Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устьинский филиал муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа


Р

«Утверждаю»

Директор школы

____________ А.П.Попов

Приказ №

От 30.08. 2015г.


ассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим

советом

Протокол №1

От 30 августа 2015г.








Рабочая программа

учебного курса

«Литературное чтение»

3 класс


Срок реализации: 2015-2016 учебный год








Составитель:

Крючина Ирина Ивановна,

учитель

начальных

классов










с. Устье

2015

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений Статус программы

Рабочая программа учебного курса Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы курса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий - М. : Просвещение, 2011 Категория обучающихся

Обучающиеся __3___ класса Устьинского филиала МБОУ Устьинская СОШ Сроки освоения программы

1 год Объём учебного времени

140 часов Форма обучения

очная Режим занятий

4 час в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.

«Литературное чтение»

УМК «Перспектива»

1. Роль и место дисциплины Изучение курса литературного чтения имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Курс формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Приобретенные ребёнком знания формируют и совершенствуют навыки чтения и коммуникативно-речевые умения, обеспечат результативность обучения по другим предметам начальной школы, станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также не­обходимыми для применения в жизни.

2. Адресат Программа адресована обучающимся третьих классов Устьинского филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

4. Цели и задачи Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении худо­жественных произведений, формирование эстетического от­ношения к искусству слова; овладение первоначальными на­выками работы с учебными и научно-познавательными текс­тами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нрав­ственного опыта младших школьников, формирование пред­ставлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, ува­жения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в на­чальной школе является формирование читательской компе­тентности младшего школьника, осознание себя как грамотно­го читателя, способного к творческой деятельности. Курса литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитания интереса к чтению и книге. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

5. Специфика программы Изучение литературного чтения в 3 классе: его продолжительность (приблизительно) 35 учебных недель по 3 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). Образовательные и воспитательные задачи обучения литературному чтению решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их ре­шения. При знакомстве с программой необходимо иметь в виду, что ее содержание неоднородно и относится к трем разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода. К первому уровню относится материал, подлежащий усвоению за период начального обучения. Его содержание и объем отраже­ны в основных требованиях к литературной подготовке учащих­ся в конце каждого года обучения в разделах «знать/понимать» и «уметь». Ко второму уровню относится материал, по содержанию близ­ко примыкающий к материалу основного уровня, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий осно­ву для овладения знаниями на более поздних этапах обучения. Сюда входит знакомство с разными видами текстов, умение находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире, принимать участие в диалоге, строить монологические высказывания. К третьему уровню относится материал, направленный в пер­вую очередь на расширение общего и литературного кругозора учеников. К этому уровню относятся, прежде всего, умение применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста, осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, а также работать со справочно-энциклопедическими изданиями. Глубина и объем знакомства с материалом второго и третьего уровней сугубо индивидуальны для каждого класса и каждого уче­ника. Ориентировочный уровень овладения им отражен в требова­ниях к литературной подготовке учащихся в разделе «Иметь представление»

6. Основные содержательные линии курса Литературное чтение (105 ч)

  • Книги - мои друзья (3 ч)
  • Жизнь дана на добрые дела (12ч)
  • Волшебная сказка (12ч)
  • Люби все живое (15 ч)
  • Картины русской природы (7 ч)
  • Великие русские писатели (21 ч)
  • Литературная сказка (14 ч)
  • Картины родной природы(11 ч)
  • Тамбовские писатели детям (10 ч)

