- Преподавателю
- Начальные классы
- «Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»
«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Полковникова Т.В. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор: Полковникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ гимназия № 1
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок - путешествие
Время проведения: февраль
Технологическая карта изучения темы
«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»
Тема
Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи (2 урок)
Цель
-углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства: народные промыслы (городецкая роспись);
-изучить особенности городецкой росписи и уметь ее отличать;
-уметь выполнять элементы городецкой росписи, создавать композицию из них для росписи тарелки;
-развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
-развивать воображение, фантазию, наблюдательность, художественный вкус;
-воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
Основные понятия
орнамент, розаны, купавка
Межпредметные связи
окружающий мир, литературное чтение
Ресурсы
-основные
-дополнительные
О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская
Рабочая тетрадь к учебнику изобразительное искусство "Разноцветный мир", 2 класс. - М.: - Баласс, 2012.
-предметы городецкой росписи;
-конверты для парной работы с названием города (Приложение 1); -конверты с геометрическим материалом (Приложение 2); - шаблоны тарелок для групповой работы (Приложение 3); -шаблоны тарелок для росписи (Приложение 4); -конверт с купавками и розанами (Приложение 5); -шаблон подноса (Приложение 6); -план работы группы (Приложение 7); -опоры для групповой работы (Приложение 8); -ролик «Народная музыка» (Приложение 9); -видеоролик «Городецкая роспись» (Приложение 10); -краски, кисти; -ноутбук с выходом в Интернет; -проектор; -коллекция ЦОР;
+
-
?
Условные обозначения
Формы работы
фронтальная, парная, групповая
Этапы урока
Ход урока
I Актуализация знаний
II Формулирование темы и целей урока
III Открытие нового знания
IV Практическая работа
V Итог урока
VI Рефлексия
-Ребята, на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в славный и древний город, а в какой, вы узнаете, выполнив задание.
-Возьмите карточки в конверте и расположите их в порядке цветов радуги. (Приложение 1)
Г
о
р
о
д
е
ц
- Прочитайте хором название города. (Дети читают название.) (СЛАЙД 1)
-Так как этот город очень маленький, отправимся по нему пешком.
(Вопрос за кадром: «Ребята, а хотите ли, вы, побывать в музее?»)
Перед вами музей народных промыслов. В музее два зала. Заходим в первый зал. Называется он выставочный зал. В нем представлены предметы, относящиеся к различным промыслам. (СЛАЙД 2)
Задание: Соотнеси название промысла и предмет.
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000d0-1000-4ddd-13d0-5c0046975d0b/i01_08_07.swf (Единая коллекция ЦОР)
-Пройдем в зал «Из истории росписи». - Что вы уже знаете о городецкой росписи?
-Вспомните, какие элементы использовали городецкие мастера в своей росписи? (розаны, купавки, бутоны цветов)
Ученик: Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розан - это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца -
Чудо-роспись Городца! ( Л. Куликова.) (СЛАЙД )
-Что вы узнали, посетив выставочный и исторический залы?
(Узнали, какие элементы используют мастера для росписи предметов, и как он называются. Научились узнавать предметы городецкой росписи.)
-Ребята, кто из вас догадался, какой будет тема нашего урока? (СЛАЙД 3) (Городецкая роспись. Украшение предмета.) -Определите цели, используя опорные слова. (СЛАЙД 4)
1.Научиться... (рисовать элементы городецкой росписи). 2.Использовать ...(полученные умения для оформления работы). 3.Развивать... (творческие способности).
- Подходим к Мастерской. В ней работает мастер. Посмотрим, как он работает. (СЛАЙД 5)
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000658-1000-4ddd-9ab0-12004753f80e/i01_20_04.swf
(Сопровождение рассказа учителя показом ролика.) Видеоролик. (Приложение 10)
-В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. -Сначала готовили цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносили главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполнялся обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка». - Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка -Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
- Назовите, этапы росписи предмета. (СЛАЙД)
- Подготовить цветной фон предмета.
- Подмалевка. Нанесение главных фигур в виде крупных цветовых пятен голубого или розового цвета.
- Теневка. Обозначается центр цветка, рисуются лепестки.
- Оживка. Прорисовывание белой и черной краской.
- Мастер предложил и нам попробовать украсить предмет. Это тарелка. -Какую технику росписи тарелки вы можете предложить? (Ответы детей: узор, орнамент.) Задание: -Посмотрите на слово, в нем не хватает нескольких букв. Восстановив их, вы узнаете, какую технику росписи применим мы. (. РН. М. НТ)
-Что такое орнамент?
Работа со словарём. Орна́мент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель. (Википедия.) - Предлагаю отдохнуть. Повторяйте движения за мной.
Физминутка
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их, как хочешь, поверни, (вращение рук в кистях),
По дороге белой, гладкой, (гладят ладошки),
Скачут пальцы, как лошадки, (пальцы бегают по столу),
Чок-чок-чок-чок-чок-чок, (постучать в кулачок),
Скачет резвый табунок, (хлопки в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши.)
Не сидится им опять. (встряхиваем кистями.)
Постучали, (стучим по столу),
повертели, (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками.)
Поработают немножко, (хлопаем в ладоши),
мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе.)
Постучали, (стучим по столу),
повертели, (круговые вращения кистью),
и опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши.)
-Потренируемся составить орнамент в круге.
-Работать будете в группе.
-Повторим правила групповой работы.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен - объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу. (СЛАЙД )
- Возьмите конверт, достаньте геометрические фигуры. Составьте орнамент в круге. (Приложение 2, 3)
- Выполните задание. (Дети оформляют узор в круге.)
Показ работы групп. (На доску дети прикрепляют круги с орнаментом.) -Будьте внимательны. Представители группы отвечают, а вы слушаете и … (слышите), смотрите и …(видите), думаете и … (оцениваете) (Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске)
Обсуждение образцов.
Изучим технологическую карту урока. - Рассмотрите тарелку в центре разворота тетради и расскажите, в чем особенности композиции? (с. 28-29)
-Какую композицию использовал мастер? -Из каких элементов состоит орнамент? -Какие цветовые решения предпринял?
-Изучите схему росписи тарелки на с. 28-29. (Дети проговаривают этапы росписи)
Практическая работа (роспись тарелки)
- Украсьте тарелку элементами городецкой росписи, как это делают народные мастера. - Вы познакомились с элементами росписи, уточнили понятие «орнамент», потренировались в его создании.) -Примените ваши умения в украшении тарелки. (Приложение 4)
Самостоятельное выполнение работы
Звучит народная музыка. (Приложение 9) Дети оформляют тарелки.
Выставка работ
- Ребята, в музее есть зал, в котором посетители могут оставить свои работы для новой выставки.
- Повесьте работы на стены музея.
- Посмотрите, какие красивые тарелки у вас получились. Они украсят любой дом.
- Я вижу еще одну дверь в музее. Но на ней висит замок. Чтобы узнать, что находится за этой дверью, нужно открыть замок. Ключ от замка -это ваши правильные ответы на вопросы:
- В каком старинном городе мы сегодня побывали?
- Чем он знаменит?
У вас получился расписной поднос, который может украсить любой дом. Молодцы!