Урок открытия нового знания по русскому языку на тему Звонкие и глухие согласные на конце слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок открытия нового знания по русскому языку. Тема: Звонкие и глухие согласные на конце слова. Цель: - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных; - формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце; - формирование умения применять полученные знания на практике; - совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце; - развитие слуховой и оперативной памяти; - развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы; - развитие устной и письменной речи учащихся; - развитие орфографической зоркости учащихся; - формирование познавательной мотивации; - воспитание бережного отношения к животным; - воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах; - воспитание аккуратности при работе. Класс: 2 Оборудование: учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, дидактический материал, презентация к данному уроку. Образовательные технологии, используемые на уроке:

  1. Технология развития критического мышления. Используются приёмы: рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», и т.д. Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают учебную мотивацию;
  2. Технологии группового обучения. Дети работают в группах по 4 человека по составлению пар слов. Развиваются коммуникативные свойства личности, соблюдаются правила взаимоотношений и сотрудничества;
  3. Личностно-ориентированные технологии. У учащихся создается положительный эмоциональный настрой на работу, в конце урока дети анализируют и оценивают свою деятельность;
  4. Здоровьесберегающие технологии. На уроке в чередовании используются разнообразные виды деятельности. А также методы, направленные на развитие интеллекта, коммуникативных навыков, самооценки и взаимооценки. В содержание урока включены физкультминутки, подвижная и гимнастика для глаз;
  5. Исследовательская деятельность. Дома дети готовили сообщения о том, как возник первый зоопарк в России.
Планируемые результаты. Предметные результаты: В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: - правило написания проверяемой согласной на конце слова; - способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце; уметь: - видеть орфограмму в слове и графически её обозначать; - определять опасное место в слове; - правильно писать слова с проверяемой согласной на конце; - выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст. Метапредметные результаты, способствующие формированию УУД, см. в описании урока.
Ход урока (технологическая карта урока):

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Я хочу пригласить вас на прогулку. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

И смотреть зверей идём?

Я приглашаю вас на прогулку в зоопарк.

А домашним заданием было подготовить сообщение о том, как возник первый зоопарк в России. Настраиваются на активную работу на уроке



















-Зоопарк. Дети рассказывают подготовленные сообщения.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы. Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Вот пришли мы в зоопарк.

Как же этому я рад!

Вот верблю[т], ено[т], удо[т],

Леопар[т], медве[т`] и кро [т].

Что же делать? Помоги!

Пропуск букв восстанови.

Запишите слова в тетрадь в столбик, вставьте пропущенные буквы.

- Какие буквы вы вставили?

Почему мнения разделились?

Как произносятся согласные звуки в конце слов?

Что вы знаете о буквах д и т?

Какие ещё пары согласных вы знаете?

Сформулируйте учебную проблему.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Запись слов в тетрадь.

д и т

Произношение отличается от написания.

[т]

Это парные согласные.

(перечисляют пары)

Как быть, если мы не знаем, какую букву писать?

3. Поиск решения. Открытие нового знания. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.

- А что такое орфограмма?

- Над какой орфограммой мы будем работать на уроке?

- Осталось сформулировать правило.

- На уроке мы поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.

- Ребята, заранее вспомним правила работы в группе.



- Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы?

- Воспользуемся словарём.

- Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике на стр.137.

- Запишите число, классная работа.

- Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».

- Что вы заметили в слове МОРЖ?

- Почему?

- Какой вывод сделаем?

- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.

- Правильны ли были ваши мнения?

- Прочитайте правило на стр. 138.

- Правильно сделали мы вывод?

- Вернёмся к нашему стихотворению.

- Можем мы теперь выбрать нужную букву?

- Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.

- Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Орфограмма - это написание по правилу.

Правила работы в группе:

-Работай дружно, по плану;

-Умей выслушать другого;

-Уважай мнение других;

-Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.

-Удод.

Ученик читает понятие из словаря.



- В конце слова произносим звук

[ш], а пишется буква ж.

-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].

- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.

4. Физкульт-минутка

(подвижная)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья


Давайте отдохнём вместе с обитателями зоопарка, потанцуем вместе с ними. Физминутка «Мы танцуем буги-вуги»

5. Первичное применение знаний.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий. - Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка. - Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам. - В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы. муравьеды жира_ дикобразы муравье_ жирафы у_ львёнок ле_ котёнок ё_ ежик ено_ нет енота дикобра_ нет ужа носоро_ нет носорога ко_

- Названия каких перечисленных животных вам не знакомы? - А кто такой муравьед нам расскажет … . - Что вы можете сказать про проверочные слова? - Какой вывод можем сделать?





































- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.

Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

-Муравьед.

1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед - муравьеды, дикобраз - дикобразы, жираф - жирафы.

2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев - львёнок, ёж - ёжик, кот - котёнок.

3) Можно подставить слово НЕТ.

Например: енот - нет енота, уж - нет ужа, носорог - нет носорога.

4. Физкульт-минутка (гимнастика для глаз)

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

Гимнастика на слайде.

Дети выполняют гимнастику.



5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные: планирование своих действий.

- Какое животное появилось на слайде?

- Что вы знаете об этом животном?

Работа с текстом.

Верблют - выносливое животное.

Ещё верблюды помогают

людям перевозить грус.

Он помогает верблюду

переносить жару и голот.

У него есть горп.

Верблюд - выносливое животное.

У него есть горб.

Он помогает верблюду

переносить жару и голод.

Ещё верблюды помогают

людям перевозить груз. - Верблюд.

Самостоятельная работа по тексту. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

6. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика. - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?

Высказывания обучающихся.

Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.

7. Подведение итога урока. Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные

строить монологическое высказывание. - Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет. - Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко. - Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок. - А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик. По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. - Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой. - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

8. Информация о домашнем задании.

Творческая работа. Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.



© 2010-2022