7. Структура программы Литературное чтение (105 ч) Книги - мои друзья (3 ч) Б.Горбачевский «Первопечатник Иван Федоров». Первая «Азбука» Ивана Федорова ; Наставления Библии; Мы идем в музей книги. Жизнь дана на добрые дела (12ч) Н.Носов «Огурцы»; М.Зощенко «Не надо врать»; Л.Каминский «Сочинение»; М.Зощенко «Через тридцать лет»; Мы идем в библиотеку.; Самостоятельное чтение: Н.Носов «Трудная задача»; Семейное чтение «Что побеждает?» Притча; «Что важнее?» Притча. Наш театр: В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Волшебная сказка (12 ч) «Иван - царевич и серый волк» Русская сказка; «Летучий корабль» Русская сказка; Мы идем в библиотеку; Самостоятельное чтение «Морозко» Русская сказка; Семейное чтение «Белая уточка» Русская сказка; Наш театр «По щучьему велению» Русская сказка; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люби все живое (15 ч) К.Паустовский «Барсучий нос»; Барсук (текст из энциклопедии);В.Берестов «Кошкин щенок»; Б.Заходер «Вредный кот»; В.Бианки «Приключения Муравьишки»; О.Полонский «Муравьиное царство»; Тим Собакин «Песни бегемотов»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение: Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; Семейное чтение: Н.Носов «Карасик»; Наш театр: М.Горький «Воробъишко»; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы (7 ч) Н.Некрасов «Славная осень»; М.Пришвин «Осинкам холодно»; Ф.Тютчев «Листья»; А.Фет «Осень»; И.Бунин «Первый снег»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение: К.Бальмонт «Снежинка»; Семейное чтение : К.Паустовский «В саду уж поселилась осень …»; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Великие русские писатели (21 ч) Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;Иван Яковлевич Билибин; Иван Андреевич Крылов «Слон и Моська», «Чиж и Голубь»; Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка» (Быль), «Лебеди», «Акула»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли»; Семейное чтение; Наш театр И.Крылов «Квартет»; Маленькие и большие секреты страны Литературии А.Барто «Квартет». Литературная сказка (14 ч) В.Даль «Девочка Снегурочка»; В.Одоевский «Мороз Иванович»; Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; Б.Заходер «Винни-Пух»; Р.Киплинг «Братья Маугли»; Дж.Родари «Волшебный барабан»; Мы идем в библиотеку; Самостоятельное чтение «Тим Собакин, «Лунная сказка»; Семейное чтение Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»; Наш театр С.Михалков «Упрямый козленок»; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы (11 ч) Б.Заходер «Что такое стихи?»; И.Соколов-Микитов «Март в лесу»; А.Майков «Весна»; С.Есенин «Сыплет черемуха снегом…», «С добрым утром»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; О.Высотская «Одуванчик»; З.Александрова «Одуванчик»; М.Пришвин «Золотой луг»; А.Толстой «Колокольчики мои…»; Саша Черный «Летом»; Ф.Тютчев «В небе тают облака…»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение Г.Юдин «Поэты»; Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». Тамбовские писатели детям (10 ч) Семен Семенович Милосердов «Избранные стихотворения»; Петр Федотович Шаповалов «Рассказы»; Иван Васильевич Шамов «Избранные стихотворения»; Мария Андреевна Белахова «Рассказы»; Поэты земли Староюрьевской.

8. Требования к результатам Личностные результаты: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступ­ки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других лю­дей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; раз­витие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задача­ми коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргу­ментировать свою точку зрения. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. 5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, от­ражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, находить средства их осуществления. 7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные результаты: 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культу­ры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценнос­ти. 3. Формирование отношения к художественным произведениям как ис­кусству слова. 4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литера­туры и литературы народов многонациональной России. 5. Осознание значимости систематического чтения для личностного раз­вития; формирование представлений о мире, российской истории и культу­ре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нрав­ственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирова­ние потребности в систематическом чтении. 6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознако­мительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспри­нимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку по­ступков героев. 7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня чита­тельской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техни­кой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, ана­лиза и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текс­тов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литерату­ры, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррек­тивы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

9. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение уроков изучения и первичного закрепления знаний, уроков закрепления знаний и выработки умений, уроков комплексного использования знаний, уроков обобщения и систематизации знаний, уроков проверки, оценки контроля знаний. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме тестирования

11. Объем и сроки изучения На изучение литературного чтения отво­дится 3 часа в неделю, всего - 105 часов: I четверть - 24 ч II четверть - 21ч III четверть -30 ч IV четверть -30 ч

Критерии оценок: В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.

Классы



Обязательный уровень

Зч

1 класс

-

15 -20

20-25

25-30


2 класс

30-35

35-40

40-45

45-50


3 класс

50-55

55-60

60-65

65-75


4 класс

75-80

80-85

85-90

90-95



Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;
  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Составление простого плана;
  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации. Оценка «5» -ставится обучающемуся, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены, перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.


Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного. Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.


Оценка «3»- ставится обучающемуся, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск, перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.


Оценка «2» - ставится обучающемуся, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Тематическое планирование (105 часов)

Литературное чтение 3 класс

Литературное чтение (105 ч)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся «Книги-мои друзья» (3 ч) Произведения клас­сиков детской литературы. Произведения современной отечествен­ной (с учетом многонационально­го характера России) и зарубежной литературы, доступные для вос­приятия младших школьников.


Б.Горбачевский «Первопечатник Иван Федоров». Первая «Азбука» Ивана Федорова ; Наставления Библии; Мы идем в музей книги.
Воспринимать на слух художественное произведение. Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Объяснять смысл названия произведения. Выбирать слова из списка для характеристики персонажа. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным. Рисовать героев произведений. Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ. Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.  Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологическое высказывание. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине) Жизнь дана на добрые дела (12 ч) Произведения клас­сиков отечественной литературы XIX-ХХв. (А.Пушкин, А.Плещеев,С.Есенин).Произведения клас­сиков детской литературы, доступные для вос­приятия младших школьников.

