Методический материал по созданию рабочей программы по внеурочной деятельности Моя первая экология

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Создание рабочей программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология»»



СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 18 по 22 февраля 2013 года

2 сессия с 18 по 22 марта 2013 года




Выполнила: Штыкова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевска







2013г.



Оглавление

Введение 3

Паспорт СДП 3

Актуальность (в том числе анализ реальных результатов,

профессиональная проблема и

противоречия в образовательной деятельности 3 Цели, задачи, результативность 4

Основная часть 5-15

Заключение (прогнозируемые эффекты, риски) 16

Список источников 17



















Введение Паспорт ИР Итоговая работа представляется на примере рабочей программы по внеурочной деятельности «Моя первая экология» Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса Сроки 2013-2014гг Предусматривает совместную работу учителя, администрации школы, родителей обучающихся, библиотекаря Место реализации - ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевска
Актуальность. Приоритетной целью современной школы является создание оптимальных условий для полноценного личностного развития ребёнка. Согласно требованиям стандартов второго поколения произошло смещение акцентов в результатах образования. На смену ранее существующего комплекса знаний, умений и навыков, которыми должен вооружить учитель каждого ученика, пришло совершенно иное понимание результатов образования, а именно: формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. В соответствии с ФГОС НОО в целях реализации основной образовательной программы начального общего образования предусмотрено введение внеурочной деятельности. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека - возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься, исходя из своих интересов, мотивов. Иными словами внеурочная деятельность является своеобразным ресурсом, позволяющим школе достичь нового качества образования. В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования [4] По мнению Д.В.Григорьева, П.В.Степанова, внеурочная деятельность, объединяет «все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [2]. Анализ сложившейся ситуации, связанной с введением стандартов второго поколения, показал множество противоречий возникших в образовательной деятельности: -между результатами предыдущих стандартов (знаниями, умениями и навыками) и результатами новых образовательных стандартов: развитием универсальных учебных действий (личностными, предметными и метапредметными); - между старыми условиями организации обучения и новыми требованиями к организации обучения, продиктованными ФГОС (введение внеурочной деятельности); - между введение внеурочной деятельности в образовательный процесс и отсутствием рабочих программ по внеурочной деятельности На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: необходимость создание рабочей программы по внеурочной деятельности, которая бы способствовала эффективному воспитанию и социализации детей. Цель данной работы: создание рабочей программы по внеурочной деятельности. Задачи: -изучение интересов обучающихся и создание программы по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта; -формирование и развитие у младших школьников универсальных учебных действий через системно - деятельностный подход; -создание системы отслеживания результативности; -Внедрение новых образовательных ресурсов. Ожидаемые результаты: -создание программы; -повышение интереса к деятельности и как следствие развитие универсальных учебных действий; -внедрение электронных ресурсов и ресурсов вне школы (музеи, зоопарки, выставочные залы); -создание системы оценки результатов деятельности учащихся.





Основная часть

Определение внеурочной познавательной деятельности представлено в работах Г.Ф. Цветковой, которая рассматривает этот вид деятельности как «деятельность по самоорганизации и самореализации школьников, достигаемая особыми усилиями педагогов, направленными на получение обучающимися знаний об окружающем мире и формировании собственного активного отношения к нему, совершаемая вне урока, она является основой для активизации познавательного процесса, предполагающего субъектную позицию учащегося, что способствует реализации его возможностей и развитию интересов и склонностей. [6]. Психолого - педагогический потенциал этого вида деятельности позволяет ей выступать в роли системообразующего компонента педагогического процесса.[3]

Следует отметить, что понятие «деятельность» в составе различных педагогических терминов красной нитью проходит через весь образовательный стандарт второго поколения. И внеурочная деятельность является тому подтверждением. Только в деятельности, умело организованной педагогом, ребёнок сможет овладеть универсальными способами действия, применимыми в жизненных ситуациях, при решении практических задач. Именно с этой точки зрения и составлена программа по внеурочной деятельности «Моя первая экология».

Программа «Моя первая экология», имеет эколого-биологическую направленность. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы. Цель курса - экологическое образование младших школьников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. Задачи:

  • формирование экологической и общей культуры учащихся младших классов;
  • повышение уровня знаний школьников;
  • углубление мотивации и активизации деятельности учащихся в природе






