«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Полковникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ гимназия № 1

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок - путешествие

Время проведения: февраль

Технологическая карта изучения темы

«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»

Тема

Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи (2 урок)

Цель

-углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства: народные промыслы (городецкая роспись);

-изучить особенности городецкой росписи и уметь ее отличать;

-уметь выполнять элементы городецкой росписи, создавать композицию из них для росписи тарелки;

-развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;

-развивать воображение, фантазию, наблюдательность, художественный вкус;

-воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;

Основные понятия

орнамент, розаны, купавка

Межпредметные связи

окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы

-основные

-дополнительные

О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская

Рабочая тетрадь к учебнику изобразительное искусство "Разноцветный мир", 2 класс. - М.: - Баласс, 2012.

-предметы городецкой росписи;

-конверты для парной работы с названием города (Приложение 1); -конверты с геометрическим материалом (Приложение 2); - шаблоны тарелок для групповой работы (Приложение 3); -шаблоны тарелок для росписи (Приложение 4); -конверт с купавками и розанами (Приложение 5); -шаблон подноса (Приложение 6); -план работы группы (Приложение 7); -опоры для групповой работы (Приложение 8); -ролик «Народная музыка» (Приложение 9); -видеоролик «Городецкая роспись» (Приложение 10); -краски, кисти; -ноутбук с выходом в Интернет; -проектор; -коллекция ЦОР;

+

-

?


«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»

Условные обозначения

«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»

«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»

Формы работы

фронтальная, парная, групповая

Этапы урока

Ход урока

I Актуализация знаний

«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»




II Формулирование темы и целей урока


III Открытие нового знания










«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»





IV Практическая работа



«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»

V Итог урока


VI Рефлексия


-Ребята, на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в славный и древний город, а в какой, вы узнаете, выполнив задание.

-Возьмите карточки в конверте и расположите их в порядке цветов радуги. (Приложение 1)

Г

о

р

о

д

е

ц

- Прочитайте хором название города. (Дети читают название.) (СЛАЙД 1)

-Так как этот город очень маленький, отправимся по нему пешком.

(Вопрос за кадром: «Ребята, а хотите ли, вы, побывать в музее?»)

Перед вами музей народных промыслов. В музее два зала. Заходим в первый зал. Называется он выставочный зал. В нем представлены предметы, относящиеся к различным промыслам. (СЛАЙД 2)

Задание: Соотнеси название промысла и предмет.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000d0-1000-4ddd-13d0-5c0046975d0b/i01_08_07.swf (Единая коллекция ЦОР)
-Пройдем в зал «Из истории росписи». - Что вы уже знаете о городецкой росписи?
-Вспомните, какие элементы использовали городецкие мастера в своей росписи? (розаны, купавки, бутоны цветов)
Ученик: Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розан - это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись Городца! ( Л. Куликова.) (СЛАЙД )

-Что вы узнали, посетив выставочный и исторический залы?

(Узнали, какие элементы используют мастера для росписи предметов, и как он называются. Научились узнавать предметы городецкой росписи.)


-Ребята, кто из вас догадался, какой будет тема нашего урока? (СЛАЙД 3) (Городецкая роспись. Украшение предмета.) -Определите цели, используя опорные слова. (СЛАЙД 4)
1.Научиться... (рисовать элементы городецкой росписи). 2.Использовать ...(полученные умения для оформления работы). 3.Развивать... (творческие способности).
- Подходим к Мастерской. В ней работает мастер. Посмотрим, как он работает. (СЛАЙД 5)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000658-1000-4ddd-9ab0-12004753f80e/i01_20_04.swf


(Сопровождение рассказа учителя показом ролика.) Видеоролик. (Приложение 10)
-В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. -Сначала готовили цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносили главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполнялся обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка». - Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка -Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
- Назовите, этапы росписи предмета. (СЛАЙД)

  1. Подготовить цветной фон предмета.
  2. Подмалевка. Нанесение главных фигур в виде крупных цветовых пятен голубого или розового цвета.
  3. Теневка. Обозначается центр цветка, рисуются лепестки.
  4. Оживка. Прорисовывание белой и черной краской.

- Мастер предложил и нам попробовать украсить предмет. Это тарелка. -Какую технику росписи тарелки вы можете предложить? (Ответы детей: узор, орнамент.) Задание: -Посмотрите на слово, в нем не хватает нескольких букв. Восстановив их, вы узнаете, какую технику росписи применим мы. (. РН. М. НТ)
-Что такое орнамент?
Работа со словарём. Орна́мент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель. (Википедия.) - Предлагаю отдохнуть. Повторяйте движения за мной.


Физминутка


Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)

Их, как хочешь, поверни, (вращение рук в кистях),

По дороге белой, гладкой, (гладят ладошки),

Скачут пальцы, как лошадки, (пальцы бегают по столу),

Чок-чок-чок-чок-чок-чок, (постучать в кулачок),

Скачет резвый табунок, (хлопки в ладоши).

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши.)
Не сидится им опять. (встряхиваем кистями.)
Постучали, (стучим по столу),
повертели, (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками.)
Поработают немножко, (хлопаем в ладоши),
мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе.)
Постучали, (стучим по столу),
повертели, (круговые вращения кистью),
и опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши.)

-Потренируемся составить орнамент в круге.

-Работать будете в группе.

-Повторим правила групповой работы.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен - объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу. (СЛАЙД )

- Возьмите конверт, достаньте геометрические фигуры. Составьте орнамент в круге. (Приложение 2, 3)

- Выполните задание. (Дети оформляют узор в круге.)
Показ работы групп. (На доску дети прикрепляют круги с орнаментом.) -Будьте внимательны. Представители группы отвечают, а вы слушаете и … (слышите), смотрите и …(видите), думаете и … (оцениваете) (Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске) «Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»


«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»
О«Расписная тарелка. Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи»бсуждение образцов.


Изучим технологическую карту урока. - Рассмотрите тарелку в центре разворота тетради и расскажите, в чем особенности композиции? (с. 28-29)
-Какую композицию использовал мастер? -Из каких элементов состоит орнамент? -Какие цветовые решения предпринял?
-Изучите схему росписи тарелки на с. 28-29. (Дети проговаривают этапы росписи)

Практическая работа (роспись тарелки)

- Украсьте тарелку элементами городецкой росписи, как это делают народные мастера. - Вы познакомились с элементами росписи, уточнили понятие «орнамент», потренировались в его создании.) -Примените ваши умения в украшении тарелки. (Приложение 4)

Самостоятельное выполнение работы


Звучит народная музыка. (Приложение 9) Дети оформляют тарелки.

Выставка работ

- Ребята, в музее есть зал, в котором посетители могут оставить свои работы для новой выставки.

- Повесьте работы на стены музея.

- Посмотрите, какие красивые тарелки у вас получились. Они украсят любой дом.

- Я вижу еще одну дверь в музее. Но на ней висит замок. Чтобы узнать, что находится за этой дверью, нужно открыть замок. Ключ от замка -это ваши правильные ответы на вопросы:


  1. В каком старинном городе мы сегодня побывали?
  2. Чем он знаменит?
-Замок открылся! Прочитайте надпись на дверях: «Успех». - Вам удалось добиться успеха. Молодцы! Мастер оставил для вас поднос, который предложил украсить розанами и купавками, соблюдая технику орнамента. Возьмите заготовки в конверте и украсьте поднос. (Приложение 6)
У вас получился расписной поднос, который может украсить любой дом. Молодцы!


© 2010-2022