Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 4а класса, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), на основе примерной основной образовательной программы и авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной Образовательной системы «Школа 2100» (2011 год). Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год.


Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся воспитательные задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.


  1. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка. В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст». В 4 классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие «предложение с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова от автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушать и читать текст, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть понятым и понимать других людей. Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный. В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами: 1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя); 2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц); 3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания , в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся - -ться в глаголах; не с глаголами; 4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

В 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи следующие:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует языковые, грамматические и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 4 классе. Общий объем учебного времени составляет 170 часа в год (5 часов в неделю).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; - понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; - делить текст на части, озаглавливать части; - подробно и выборочно пересказывать текст; - правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; - делить слова на части для переноса; - производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; - правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; - писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; - видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; - писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; - находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; - обращать внимание на особенности употребления слов; - ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится; - составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; - предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; - составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

  1. Содержание учебного предмета


Авторская программа (авторы: Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, О.В.Пронина) рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов).

Повторение. (17 ч.)

Предложение. Текст. (35 ч.)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (45ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (20 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (37 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина - длинный, сон - сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1-3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Наречие (6 ч)

Значение наречия. Употребление в речи.

Повторение. (10 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)
(4 класс)


Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

- овладение функциональной грамотностью;
- развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

- приобретение и систематизация знаний о языке;
- развитие чувства языка

- овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Писать подробное изложение доступного текста-повествования;

Писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

Использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

Подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи.

Учебно-языковые умения

Выполнять фонетический разбор доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
Находить корень в группе однокоренных слов;
Подбирать однокоренные слова;
Находить суффиксы и приставки в доступных словах;

Выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

Выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения;

Видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова.

Правописные умения

Писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

Писать ь после шипящих на конце существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце существительных м. р. 2 склонения;

Писать частицу не с глаголами;

Писать буквосочетание -тся, -ться в глаголах;

Ставить запятые в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях (без союзов, с союзами и, а, но);

Графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. критерии оценивания


Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. 1. Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на сколько обучение соответствует современным целям обучения. 2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. 3. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием. 4. Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей. В курсе русского языка в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводите на первых этапах обучения. Его цель - анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю. Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева). Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических знаний. Задания для учащихся в тетрадях предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной Образовательной системе «Школа 2100», на необходимом, программном и максимально уровнях. Выполняя задания, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями Госстандарта (необходимый уровень) программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным - сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения. Время проведения проверочной рабе ты на специально отведённом уроке - 30-35 минут. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тем; у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жестко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется «Дневник школьника» и портфель достижений школьника. В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советы по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.






Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности


Уровень успешности

Отметка

Пояснения Не достигнут необходимый уровень

«2» - неудовле­творительно

Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что ре­шали уже много раз и где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

«3» - удовлетво­рительно

Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«4» - хорошо

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). 2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребова­лось применить:- либо новые, получаемые в данный момент знания;- либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

«4+» - прибли­жается к отлично

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или при­влечением посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5» - отлично

Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи

3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, ко­торое потребовало: - либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний; - либо новых, самостоятельно приоб­ретённых умений.

«5+» - превос­ходно Частично успешное решение (с не­значительной ошибкой, не влияю­щей на результат, или привлечени­ем посторонней помощи на любом из этапов решения).

«5 и - превос­ходно Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно). Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только пол­ноценное решение задачи, показывающее умения по использованию знаний. За каждую учебную задачу или их группу, демонстрирующую овладение учеником от­дельным умением, ставится своя, отдельная отметка. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отка­заться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз). Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, доста­точно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения ито­гового контроля - проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты. Проверочное списывание проводится в начале года и в конце первого полугодия, кон­трольное списывание - в конце года. Объём текстов - 50, 55 и 60 слов соответственно. Цель: проверка умения правильно, без ошибок и пропусков списывать текст. Диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. В оставшееся время дети проводят самопроверку, графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправ­ляют ошибки. Критерии оценки письменных работ по русскому языку в третьем классе


Норма

«5» («отлично»)

«4» («хорошо»)

«3» («удовлетвори­тельно»)

«2» («плохо») Диктант

55-60 слов

Уровень выпол­нения требова­ний значительно выше удовлетворительного, от­сутствие ошибок.

