План работы по гражданско-патриотическому воспитанию для начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










План работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

для начальной школы








Автор: Маркина Анастасия Васильевна Место работы: Негосударственное образовательное учреждение «Дивеевская монастырская православная СОШ» Должность: учитель начальных классов






2014


Основной идеей раздела «Гражданско - патриотическое воспитание» программы воспитательной работы является формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине. А также усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.; Развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье. Актуальность проведения ряда мероприятий по патриотическому воспитанию состоит в том, что обучающиеся имеют возможность соприкоснуться с историей родной страны, чтобы подвиги героев стали славным примером для подрастающего поколения. Дает возможность обучающимся получать актуальные и исторически достоверные знания и навыки, углубить и расширить знания о Великой Отечественной войне на основе судеб земляков. Проведение комплекса мероприятий нацелено на патриотическое воспитание личности обучающихся и формирование у них гражданской позиции. Раздел «Гражданско - патриотическое воспитание» программы воспитательной работы для начальной школы за период с 2011-2015 годы.

Гражданско - патриотическое воспитание

Цель: укрепление исторической памяти, воспитание уважительного отношения к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма.

1 класс

1. Школьное мероприятие «День народного единства».

2. Конкурс чтецов «Люблю Отчизну».

3. Акция «С добрым утром, ветеран!».

4. Праздничный концерт для ветеранов и учащихся школы, посвященный Дню Победы.

5. Посещение школьной историко-краеведческой экспозиции.

2 класс

1. Классный час «Война 1812 года. К 200-летию Бородинской битвы».

2. Классный час «Великие люди России. Александр Невский».

3. Просмотр видеоматериалов по теме Великая Отечественная война.

4. Классный час «Участие детей во время ВОВ».

5.Подготовка к конкурсу чтецов «Люблю Отчизну».

6. Мониторинг воспитанности учащихся.

7. Конкурс чтецов «Люблю Отчизну», посвященный двухсотлетию Бородинского сражения и четырехсотлетию Народного ополчения.

9. Акция «С добрым утром, ветеран!»

10. Праздничный концерт для ветеранов и учащихся школы, посвященный Дню Победы.

11. Посещение школьного историко-краеведческого музея.

3 класс

1. Классный час «Профессии войны».

2. Классный час «Великие люди России. Великая княгиня Елизавета».

3. Просмотр видеоматериалов по теме Великая Отечественная война.

4. Классный час «Мужество, стойкость, верность Родине».

5.Классный час «Блокада Ленинграда».

6.Подготовка к конкурсу чтецов «Люблю Отчизну».

7. Мониторинг воспитанности учащихся.

8. Конкурс чтецов «Люблю Отчизну».

9. Акция «С добрым утром, ветеран!».

10. Праздничный концерт для ветеранов и учащихся школы, посвященный Дню Победы.

11. Посещение школьного историко-краеведческого музея.

4 класс

1.Классный час «Есть ли в наше время богатыри?».

2. Классный час «Подвиг - что это?».

3. Классный час «Великие люди России. Русский флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков».

4.Подготовка к конкурсу чтецов «Люблю Отчизну».

5. Мониторинг воспитанности учащихся.

6. Классный час «Дети-герои ВОВ».

7. Конкурс чтецов «Люблю Отчизну».

8. Классный час «Профессии войны».

9. Просмотр видеоматериалов по теме Великая Отечественная война.

10. Акция «С добрым утром, ветеран!».

11. Праздничный концерт для ветеранов и учащихся школы, посвященный Дню Победы.

12. Классный час «Родина в моем сердце».

13. Посещение школьного историко-краеведческого музея. 14. Организация выставки рисунков на тему «У войны не женское лицо».

