Программа по чтению 3 С (К) К

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное АВТОНОМНОЕ общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 Е КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ





Вид программы: рабочая

Тип программы: линейно - концентрическая

Срок реализации программы - 1 год

3 КЛАСС - 105 часов








Составитель: Якимович Лариса Ивановна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 8




г. Лабытнанги

2014 г.

Рассмотрено на заседании кафедры учителей начальных классов

пртокол ОТ 28.08.2014 №__1_

УТВЕРЖДаю

директор МАОУ СОШ № 8

____________Л.С.Воробьёва

пРиказ от 29.08.2014 № 102











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 Е КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ






Вид программы: рабочая

Тип программы: линейно - концентрическая

Срок реализации программы - 1 год



3 класс -35 часов























  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета
III Описание места учебного предмета в учебном плане IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  • 3-й класс
VI. Содержание учебного предмета VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса






























I.Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному чтению» для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Ю.А. Костенкова, Н.А. Цыпина под руководством С. Г. Щевченко, М.: Парадигма, 2010 г.- 407с. (специальная коррекционная педагогика). Рабочая программа разработана с сохранением коррекционной составляющей. В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции).

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей: • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Достижение этой цели предпо­лагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль­турой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима­нию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебно­го года начинается раздельное изучение литературного чтения и рус­ского языка.

III.Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органичес­кой частью систематического курса русского языка и литерату­ры. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса - обучение детей навыку чтения и пони­мания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

Программа по литературному чтению содержит следующие раз­делы: «Тематика чтения»; «Умения и навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся». Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для де­тей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и со­временности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Обучение чтению ведется по комплекту «Родная речь» (сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова). При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тек­сту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они уз­нали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения. Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоя­тельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопро­сам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участ­вовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для со­ставления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение само­стоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного. Работа над литературным текстом предусматривает также посте­пенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитан­ного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пе­ресказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тек­сте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персона­жей из одного или разных рассказов. Дети обучаются элементарному анализу художественных произ­ведений, практическому умению различать сказку, рассказ, ста­тью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель об­ращает внимание школьников на синонимы, образные выраже­ния, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся. Учитывая, что дети с задержкой психического развития испы­тывают трудности в понимании смысла художественного произве­дения, в установлении причинно-следственных и временных свя­зей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художествен­ной выразительности, учителю необходимо опираться на деталь­ный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные вза­имосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать но­вые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность. Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подго­товка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий. Правильное восприятие текста связано с творческим и воссо­здающим воображением, оценочным отношением к прочитанно­му, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих ка­честв используют «словесное рисование картин» к тексту, творчес­кое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усилива­ет воспитательное воздействие произведения. На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают ис­пользованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произно­шению. Обязательным разделом работы над текстом является внеклас­сное чтение, для которого выделяется по одному уроку в неделю. Цель занятий по внеклассному чтению - формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:
  • знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами;
  • воспитание читательской активности и любознательности;
  • расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;
  • развитие индивидуальных интересов и склонностей;
  • обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения;
  • предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разно­образии;
  • формирование интереса к книгам и положительного отноше­ния к самостоятельному чтению.
Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потреб­ность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания. В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, пове­ствующие о моральной силе человека. Обязательным условием при руководстве самостоятельным дет­ским чтением является развитие у учащихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обу­чения грамоте, классного чтения, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользо­ваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности. В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки-устные журналы, конференции и т.п.


III. Место предмета в базисном учебном плане


В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 3 классе по 3 часа в неделю, всего - 105 часов в год.



IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Изучение литературного чтения в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - созда­ние текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



VI. Содержание учебного предмета


III класс (105 ч)