Н.Носов «Огурцы»; М.Зощенко «Не надо врать»; Л.Каминский «Сочинение»; М.Зощенко «Через тридцать лет»; Мы идем в библиотеку.; Самостоятельное чтение: Н.Носов «Трудная задача»; Семейное чтение «Что побеждает?» Притча; «Что важнее?» Притча. Наш театр: В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»; Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Читать по ролям художественный текст. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. Отвечать на вопросы, используя текст. Пересказывать текст кратко, развернуто. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. Рассказывать по предложенному плану. Придумывать возможное развитие сюжета. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.  Инсценировать художественное произведение. Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию. Включать в речь новые слова. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок Волшебная сказка(12 ч) Произведения устного народного творчества русского и других народов России, доступные для вос­приятия младшими школьниками.


«Иван - царевич и серый волк» Русская сказка; «Летучий корабль» Русская сказка; Мы идем в библиотеку; Самостоятельное чтение «Морозко» Русская сказка; Семейное чтение «Белая уточка» Русская сказка; Наш театр «По щучьему велению» Русская сказка; Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Выразительно читать литературное произведение . Читать по ролям художественный текст. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. Объяснять смысл названия произведения. Пересказывать текст кратко и развернуто. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств. Сравнивать персонажей произведения, определять описывать героев произведения. Выделять нужные фрагменты текста Определять главную мысль произведения. Создавать письменный текст.  Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника. Включать новые слова в свою речь. Определять свои возможности и интересы при выборе задания. Оценивать чтение товарища. Участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную позицию. Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки русские народные, сказки других народов; участвовать в инсценировке сказок Люби все живое (15 ч) Произведения устного народно­го творчества. Произведения клас­сиков отечественной литературы XIX-ХХ вв. Произведения клас­сиков детской литературы и зарубежной литературы, доступные для вос­приятия младших школьников.







К.Паустовский «Барсучий нос»; Барсук (текст из энциклопедии); В.Берестов «Кошкин щенок»; Б.Заходер «Вредный кот»; В.Бианки «Приключения Муравьишки»; О.Полонский «Муравьиное царство»; Тим Собакин «Песни бегемотов»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение: Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; Семейное чтение: Н.Носов «Карасик»; Наш театр: М.Горький «Воробъишко»; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, используя текст. Пересказывать текст кратко, развернуто. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Картины русской природы (7 ч) Произведения классиков детской литературы. Произведения современной литературы, доступные для восприятия младших школьников.























Б.Заходер «Что такое стихи?»; И.Соколов-Микитов «Март в лесу»; А.Майков «Весна»; С.Есенин «Сыплет черемуха снегом…», «С добрым утром»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; О.Высотская «Одуванчик»; З.Александрова «Одуванчик»; М.Пришвин «Золотой луг»; А.Толстой «Колокольчики мои…»; Саша Черный «Летом»; Ф.Тютчев «В небе тают облака…»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение Г.Юдин «Поэты»; Я.Аким «Как я написал первое стихотворение».

Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку. Объяснять смысл названия произведения. Выбирать слова из списка для характеристики персонажа. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным. Рисовать героев произведений. Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.  Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологическое высказывание. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине)
Великие русские писатели (21ч) Произведения классиков отечественной литературы XXI-XX вв. (А.Пушкин), Классиков детской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.























Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Опрятней модного паркета», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;Иван Яковлевич Билибин; Иван Андреевич Крылов «Слон и Моська», «Чиж и Голубь»; Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка» (Быль), «Лебеди», «Акула»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли»; Семейное чтение; Наш театр И.Крылов «Квартет»; Маленькие и большие секреты страны Литературии А.Барто «Квартет».


Выразительно читать литературное произведение. Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части. Читать в слух с интонационным выделением знаков препинания. Отвечать на вопросы, используя текст. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. Объяснять смысл названия произведения. Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Сочинять истории, песенки, загадки. Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.  Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологическое высказывание. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине)

Литературная сказка (14 ч) Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы . Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.



















В.Даль «Девочка Снегурочка»; В.Одоевский «Мороз Иванович»; Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; Б.Заходер «Винни-Пух»; Р.Киплинг «Братья Маугли»; Дж.Родари «Волшебный барабан»; Мы идем в библиотеку; Самостоятельное чтение «Тим Собакин, «Лунная сказка»; Семейное чтение Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»; Наш театр С.Михалков «Упрямый козленок»; Маленькие и большие секреты страны Литературии.



Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста, используя текст. Пересказывать текст кратко, развернуто. Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания. Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты. Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора. Объяснять смысл названия произведения. Выбирать слова из списка для характеристики персонажа. Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным. Пересказывать текст от лица одного из героев произведения. Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения. Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.  Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения. Оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологическое высказывание. Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию. Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в инсценировке сказок.
Картины родной природы (11 ч)
Произведения классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.


