- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок открытия нового знания по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные на конце слова (2 класс)
Урок открытия нового знания по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные на конце слова (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Балашова Л.Н. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок открытия нового знания по русскому языку. Тема: Звонкие и глухие согласные на конце слова. Цель: - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных; - формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце; - формирование умения применять полученные знания на практике; - совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце; - развитие слуховой и оперативной памяти; - развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы; - развитие устной и письменной речи учащихся; - развитие орфографической зоркости учащихся; - формирование познавательной мотивации; - воспитание бережного отношения к животным; - воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах; - воспитание аккуратности при работе. Класс: 2 Оборудование: учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, дидактический материал, презентация к данному уроку. Образовательные технологии, используемые на уроке:
- Технология развития критического мышления. Используются приёмы: рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», и т.д. Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают учебную мотивацию;
- Технологии группового обучения. Дети работают в группах по 4 человека по составлению пар слов. Развиваются коммуникативные свойства личности, соблюдаются правила взаимоотношений и сотрудничества;
- Личностно-ориентированные технологии. У учащихся создается положительный эмоциональный настрой на работу, в конце урока дети анализируют и оценивают свою деятельность;
- Здоровьесберегающие технологии. На уроке в чередовании используются разнообразные виды деятельности. А также методы, направленные на развитие интеллекта, коммуникативных навыков, самооценки и взаимооценки. В содержание урока включены физкультминутки, подвижная и гимнастика для глаз;
- Исследовательская деятельность. Дома дети готовили сообщения о том, как возник первый зоопарк в России.
Ход урока (технологическая карта урока):
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Мотивация к учебной деятельности
Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Я хочу пригласить вас на прогулку. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
Я приглашаю вас на прогулку в зоопарк.
А домашним заданием было подготовить сообщение о том, как возник первый зоопарк в России. Настраиваются на активную работу на уроке
-Зоопарк. Дети рассказывают подготовленные сообщения.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы. Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.
Вот пришли мы в зоопарк.
Как же этому я рад!
Вот верблю[т], ено[т], удо[т],
Леопар[т], медве[т`] и кро [т].
Что же делать? Помоги!
Пропуск букв восстанови.
Запишите слова в тетрадь в столбик, вставьте пропущенные буквы.
- Какие буквы вы вставили?
Почему мнения разделились?
Как произносятся согласные звуки в конце слов?
Что вы знаете о буквах д и т?
Какие ещё пары согласных вы знаете?
Сформулируйте учебную проблему.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Запись слов в тетрадь.
д и т
Произношение отличается от написания.
[т]
Это парные согласные.
(перечисляют пары)
Как быть, если мы не знаем, какую букву писать?
3. Поиск решения. Открытие нового знания. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.
- А что такое орфограмма?
- Над какой орфограммой мы будем работать на уроке?
- Осталось сформулировать правило.
- На уроке мы поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.
- Ребята, заранее вспомним правила работы в группе.
- Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы?
- Воспользуемся словарём.
- Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике на стр.137.
- Запишите число, классная работа.
- Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».
- Что вы заметили в слове МОРЖ?
- Почему?
- Какой вывод сделаем?
- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.
- Правильны ли были ваши мнения?
- Прочитайте правило на стр. 138.
- Правильно сделали мы вывод?
- Вернёмся к нашему стихотворению.
- Можем мы теперь выбрать нужную букву?
- Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.
- Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма - это написание по правилу.
Правила работы в группе:
-Работай дружно, по плану;
-Умей выслушать другого;
-Уважай мнение других;
-Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.
-Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
- В конце слова произносим звук
[ш], а пишется буква ж.
-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].
- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
4. Физкульт-минутка
(подвижная)
Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
Давайте отдохнём вместе с обитателями зоопарка, потанцуем вместе с ними. Физминутка «Мы танцуем буги-вуги»
5. Первичное применение знаний.
Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий. - Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка. - Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам. - В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы. муравьеды жира_ дикобразы муравье_ жирафы у_ львёнок ле_ котёнок ё_ ежик ено_ нет енота дикобра_ нет ужа носоро_ нет носорога ко_
- Названия каких перечисленных животных вам не знакомы? - А кто такой муравьед нам расскажет … . - Что вы можете сказать про проверочные слова? - Какой вывод можем сделать?
- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
-Муравьед.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед - муравьеды, дикобраз - дикобразы, жираф - жирафы.
2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев - львёнок, ёж - ёжик, кот - котёнок.
3) Можно подставить слово НЕТ.
Например: енот - нет енота, уж - нет ужа, носорог - нет носорога.
4. Физкульт-минутка (гимнастика для глаз)
Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
Гимнастика на слайде.
Дети выполняют гимнастику.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Регулятивные: планирование своих действий.
- Какое животное появилось на слайде?
- Что вы знаете об этом животном?
Работа с текстом.
Верблют - выносливое животное.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить грус.
Он помогает верблюду
переносить жару и голот.
У него есть горп.
Верблюд - выносливое животное.
У него есть горб.
Он помогает верблюду
переносить жару и голод.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить груз. - Верблюд.
Самостоятельная работа по тексту. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
6. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осознание необходимости новых знаний для ученика. - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
7. Подведение итога урока. Рефлексия.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные
строить монологическое высказывание. - Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет. - Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко. - Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок. - А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик. По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. - Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой. - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
8. Информация о домашнем задании.
Творческая работа. Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.