Рабочая программа по основам нравственной культуры и светской этики (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по основам .

(34 часа)

урока

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Плановые

сроки

прохождения

Фактические

сроки

прохождения

Россия - страна, объединившая народы.

8ч.

1.

Россия - многонациональная держава.

стр. 7-8

Слушание (чтение) гимна России.

Объяснение слов гимна «Братских народов союз вековой».

Чтение текста учебника. Работа с понятием «общее историческое прошлое»; воспроизведение текста учебника «Как все начиналось»; учебный диалог на тему «История

объединения разных народов и создание единого государства».


2.

Как все начиналось. Древняя Русь.

стр. 9-16

Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие

иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний,

сравнение внешности изображённых героев.

Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста.

Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни.


3.

Как все начиналось. Народы Поволжья.

стр. 17-23

Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие

иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний,

сравнение внешности изображённых героев.

Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста.

Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни.


4.

Как все начиналось. Народы Северного Кавказа.

стр. 24-28

Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие

иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний,

сравнение внешности изображённых героев.

Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста.

Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни.


5.

Как все начиналось. Народы Сибири.

стр. 29-32

Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие

иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний,

сравнение внешности изображённых героев.

Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста.

Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни.


6.

Как все начиналось. Народы Сибири.

стр. 32-39

Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие

иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний,

сравнение внешности изображённых героев.

Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста.

Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни.


7.

Русский язык - государственный языке России.

стр. 40-42

Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие

иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний,

сравнение внешности изображённых героев.

Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста.

Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни.


8.

Когда люди объединяются.

стр. 43-48

Обсуждение различных точек зрения на тему «Как мы понимаем

статью Конституции РФ об обязанности гражданина защищать

Родину?».

Объяснение пословиц «Если народ един, он непобедим», «Кому дружба дорога, тот вместе бьет врага».

Чтение и обсуждение текстов учебника.



Многообразие культур народов России.

14ч.


9.

Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить.

стр. 50-54

Обсуждение (с использованием текстов учебника) ответов

учащихся на вопросы: «Устройство и особенности жилищ зависели от условий жизни и труда людей?»,

«Почему национальные костюмы народов России такие разные?», «Почему в поваренных книгах разных народов можно встретить одни и те же блюда?»


10.

Заглянем в бабушкин сундук.

стр. 54-59

Составление описаний: национальный костюм, национальный праздничный стол.

Работа с фрагментами (выдержками) из старинных

документов: объяснение устаревших слов и выражений

Работа с текстом и иллюстрациями учебника: анализ полученной информации, ее оценка; сопоставление текста и

иллюстраций по теме и главной мысли (совместная деятельность в парах).


11.

Приглашаем к праздничному столу.

стр. 60-66

Составление описаний: национальный костюм, национальный праздничный стол.

Работа с фрагментами (выдержками) из старинных

документов: объяснение устаревших слов и выражений

Работа с текстом и иллюстрациями учебника: анализ полученной информации, ее оценка; сопоставление текста и

иллюстраций по теме и главной мысли (совместная деятельность в парах).


12.

Традиционные религии народов России. Войдем в православный храм.

стр. 67-71

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


13.

Войдем в православный храм.

стр. 72-77

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


14.

Войдем в буддийский храм.

стр. 78-81

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


15.

Войдем в мечеть.

стр. 82-84

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


16.

Войдем в синагогу.

стр. 85-87

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


17.

Народные религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.

стр. 88-90

Анализ повествовательных и стихотворных текстов: отбор

информации в соответствии с учебными задачами.

Сравнение темы текста с иллюстрациями.

Составление описаний и рассуждений на тему «Традиции

празднования народных и религиозных праздников».

Пересказ художественного текста.


18.

Этот веселый праздник Новый год.

стр. 91-92

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


19.

Рождество. Пасха.

стр. 93-95

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


20.

Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат - священная Суббота.

стр. 96-98

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


21.

Шмуэль - тряпичник. Пурим.

стр. 98-101

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.


22.

Праздник Весак.

стр. 101-103

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации,

сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов.

Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест разных религий.



Что объединяет разные народы.

12ч.


23.

Как возникли правила.

стр. 105-108

Чтение и обсуждение текста.

Высказывание предположений: «Могли ли люди существовать, если бы не подчинялись установленным правилам?»,

«Можно ли считать ценностью человеческие качества (доброта, справедливость и др.)?

Совместная деятельность (работа в парах): дополнение к информации, представленной в схеме «Общечеловеческие ценности».

