- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Дорога добра. 1 класс
Программа внеурочной деятельности Дорога добра. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Окунева Н.А. |
Дата | 28.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
"Дорога добра"
Направление: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Возраст школьников: 1 А класс
Составитель: Окунева Н. А.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Программа кружка «Дорога Добра» составлена на основе:
- ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8
Особенности организации занятий.
- беседа;
- игровой практикум;
- ситуативная беседа-рассуждение;
- ситуативная беседа-игра;
- беседа-размышление;
- ситуативная игровая программа. Участники образовательной программы: учащиеся 1А класса. Сроки реализации образовательной программы: 2012-2013 учебный год. Программа рассчитана на 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.) Планируемые результаты: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
-
Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
-
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
-
С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
-
Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям ( определить
-
группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно - игровая программа.
Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела - своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д. Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии. Согласно представленной программе для первого класса предлагается занятия, которые проводятся один раза в неделю по 35 мин. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся. Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям. Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми - в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим. Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир школьного сообщества. Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения. Раздел 1. Этика приветствия. Задачи раздела - формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия; - способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях гуманитарной гимназии; - освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил. Содержание деятельности В рамках этого раздела содержание деятельности включает
- обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
- формирование коммуникативных навыков.
- беседы,
- игры,
- викторины,
- игры-путешествия,
- конкурсы чтецов,
- конкурсы рисунков.
- употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
- правильно вести себя во время беседы;
- умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
- вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
-
беседы,
-
игры,
-
викторины,
-
игры-путешествия,
-
конкурсы чтецов,
-
конкурсы рисунков.
- знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых;
- употреблять добрые слова в обращении с людьми;
- учить делать добро и не совершать злых поступков;
- уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
- уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и заботиться о них.
-
беседы,
-
игры,
-
викторины,
-
игры-путешествия,
-
конкурсы чтецов,
-
конкурсы рисунков.
- знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
- иметь представление о приличиях и манерах поведения;
- уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
-
конкурс знатоков;
-
беседа;
-
игра с последующей рефлексией;
-
день добрых сюрпризов;
-
конкурс рисунков;
-
смотр талантов.
- Приобрести нравственный опыт общения с людьми;
- уметь проявлять сильные стороны характера;
- уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
- осознавать роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
Раздел 5. Добро побеждает зло Задачи раздела - сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом; - формировать представление о силе добра и его нравственном потенциале; - обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность; - научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях. Содержание деятельности Основное содержание деятельности - осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации. Содержание проблемы Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности. Формы реализации
-
конкурс знатоков;
-
беседа;
-
игра с последующей рефлексией;
-
день добрых сюрпризов;
-
конкурс рисунков;
-
смотр талантов.
- приобретение опыта доброго общения с людьми;
- проявление сильных добрых сторон характера;
- возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
- построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
- равноправно общаться, считаясь с интересами других;
- отстоять своё мнение;
- проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
- расширять круг интересов, способностей и увлечений;
- самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
Календарно - тематическое планирование кружка «Дорога добра»
1 час в неделю, всего 33 часа. № урока Тема занятия Количество занятий
Дата по плану
Дата по факту
Этика приветствия
1 Здравствуй, школа! 1
2 Добрые традиции школы 1
3 Доброе утро, учитель! 1
4 Здравствуйте, ребята! 1
Добро и зло
5 Ежели вы вежливы 1
6-7 Почтение родителей - уважение себе 2
8 Старших надо уважать, малышей - не обижать 1
9 Доброе слово, что ясный день 1
Энциклопедия этикета
10 1 кл идет в школу 1
11 1 кл. идет в столовую 1
12 1 кл. идет в библиотеку, медпункт 1
13 1 кл. идет в театр (театральный этикет) 1
14 1кл идет на экскурсию 1
15 1 кл.идет домой (повседневный этикет) 1
16 1 кл. идет по селу 1
Жизнь по законам добра
17 Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки? 1
18 Ладушки - ладошки (мой сосед по парте) 1
19 Раздели печаль и радость другого 1
20 Жить - Родине служить 1
21 Если радость на всех одна 1
22 Мама, я могу быть волшебником! 1
23 Самый «классный» класс 1
24 Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу) 1
Добро побеждает зло
25 Сказка ложь, да в ней намек! (путешествие в волшебную страну) 1
26 Нам счастья не сулит обида чья-то 1
27 Мы рисуем добро 1
28 1 кл. несет добро детям 1
29 1 кл. несет добро бабушкам и дедушкам 1
30 1 кл несет добро нашему селу 1
31-33 Добро, что солнце (итоговые занятия) 3