- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок «Развитие умения различать приставки и предлоги»
Урок «Развитие умения различать приставки и предлоги»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зарипова Л.Ф. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие умения различать приставки и предлоги
Предмет: урок русского языка
Класс: 2 класс
Технология урока: технология проблемного диалога
Автор: Зарипова Лейсан Факилевна
2013 год
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога. Цели урока. Предметные:
- развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
- развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.
- развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.
Коммуникативные: создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения). Познавательные:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Развитие умения различать приставки и предлоги.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Языковая разминка
- Запишите предложение с пропуском опасных мест.
Маленькие снежинки кружили в танце.
-Назовите основу предложения.
- Задайте вопросы к другим словам. Покажите связь стрелкой.
Трое учащихся работают у доски.
1ученик записывает предложение, объясняет орфограммы.
2ученик подбирает однокоренные слова к слову снег.
3ученик выполняет звуко-буквенный разбор слова снег.
Самооценка своей работы.
II. Создание проблемной ситуации.
III. Постановка учебной проблемы
Учитель диктует предложение
Снежинки долетали до земли.
- Наши знакомые Петя, Вова и Катя, которые путешествуют вместе с нами по учебнику, выполнили задание так: Слайд № 1.
Снежинки долетали доземли.
Снежинки до летали до земли.
Снежинки до летали до земли.
- Задание у ребят было одно? - А как они его выполнили?
- Почему так получилось?
Какой возникает вопрос? В чем мы должны разобраться сегодня на уроке? (Вопрос демонстрируется на слайде № 2)
- Одно. - По-разному.
- Ребята не знают до - это приставка или предлог.
- Как отличить приставку от предлога?
IV. Актуализация знаний.
- Что мы уже знаем по этой проблеме?
Слайд № 3.
Приставка
Предлог
часть слова
слово
слитно
Раздельно
- Каких знаний нам не хватает? - Приставка - это часть слова и со словом пишется слитно. - Предлог - это слово, с другими словами пишется раздельно.
- Как отличить приставку от предлога.
V. Выдвижение версий.
(2 - 3минуты) - Какие у вас есть версии решения проблемы?
Ученики предлагают различные версии.
VI. Поиск решения (открытие нового знания) Если нет верной версии, учитель предлагает следующее задание.
- Давайте понаблюдаем.
Слайд № 4.
Птичка в?летела в?окно.
Птичка влетела в раскрытое окно.
Петя по?бежал по? тропинке.
Петя побежал по узкой тропинке.
- Появились у вас версии?
- Давайте попробуем составить алгоритм действий при написании предлогов и приставок. Шаг № 1. Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между
до земли
Получается?
Значит до - это ……… и со словом напишем ……
Слайд № 5.
Шаг 2. Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между
до летали
Получается? Значит до - это ……… и со словом напишем ……
- Назовите основной вопрос урока.
- Какой ответ можем дать?
- Что допишу в таблицу? (Дополняю таблицу. Приставка Предлог часть слова слово слитно Раздельно не могу вставить другое слово могу вставить другое слово
- Сделайте вывод, что такое приставка, опираясь на таблицу.
- Что такое предлог?
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике - стр. 98
- Как автор доказал что в это предлог.
- Есть еще одно решение.
- Откройте домашнее задание (дидакт. мат. стр. 54 упр. 117) - Что нужно было сделать в этом упр.? - Прочитайте, что у вас получилось. - Давайте понаблюдаем. С какими словами употребляются предлоги? - С какими словами предлог не употребляется? - Вернемся к нашему предложению. -Найдите слово, которое называет действие. - Что мы теперь знаем про эти слова? - Значит, что такое до и как надо было написать? - Давайте добавим еще один шаг. Что нужно сделать, чтобы отличить приставку от предлога.
Шаг № 3. Определи, что называет слово: предмет или действие. Помни, перед словами, которые называют действия, не бывает предлогов.
- Как отличить приставку от предлога?
- Надо попробовать поставить слово. Если слово можно поставить, то это предлог и со словом пишется раздельно. Если слово не можем поставить, значит это приставка и со словом пишется слитно.
- Приставка - часть слова, а поэтому со словами пишется слитно. Между приставкой и словом не могу вставить другое слово. - Предлог - это слово, а поэтому с другими словами пишется раздельно. Между предлогом и другим словом могу вставить слово.
- Между словами в магазине вставил слово цветочном.
- Вставить подходящие по смыслу предлоги. Ученики читают стихотворение. - Со словами, которые называют предметы.
- Со словами, называющими действие.
- Долетали. - Перед ними никогда не стоят предлоги. - До - это приставка и со словом напишем слитно.
- Определить, что называет слово.
VII. Развитие умений - применение нового знания.
Выполняют упр. 139.
Работа в парах - упр. 141. Разрезают предложения на слова.
Ученики списывают первое предложение, объясняя свои действия по алгоритму.
VIII. Итог урока.
Д.з.
- Какой вопрос обсуждали на уроке?
- Какое решение мы нашли?
Упр. 141. Повторить вывод на стр. 98.
- Как отличить приставку от предлога? - Поставить слово. Определить, что называет слово: предмет или действие.
Литература
- Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации учителю. Москва «Баласс»2011
- Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс. Москва «Баласс» 2012
- Л. Ю. Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс. М. «Баласс» 2013