Проектная деятельность (работа с литературными педагогическими памятниками и произведениями фольклора).


24.

Будь милосерден и добр.

стр. 108-111

Обсуждение проблемной ситуации (по учебному тексту): «Кто из героев истории прав?»

Работа с литературными и фольклорными источниками:

оценка главной мысли, поучения.

Сравнение по теме (замыслу, главной мысли) информации,

представленной в фольклорном тексте и произведении живописи.

Сравнение текстов, демонстрирующих представление

разных религий о добродетели - почитании родителей.


25.

Кирилл Белозерский.

стр. 111-113

Обобщение информации, вывод о сущности добродетели как общечеловеческой ценности.

Обсуждение проблемной ситуации (по учебному тексту): «Кто из героев истории прав?»

Работа с литературными и фольклорными источниками:

оценка главной мысли, поучения.

Сравнение по теме (замыслу, главной мысли) информации,

представленной в фольклорном тексте и произведении живописи.


26.

«Кто есть ближний?» Милосердная Руфь.

стр. 113-114

Работа с воображаемой ситуацией (по репродукции картины В. Максимова «Все в прошлом»); сочинение рассказа по

впечатлениям.

Чтение, обсуждение текстов о щедрости, оценка поступков героев с точки зрения их нравственности.


27.

Чудо Георгия о змии.

стр. 115-119

Обобщение информации, вывод о сущности добродетели как общечеловеческой ценности.

Обсуждение проблемной ситуации (по учебному тексту): «Кто из героев истории прав?»

Работа с литературными и фольклорными источниками:

оценка главной мысли, поучения.

Сравнение по теме (замыслу, главной мысли) информации,

представленной в фольклорном тексте и произведении живописи.


28.

Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).

стр. 119-124

Чтение, обсуждение татарской сказки «Три дочери» (тема, главная мысль, поучение).

Чтение, обсуждение текстов о щедрости, оценка поступков героев с точки зрения их нравственности


29.

Будь щедрым, довольствуйся малым.

стр. 124-129

Сравнение пословиц разных народов о честности и объяснение

смысла и поучительного характера произведения народной мудрости, описание сюжета, портретов героев.

Обобщение полученной информации: правила общественного поведения устанавливались и вырабатывались на протяжении многих тысячелетий; многие духовные ценности пришли в нашу жизнь из религии.


30.

Что дороже? (осетинская сказка).

стр. 129-132

Сравнение пословиц разных народов о честности и объяснение

смысла и поучительного характера произведения народной мудрости, описание сюжета, портретов героев.

Обобщение полученной информации: правила общественного поведения устанавливались и вырабатывались на протяжении многих тысячелетий; многие духовные ценности пришли в нашу жизнь из религии.


31.

Не завидуй.

стр. 132-136

Обсуждение предположений: «Почему зависть и предательство

считаются самыми большими грехами человека?

Учебный диалог: «Почему мы должны быть терпимыми к

людям?».

Пересказ притч о блудном сыне; Будде и его отце.

Работа с репродукцией картины Н. Лосева «Возвращение блудного сына»: оценка возникших чувств.

Обобщение полученной информации: обсуждение высказывания Иисуса Христа «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


32.

Не предавай.

стр. 136-138

Обсуждение предположений: «Почему зависть и предательство

считаются самыми большими грехами человека?

Учебный диалог: «Почему мы должны быть терпимыми к

людям?».

Пересказ притч о блудном сыне; Будде и его отце.

Работа с репродукцией картины Н. Лосева «Возвращение блудного сына»: оценка возникших чувств.

Обобщение полученной информации: обсуждение высказывания Иисуса Христа «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


33.


Будь терпим, умей прощать.

стр. 139-144

Обсуждение предположений: «Почему зависть и предательство

считаются самыми большими грехами человека?

Учебный диалог: «Почему мы должны быть терпимыми к

людям?».

Пересказ притч о блудном сыне; Будде и его отце.

Работа с репродукцией картины Н. Лосева «Возвращение блудного сына»: оценка возникших чувств.

Обобщение полученной информации: обсуждение высказывания Иисуса Христа «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


34.

Будь честным.

стр. 144-151

Обсуждение предположений: «Почему зависть и предательство

считаются самыми большими грехами человека?

Учебный диалог: «Почему мы должны быть терпимыми к

людям?».

Пересказ притч о блудном сыне; Будде и его отце.

Работа с репродукцией картины Н. Лосева «Возвращение блудного сына»: оценка возникших чувств.

Обобщение полученной информации: обсуждение высказывания Иисуса Христа «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».



© 2010-2022