• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе (учебник В. А. Лазаревой)

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе (учебник В. А. Лазаревой)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Выразительность художественного текста в 1 классе(учебник В.А. Лазаревой)





Конспект урока

литературного чтения

в 1 классе по теме:

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»









Тема: «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА».

Цель: дать представление об умении автора художественного текста передавать свое настроение и чувства героев.

Задачи:

  • дать понятие об умении автора не только нарисовать картину, но и передать читателю свое отношение к ней;

  • показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим;

  • формировать навыки выразительного чтения;

  • формировать познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно формулировать тему и цель занятия, выделять необходимую информацию из текста, оценивать информацию, анализировать и сравнивать объекты и события;

  • формировать коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, договариваться о распределении функций, формулировать собственное мнение позицию.

Ход урока.

п/п

Этап

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I

Стадия вызова.

1


Мобилизующее начало.




Подготовить учащихся к эмоциональному восприятию содержания урока. Прозвенел звонок для нас Все зашли спокойно в класс Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо Мы легонечко вздохнем И урок сейчас начнем. Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга, сели за парты.







3 Целеполагание.



Учить самостоятельно определять тему и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми художественными произведениями. Как думаете, что мы будем с ними делать? (будем читать выразительно)

- Что значит прочитать выразительно? Почему это важно?

- Как думаете, что необходимо знать, чтобы суметь передать настроение автора? Ученики высказывают своё мнение и доказывают его. Заполняется таблица на доске: Знаем Хотим узнать Узнали Прочитать выразительно - это значит передать настроение автора. Как правильно определить настроение автора?
Как выразить настроение при чтении?

Слайд 1. Тема урока, его цель.

Прием составления таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал» (на доске пишет учитель)

II

Стадия осмысления.

1 Разминка. Обозначить роль логического ударения для выразительности. Учить осмысливать информацию критически. - Прочитайте текст на карточке, отмечая знаком + новую для вас информацию. - Что вы узнали нового из данного текста?
- Прочитайте теперь этот текст, выделяя голосом то, что вы узнали. Выразительно ли получилось?

Логическое ударениеТаблица дополняется во второй строке карточкой логическое ударение
Индивидуальная работа:

  • Чтение с пометами.
  • Выразительное чтение.

Ученики делают вывод: читать выразительно - значит делать логическое ударение на главном.
  • Раздать карточки.
  • Д/з: упражнение на внимание по данной карточке, подсчитать количество указанных букв.

2 Проверка домашнего задания Обозначить роль знаков препинания.
Учиться работать в группе - Какое настроение вы выбрали для чтения? Почему? - О чем говорит многоточие? - Какие ещё знаки препинания подсказывают настроение автора? (восклицательные знаки)
Таблица дополняется в первой строке карточкой знаки препинания
Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Фета на с.29 сначала лучшими учениками.
Ученики делают вывод: определить настроение помогают знаки препинания.
Затем ученики читают выразительно в группах.
Слайд 2. Портрет А.А.Фета.
Уже прочитавшие ученики могут быть экспертами выразительности.

3 Словарная работа
Предварительно познакомить детей с трудными и непонятными словами.

  • Чтение трудных слов в паре.
  • Фронтальное чтение и дополнение цепочки родственных слов.
  • Объяснение непонятных слов в парах.

4 Работа над выразительностью стихотворения И.П.Токмаковой «Осень». Первичное восприятие. Показать, что читатель, восприняв авторские переживания, может передать их другим. - Познакомимся с ещё одним стихотворением И.П. Токмаковой «Осень» (С.30). Как вы думаете, какое настроение у стихотворения с таким названием? Таблица дополняется карточкой в первой строке заголовок

  • Чтение учителя под музыку П.И. Чайковского «Октябрь».
- Правильно ли вы определили настроение? Какое настроение стало у вас после прослушивания этого стихотворения? - В каком темпе нужно читать грустные стихи? Таблица дополняется во второй строке словом темп

Учащиеся приходят к выводу, что настроение можно угадать по заголовку.
Учащиеся слушают чтение учителя и следят по учебнику. Ученики ощущают, что им передалось настроение автора.


Учащиеся приходят к выводу, что настроение выражает темп. Слайд 3. Портрет И.П.Токмаковой.



Музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года» пьеса «Октябрь».


Вторичное восприятие.

  • Повторить об умении автора нарисовать картину.