Тематика чтения. Фольклор разных народов, рассказы и стихи писателей прошлого и современности для детей - в соответствии с текстами учебной книги (для классного чтения) и отдельные из­дания книг известных писателей-классиков для детей (для вне­классного чтения). Традиционная тематика детского чтения: кар­тины родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь животных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба де­тей. Умения и навыки чтения. Правильное, сознательное, выраз­ительное чтение вслух целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту. Сознательное чтение про себя (60-80 слов в минуту). Со­блюдение пауз между предложениями. Выделение при чтении слов, помогающих раскрыть смысл прочитанного (после анализа под руководством учителя). Умение читать знакомый текст в ли­цах; выразить с помощью интонации при чтении знакомого текста свое отношение к содержанию прочитанного. Работа над текстом. Формирование знаний и умений, необходи­мых для правильного восприятия произведения: умение с помо­щью учителя устанавливать последовательность и причинность со­бытий в несложном рассказе, сказке; находить с помощью выбо­рочного чтения отрывки из текста, характеризующие героя, события; оценивать поступки действующих лиц, близкие опыту учеников, выявлять их мотивы; определять с помощью учителя ос­новную мысль произведения, переживания героев, свое отноше­ние к ним; находить в произведении меткие слова и выражения, изображающие события и героев; представлять прочитанное и ри­совать «словесные картинки» к тексту, сочинять продолжение сю­жета, новую концовку или сказку. Формирование речевых умений в связи с чтением: умение разли­чать в контексте значение слов (прямое и переносное); самостоятель­но находить в прочитанном тексте недостаточно понятные слова и выражения, выяснять их значение; определять с помощью учителя границы законченных по смыслу отрывков текста и коллективно озаглавливать их для составления плана; выделять основное в содер­жании части и рассказа в целом; с помощью учителя понимать смысл прочитанного, делать выводы из прочитанного, сравнивать то, что уз­нал из прочитанного, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными текстами; передавать содержание прочитанного; рас­сказывать о своих наблюдениях за природой в связи с чтением; пере­давать содержание текста по иллюстрациям, иллюстрировать текст «словесными картинками»; составлять рассказ-описание и рассказ-повествование по отрывкам из прочитанного произведения; переда­вать содержание события от своего имени, вообразив себя на месте героя, а также вводя сказочный персонаж. Практическое ознакомление с некоторыми особенностями жа­нров произведений: сказки (элемент чудесного, фантастического), басни (действующие лица басен, подразумеваемый смысл - алле­гория, нравоучение - мораль), стихотворения (созвучные оконча­ния строк - рифма, ритм в стихотворении - без терминов). Формирование умений, необходимых для ориентировки в учеб­ной книге: умение пользоваться учебными заданиями к тексту; оп­ределять произведения, близкие по тематике, жанру, произведения одного автора. Экскурсии по темам, связанным с литературными произведени­ями, для приобретения непосредственных впечатлений с целью подготовки к восприятию читаемых текстов. Формирование умений самостоятельно работать с книгой (про­водится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Рас­ширение читательского кругозора, знание трех-четырех фами­лий писателей (новых по сравнению с прошлым учебным го­дом) и их произведений для детей. Умение по памяти воспроизвести содержание прочитанного (о ком или о чем про­читанная книга) с опорой на вопросы учителя. Знание элемен­тов книги: титульный лист, оглавление, предисловие (введе­ние), послесловие. Закрепление умения давать нравственную оценку ситуаций, поведения и поступков героев. Участие в под­готовке уроков-утренников и конференций по прочитанным книгам, в создании литературных альбомов и книг-сборников. Знакомство с рекомендованными списками литературы, ката­ложными карточками.

  1. Круг произведений для чтения


Устное народное творчество (11 ч) Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и бра­тец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»). Былины («Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Соловей-раз­бойник»).




Страницы русской классики (36ч) Ф.И.Тютчев («Люблю грозу в начале мая...», «Листья»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...», «Я пришел к тебе с приветом...»); А.К.Толстой («Звонче жаворонка пенье...», «Вот уж снег послед­ний в поле тает...»); А.Н.Майков («Весна», «Летний дождь»); И.С.Никитин («Утро», «Встреча зимы»); А.Н.Плещеев («Весна», «Мой садик»); И.З.Суриков («Детство», «Зима»); Н.А.Некрасов («Славная осень!», «Не ветер бушует над бором...», «Дед Мазай и зайцы»); И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы»); С.Черный («Воробей»); С.А.Есенин («Черемуха», «Воробышки»); С.Я.Мар­шак («Голос в лесу», «Гроза днем»); А.Л.Барто («Разлука», «В теат­ре»); С.В.Михалков («Если ...», «Рисунок»); Е.А.Благинина («Ку­кушка»); А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»); И.А.Крылов («Мар­тышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утес», «Горные вершины», «Два великана», «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Ка­кая бывает роса на траве», «Детство» (отрывок); А.И.Куприн («Слон»).


Литературные сказки (8 ч) В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»); В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д.Н.Ма­мин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).


