласен с большинством утверждений? Если согласен, то попробуй в каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставить короткое слово Я. Ну как, получается?
ТВОЕ МНЕНИЕ
Согласен ли ты с этими утверждениями?
(отметь кружком те утверждения, с которыми согласен.)
СОВЕТЫ ЗНАЙКИ • Подумай, что тебе надо изменить в себе - в своём характере, привычках, увлечениях, - чтобы и с тобой людям захотелось дружить.
1. Считаешь ли ты, что можно обманывать в таких случаях:
-
- чтобы похвастаться?
Да
Нет
- чтобы не испортить с кем-то отношения?
Да
Нет
- чтобы избежать наказания?
Да
Нет
- чтобы добиться выгоды?
Да
Нет
- по привычке?
Да
Нет
- чтобы помочь кому-то пережить тяжёлое событие?
Да
Нет
2. К чему может привести ложь?
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Всегда ли нужно «резать правду в глаза»?
________________________________________________________
________________________________________________________
4. Чем отличается ложь от фантазии?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
-
СОВЕТЫ ЗНАЙКИ
Варианты ответов: 1. Ушёл в свою комнату (в угол) и долго рыдал, чтобы мама слышала. 2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой. 3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти. 4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в луна-парк в следующий выходной.
Расскажи эту историю до конца в каждом из вариантов Костиного поведения. Обязательно обрати внимание на следующее: - Что при этом почувствовала мама и как она себя вела? - Что в конце концов почувствовал сам Костя? - Удалось ли найти выход из положения?
-
ТВОЕ МНЕНИЕ
- Сделай вывод: какой вариант поведения принесёт больше пользы и почему?
Тест Мама обещала пойти с Костей в выходной день в луна-парк. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа...»
Вопрос. Что, по-твоему, почувствовал Костя и как он поступил?
Тест
Выполни
небольшую контрольную работу.
Допиши незаконченные предложения. 1. Мне нравятся люди, которые _____________________________________ 2. Я хочу, чтобы в школе __________________________________________ 3. После занятий я люблю _________________________________________ 4. Когда бывает трудно, я _________________________________________ 5. Я знаю, что моё здоровье ________________________________________ 6. Друзей у меня _________________________________________________ 7. Я часто думаю о _______________________________________________ 8. Дома я _______________________________________________________ 9. Стать более самостоятельным мне ________________________________ 10. В будущем я_________________________________________________
Прочитай, что получилось. Ещё раз посмотри на себя «со стороны». Может быть, тебе захочется что-то изменить в своём характере, поведении, привычках. Составь свой ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМОВОСПИТАНИЯ и постарайся его выполнять.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик был, учителя слушал и даже что-то записывал, а пришёл домой - и ничего не помнит. И как задачу решать - совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли... Может, не решать, а списать у кого-нибудь?
ТЕСТ Трудности в учёбе бывают у всех, даже у отличников. Попробуй выяснить, в чём их причина лично для тебя. Выбери и отметь подходящий вариант окончания фразы.
На уроках мне обычно...
интересно
скучно
На уроках я...
слушаю внимательно
часто отвлекаюсь
Домашние задания я выполняю
сразу после школы
поздно вечером
Если что-то не получается, я...
стараюсь добиться успеха
сразу бросаю
Прочти все получившиеся фразы. Результаты этого теста могут подсказать тебе, на что надо обратить внимание в первую очередь.
Иметь серьёзные увлечения очень важно. Какие увлечения можно считать серьёзными? Да самые разные. Это может быть и коллекционирование, и спорт, и любое ремесло, и литература - что хочешь. Но вот заниматься всем этим нужно серьёзно, только тогда будет польза. Например, собирая марки, ты можешь очень многое узнавать: историю и географию разных стран, имена и судьбы выдающихся людей, историю научных открытий - ты будешь расширять свой кругозор. А чем шире твой кругозор, тем интереснее становится твоя жизнь и тем интереснее с тобой другим людям. Новые знания прочно закрепляются в памяти (потому что интересно!) и могут не раз пригодиться, в том числе и на уроках в школе. Попробуй разные занятия, ищи своё увлечение.
Отмечай один раз в четверть свое продвижение в учёбе по лесенке успеха.
1. На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (Подчеркни или отметь свой вариант) - режим дня, тренировка силы воли, тренировка памяти, занятия в кружках и т. д., - развитие логического мышления, чтение, посещение музеев. _______________________________________________________________________
2. Есть ли у тебя увлечения? Считаешь ли ты их серьёзными? Помогают ли они тебе в учёбе, в чём-то другом?
-
1 четверть
-
2 четверть
-
3 четверть
-
4 четверть
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
-
Кол-во слов/мин
150
140
130
120
110
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
1-я
2-я
3-я
4-я
Отмечай один раз в четверть своё продвижение в скорости чтения.
-
- 1-й класс
-
- 2-й класс
-
- 3-й класс
-
- 4-й класс
Название мероприятия
Класс, результат
Итого, результат в баллах
Записывай мероприятия (праздники, конкурсы, олимпиады, соревнования и др.), в которых ты принимал(а) участие. Отмечай свой результат: участник, призёр, победитель. Ты можешь посчитать свой результат в баллах, оценивая каждый результат.
Отмечай своё продвижение в достижениях (результат участия в мероприятиях) один раз в год.
Ты уже чуть выше в своём продвижении?
Молодец, ты делаешь успехи!
1-3 балла
4-6 баллов
7-10 баллов
10-12 баллов
13-15 баллов
16-18 баллов
19-20 баллов
21-30 баллов
выше 30 баллов
Название работы
Класс, вид деятельности
Итого, результат в баллах _______________
Записывай творческие работы, которыми ты гордишься. Отмечай при этом свой вид деятельности: рисование, бисероплетение, конструирование, танцы и т.д. Ты можешь посчитать свой результат в баллах, оценивая каждый вид деятельности.
Отмечай своё продвижение в творческой деятельности один раз в год.
Ты уже чуть выше в своём продвижении?
Молодец, ты делаешь успехи!
0 баллов
3 балла
6 баллов
9 баллов
Выше 9 баллов
-
Качества
Класс
Записывай свои положительные качества, которые ты уже сформировал(а) у себя.
Используемая литература:
- Воронцов А.Б., Аксючиц С.А., Клевцова С.В., Енжевская М.В.. Новая «философия» оценки в начальной школе. «Начальная школа», №2-2007г.
- Уханова О. Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития. «Начальная школа», №2-2007г.
- Мишакина Т.Л. Портфолио младшего школьника. «Управление начальной школой», №1 - 2009г.
- Материалы диска «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - Издательство «Учитель», разработка, издание, 2006
- Ссылки в сети Интернет:
digfoot.3dn.ru/publ/1-1-0-2
solnet.ee/parents/p1_61_3.html
uroki.net/docnach/docnach125.htm
moupolasna1.narod.ru/doc/portfolio1.pdf
revolution.allbest.ru/pedagogics/00050700_0.html v4.udsu.ru/files/1275321665.pdf
festival.1september.ru/articles/549505/