Видеоматериал для работы на уроках, классных часах:

  1. «Его позывной маэстро» - запись встречи с дважды Героем Советского Союза летчиком-истребителем В.Н. Попковым.
  2. «Дети - герои войны» - репортаж патриотической кампании «Мы помним».
  3. «На войне маленьких не было» - фильм создан на основе архива кинофотодокументов Центрального музея вооруженных сил.
  4. «Он не вернулся из боя» - видеозапись выступления В. Высоцкого.
  5. «Герои Победы. Кузьмин Матвей Кузьмич» - репортаж о герое рассказа Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина».
  6. «Дети войны» - рассказы, воспоминания эвакуированных детей во время ВОВ в Узбекистан.
  7. «Дети войны...» слова Ю.Герасимова, муз. А.Воинова, Исполняет: Мария Луценко.
  8. Видеокадры хроники Второй мировой войны.
  9. «Парад победы. 24 июня 1945 года».
  10. «Парад, посвящённый 65-летию Победы. Москва».
  11. «Военный парад 65-летию Победы. Нижний Новгород».

Конспект классного часа для 3 класса

«Мужество, стойкость, верность Родине» Цели:

  • укрепление исторической памяти

  • воспитание уважительного отношения к истории нашей Родины

  • воспитание чувства патриотизма и христианского мировоззрения.

Универсальные учебные действия: 1.Регулятивные
  • Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять самоконтроль результата.
2.Познавательные
  • Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
  • Структурирование знаний.
  • Произвольное и осознанное построение речевого высказывания.
  • Построение логической цепи рассуждений.
3.Коммуникативные
  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Умение слушать собеседника и вступать в диалог.
4. Личностные
  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Формирование картины мира.

Место проведения: школьный музей «Связь времен» Оборудование: карта «Начало Великой отечественной войны», аудиозапись воздушной тревоги, фрагмент хроники военных лет, презентация «Слова войны», фотоальбом «Фотографии военных лет»; экспонаты музея: осколок от снаряда, каски, гильзы, сумка санитарная с перевязочным материалом, плащ-палатка, платье, награды, письма с фронта, копия похоронки.
Этот классный час один из комплекса проводимых мероприятий. Систематичность в формировании у обучающихся пассивного и активного словаря понятий, военных терминов, дает возможность вести с ними свободный разговор. За период с первого по третий классы у обучающихся накоплены разнообразные представления о событиях Великой Отечественной войны. А также работа обучающихся дома с родителями над значением понятий, военных терминов при подготовке к данному классному часу, приводит к тому, что обучающиеся умело используют в устной и письменной речи эти понятия.

Ход: Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, на детей и взрослых, не зависимо от того, где они жили. Глубокий тыл или передовая, оккупация или партизанский отряд - всех коснулась война.