Б.Заходер «Что такое стихи?»; И.Соколов-Микитов «Март в лесу»; А.Майков «Весна»; С.Есенин «Сыплет черемуха снегом…», «С добрым утром»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; О.Высотская «Одуванчик»; З.Александрова «Одуванчик»; М.Пришвин «Золотой луг»; А.Толстой «Колокольчики мои…»; Саша Черный «Летом»; Ф.Тютчев «В небе тают облака…»; Мы идем в библиотеку; Советуем прочитать; Самостоятельное чтение Г.Юдин «Поэты»; Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Объяснять смысл названия произведения. Выделять нужные фрагменты текста. Определять главную мысль произведения. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Оценивать высказывание, чтение товарища. Включать в речь новые слова. Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника.






Тамбовские писатели детям (10 ч) Произведения известных тамбовских прозаиков и поэтов. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Семен Семенович Милосердов «Избранные стихотворения»; Петр Федотович Шаповалов «Рассказы»; Иван Васильевич Шамов «Избранные стихотворения»; Мария Андреевна Белахова «Рассказы»; Поэты земли Моршанской


Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть. Объяснять смысл названия произведения. Выделять нужные фрагменты текста. Определять главную мысль произведения. Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора. Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов. Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним. Оценивать высказывание, чтение товарища. Включать в речь новые слова. Самостоятельно пользоваться словарем в конце учебника.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

по итогам обучения в 3 классе Обучающиеся должны знать: - имена и фамилии 3-4 авторов и классиков русской ли­тературы; - 2-4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения; - наизусть 7-8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы; - имена и фамилии 7-8 писателей-авторов прочитан­ных произведений. Обучающиеся должны уметь: - читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чте­ния не менее 70 слов в минуту; - читать про себя небольшой текст с последующим пе­ресказом его содержания; - читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу сло­ва, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - пересказывать содержание произведения подробно и выборочно; - делить несложный текст на части; - соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль; - самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произ­ведения для ответа на вопросы и задания учебника; - рисовать словесные картины к художественным произ­ведениям; - находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; - различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных; - выделять особенности стихотворных произведений - рифму, ритм; - басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоуче­ние - мораль; - ориентироваться в учебной книге, находить в ней про­изведение по его названию и фамилии автора, объединять про­изведения на определенную тему; - различать художественные и научно-познавательные произведения; - находить в произведении средства художественной вы­разительности (сравнения, эпитеты); - найти книгу из рекомендованного списка литературы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  • находить в словаре значение неизвестного слова.

Личностные результаты В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».


Метапредметные результаты Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:
  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
  • Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения писать отзыв на книгу.
Обучающиеся 3 класса получат возможность для формирования:  Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;  Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.









ЛИТЕРАТУРА
Основной:
Для обучающихся:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2012г. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /Т.Ю.Коти . - М:Просвещение, 2014г. Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова [и др. ]. - М.: Просвещение, 2014
Для учителя:
Методические рекомендации. 3 класс Литературное чтение : пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина. - М. :Просвещение, 2014. / Рабочие программы. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Предметная линия учебников системы «Перспектива».1-4классы/Л.Ф.Климанова, Бойкина М.В. Учебник. Литературное чтение. 3 класс в 2х частях /Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2012г. Творческая тетрадь. Литературное чтение. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Т.Ю.Коти - Просвещение. 2014г. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс. Волшебная сила слов. Л.Ф.Климанова. Просвещение 2014г. Дополнительный:
Для обучающихся:
Литературное чтение, Итоговая аттестация, 1-4 класс, Тестовые тренировочные задания, Дорофеева Г.В., 2012.

Промежуточная аттестация 3 класс - Мурашкина И.А., Сучкова С.В.

Комплексные задания к текстам 3 класс - Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В.
Для учителя:
Литературное чтение, Итоговая аттестация, 1-4 класс, Тестовые тренировочные задания, Дорофеева Г.В., 2012.

Промежуточная аттестация 2 класс - Мурашкина И.А., Сучкова С.В.

Комплексные задания к текстам 2 класс - Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В. Внеклассное чтение 1-2 классы. Интерактивные занятия. /«Учитель». Волгоград. 2012г Н.В.Лободина/. Чтение. 1-4 классы. Тесты для проверки техники и выразительности чтения. Интернет - ресурсы: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.- Режим доступа: school-collection.edu. ru Презентация уроков «Начальная школа».- Режим доступа: nachalka.info/about/193 Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» - режим доступа: km.ru/education Официальный сайт УМК «Перспектива» - режим доступа: prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371

Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение. 3 класс»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты УМК «Перспектива» для 1-4 классов

Методические пособия и книги для учителя, предметные журналы

К
Д

(программа, учебники, рабочие тетради)

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Альбомы демонстративного и раздаточного материала.

Д
Д/П



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф


Технические средства обучения

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

по возможности

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д
Д


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Учебные картины, портреты писателей, схемы, плакаты, таблички с терминами

К
Ф/П





© 2010-2022