Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогика должна стать наукой для всех -

и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…» Таким образом, одними из важных условий реализации ФГОС являются участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации. Необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями. Отсюда, основная цель работы образовательного учреждения с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: - совместная педагогическая деятельность семьи и школы; - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания. В организации совместной работы школы и родителей можно выделить 3 основных направления: - Психолого-педагогическое просвещение родителей - Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - Участие родителей в управлении школой

Направления взаимодействия

Виды деятельности

Содержание деятельности

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

Стартовая диагностика,

изучение семей обучающихся

- сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

повышение педагогической и психологической грамотности

- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

- встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, медицинские работники);

- работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;

- рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно-методических комплектов.

изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

- изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

- изучение Закона РФ "Об образовании";

- Устав образовательного учреждения

- ФГОС ОО

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

участие в работе советов различного уровня;

- участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);

- организация деятельности Родительского комитета;

- организация деятельности Клуба молодой семьи;

- участие родительского комитета в разработке Устава школы;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

- организация благоустройства и озеленения школьного двора;

- ремонт и оформление классных кабинетов;

Организация культурно-

досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

участие в профориентационной работе

- проведение мастер-классов по профессиональной направленности;

- участие в проведении тематических классных часов;

- организация экскурсий на место работы родителей

организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

- подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

- организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;

- совместные выходы обучающихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.

проведение открытых мероприятий для родителей

- проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей

участие в проектной деятельности.

- изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;

- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.




Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи


1. Университет педагогических компетенций - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможна проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме веб семинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения. 2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций. 3. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. 4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. 5. Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: - особенности здоровья ребенка; - его увлечения, интересы; - предпочтения в общении в семье; - поведенческие реакции; - особенности характера; - мотивации учения; - моральные ценности семьи. 6. Родительские чтения - форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. 7. Тренинг - активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. 8. Дискуссии - форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы. 9. Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. 10. Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). 11. Родительское собрание Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.




















































Список обучающихся 2»Б» класса ФГКОУ СОШ № 162, выезжающих ________________2014 г. в конный клуб «Арагон», расположенный по адресу - г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 100.
1.Асеева Алина 2.Баранникова Ульяна 3.Барсукова Ксения 4.Гаврилов Владимир 5.Ершова Виктория 6.Ивачев Владислав 7.Манахов Даниил 8.Мелковский Сергей 9.Нарышкина Екатерина 10.Соловьев Тимофей 11.Севостьянова Екатерина 12.Шихов Максим
Группу детей сопровождают: классный руководитель - Мартынова Татьяна Александровна, родители - Асеева Юлия Владимировна, Соловьева Светлана Васильевна.




















Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 162



















Выступление на педагогическом совете

«Активизация работы в условиях ФГОС: модель взаимодействия школы и семьи, перспективы и приоритеты сотрудничества»











Подготовила:

воспитатель ГПД

Мартынова Т.А.









Хабаровск - 47

2014 г.





























Рекомендации по проведению родительских собраний: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Эффективные формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС.

Педагогика должна стать наукой для всех -

и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно - нравственному воспитанию. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями. Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: - совместная педагогическая деятельность семьи и школы; - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания. Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции

Типы семей: - патриархальная или традиционная - внутрисемейные роли строго распределены, в семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания; - детоцентристская семья или современный тип семьи - в такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности; - супружеская семья или постсовременный тип семьи - особенность таких семей проявляется в автономии супругов. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого их них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством. Общаясь с родителями и детьми, я выделила семь видов авторитетов родителей: авторитет подавления, родительского положения, педантизма, назидания, авторитет любви, доброты, подкупа и семь стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий и гармоничный стиль воспитания. Полученные знания помогают мне построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, организовывать сотрудничество с родителями, предугадывать ошибки родителей в семейном воспитании.

Основные направления сотрудничества учителя с родителями: - стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции. Цель диагностики: 1. Определить уровень развития ребенка. 2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону. 3. Проанализировать полученную информацию. 4. Установить причины изменений. 5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики. Можно предложить родителям анкету, данные которой помогают получить первую информацию о педагогическом просвещении родителей, и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками. После определенного периода обучения можно предложить родителям проверить свою педагогическую культуру с помощью другого тестирования «Мы - родители». - психолого - педагогическое просвещение родителей Формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы риска, решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей. Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей: 1. Психология младшего школьника. 2. Особенности адаптации ребенка к школе. 3.Значение режима дня в жизни школьника. 4. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких. 5. Права и обязанности ребенка в семье. 6. Здоровье ребенка - основа успешности в учении. Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с детьми готовят выставки поделок и семейных коллажей, конкурсы и музыкальные номера. Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность. Провожу нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации. - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио. Портфолио - это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Разделы Портфолио: «Моя семья» (фотография членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо). «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби). «Папа, мама, я - дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали). «Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных выходов, мероприятий) «Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями, а некоторые ребята даже описывали неудачные мероприятия. Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего). «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия). Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года проводим Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяем лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываем рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году. - участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет). Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

© 2010-2022