Новизна программы. Программа составлена в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов [1], соответствует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Изучение курса целесообразно начинать в начальной школе со 2 класса. Объем занятий 68 часов. Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно - эстетического циклов. Продолжительность занятия-35 минут. Ценностные ориентиры. -развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; -формирование представлений о природе как универсальной ценности; -изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; -развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; -развитие представлений о различных методах познания природы( искусство как метод познания, научные методы); -формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; -вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. Прогнозируемые результаты: Личностные результаты. -развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; -развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно - прикладного искусства, музыка и т.д.); -воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; -формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Метапредметные результаты. -овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; -освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; -формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимания информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; -развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметные результаты. -в ценностно - ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; -в познавательной сфере - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения природной и социоприродной среде; -в трудовой сфере - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; -в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; - в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения программы является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует ее осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать природно - следственные связи. В содержание программы включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.). Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер создания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мир и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, презентаций, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий. Содержание программы. Раздел Деятельность УУД Первые шаги по тропинке открытий.
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение - основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей леса, составленные ученым - экологом Ф.Тасси. Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперед», «Прогулка вслепую» и д.р. Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчета одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы. -работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природ наблюдений и измерений; -использовать полевой дневник для записи и /или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений; -вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество); -применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни; -выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры); -составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях.
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие - один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета - основного цвета леса, коричневого - цвета коры и почвы или голубого - цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов - биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов - для изучения различных микро - и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной пленки и резинового колечка. Упражнения на расширение опыт сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого - нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему). Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки - задания, пластмассовые или картонные стаканчики из - под пищевых продуктов,, тонкая полиэтиленовая пленка, цветные резиновые колечки. -изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; -проводить наблюдения за природными объектами; -работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений; -изготавливать простейшие модели приборов; -составлять описания объекта изучения; -выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.; -оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Геометрия живой природы.
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных - способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развертываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25-30 см, карточки - задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы. -выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; -соотносить форму и свойства различных природных объектов; -выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов и явлений; -устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Природа и ее обитатели.
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) - одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом». Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки - задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
-планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; -составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; -находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Лесные ремесла.
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрешки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.) Лесная палитра: растения - красители. Красильная мастерская в работе - окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Лес - кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово - паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
-приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; -различать предметы наиболее известных народных промыслов; -приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
Учебно-тематический план. 2 класс (8 - 9 лет).

№ п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия теоретических практических Первые шаги по тропинке открытий (12 часов) 1 Готовимся наблюдать и изучать 2 1 1 2. Какие качества необходимы юному исследователю 2 1 1 3. Учимся наблюдать 3 1 2 4. Тренируем наблюдательность 3 1 2 5. Десять заповедей друзей леса 2 1 1 Природа в наших ощущениях (14 часов) 6. Как мы воспринимаем окружающий мир 2 1 1 7 Тренируем органы чувств 2 1 1 8 Какого цвета лес? 2 1 1 9 Рисуем впечатления 2 1 1 10 Учимся пользоваться приборами 2 1 1 11 «Микроскоп» из пластикового стаканчика 2 1 1 12 Игра «Давайте познакомиться» 2 1 1 Геометрия живой природы (14 часов) 13 Что такое симметрия? 2 1 1 14 Лучевая симметрия 2 1 1 15 Живая спираль 2 1 1 16 Такие разные листья 2 1 1 17 Различаем деревья по кроне 2 1 1 18 О кронах, густых и ажурных 2 1 1 19 Организм и среда обитания 2 1 1 Природа и ее обитатели (18 часов) 20 Учимся планировать наблюдение 2 1 1 21 Наблюдаем за животными 4 1 3 22 Изучаем условия обитания растений 4 1 3 23 Все связано со всем 2 1 1 24 Изучаем поведение животных и растений 2 1 1 25 Чья «столовая»? 2 1 1 26 Что и кто влияет на живой организм? 2 1 1 Лесные ремесла (10 часов) 27 Лес в работе народных умельцев 2 1 1 28 Лесные мотивы 2 1 1 29 Животные и растения в народном творчестве 2 1 1 30 Лесная палитра 2 1 1 31 Лес - кормилец и врачеватель 2 1 1 Итого
68 31 37
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Моя первая экология» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: три раза в год проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др. Критерии диагностических исследований детей с целью выявления уровня экологического образования по следующим критериям: -интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных; -контроль своего поведения, поступков, не причинения вреда окружающей среде; -правила поведения в природе; -эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств; -желание участвовать в экологически ориентированной деятельности.

Для осуществления образовательного процесса по программе «Моя первая экология» необходимы следующие ресурсы: Дидактическое обеспечение: печатные пособия. Научно - методическое обеспечение: нормативные документы, методическое объединение, педсовет. Психолого - педагогическое сопровождение: анкетирование, опрос, тестирование. Материально- техническое обеспечение: набор рабочих инструментов для практических занятий; микроскопы, лупы; компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; набор гербариев; видео - аудиоматериалы; цифровые ресурсы. Кадровые ресурсы: учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Заключение

Внеурочная деятельность детей, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Задача педагога, работающего по новым образовательным стандартам - заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Выводы. 1.Программа создана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. 2.Данная рабочая программа даёт педагогу пример распределения содержания материала по темам с учётом времени, отводимого на программы внеурочной деятельности. 3.Примерное планирование позволит определить перспективы работы с младшими школьниками вне класса, выбрать наиболее интересные и актуальные объекты и явления для изучения, чётко спланировать содержание и последовательность занятий. 4.Программа может адаптирована любым педагогом и использоваться в любом образовательном учреждении. Возможные риски. Мало компьютерной техники. Посещение музеев, выставочных залов, зоопарков платные. Список информационных источников Использованные источники

Нормативно - правовая база

1.Закон РФ «Об образовании»

2. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения : пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2010. - С.25.

3.Организация внеурочной деятельности младших школьников: Сборник инструктивно-методических материалов, под ред. Т.А.Файн - Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.

4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

5. Шмелькова Л. В., Бурункин Д. А. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности // Управление начальной школой. - 2011. - № 12. - С. 5-11.

Основная литература

5.Цветкова Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореферат дис… Канд. Психол. Наук. - Екатеринбург, 2002. 6. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

7.Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М., 2005.

Дополнительная литература 8. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. - Москва ., 2000. 9.Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8. 11.Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. - М.: Просвещение, 2007.

12.Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. - М.: Про-Пресс, 2009.

18


© 2010-2022