- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по чтению 3 С (К) К
Программа по чтению 3 С (К) К
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Якимович Л.И. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное АВТОНОМНОЕ общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 Е КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Вид программы: рабочая
Тип программы: линейно - концентрическая
Срок реализации программы - 1 год
3 КЛАСС - 105 часов
-
Составитель: Якимович Лариса Ивановна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 8
г. Лабытнанги
2014 г.
Рассмотрено на заседании кафедры учителей начальных классов
пртокол ОТ 28.08.2014 №__1_
УТВЕРЖДаю
директор МАОУ СОШ № 8
____________Л.С.Воробьёва
пРиказ от 29.08.2014 № 102
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 Е КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Вид программы: рабочая
Тип программы: линейно - концентрическая
Срок реализации программы - 1 год
3 класс -35 часов
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- 3-й класс
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению» для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Ю.А. Костенкова, Н.А. Цыпина под руководством С. Г. Щевченко, М.: Парадигма, 2010 г.- 407с. (специальная коррекционная педагогика). Рабочая программа разработана с сохранением коррекционной составляющей. В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции).
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей: • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
III.Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса - обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
Программа по литературному чтению содержит следующие разделы: «Тематика чтения»; «Умения и навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся». Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Обучение чтению ведется по комплекту «Родная речь» (сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова). При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения. Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного. Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов. Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся. Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность. Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий. Правильное восприятие текста связано с творческим и воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения. На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению. Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение, для которого выделяется по одному уроку в неделю. Цель занятий по внеклассному чтению - формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой. Задачами этих уроков являются:- знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами;
- воспитание читательской активности и любознательности;
- расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;
- развитие индивидуальных интересов и склонностей;
- обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения;
- предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии;
- формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению.
III. Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 3 классе по 3 часа в неделю, всего - 105 часов в год.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Изучение литературного чтения в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
VI. Содержание учебного предмета
III класс (105 ч)
Тематика чтения. Фольклор разных народов, рассказы и стихи писателей прошлого и современности для детей - в соответствии с текстами учебной книги (для классного чтения) и отдельные издания книг известных писателей-классиков для детей (для внеклассного чтения). Традиционная тематика детского чтения: картины родной природы в разные времена года, труд людей, жизнь животных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба детей. Умения и навыки чтения. Правильное, сознательное, выразительное чтение вслух целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту. Сознательное чтение про себя (60-80 слов в минуту). Соблюдение пауз между предложениями. Выделение при чтении слов, помогающих раскрыть смысл прочитанного (после анализа под руководством учителя). Умение читать знакомый текст в лицах; выразить с помощью интонации при чтении знакомого текста свое отношение к содержанию прочитанного. Работа над текстом. Формирование знаний и умений, необходимых для правильного восприятия произведения: умение с помощью учителя устанавливать последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке; находить с помощью выборочного чтения отрывки из текста, характеризующие героя, события; оценивать поступки действующих лиц, близкие опыту учеников, выявлять их мотивы; определять с помощью учителя основную мысль произведения, переживания героев, свое отношение к ним; находить в произведении меткие слова и выражения, изображающие события и героев; представлять прочитанное и рисовать «словесные картинки» к тексту, сочинять продолжение сюжета, новую концовку или сказку. Формирование речевых умений в связи с чтением: умение различать в контексте значение слов (прямое и переносное); самостоятельно находить в прочитанном тексте недостаточно понятные слова и выражения, выяснять их значение; определять с помощью учителя границы законченных по смыслу отрывков текста и коллективно озаглавливать их для составления плана; выделять основное в содержании части и рассказа в целом; с помощью учителя понимать смысл прочитанного, делать выводы из прочитанного, сравнивать то, что узнал из прочитанного, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными текстами; передавать содержание прочитанного; рассказывать о своих наблюдениях за природой в связи с чтением; передавать содержание текста по иллюстрациям, иллюстрировать текст «словесными картинками»; составлять рассказ-описание и рассказ-повествование по отрывкам из прочитанного произведения; передавать содержание события от своего имени, вообразив себя на месте героя, а также вводя сказочный персонаж. Практическое ознакомление с некоторыми особенностями жанров произведений: сказки (элемент чудесного, фантастического), басни (действующие лица басен, подразумеваемый смысл - аллегория, нравоучение - мораль), стихотворения (созвучные окончания строк - рифма, ритм в стихотворении - без терминов). Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге: умение пользоваться учебными заданиями к тексту; определять произведения, близкие по тематике, жанру, произведения одного автора. Экскурсии по темам, связанным с литературными произведениями, для приобретения непосредственных впечатлений с целью подготовки к восприятию читаемых текстов. Формирование умений самостоятельно работать с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю). Расширение читательского кругозора, знание трех-четырех фамилий писателей (новых по сравнению с прошлым учебным годом) и их произведений для детей. Умение по памяти воспроизвести содержание прочитанного (о ком или о чем прочитанная книга) с опорой на вопросы учителя. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие (введение), послесловие. Закрепление умения давать нравственную оценку ситуаций, поведения и поступков героев. Участие в подготовке уроков-утренников и конференций по прочитанным книгам, в создании литературных альбомов и книг-сборников. Знакомство с рекомендованными списками литературы, каталожными карточками.
