Программа по внеурочной деятельности Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10» учителей начальных классов «___»__________2015 г. МБОУ «Школа №10» _______И.В. Курилова ____________К.В.Павловский от «___»______2015 г. приказ №__ от «____»_____2015 г. Руководитель МО __________Н.Н.Остапенко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Занимательная математика»

(научно-познавательное направление развития личности школьника)

1 класс

начальное общее образование

2015-2016 учебный год



Количество часов в год: 33 Количество часов в неделю: 1 час Учитель: Остапенко Н.Н.

Программа разработана на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;

Керчь

2015 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов: 1

Количество часов в год: 33

Уровень программы: базовый Тип программы: типовая

Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); (1-4 классы)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобразования РФ №373от 06.10.2009 г
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся.
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
  • Авторская программа «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой.

  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.

Общая характеристика курса Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности. Задачи:

  • Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
  • Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
  • Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
  • Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
  • Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
  • Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.
  • Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания . Отличительные особенности программы курса «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Место курса в плане внеурочной деятельности Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут на 35 часов в год - во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут. Предполагаемые результаты: Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.
Метапредметные результаты:
  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит знания

  • складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная и исследовательская деятельность

Форма внеурочной деятельности- математические игры: «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

Содержание курса

Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры: «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.

Универсальные учебные действия Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие ивопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.) Форма организации обучения - работа с конструкторами Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1989). «Спичечный»Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки). ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематический план 1 класс

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Практическая часть/форма организации деятельности

теория

практика

всего

1

Математика - царица наук.

Игра«Математическое домино».

1

-

1

Заочная экскурсия.

Игра«Математическое домино».

2

Как люди научились считать Упражнение в «весёлом» счёте.

1

-

1

Просмотр видеофильма,упражнение в «весёлом» счёте.

3

Интересные приемы устного счёта.

0,5

0,5

1

Командная игра. Чтение чисел, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

4

Решение занимательных задач в стихах

-

1

1

Логическая игра

5

Игра"Муха» ("муха" перемещается по командам"вверх"вниз","влево","вправо"на игровом поле 3x3клетки).

1

1

Логическая игра.

6

Учимся отгадывать ребусы.

0,5

0,5

1

Соревно-вание

7

Числа-великаны. Коллективный счёт

-

1

1

Проект

8-9

Проектная деятельность "Спутники планет"

1

1

2

Проект

10

Решение ребусов и логических задач

-

1

1

Решение ребусов.

11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1

-

1

Решение задач.

12

Загадки- смекалки

1

1

1

Решение задач. Работа со счётным материалом.

13

Игра «Знай свой разряд».

-

1

1

Игра

14-15

Практикум «Подумай и реши».

-

2

2

Составление и решение задач.

16

Задачи с изменением вопроса

0,5

0,5

1

Составление задач в рисунках.

17-18

Проектная деятельность «Газета любознательных»

-

2

2

Выпуск газеты.

19-20

Решение нестандартных задач.

Игра «Геометрическая мозаика».

1

1

2

Игра «Геометрическая мозаика».

21-22

Проектная деятельность «Солнце-обыкновенный желтый шарик»

-

2

2

Проект

23-24

Математические горки.

1

1

2

Конкурс

25

Наглядная алгебра.

1

-

1

Конструирование цифр из разных материалов.

26

Решение логических задач.

-

1

1

Логическая игра

27

Игра «У кого какая цифра»

-

1

1

Игра

28

Знакомьтесь: Архимед!

1

-

1

Заочная экскурсия.

29-30

Задачи с многовариантными решениями. Игры с игральными кубиками.

-

2

2

Игры с игральными кубиками

31-32

Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

2

Заочная экскурсия.

33

Математический КВН

-

1

1

КВН

2 класс

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Практическая часть/форма организации деятельности

теория

практика

всего

1 Проектная деятельность «Великие математики»

1

1

Составление плана работы над проектом.

