Программа внеурочной деятельности Дорога добра. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

"Дорога добра"







Направление: ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Возраст школьников: 1 А класс
Составитель: Окунева Н. А.





2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Программа кружка «Дорога Добра» составлена на основе:

  • ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021779-8
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения. Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время. Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий "добро - зло" и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения. Основные задачи программы: 1) способствовать формированию навыков поведения в обществе; 2) способствовать воспитанию чувств коллективизма; 3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; 4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни. Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Особенности организации занятий.

- беседа;

- игровой практикум;

- ситуативная беседа-рассуждение;

- ситуативная беседа-игра;

- беседа-размышление;

- ситуативная игровая программа. Участники образовательной программы: учащиеся 1А класса. Сроки реализации образовательной программы: 2012-2013 учебный год. Программа рассчитана на 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.) Планируемые результаты: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям ( определить

  1. группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно - игровая программа.
Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела - своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д. Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии. Согласно представленной программе для первого класса предлагается занятия, которые проводятся один раза в неделю по 35 мин. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся. Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям. Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми - в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим. Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир школьного сообщества. Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения. Раздел 1. Этика приветствия. Задачи раздела - формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия; - способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях гуманитарной гимназии; - освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил. Содержание деятельности В рамках этого раздела содержание деятельности включает

  • обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
  • формирование коммуникативных навыков.
Содержание проблемы Актуальным вопросом является формирование умения толерантного межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности первоклассник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе. Формы реализации
  • беседы,
  • игры,
  • викторины,
  • игры-путешествия,
  • конкурсы чтецов,
  • конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
  • употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
  • правильно вести себя во время беседы;
  • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
  • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
Раздел 2. Добро и зло Задачи раздела - Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); - осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения. В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений в диапазоне «добра и зла», реализация добрых дел по отношению к окружающим людям - в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим. Содержание проблемы Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?) Формы реализации
  • беседы,

  • игры,

  • викторины,

  • игры-путешествия,

  • конкурсы чтецов,

  • конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:
  • знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых;
  • употреблять добрые слова в обращении с людьми;
  • учить делать добро и не совершать злых поступков;
  • уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
  • уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и заботиться о них.
Раздел 3. Энциклопедия этикета Задачи раздела - формировать представление у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.); - изучить существующие виды этикета; - формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики. Содержание деятельности Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте. Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек. Содержание проблемы Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет - это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и побуждать желание соблюдать его законы. Формы реализации
  • беседы,

  • игры,

  • викторины,

  • игры-путешествия,

  • конкурсы чтецов,

  • конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:
  • знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
  • иметь представление о приличиях и манерах поведения;
  • уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
Раздел 4. Жизнь по законам добра Задачи раздела - вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм; - формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников; - обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность; - научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать. Содержание деятельности Основное содержание деятельности - осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему. Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются базовые нравственные качества. Содержание проблемы Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери. Формы реализации
  • конкурс знатоков;

  • беседа;

  • игра с последующей рефлексией;

  • день добрых сюрпризов;

  • конкурс рисунков;

  • смотр талантов.

Учащиеся должны знать и уметь:
  • Приобрести нравственный опыт общения с людьми;
  • уметь проявлять сильные стороны характера;
  • уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
  • осознавать роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

Раздел 5. Добро побеждает зло Задачи раздела - сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом; - формировать представление о силе добра и его нравственном потенциале; - обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность; - научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях. Содержание деятельности Основное содержание деятельности - осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации. Содержание проблемы Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности. Формы реализации
  • конкурс знатоков;

  • беседа;

  • игра с последующей рефлексией;

  • день добрых сюрпризов;

  • конкурс рисунков;

  • смотр талантов.

Предполагаемый результат:
  • приобретение опыта доброго общения с людьми;
  • проявление сильных добрых сторон характера;
  • возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
  • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
Учащиеся должны знать и уметь:
  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
  • отстоять своё мнение;
  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;
  • самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.





Календарно - тематическое планирование кружка «Дорога добра»

1 час в неделю, всего 33 часа. № урока Тема занятия Количество занятий

Дата по плану

Дата по факту

Этика приветствия




1 Здравствуй, школа! 1

2 Добрые традиции школы 1

3 Доброе утро, учитель! 1

4 Здравствуйте, ребята! 1

Добро и зло




5 Ежели вы вежливы 1

6-7 Почтение родителей - уважение себе 2

8 Старших надо уважать, малышей - не обижать 1

9 Доброе слово, что ясный день 1

Энциклопедия этикета




10 1 кл идет в школу 1

11 1 кл. идет в столовую 1

12 1 кл. идет в библиотеку, медпункт 1

13 1 кл. идет в театр (театральный этикет) 1

14 1кл идет на экскурсию 1

15 1 кл.идет домой (повседневный этикет) 1

16 1 кл. идет по селу 1

Жизнь по законам добра




17 Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки? 1

18 Ладушки - ладошки (мой сосед по парте) 1

19 Раздели печаль и радость другого 1

20 Жить - Родине служить 1

21 Если радость на всех одна 1

22 Мама, я могу быть волшебником! 1

23 Самый «классный» класс 1

24 Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу) 1

Добро побеждает зло




25 Сказка ложь, да в ней намек! (путешествие в волшебную страну) 1

26 Нам счастья не сулит обида чья-то 1

27 Мы рисуем добро 1

28 1 кл. несет добро детям 1

29 1 кл. несет добро бабушкам и дедушкам 1

30 1 кл несет добро нашему селу 1

31-33 Добро, что солнце (итоговые занятия) 3




© 2010-2022