Уровень выпол­нения требова­ний выше удов­летворительно­го, не более 2 ошибок.

Достаточный ми­нимальный уро­вень выполнения требований, не более 3-5 ошибок.

Уровень вы­полнения тре­бований ниже удовлетвори­тельного: на­личие 6 оши­бок или более.

Списывание

50-60 слов

Безукоризненно выполненная работа без ис­правлений.

1-2 исправления или одна ошибка.

2-3 ошибки.

4 и более ошибок.

Словарный диктант

12-14 слов

Без ошибок.

1 ошибка.

2 ошибки.

3 и более ошибок.

К ошибкам в диктантах относятся: - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;

- наличие ошибок на изученные правила орфографии.

К недочётам в диктантах относятся: - отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные контрольные работы (диктанты, списывания, словарные диктанты
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. - М.: Баласс, 2013. 2. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - М.: Баласс, 2013. 3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса. - М.: Баласс, 2013. 4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 4 класса. - М.: Баласс, 2013. 5. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, - М.: Баласс, 2013.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет - ресурсы: school2100.ru





















тематическое планирование с определением основных видов деятельности

№ п/п

Дата

Корректировка

Тема

Основные виды деятельности

Повторение

1-2

1.09

2.09

Поэты и писатели о русском языке

Сочинение «Самые дорогие слова»

Знакомиться с новым учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения

3

3.09

«Повторение»

Повторение фонетики и графики

4

4.09

Что такое графика Контрольное списывание по теме

5

5.09

Повторение фонетики. Слог и ударение

6

8.09

Фонетический разбор слова.

7

9.09

Повторение орфографии

8

10.09

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

9

11.09

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

10

12.09

Повторение состава слова

11

15.09

Повторение изученного о частях речи

12

16.09

Контрольный диктант №1

13

14

17.09

18.09

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

Р.О. Обучающее изложение «Золотой рубль»

15

19.09

Работа над ошибками

16

22.09

Входная административная работа

17

23.09

Работа над ошибками

Предложение. Текст. Простое предложение. Предложения с однородными членами

18-19

24.09

25.09

Как отличить простое предложение от сложного

Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединенных союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).

Проверять и редактировать текст сочинения.

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.

Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»).

Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).

Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления.

Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки).

Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

20-21

26.09

29.09

Предложения с однородными членами в художественном тексте.

Однородные члены без союзов и с союзом «и»

22

2.10

Р.О. Обучающее изложение «Что я люблю»

23

3.10

Работа над ошибками

24-25

30.09

1.10

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами «и», «а», «но»

26

6.10

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

27

7.10

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

28

8.10

Контрольный диктант №2

29



30

31

32

9.10



10.10

13.10

14.10

Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

Обучающее сочинение «Что я люблю»

Работа над ошибками

Повторение изученного. Контрольный словарный диктант

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но»

33-34

15.10

16.10

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

35-36

17.10

20.10

Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но»

37-39

22.10

23.10

24.10

Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» и в простом предложении с однородными членами и союзами «и», «а», «но»

40

27.10

Р.О. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

41

21.10

Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант

42

28.10

Обобщение и повторение материала по теме «Сложные предложения»

43


44

45

29.10


30.10

31.10

Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но»

Контрольный диктант №3

Работа над ошибками

Предложения с прямой речью

46

10.11

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

47-48

11.11

12.11

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сов автора

49

13.11

Р.О. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью

50

14.11

Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

51

17.11

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

52

18.11

Р.О. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

53

19.11

Анализ изложений. Работа над ошибками

54-55

20.11

21.11

Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложении

56

24.11

Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью»

57

25.11

Работа над ошибками

Слово. Части речи и члены предложения

Имя существительное

58

26.11

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имен существительных, начальную форму.

Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать опыт употребления имен существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имен существительных (морфологический разбор).

Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

59

27.11

Роль имен существительных в предложении, в речи

Р.О. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

60

28.11

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

Изменение имен существительных по падежам

61

1.12

Наблюдение за словоизменением имен существительных

62

2.12

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

63

3.12

Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе

64

4.12

Родительный падеж

65

5.12

Дательный падеж

66

8.12

Обучающее изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке»

67


68

69

9.12


10.12

11.12

Анализ изложений. Именительный и винительный падежи

Творительный падеж

Предложный падеж

70

12.12

Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам»

71

15.12

Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам»

72

16.12


Что такое склонение? Три склонения имен существительных

73

74

75

17.12

18.12

19.12

Повторение изученного

Административная контрольная работа за 1 полугодие

Развитие умения определять склонение имен существительных

76

77

22.12

23.12

Контрольное изложение за 1 полугодие

Работа над ошибками. Развитие умения определять склонение имен существительных

78

24.12

Понятие несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

79

25.12

Р.О. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

80

26.12

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

81

29.12

Буква «ь» после шипящих на конце имен существительных», графически обозначать выбор написания

82

12.01

Упражнения на повторение

83

13.01

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

84

16.01

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных

85



86

14.01



15.01

Проверочная работа №4 по теме «Три склонения имен существительных. Правописание мягкого знака после шипящих в конце имен существительных»

Работа над ошибками

87

19.01

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму

88-91

20.01

21.01

22.01

23.01

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Упражнения на повторение

92

29.01

Р.О. Обучающее изложение «Первая газета»

93

94

26.01

27.01

Р.О. Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

Пишу правильно

Имя прилагательное

95

28.01

Повествование и описание - два типа речи. Роль имен существительных в речи

Различать и характеризовать тексты двух типов речи - повествования и описания.

Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт употребления в речи имен прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прилагательное и существительное

96

30.01

Роль прилагательных-антонимов в речи

97

98

2.02

3.02

Проверочная работа №5

Морфологический разбор имени прилагательного

Словоизменение имен прилагательных

99

4.02

Изменение имен прилагательных по падежам

100

5.02

Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

101

6.02

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных

102

9.02

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р.О.Свободный диктант

103-104

105-106

10.02

11.02

12.02

13.02

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Упражнения на повторение

107

16.02

Р.О. Обучающее изложение «Первое путешествие»

108-109

17.02

18.02

Упражнения на повторение

110

19.02

Р.О. Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

111

25.02

Закрепление изученного Проверочная работа №6 по теме «Имя прилагательное»

112

2.03

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»

113

3.03

«Пишу правильно»

Работа над ошибками. Редактирование творческих работ

Глагол

114

20.02

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей «не»

Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу.

Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов.

Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

115-116

24.02

26.02

Значение и грамматические признаки глагола

117

27.02

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

Словоизменение глаголов

118

4.03

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

119

5.03

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

Правописание безударных личных окончаний глаголов

120

121

6.03

7.03

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

122

123

10.03

11.03

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

124

125

12.03

13.03

Глаголы-исключения.

Выбор способа определения спряжения глагола

126

14.03

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

127

16.03

Р.О.Обучающее сочинение по картинкам

128

17.03

Анализ сочинений Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

129

18.03

Разбор глагола как части речи

130

131

19.03

20.03

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глагола с -тся и - ться

132-135


Знакомство с орфограммой «Буква «ь» после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

135


Развитие умения писать букву «ь» в глаголах 2-го лица единственного числа.

136

Контрольное списывание

137-138

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

139

Р.О. Обучающее изложение «Первые школы»

140

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

Разбор глагола по составу

141

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

142-143

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

144

Р.О. Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени

145

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Анализ сочинений и коррекция знаний

146

Р.О. Обучающее сочинение «День моей мамы»

147

Повторение по теме «Глагол». Анализ сочинений и коррекция знаний

148

Развитие орфографических умений

151

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме «Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. Орфограммы в глаголах»

152

Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант

153

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту

154

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол как часть речи»

155

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

Наречие

154-156

Знакомство с наречием

Узнавать наречия в предложении, тексте.

Составлять предложения с наречиями.

157-159

Употребление наречий в речи

Повторение

160-162

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста.

Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.

Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

163

Р.О.Контрольное изложение «Странный дуэт»

164

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

165

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

166

Комплексное повторение изученного материала

167

Итоговая контрольная работа

168

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

169-170

Комплексное повторение изученного материала


© 2010-2022