2-3 Геометрические упражнения

1

1

2

4 Упражнения в черчении на нелинованной бумаге

-

1

1

5 Игра «Удивительный квадрат»

-

1

1

Игра.

6 Преобразование фигур на плоскости

1

-

1

7 Задачи-смекалки

-

1

1

8 Симметрия фигур

-

1

1

9-10 Соединение и пересечение фигур

1

1

2

11 Познавательная игра «Семь вёрст…»

-

1

1

Игра

12 - 13 Проектная деятельность «Московский Кремаль»

-

2

2

Проект

14 - 15 Объём фигур

1

1

2

Конструирование объёмной фигуры из умаги.

16 Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

-

1

1

Логическая игра

17 Конструирование предметов из геометрических фигур

-

1

1

18 Открытие нуля.

1

-

1

19-20 Учимся разрешать задачи на противоречия.

1

1

2

Решение и составление ребусов

21 Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

-

1

1

Логическая игра

22-23 Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»

-

2

2

Проект

24 Экскурсия в компьютерный класс

1

-

1

Экскурсия.

25-26 Компьютерные математические игры

-

2

2

27 Международная игра «Кенгуру»

-

1

1

28 Конкурс знатоков (1 тур)

-

1

1

Конкурс

29 Конкурс знатоков (2 тур)

-

1

1

Конкурс

30 Конкурс знатоков (итоговый тур)

-

1

1

Конкурс

31-32 Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

2

33-35 Задачи с многовариантными решениями.

1

2

3

Игра «Кто больше»





3 класс

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Практическая часть/форма организации деятельности

теория

практика

всего

1-2 Математика - это интересно. Решение нестандартных задач

1

1

2

3 Танграм: древняя китайская головоломка.

-

1

1

Составление алгоритмов.

4-5 Проектая деятельность "Природное сообщество-аквариум"

-

2

2

Проект

6 Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

-

1

1

Составление картинки.

7 Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки

1

-

1

Измерение разных объектов.

8 Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

-

1

1

Логическая игра

9 Конструирование многоугольников из деталей танграма

-

1

1

Конструирование многоугольников.

10 Игра- соревнование «Веселый счёт»

1

1

Соревно-вание

11-12 Проектная деятельность "Газета умников и умниц"

-

2

2

Газета

13-15 Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

1

2

3

Командная игра

16 Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»

-

1

1

Математические игры.

17-18 «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием

-

2

2

Построение конструкции.

19-20 Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

-

2

2

Решение задач.

21 Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

-

1

1

Работа с таблицей.

22 Математические игры. Построение «математических» пирамид», «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»

-

1

1

Логическая игра

23 Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

-

1

1

Решение и составление ребусов.

24 Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

-

1

1

Составление фигур.

25 Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000

-

1

1

Игра в магазин

26-27 Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.

-

2

2

Выставка

Фигур из деталей танграма

28-29 Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

1

2

Решение нестандартных задач.

30 Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

-

1

1

Решение и составление ребусов.

31-33 Проектная деятельность «Великие математики» .

2

2

Конкурс буклетов о великих математиках

34-35 Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

2

2

Проект

4 класс

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Практическая часть/форма организации деятельности

теория

практика

всего

1 Любителям математики. Турнир смекалистых

-

1

1

Турнир

2-3 Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей.

1

1

2

4-5 Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

-

2

2

Логическая игра

6 Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.

0,5

0,5

1

7 Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.

0,5

0,5

1

8-10 Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»

1

2

3

Проект

11 Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

-

1

1

12 Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

-

1

1

13 Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

-

1

1

Логическая игра

14-15 Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

-

2

2

16 Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

0,5

0,5

1

17-18 Проектная деятельность"Газета эрудитов"

-

2

2

Газета

19 Задачи - тесты. Блиц - турнир.

-

1

1

Блиц - турнир.