Любимые детские писатели (34ч) Были-небылицы. М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паус­товский («Растрепанный воробей»); В.П.Катаев («Дудочка и кув­шинчик»); В.В.Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С.Я.Маршак («Двенадцать месяцев»). Люби живое. М.М.Пришвин («Моя Родина»); В.И.Белов («Рас­сказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); ВЛ.Дуров (Наша Жучка»). Собирай по ягодке - наберешь кузовок. Б.В.Шергин («Собирай по ягодке...»); В.Г.Распутин («Мама куда-то ушла»); М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н.Н.Носов («Фе-дина задача», «Телефон»). По страницам детских журналов. Ю.И.Ермолаев («Проговорил­ся»); Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р.Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература (16 ч) Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»); братья Гримм («Принц-лягушонок...»); Ш.Перро («Рике с хохолком»); Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся



III класс Учащиеся должны знать:

  • фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
  • наизусть 8-10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
  • читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту;
  • осознанно читать про себя;
  • определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;
  • устанавливать логические связи между событиями и явления­ ми, описанными в тексте;
  • пересказывать прочитанное подробно и сжато;
  • сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;
  • самостоятельно находить произведения по их названию в ог­лавлении.



VII. Тематическое планирование

3 класс
Раздел, тема Количество часов Виды деятельности учащихся 1

Устное народное творчество 11 часов

Внеклассное чтение. Книга - наш лучший друг.

Рукописные книги Древней Руси.

1 ч


Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух художе­ственное произведение в испол­нении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оцени­вать свои эмоциональные реак­ции, с помощью учителя фор­мулировать главную мысль. Характеризовать особенно­сти прослушанного произведе­ния: определять жанр (рас­сказ, повесть, сказка, стихо­творение, поэма, пьеса); пере­давать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие выска­зывания.


Первопечатник Иван Федоров.

1 ч

Устное народное творчество. Русские народные песни. Небылицы.

1 ч

Внеклассное чтение. Весёлые стихи Б.В. Заходера. Русские народные сказки. Докучные сказки

1 ч

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2 ч

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

1 ч

Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

1 ч

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

2 ч

Обобщение по разделу: « Устное народное творчество».

1 ч 2

Страницы русской классики

36 часов

Внеклассное чтение. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. Я.Смоленский «Как научиться читать стихи»

1 ч


Чтение
Читать вслух осознанно, пра­вильно, выразительно, инто­нировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворе­ние, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выде­лять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: пред­полагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстра­ции, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать отве­ты, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).




Формулировать главную мысль (выбирать из предло­женных формулировок и само­стоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подроб­но и выборочно. Характеризовать книгу: ана­лизировать обложку, титуль­ный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиоте­ке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Экскурсия в природу

1 ч

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

1 ч

И. С. Никитин «Полно, степь Моя, спать беспробудно…»

1 ч

И.С. Никитин «Встреча зимы».

1 ч

Внеклассное чтение. Наша библиотека. И. З. Суриков «Детство. Зима»

1 ч

А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало..», «За весной, красой природы».

1 ч

А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода…». «Опрятней модного паркета…».

1 ч

Внеклассное чтение. Здравствуй, гостья-зима А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».

1 ч

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его...».

3 ч

Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова. И. А. Крылов «Мартышка и очки».

1 ч

И. А. Крылов «3еркало и обезьяна».

1 ч

И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

1 ч

Внеклассное чтение. Сказки П.П. Ершова. М. Ю. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины», М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

1 ч

Л.Н. Толстой «Акула»

1 ч

Л.Н. Толстой « Прыжок»

1 ч

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1 ч

Внеклассное чтение. В.Л. Дурова. Рассказы о дрессированных животных.

1 ч

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на

траве». «Куда девается вода из моря».

1 ч

А. Н. Некрасов «Славная осень». Экскурсия в природу

1 ч

А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1 ч

Внеклассное чтение. Что за прелесть эти сказки урок игра «Поле чудес» по теме «Литературные герои». К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1 ч

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»

1 ч

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон».

1 ч

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1 ч

С. А. Есенин «Черемуха»

1 ч

Урок - викторина по теме: « Поэтическая тетрадь».

1 ч

Внеклассное чтение. Стихотворения С.Я. Маршака М. М. Пришвин «Моя Родина»

1 ч

А. И. Куприн «Слон».

2 ч

Внеклассное чтение. Глаз видит далеко, а ум дальше

1 ч

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

2 ч

Внеклассное чтение. Знай и люби родную природу. С.В. Михалкова. С. В. Михалков «Если».

1 ч 3

Литературные сказки

8 часов

Д. И. Мамин-Си6иряк «Алёнушкины сказки».

