Урок «Развитие умения различать приставки и предлоги»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Развитие умения различать приставки и предлоги





Предмет: урок русского языка

Класс: 2 класс

Технология урока: технология проблемного диалога







Автор: Зарипова Лейсан Факилевна





2013 год





Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога. Цели урока. Предметные:

  • развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
  • развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.
Регулятивные:
  • развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.


Коммуникативные: создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения). Познавательные:
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.







Развитие умения различать приставки и предлоги.



Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Языковая разминка

- Запишите предложение с пропуском опасных мест.

Маленькие снежинки кружили в танце.

-Назовите основу предложения.

- Задайте вопросы к другим словам. Покажите связь стрелкой.

Трое учащихся работают у доски.

1ученик записывает предложение, объясняет орфограммы.

2ученик подбирает однокоренные слова к слову снег.

3ученик выполняет звуко-буквенный разбор слова снег.


Самооценка своей работы.

II. Создание проблемной ситуации.


III. Постановка учебной проблемы

Учитель диктует предложение

Снежинки долетали до земли.


- Наши знакомые Петя, Вова и Катя, которые путешествуют вместе с нами по учебнику, выполнили задание так: Слайд № 1.


Снежинки долетали доземли.



Снежинки до летали до земли.



Снежинки до летали до земли.



- Задание у ребят было одно? - А как они его выполнили?
- Почему так получилось?
Какой возникает вопрос? В чем мы должны разобраться сегодня на уроке? (Вопрос демонстрируется на слайде № 2)



















- Одно. - По-разному.
- Ребята не знают до - это приставка или предлог.
- Как отличить приставку от предлога?

IV. Актуализация знаний.

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Слайд № 3.

Приставка

Предлог

часть слова

слово

слитно

Раздельно

- Каких знаний нам не хватает? - Приставка - это часть слова и со словом пишется слитно. - Предлог - это слово, с другими словами пишется раздельно.

- Как отличить приставку от предлога.

V. Выдвижение версий.

(2 - 3минуты) - Какие у вас есть версии решения проблемы?

Ученики предлагают различные версии.

VI. Поиск решения (открытие нового знания) Если нет верной версии, учитель предлагает следующее задание.

- Давайте понаблюдаем.

Слайд № 4.

Птичка в?летела в?окно.

Птичка влетела в раскрытое окно.

Петя по?бежал по? тропинке.

Петя побежал по узкой тропинке.
- Появились у вас версии?



- Давайте попробуем составить алгоритм действий при написании предлогов и приставок. Шаг № 1. Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между

до земли


Получается?

Значит до - это ……… и со словом напишем ……


Слайд № 5.
Шаг 2. Попробуйте поставить подходящее по смыслу слово между

до летали
Получается? Значит до - это ……… и со словом напишем ……

- Назовите основной вопрос урока.
- Какой ответ можем дать?



- Что допишу в таблицу? (Дополняю таблицу. Приставка Предлог часть слова слово слитно Раздельно не могу вставить другое слово могу вставить другое слово
- Сделайте вывод, что такое приставка, опираясь на таблицу.
- Что такое предлог?

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике - стр. 98

- Как автор доказал что в это предлог.


- Есть еще одно решение.
- Откройте домашнее задание (дидакт. мат. стр. 54 упр. 117) - Что нужно было сделать в этом упр.? - Прочитайте, что у вас получилось. - Давайте понаблюдаем. С какими словами употребляются предлоги? - С какими словами предлог не употребляется? - Вернемся к нашему предложению. -Найдите слово, которое называет действие. - Что мы теперь знаем про эти слова? - Значит, что такое до и как надо было написать? - Давайте добавим еще один шаг. Что нужно сделать, чтобы отличить приставку от предлога.
Шаг № 3. Определи, что называет слово: предмет или действие. Помни, перед словами, которые называют действия, не бывает предлогов.















- Как отличить приставку от предлога?
- Надо попробовать поставить слово. Если слово можно поставить, то это предлог и со словом пишется раздельно. Если слово не можем поставить, значит это приставка и со словом пишется слитно.








- Приставка - часть слова, а поэтому со словами пишется слитно. Между приставкой и словом не могу вставить другое слово. - Предлог - это слово, а поэтому с другими словами пишется раздельно. Между предлогом и другим словом могу вставить слово.



- Между словами в магазине вставил слово цветочном.




- Вставить подходящие по смыслу предлоги. Ученики читают стихотворение. - Со словами, которые называют предметы.
- Со словами, называющими действие.

- Долетали. - Перед ними никогда не стоят предлоги. - До - это приставка и со словом напишем слитно.

- Определить, что называет слово.

VII. Развитие умений - применение нового знания.


Выполняют упр. 139.


Работа в парах - упр. 141. Разрезают предложения на слова.



Ученики списывают первое предложение, объясняя свои действия по алгоритму.

VIII. Итог урока.

Д.з.



- Какой вопрос обсуждали на уроке?

- Какое решение мы нашли?

Упр. 141. Повторить вывод на стр. 98.

- Как отличить приставку от предлога? - Поставить слово. Определить, что называет слово: предмет или действие.






Литература

  1. Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации учителю. Москва «Баласс»2011
  2. Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс. Москва «Баласс» 2012
  3. Л. Ю. Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс. М. «Баласс» 2013
© 2010-2022