20-22 Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

1

2

3

Составление алгоритмов

23 Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число

-

1

1

24 Математические головоломки.

-

1

1

Логическая игра

25 Блиц - турнир. Задачи - тесты

-

1

1

Тест

26 Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

-

1

1

27 Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

1

-

1

28 Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

-

-

1

Составление задач.

29-30 Проектная деятельность"Волшебный круг"

-

2

2

Проект

31 Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.

-

1

1

32 Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.

-

1

1

Логическая игра

33 Графы на плоскости

-

1

1

34-35 Подведение итогов обучения. Смотр знаний.

-

2

2

Смотр знаний

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ п/п

Наименование темы

Сроки выполнения

Кол-во часов

Практическая часть/форма организации деятельности

план

факт

1

Математика - царица наук.

Игра«Математическое домино».

02.09

1

Заочная экскурсия.

Игра«Математическое домино».

2

Как люди научились считать Упражнение в «весёлом» счёте.

09.09

1

Просмотр видеофильма,упражнение в «весёлом» счёте.

3

Интересные приемы устного счёта.

16.09

1

Командная игра. Чтение чисел, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

4

Решение занимательных задач в стихах

23.09

1

Логическая игра

5

Игра"Муха» ("муха" перемещается по командам"вверх"вниз","влево","вправо"на игровом поле 3x3клетки).

30.09

1

Логическая игра.

6

Учимся отгадывать ребусы.

07.10

1

Соревно-вание

7

Числа-великаны. Коллективный счёт

14.10

1

Проект

8-9

Проектная деятельность "Спутники планет"

21.10-11.11

2

Проект

10

Решение ребусов и логических задач

18.11

1

Решение ребусов.

11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

25.11

1

Решение задач.

12

Загадки- смекалки

02.12

1

Решение задач. Работа со счётным материалом.

13

Игра «Знай свой разряд».

09.12

1

Игра

14-15

Практикум «Подумай и реши».

16.12-23.12

2

Составление и решение задач.

16

Задачи с изменением вопроса

13.01

1

Составление задач в рисунках.

17-18

Проектная деятельность «Газета любознательных»

20.01-27.01

2

Выпуск газеты.

19-20

Решение нестандартных задач.

Игра «Геометрическая мозаика».

03.02-17.02

2

Игра «Геометрическая мозаика».

21-22

Проектная деятельность «Солнце-обыкновенный желтый шарик»

24.02-02.03

2

Проект

23-24

Математические горки.

09.03-16.03

2

Конкурс

25

Наглядная алгебра.

23.03

1

Конструирование цифр из разных материалов.

26

Решение логических задач.

06.04

1

Логическая игра

27

Игра «У кого какая цифра»

13.04

1

Игра

28

Знакомьтесь: Архимед!

20.04

1

Заочная экскурсия.

29-30

Задачи с многовариантными решениями. Игры с игральными кубиками.

27.04-04.05

2

Игры с игральными кубиками

31-32

Знакомьтесь: Пифагор!

11.05-18.05

2

Заочная экскурсия.

33

Математический КВН

25.05

1

КВН Формы проверки уровня сформированности УУД во внеурочной деятельности по курсу «Занимательная математика»

  • беседы;
  • сообщения;
  • просмотр видеоматериала;
  • исследование и решение проблемы;
  • экскурсии.
Практические занятия:
  • конкурсы;
  • праздники;
  • викторины;
  • игры;
  • творческие работы
  • проекты

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, диски с видеоматериалами, , фотоальбомы, сюжетные картинки, плакаты, игрушки, кубики, настольные игры, геометрический материал, весы, счёты, часы, калькулятор, счетный материал по математике, картон, бумага, клей, ножницы,

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет / И. Агафонова. - СПб.: Питер, 1996..
  2. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе . - М. : Панорама, 2006.
  3. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М. : Просвещение, 2004.
  4. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.

















© 2010-2022