  • Когда началась Великая Отечественная война?
  • Кто напал на Советский Союз?
  • Какой был план нападения?
Посмотрите на карту, покажите, какая граница подверглась нападению? Посмотрите на фото, вот такие пограничные столбы стояли на границе нашей Родины. А этот столб сделан мальчиками 5 класса, специально для нашего музея. Видите, он раскрашен полосами зеленого и красного цветов, на столбе изображение герба и порядковый номер. Границу мужественно защищали солдаты. Одной из первых подверглась нападению Брестская крепость. Вот так выглядела она до нападения. 22 июня в 4:15по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь. В 4:45 начался штурм. Неожиданность нападения привела к тому, что гарнизон был разбит на несколько отдельных очагов. Около 400 человек сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причём применялись огнемёты. 29 июня пал последний участок обороны - Восточный форт. Организованная оборона крепости на этом закончилась - оставались лишь изолированные группы и одиночные бойцы. По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. Посмотрите на фото, от некоторых стен остались одни руины, на стенах видны следы от обстрелов. Верные сыны Родины, защищали свою страну до последнего вздоха.
  • Какими качествами обладали войны, защищавшие Брестскую крепость?
  • Как вы думаете, легко им было?
  • Почему они не сдались без боя, предпочли лучше погибнуть, чем сдаться?
  • Как вы думаете, откуда взялись у солдат силы?
  • Как вы понимаете смысл Евангельского выражения «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»?
В День Победы во всех православных храмах совершается поминовение воинов, "за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны". Православные воины, которые, исполнили свой священный долг перед Отчизной и народом, положили душу свою на поле брани, с особенной любовью чтутся православными людьми и Церковью. Представить страшно, что пришлось пережить людям. В нашем музее есть осколок от снаряда. Посмотрите, попробуйте подержать, какой он тяжелый. А ведь не один осколок летел, а сотни. Обычно на голову солдаты одевали каски (шлемы). Каска в основном предохраняет от осколков, шрапнели, пуль на излете, а также от различных твердых предметов, разлетавшихся при взрывах снарядов. Вы можете представить размер пули, найдите, рассмотрите в экспозиции гильзы от пуль. Этот экспонат - шлем образца 1940г. Такую модель проверял на прочность Семён Миха́йлович Будённый. Советский военачальник, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, кавалер Георгиевского креста всех степеней. Если посмотрите внимательно, увидите, чтокаски отличаются друг от друга. Но не всегда каска могла защитить бойца от ранения. Многие получали повреждения. Во время боя оказывали помощь раненым солдатам санинструкторы. Найдите, где в экспозиции представлены перевязочные материалы? Содержимое сумки медсестры было одинаковым для всех. В нее обязательно входило: бинты, жгуты, ампулы с нашатырным спиртом, медный купорос, булавки. В боевых условиях санинструктор имел только перевязочные (индивидуальные) пакеты и йод. Санинструктор оказывал первую помощь раненому - подползал к раненому, накладывал жгут и старался или окопать его на месте или вынести с поля боя. Оттаскивание раненых в укрытое место производилось разными способами: на плащ-палатке (она представлена в нашем музее на манекене), на шинели, просто волоком петлей от лямки, обведенной вокруг туловища под плечи. Квалифицированную медицинскую помощь начинали оказывать только в госпитале. Как вы думаете, кто становился санинструктором? Да, это были хрупкие девушки, женщины, перед которыми стояла задача как можно больше спасти жизни. Это фотографии и военные награды нашим землячек - дивеевских жителей, которые в возрасте от 18 до 23 лет были призваны на фронт. Я не была знакома со всеми, но хорошо знала Софейкину Александру Ивановну. С девочками моего класса мы ходили к ней в гости, поздравляли ее с Днем Победы. Александру Ивановну призвали на фронт в 1943 году, она дошла до Германии, до города Росток. Она рассказывала, что ей было очень страшно, но очень жалко было раненых, поэтому Александра Ивановна, не смотря на свист и вой разрывавшихся снарядов, оказывала первую помощь солдатам. Боялась, но стойко выполняла свой долг. Уже в конце войны, когда они стояли с госпиталем в Германии, их старшина позаботился о медсестрах - договорился и им сшили очень хорошие форменные платья. Она даже носила его в Дивееве, когда мобилизовалась и приехала домой. В нашем музее есть его копия, расстаться с настоящим платьем Александра Ивановна не смогла, вспоминала доброту старшины. Но после своей смерти завещала его школьному музею. И сейчас и копия, и настоящее платье хранятся у нас в музее.
  • Как вы думаете, как у хрупких 18-летних девушек хватало сил воевать?
  • Какие качества характера были у этих женщин?
