- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Занимательная математика
Программа по внеурочной деятельности Занимательная математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Остапенко Н.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10» учителей начальных классов «___»__________2015 г. МБОУ «Школа №10» _______И.В. Курилова ____________К.В.Павловский от «___»______2015 г. приказ №__ от «____»_____2015 г. Руководитель МО __________Н.Н.Остапенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»
(научно-познавательное направление развития личности школьника)
1 класс
начальное общее образование
2015-2016 учебный год
Количество часов в год: 33 Количество часов в неделю: 1 час Учитель: Остапенко Н.Н.
Программа разработана на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
Керчь
2015 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 33
Уровень программы: базовый Тип программы: типовая
Нормативные документы, определяющие содержание программы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); (1-4 классы)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобразования РФ №373от 06.10.2009 г
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Программа воспитания и социализации обучающихся.
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
-
Авторская программа «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой.
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.
Общая характеристика курса Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности. Задачи:
- Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
- Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
- Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
- Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Актуальность
- Научность
- Системность
- Практическая направленность
- Обеспечение мотивации
- Курс ориентационный
Место курса в плане внеурочной деятельности Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут на 35 часов в год - во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут. Предполагаемые результаты: Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- умение использовать знаково-символические средства;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Ученик получит знания
- складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правильно выполнять арифметические действия;
- умение рассуждать логически грамотно;
- знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
- умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
- умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная и исследовательская деятельность
Форма внеурочной деятельности- математические игры: «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Содержание курса
Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры: «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие ивопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.) Форма организации обучения - работа с конструкторами Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1989). «Спичечный»Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки). ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематический план 1 класс
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Практическая часть/форма организации деятельности
теория
практика
всего
1
Математика - царица наук.
Игра«Математическое домино».
1
-
1
Заочная экскурсия.
Игра«Математическое домино».
2
Как люди научились считать Упражнение в «весёлом» счёте.
1
-
1
Просмотр видеофильма,упражнение в «весёлом» счёте.
3
Интересные приемы устного счёта.
0,5
0,5
1
Командная игра. Чтение чисел, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
4
Решение занимательных задач в стихах
-
1
1
Логическая игра
5
Игра"Муха» ("муха" перемещается по командам"вверх"вниз","влево","вправо"на игровом поле 3x3клетки).
1
1
Логическая игра.
6
Учимся отгадывать ребусы.
0,5
0,5
1
Соревно-вание
7
Числа-великаны. Коллективный счёт
-
1
1
Проект
8-9
Проектная деятельность "Спутники планет"
1
1
2
Проект
10
Решение ребусов и логических задач
-
1
1
Решение ребусов.
11
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными
1
-
1
Решение задач.
12
Загадки- смекалки
1
1
1
Решение задач. Работа со счётным материалом.
13
Игра «Знай свой разряд».
-
1
1
Игра
14-15
Практикум «Подумай и реши».
-
2
2
Составление и решение задач.
16
Задачи с изменением вопроса
0,5
0,5
1
Составление задач в рисунках.
17-18
Проектная деятельность «Газета любознательных»
-
2
2
Выпуск газеты.
19-20
Решение нестандартных задач.
Игра «Геометрическая мозаика».
1
1
2
Игра «Геометрическая мозаика».
21-22
Проектная деятельность «Солнце-обыкновенный желтый шарик»
-
2
2
Проект
23-24
Математические горки.
1
1
2
Конкурс
25
Наглядная алгебра.
1
-
1
Конструирование цифр из разных материалов.
26
Решение логических задач.
-
1
1
Логическая игра
27
Игра «У кого какая цифра»
-
1
1
Игра
28
Знакомьтесь: Архимед!
1
-
1
Заочная экскурсия.
29-30
Задачи с многовариантными решениями. Игры с игральными кубиками.
-
2
2
Игры с игральными кубиками
31-32
Знакомьтесь: Пифагор!
1
1
2
Заочная экскурсия.
