Конспект урока по окружающему миру на тему Как обучали школьников на Руси, УМК Занкова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему Как обучали школьников на Руси , УМК Занкова"Как обучали школьников на Руси". Урок "Мы и окружающий мир" в 3-м классе (система Л.В. Занкова)

Задачи:

  • познакомить детей с первыми письменными источниками,

  • сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,

  • развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности,

  • воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Оборудование для учителя:

  • иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,

  • выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,

  • мультимедиа проектор, экран.

Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков "Мы и окружающий мир" 2 часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство "Учебная литература", 2008; раздаточный материал

Программное обеспечение: "Microsoft Office PowerPoint".

Программа: система Л.В.Занкова.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут ……….. Сегодня я проведу у Вас урок окружающего мира и хочу, чтобы мне вы помогли в этом.

Улыбнулись, подтянулись,

На уроке не зевать.
Ну, ребята, все за дело
И друг другу помогать.

2. Подведение к проблеме.

Презентация (слайд 1). Ребята прочитайте пословицу. "С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь" (Чтение предложения учащимися вслух)

Учитель: Объясните смысл данной пословицы. (Выслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить.

Учитель: Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) А как называлось наше государство раньше? (Русь)

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? А хотели ли вы узнать об этом? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы учащихся: Когда появилась первая школа?

- Как учились наши сверстники?

- Какие были у них учебники?

- Какие предметы преподавались?

- Как долго продолжались уроки?

- Кто был учителем?

3. Формулирование проблемы.

Учитель: Итак, ребята, подумайте какая же тема урока у нас будет.

Учащиеся: Как обучали школьники на Руси. Слайд3.

4. Целеполагание.

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О школе, о том как учились)

-Какую цель вы поставите для себя на этом уроке? (Узнать о том как учились на Руси)

- Мы поставили цель, а теперь давайте подумаем, как мы будем ее решать и выберем задачи урока.

1. Добыть информацию о том как учили на Руси

2. Обобщить полученные знания, о том как учили на Руси.

Учитель: А какими источники для получения информации мы можем воспользоваться?

Учащиеся: Подумаем сами, спросим у учителя, посмотрим в книгах.

План работы

Что бы выполнить все задачи нужно составить план наших действий

  1. Узнать какие школы были в прошлом

  2. Чем писали

  3. Какой материал использовали для письма

  4. С помощью чего записывали слова

  5. Обобщить полученные знания

Учитель: Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас вернуться в прошлое на несколько столетий назад в государство Русь.

Слайд 4. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира. Школы создавались при церквах и монастырях.

Слайд 5. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Школа раньше называлась училищем, а коллектив учеников назывался "дружиной". Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах - лапти, сплетенные из лыка - внутренней части коры липы. На голове - островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом.

Слайд 6. В древности народ занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью. Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, - нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив. И ребятишек не видно на улице…Ах, да! Ведь они учатся! В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: "Пророк Наум наставит на ум". В этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума "Батюшка Наум благослови на ум"!

Слайд 7. Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему именно Наума народ выбрал покровителем грамотеев? - (Правильно, из-за созвучия слов - ум и Наум.)

Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 14 декабря ) начинали учить детей грамоте. Отсюда и название - Грамотник.

Слайд 8. Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько,

В Божью церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь -

До всего дойдёте:

Святой Наум наставит на ум.

Учитель: А вот девочки вообще грамоте не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, ее основная работа растить детей и заниматься хозяйством. Вот и учили девочек шить, вязать, вышивать.

Слайд 9. В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель (Дьяк). Ученье шло с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы ученики могли пообедать. Не было отдельных уроков. После букваря все принимались читать книгу молитв - часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень перерыв на обед! Потом снова в класс - и уроки продолжались: письмо, арифметика. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Учитель оценки не ставил. Выучил урок - молодец, ступай домой, а не выучил - вот плётка, вот розги…

Слайд 10. Часто в школах того времени применялись наказания телесные и моральные. За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.

«Розга ум вострит и возбуждает память» («Азбука» 1679 года)

Слайд 11. Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.

Работа в группах

  1. Кто открыл первые школы? (Князь Владимир)

  2. Как назывался коллектив учеников? (дружина)

  3. Кто учил учеников? (Дьяк - священно служитель)

  4. Кто учился в школе? (Мальчики)

  5. Как назывался день с которого учились в школе? (С дня Наума)

  6. Как назывался инструмент для письма? (Писало)

Оценивание

Физминутка

Работа в паре (Работа с учебником).

Назовите материал для письма. Для этого воспользуйтесь информацией в учебнике на стр. 22. Четвертый абзац. А что такое абзац? (Буквы были известны давно - они украшали страницы рукописных книг еще с раннего российского (IХ в.) и дороссийского периода. Эти заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка»).

Учитель: Объясните почему первый материал не подходил для письма?

Слайд 12. Рассказ про восковые дощечки и берёсту.

Восковые дощечки слеплялись в книжечки. Книжечка состояла из нескольких дощечек с выструганной серединой, в которую заливался растопленный воск желтого или чёрного цвета. В двух углах просверлены дырочки; в них продеты шнурки для скрепления дощечек. Конечно же, первая и последняя дощечки с наружной стороны воском не покрывались. Воск мягок и долго хранить записи не может.

На Руси в качестве материала для письма широко использовалась берёста - наружная часть коры березы из которой делались пластины. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге.

Слайд 13. Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эти грамоты, как и 800 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.

Слайд 14. Слова на старославянском языке. Вы можете прочитать их? (Нет)Да т.к не знаем старославянского языка.

Слайд 15. Все записи на берестяных грамотах делались на старославянском языке.

Это славянская буквица, азбука, в ней 42 буквы. Буквы имеют названия и несут скрытую информацию: А - аз, Б - буки, В - веди, Г - глаголь, Д - добро, Ж - живете, З - земля и так далее.

АЗБУКА НЕСЛА АЗЫ ЖИЗНИ.

Слайд 16. Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.

Слайд 17. Разгадывание слов для этого можно воспользоваться старославянским алфавитом.

Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе? Легко ли учиться было грамоте? (Нет) Да, ребята, по правилам надо назвать "полным именем" каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали.

Оценивание

Учитель: Ребята, наше путешествие пошло к концу. Нам пора прощаться с маленькими школьниками из прошлого. Получили ли вы ответы на свои вопросы? Что же запомнилось вам больше всего? (Ответы детей)

В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Бэ, как Аз да Буки
Вэ, как Веди, Гэ - Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!

Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех. Вы - ученики. И учеба сегодня - ваш основной труд. Можно сказать, это ваша профессия. Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость. Ваша школьная отметка - это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы, ваши учителя и родители, поможем вам в этом.

Слайд 17. Домашнее задание по выбору учащихся.

  1. Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси.

  2. А не случайно сегодня говорила четвёртый абзац. Нарисуйте заглавную букву своего имени.

«Перевод со старославянского»

Старославянская физминутка. Разведите в стороны десницу и шульцу - соедините их. Поднимите рамена - опустите. Потрясите дланями. Погрозите перстами. Вытяните выю. Наклоните главу - опустите. Погладьте себя по ланитам. (десница - правая рука, шульца - левая рука, рамена - плечи, длани - ладони, персты - пальцы, выя - шея, глава - голова, ланиты - щеки).


© 2010-2022