Сколько мужества требовалось женщинам, чтобы воевать наравне с мужчинами. Стойко переносить все тяготы и ужас войны. Они получали военные награды - ордена и медали. Рассмотрите их и прочитайте название наград представленных в нашем музее. Многие не вернулись домой, их семьи получали похоронки. Постарайтесь прочитать, что на них было написано, одинаково ли они выглядели? Часто вместе с похоронкой приходило письмо от товарища, который служил вместе с погибшим и старался хоть немного утешить родных. В войну письма складывали определенным образом. Кто умеет так складывать письма. Попробуйте прочитать хоть несколько слов из писем. Писали письма не только с печальными вестями, просто рассказывали, как живут, что едят, стараясь смягчить реальность, чтобы не огорчать близких. Несколько писем с фронта, представленных в нашем музее написаны на удмуртском языке. В войну появилось много новых слов, которых не знало мирное довоенное время. Сейчас мы посмотрим презентацию небольшого словаря слов войны, и добавим слова, которые вы подготовили дома вместе с родителями. Слайд 1. Воздушная тревога (включается запись тревоги) Воздушная тревога - система оповещения людей о чрезвычайных ситуациях, предназначена для передачи экстренных сообщений в случае аварий, природных катастроф, а также бомбардировке городов. Слайд 2. Бомбоубежище. Бомбоубежище - защитное сооружение. Предназначалось для защиты людей от бомб и снарядов,обломков разрушенных зданий и отравляющего действия ядовитых газов. Слайд 3. Затемнение. Затемнение - светомаскировка. Скрытие от противника световых признаков войск, военных заводов, населенных пунктов Слайд 4. Зажигалки. Зажигалки - зажигательные бомбы. Предназначены для вызывания пожаров и разрушения домов, воздействием высоких температур. Слайд 5. Хлебные карточки. Хлебные карточки - разновидность продуктовых карточек, вводящаяся в условиях дефицита (нехватки) хлеба. Указывает минимальную норму хлеба на день. Введение карточек на хлеб, как на наиболее дешёвый и жизненно необходимый продукт, является признаком крайнего продовольственного дефицита. Слайд 6. Эвакуация. Эвакуация - мероприятия по организованному вывозу (выводу) из городов работающих на заводах, прекративших свою работу в условиях военных действий, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне пока не придет особое распоряжение. Слайд 7. Ежи. Ежи - противотанковый ёж - очень простое противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Слайд 8. Окоп. Окоп - искусственное сооружение (укрепление), углубление в грунте, предназначенное для улучшения условий стрельбы и защиты военнослужащего, личного состава подразделения и военной техники от поражения огня противника различными видами вооружения и предназначенное для стрельбы из него стрелковых войск (пехоты), пулемётов или артиллерии (орудий, миномётов). Окопы бывают стрелковые и артиллерийские (орудийные, миномётные). И как один из типов стрелкового окопа - пулемётное гнездо. Слайд 9.Похоронка Похоронка- документ, в котором говорится о смерти солдата. Так в народе называют извещение родным о гибели солдата. Слайд 10.Треугольник. Треугольник - письмо с фронта, сложенное особым образом. Конверт-треугольник - это обычный тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось - его должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Кто умеет складывать письмо треугольником? Мы с вами тоже будем писать такие письма. К нам в школу на концерт, посвященный празднованию Дня Победы, придут ветераны. И мы напишем им такие письма. Как вы думаете, что можно будет написать в таком письме? За что мы можем их поблагодарить? Сегодня вы соприкоснулись с историей родной страны. Узнали много нового. И я надеюсь, что мы всегда будем помнить о людях, которые столько сделали для победы. Их мужество, стойкость, верность Родине сделали возможным Победу.
Материал, используемый на мероприятиях, классных часах, уроках проводимых после этого классного часа, подбирался с учетом уже полученных обучающимися знаний. На уроке изобразительного искусства, при изучении темы «Крепостные стены», обучающимся была представлена картина Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости». На уроках литературного чтения, во время шумового чтения, обучающиеся читают книги о войне: о детях-героях, рассказы С.П.Алексеева, фрагменты книг Льва Кассиля «Улица младшего сына», Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке, Е.Ильиной «Четвертая высота» и др. Также обучающиеся берут в школьной и районной библиотеке книги о войне. Обучающиеся всегда с удовольствием посещают музей. Экспозиция постоянно пополняется, они любят «поискать» новые экспонаты. Такая работа привлекает внимание детей к историческому прошлому нашей Родины, помогает формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся и личности ребенка.План работы по гражданско-патриотическому воспитанию для начальной школы


© 2010-2022