1 ч





Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соот­ветствии с правилами речево­го поведения. Высказывать и аргументиро­вать своё отношение к прочи­танному. Конструировать устное моно­логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выра­зительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.


Культура письменной речи
Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рас­суждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предвари­тельной подготовки.
Творческая деятельность
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения

Д. И. Мамин-Си6иряк « Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1 ч

Внеклассное чтение. Книги о труде. В. М.Маяковского. Д. И. Мамин-Си6иряк « Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1 ч

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

2 ч

Внеклассное чтение. Стихотворения и сказки Д. Родари. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1 ч

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1 ч

Внеклассное чтение. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

1 ч 4

Любимые детские писатели

34 часа

М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой».

2 ч

Внеклассное чтение. Газеты и журналы для детей. К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1 ч

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1 ч

В. И. Белов «Малька провинилась».

1 ч

Внеклассное чтение. Книга о защитниках Отечества Е. Благининой. В. И. Белов «Еще про Мальку».

1 ч

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

2 ч

Б. С. Житков «Про обезьянку».

2 ч

Внеклассное чтение. Рассказы Е.И. Чарушина. В. Л. Дуров «Наша Жучка».

1 ч

В. П. Астафьев «Капалуха»

1 ч

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1 ч

Внеклассное чтение. Где? Что? Как и почему? Рассказы - загадки про зверей и птиц.

1 ч

С.Я.Маршак «Гроза днем».

1 ч

А. Л. Барто «Разлука». «В театре».

2 ч

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1 ч

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

1 ч

А. П. Платонов «Цветок на земле».

1 ч

Внеклассное чтение. Волшебные сказки братьев Гримм. А. П. Платонов «Еще мама».

1 ч

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1 ч

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1 ч

Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н. Носова. Н. Н. Носов «Федина задача»

1 ч

Н. Н. Носов «Федина задача»

1 ч

Экскурсия в городскую библиотеку

1 ч

Н. Н. Носов «Телефон».

1 ч

В. Ю. Драгунский «Друг детства».

1 ч

Внеклассное чтение. Сказки-несказки. Экскурсия в школьную библиотеку

1 ч

И. Ермолаев «Проговорился»

2 ч

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

1 ч

З.Р Сеф.«Веселые стихи».

1 ч

Внеклассное чтение. Урок-праздник Мудрая книга. Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

1 ч 5

Зарубежная литература

16 часов

Внеклассное чтение. Сказки Г.Х. Андерсена

1 ч

«Храбрый Персей». Древнегреческий миф.

2 ч

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

3 ч

Внеклассное чтение. Г.Х.Андерсен «Русалочка».

1 ч

Братья Гримм «Принц - лягушонок»

2 ч

Внеклассное чтение. Сказки братьев Гримм

1 ч

Ш.Перро «Рике с хохолком»

2 ч

Внеклассное чтение. Сказки Ш.Перро

2 ч

Обобщение по теме «Зарубежная литература»

1 ч

Внеклассное чтение. О чём мы будем читать летом

1 ч




VIII. Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Л. Ф. Климанова,В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Учебник для 3 класса начальной школы, в 2 частях. - М.: Просвещение, 2011 г

Книга для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь» Л.Ф. Климановой и др. для 3 класса. Москва «Вако», 2014 г.

Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида - М.: Издательство Парадигма, 2010 (специальная коррекционная педагогика) Р.Д.Триггер, С.Г.Шевченко, Ю. А. Костенкова, И.Н.Волкова, Т.М.Капустина, Е.Б. Кузьмичева и др.

С.В.Савинова. Чтение 3 класс: поурочные планы.1, 2полугодие (по учебнику М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь» для начальной школы - для 3 класса. Москва «Вако», 2014 г.

О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.М.:2009.

Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. Сост. С.В.Кутявина. - М: ВАКО,2011.

«Итоговая аттестация по чтению», Т. А. Круглова, 2009

Примерные программы начального общего образования по предметам. М., «Просвещение» 2010 г. Д Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и цифровой форме). Толковые словари, словарь синонимов, антонимов Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме) Детские книги разных типов из круга детского чтения Портреты поэтов и писателей Д

Ф Д


Ф/Д
Д Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор Видеомагнитафон/видеоплейер Аудиоцентр/магнитафон. Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Сканер Принтер лазерный Принтер струйный цветной Д
Д
Д Д Д Д Д Д Д Д Д Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по литературному чтению. Д
Д

Д Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др. П

Ф Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные, с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. К
Д Д
Д
Д




















19


© 2010-2022