Урок повторение В царстве корней

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 2класс учитель: Звонцова В.А.



Тема урока: Повторение. «В царстве корней»

Цели урока:

· повторить признаки однокоренных слов;

· закрепить умение выделять общую часть родственных слов;

· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

· развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;

· воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

Оборудование:

· презентация «В царстве корней»;

· опорная таблица;

· учебник «Русский язык» 2 класс;

Тип урока: интегрированный

Интеграция:

· русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие.



· Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы повторим , что такое корень слова и признаки однокоренных слов. Продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

(Слайд № 1)

3. Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

Чистописание (Слайд № 2)

- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)

- Объясните смысл загадки. Как вы отгадали? Какой звук вы слышите первым? Дайте ему характеристику. ( согласный, мягкий, парный, звонкий). Запишем букву, обозначающую этот звук.

4. Комментированное письмо.

Дерево живет корнями, а человек друзьями

- Что это за высказывание? (Пословица)

- Как вы её понимаете?

- Прокомментируйте, запишите.

- Проверьте друг у друга.(взаимопроверка)

5. Работа по теме урока.

(Слайд № 3)

1) -Какие значения имеет слово «корень»:

*подземная часть растения,

*часть волоса, зуба, ногтя,

*начало, источник чего-либо.

«Так же как и у кустов, корень есть у слов».

2) -Что же такое корень? Выделите главное.

Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».

3) Вспомним правила:

-Как называется общая часть?(корень)

-Какие слова называются однокоренными?(слова с одинаковым корнем)

На доску вывешивается таблица:

родственные слова

близкие по смыслу общая часть

корень слова

4) Работа с учебником. Упр. 676, стр. 235.(самостоятельно, письменно)

5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".

-Как вы думаете, когда так говорят?

Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.

6) Слайд № 5: «Как растут слова»читает ученик)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово - слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Назовите однокоренные слова.

Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

- Ребята, скажите, а как надо относиться к природе? К растениям? Как вы помогаете природе?



6.Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали 1-2-3,

Ручками похлопали 1-2-3.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7. Закрепление изученного материала.

1) - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)

- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

2) (Слайд № 7.)

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

· Почему гости не сразу приметили чужака?

· Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

· Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)

· Какое значение в жизни человека имеет вода? Как надо использовать воду? Почему?

3) (Слайд № 8.) «Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

Гриб, грибок, грибной, грибница.

4) (Слайд № 9.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.(письменно, самостоятельно)

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

5) Слайд № 10. Найти семью родственных слов.(устно, коллективная работа)

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

7. Итог урока.

· Какие слова называются родственными?

· Что такое корень слова?

· Какие слова называются однокоренными?

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

8. Домашнее задание: Стр. 235, упр. 675.


© 2010-2022