33
Математический КВН
-
1
1
КВН
2 класс
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Практическая часть/форма организации деятельности
теория
практика
всего
1 Проектная деятельность «Великие математики»
1
1
Составление плана работы над проектом.
2-3 Геометрические упражнения
1
1
2
4 Упражнения в черчении на нелинованной бумаге
-
1
1
5 Игра «Удивительный квадрат»
-
1
1
Игра.
6 Преобразование фигур на плоскости
1
-
1
7 Задачи-смекалки
-
1
1
8 Симметрия фигур
-
1
1
9-10 Соединение и пересечение фигур
1
1
2
11 Познавательная игра «Семь вёрст…»
-
1
1
Игра
12 - 13 Проектная деятельность «Московский Кремаль»
-
2
2
Проект
14 - 15 Объём фигур
1
1
2
Конструирование объёмной фигуры из умаги.
16 Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
-
1
1
Логическая игра
17 Конструирование предметов из геометрических фигур
-
1
1
18 Открытие нуля.
1
-
1
19-20 Учимся разрешать задачи на противоречия.
1
1
2
Решение и составление ребусов
21 Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
-
1
1
Логическая игра
22-23 Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
-
2
2
Проект
24 Экскурсия в компьютерный класс
1
-
1
Экскурсия.
25-26 Компьютерные математические игры
-
2
2
27 Международная игра «Кенгуру»
-
1
1
28 Конкурс знатоков (1 тур)
-
1
1
Конкурс
29 Конкурс знатоков (2 тур)
-
1
1
Конкурс
30 Конкурс знатоков (итоговый тур)
-
1
1
Конкурс
31-32 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
1
2
33-35 Задачи с многовариантными решениями.
1
2
3
Игра «Кто больше»
3 класс
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Практическая часть/форма организации деятельности
теория
практика
всего
1-2 Математика - это интересно. Решение нестандартных задач
1
1
2
3 Танграм: древняя китайская головоломка.
-
1
1
Составление алгоритмов.
4-5 Проектая деятельность "Природное сообщество-аквариум"
-
2
2
Проект
6 Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.
-
1
1
Составление картинки.
7 Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки
1
-
1
Измерение разных объектов.
8 Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
-
1
1
Логическая игра
9 Конструирование многоугольников из деталей танграма
-
1
1
Конструирование многоугольников.
10 Игра- соревнование «Веселый счёт»
1
1
Соревно-вание
11-12 Проектная деятельность "Газета умников и умниц"
-
2
2
Газета
13-15 Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность
1
2
3
Командная игра
16 Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»
-
1
1
Математические игры.
17-18 «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием
-
2
2
Построение конструкции.
19-20 Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
-
2
2
Решение задач.
21 Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
-
1
1
Работа с таблицей.
22 Математические игры. Построение «математических» пирамид», «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»
-
1
1
Логическая игра
23 Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
-
1
1
Решение и составление ребусов.
24 Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
-
1
1
Составление фигур.
25 Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000
-
1
1
Игра в магазин
26-27 Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.
-
2
2
Выставка
Фигур из деталей танграма
28-29 Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
1
1
2
Решение нестандартных задач.
30 Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
-
1
1
Решение и составление ребусов.
31-33 Проектная деятельность «Великие математики» .
2
2
Конкурс буклетов о великих математиках
34-35 Создание мини-альбома «Узоры геометрии»
2
2
Проект
4 класс
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Практическая часть/форма организации деятельности
теория
практика
всего
1 Любителям математики. Турнир смекалистых
-
1
1
Турнир
2-3 Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей.
1
1
2
4-5 Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.
-
2
2
Логическая игра
6 Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.
0,5
0,5
1
7 Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.
0,5
0,5
1
8-10 Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»
1
2
3
Проект
11 Магические квадраты. Нахождение площади фигур.
-
1
1
12 Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур
-
1
1
13 Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.
-
1
1
Логическая игра
14-15 Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.
-
2
2
16 Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.