- Перечитайте это стихотворение и подчеркните слова, обозначающие то, что нарисовал автор.
  • Чтение с пометами.
  • Проверка в паре.


Анализ иллюстрации. Дать понятие о роли иллюстрации. - Внимательно ли читал стихотворение художник-иллюстратор? Докажите. - Почему художник нарисовал детей? Верно ли он передал их настроение? Таблица дополняется карточкой в первой строке карточкой иллюстрация Учащиеся приходят к выводу, что иллюстрация подсказывает настроение при чтении.


Выразительное чтение.


  • Чтение стихотворения в паре под музыку.
  • Чтение-концерт у доски по строфам (девочки).

5 Физминутка. Психологическая и физическая разрядка. Утром стрекоза проснулась Потянулась, улыбнулась Раз - расой она умылась Два - изящно покружилась Три - нагнулась и присела На четыре - полетела У реки остановилась Над водою закружилась И на место приземлилась. Сюжетная игра.

6.
Работа над выразительностью стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы». Первичное восприятие. Дать понять, что автор незримо присутствует в произведении. - Теперь познакомимся со стихотворением И.С.Никитина. Когда звучит это стихотворение, так и представляешь себе радушных хозяев, которые выходят на порог с хлебом-солью и говорят…. - Кому бы вы, как радушные хозяева земли русской, доверили бы говорить эти слова гостье-зиме: девушке, богатырю или ребёнку? Докажите свое мнение.

  • Чтение подготовленного ученика.

  • Учащиеся приходят к выводу, что автор представлял себя в роли этого богатыря («Наша русская кровь на морозе горит»).
Слайд №4. Портрет И.С.Никитина

Вывешивается три картинки на доску: девицы, богатыря и ребенка.

В процессе обсуждения оставляется картинка богатыря.


Вторичное восприятие. Дать понятие «читать выразительно». - Перечитайте это стихотворение, представляя себя богатырем русским и подчеркните в тексте, что должна делать зима на Руси. - Итак, мы просим зиму петь, гулять, строить мосты и расстилать ковры. Об этом мы её просим, значит, на этих словах надо делать логическое ударение. - О каких коврах и мостах пишет автор? - В каком темпе нужно читать данное стихотворение? - Выберите нужное настроение: грустное, веселое, торжественное или задумчивое? - Какие знаки препинания подсказали вам торжественное настроение? - Торжественное настроение сопровождается восклицательной интонацией. Таблица во второй строке дополняется карточкой интонация

  • Чтение с пометами.






  • Поиск метафорических сравнений.


На доске появляется карточка:

грустное

веселое

торжественное

задумчивое


Выразительное чтение. Закрепить знание как читать выразительно.
- Потренируйтесь читать друг другу выразительно это стихотворение, т.е. с торжественным настроением: не торопясь, с восклицательной интонацией, выделяя голосом главные слова.

  • Выразительное чтение друг другу в парах.
  • Выразительное чтение у доски по строфам (мальчики).

Учитель обращает внимание на готовую таблицу.

6. Домашнее задание.
- Выучите любое из этих стихотворений наизусть, подготовьтесь читать его выразительно у доски.


III

Стадия рефлексии.

1 Установление соответствия целей и результатов. Формировать умения формулировать собственное мнение, делать выводы. - Как вы считаете, ответили ли мы на поставленные вопросы? - Как правильно, даже не прочитав, можно определить настроение текста? - Как при чтении можно выразить настроение художественного текста? Дети делают выводы по таблице:
Знаем Хотим узнать Узнали Прочитать выразительно - это значит передать настроение автора. Как правильно определить настроение автора? Заголовок Иллюстрация Знаки препинания Как выразить настроение при чтении? Логическое ударение Темп Интонация

2 Рефлексия. Формировать умение осуществлять самоанализ. - Посмотрите на схему на доске. Постарайтесь продолжить предложения.

Я узнал….…………….………… Я запомнил ……………..……….. Я научился …………….………… Слайд №5. Рефлексия знаний.

3 Итог Поощрение активности на уроке - Встаньте те, кто получил сегодня жетон за выразительное чтение. Давайте похлопаем им, они постарались передать нам, как истинные артисты, настроение автора. - Желаю всем хорошего настроения! Дети учатся радоваться за товарищей, сопереживать ситуацию успеха.




Слайд №6.


© 2010-2022