0,5
0,5
1
17-18 Проектная деятельность"Газета эрудитов"
-
2
2
Газета
19 Задачи - тесты. Блиц - турнир.
-
1
1
Блиц - турнир.
20-22 Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.
1
2
3
Составление алгоритмов
23 Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число
-
1
1
24 Математические головоломки.
-
1
1
Логическая игра
25 Блиц - турнир. Задачи - тесты
-
1
1
Тест
26 Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.
-
1
1
27 Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.
1
-
1
28 Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа
-
-
1
Составление задач.
29-30 Проектная деятельность"Волшебный круг"
-
2
2
Проект
31 Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.
-
1
1
32 Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.
-
1
1
Логическая игра
33 Графы на плоскости
-
1
1
34-35 Подведение итогов обучения. Смотр знаний.
-
2
2
Смотр знаний
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п
Наименование темы
Сроки выполнения
Кол-во часов
Практическая часть/форма организации деятельности
план
факт
1
Математика - царица наук.
Игра«Математическое домино».
02.09
1
Заочная экскурсия.
Игра«Математическое домино».
2
Как люди научились считать Упражнение в «весёлом» счёте.
09.09
1
Просмотр видеофильма,упражнение в «весёлом» счёте.
3
Интересные приемы устного счёта.
16.09
1
Командная игра. Чтение чисел, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
4
Решение занимательных задач в стихах
23.09
1
Логическая игра
5
Игра"Муха» ("муха" перемещается по командам"вверх"вниз","влево","вправо"на игровом поле 3x3клетки).
30.09
1
Логическая игра.
6
Учимся отгадывать ребусы.
07.10
1
Соревно-вание
7
Числа-великаны. Коллективный счёт
14.10
1
Проект
8-9
Проектная деятельность "Спутники планет"
21.10-11.11
2
Проект
10
Решение ребусов и логических задач
18.11
1
Решение ребусов.
11
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными
25.11
1
Решение задач.
12
Загадки- смекалки
02.12
1
Решение задач. Работа со счётным материалом.
13
Игра «Знай свой разряд».
09.12
1
Игра
14-15
Практикум «Подумай и реши».
16.12-23.12
2
Составление и решение задач.
16
Задачи с изменением вопроса
13.01
1
Составление задач в рисунках.
17-18
Проектная деятельность «Газета любознательных»
20.01-27.01
2
Выпуск газеты.
19-20
Решение нестандартных задач.
Игра «Геометрическая мозаика».
03.02-17.02
2
Игра «Геометрическая мозаика».
21-22
Проектная деятельность «Солнце-обыкновенный желтый шарик»
24.02-02.03
2
Проект
23-24
Математические горки.
09.03-16.03
2
Конкурс
25
Наглядная алгебра.
23.03
1
Конструирование цифр из разных материалов.
26
Решение логических задач.
06.04
1
Логическая игра
27
Игра «У кого какая цифра»
13.04
1
Игра
28
Знакомьтесь: Архимед!
20.04
1
Заочная экскурсия.
29-30
Задачи с многовариантными решениями. Игры с игральными кубиками.
27.04-04.05
2
Игры с игральными кубиками
31-32
Знакомьтесь: Пифагор!
11.05-18.05
2
Заочная экскурсия.
33
Математический КВН
25.05
1
КВН Формы проверки уровня сформированности УУД во внеурочной деятельности по курсу «Занимательная математика»
- беседы;
- сообщения;
- просмотр видеоматериала;
- исследование и решение проблемы;
- экскурсии.
- конкурсы;
- праздники;
- викторины;
- игры;
- творческие работы
- проекты
Материально-техническое обеспечение
Компьютер, диски с видеоматериалами, , фотоальбомы, сюжетные картинки, плакаты, игрушки, кубики, настольные игры, геометрический материал, весы, счёты, часы, калькулятор, счетный материал по математике, картон, бумага, клей, ножницы,
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет / И. Агафонова. - СПб.: Питер, 1996..
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе . - М. : Панорама, 2006.
- Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М. : Просвещение, 2004.
- Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.