-
Круг произведений для чтения
Устное народное творчество (11 ч) Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»). Былины («Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Страницы русской классики (36ч) Ф.И.Тютчев («Люблю грозу в начале мая...», «Листья»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...», «Я пришел к тебе с приветом...»); А.К.Толстой («Звонче жаворонка пенье...», «Вот уж снег последний в поле тает...»); А.Н.Майков («Весна», «Летний дождь»); И.С.Никитин («Утро», «Встреча зимы»); А.Н.Плещеев («Весна», «Мой садик»); И.З.Суриков («Детство», «Зима»); Н.А.Некрасов («Славная осень!», «Не ветер бушует над бором...», «Дед Мазай и зайцы»); И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы»); С.Черный («Воробей»); С.А.Есенин («Черемуха», «Воробышки»); С.Я.Маршак («Голос в лесу», «Гроза днем»); А.Л.Барто («Разлука», «В театре»); С.В.Михалков («Если ...», «Рисунок»); Е.А.Благинина («Кукушка»); А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»); И.А.Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утес», «Горные вершины», «Два великана», «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Детство» (отрывок); А.И.Куприн («Слон»).
Литературные сказки (8 ч) В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»); В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).
Любимые детские писатели (34ч) Были-небылицы. М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрепанный воробей»); В.П.Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В.В.Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С.Я.Маршак («Двенадцать месяцев»). Люби живое. М.М.Пришвин («Моя Родина»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); ВЛ.Дуров (Наша Жучка»). Собирай по ягодке - наберешь кузовок. Б.В.Шергин («Собирай по ягодке...»); В.Г.Распутин («Мама куда-то ушла»); М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н.Н.Носов («Фе-дина задача», «Телефон»). По страницам детских журналов. Ю.И.Ермолаев («Проговорился»); Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р.Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (16 ч) Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»); братья Гримм («Принц-лягушонок...»); Ш.Перро («Рике с хохолком»); Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
III класс Учащиеся должны знать:
- фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
- наизусть 8-10 стихотворений.
- читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту;
- осознанно читать про себя;
- определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;
- устанавливать логические связи между событиями и явления ми, описанными в тексте;
- пересказывать прочитанное подробно и сжато;
- сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;
- самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.
VII. Тематическое планирование
3 класс
№ Раздел, тема Количество часов Виды деятельности учащихся 1
Устное народное творчество 11 часов
Внеклассное чтение. Книга - наш лучший друг.
Рукописные книги Древней Руси.
1 ч
Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.
Первопечатник Иван Федоров.
1 ч
Устное народное творчество. Русские народные песни. Небылицы.
1 ч
Внеклассное чтение. Весёлые стихи Б.В. Заходера. Русские народные сказки. Докучные сказки
1 ч
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
2 ч
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
1 ч
Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
1 ч
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
2 ч
Обобщение по разделу: « Устное народное творчество».
1 ч 2
Страницы русской классики
36 часов
Внеклассное чтение. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. Я.Смоленский «Как научиться читать стихи»
1 ч
Чтение
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).
Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Экскурсия в природу
1 ч
А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
1 ч
И. С. Никитин «Полно, степь Моя, спать беспробудно…»
1 ч
И.С. Никитин «Встреча зимы».
1 ч
Внеклассное чтение. Наша библиотека. И. З. Суриков «Детство. Зима»
1 ч
А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало..», «За весной, красой природы».
1 ч
А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода…». «Опрятней модного паркета…».
1 ч
Внеклассное чтение. Здравствуй, гостья-зима А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».
1 ч
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его...».
3 ч
Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова. И. А. Крылов «Мартышка и очки».
1 ч
И. А. Крылов «3еркало и обезьяна».
1 ч
И. А. Крылов «Ворона и Лисица».
1 ч
Внеклассное чтение. Сказки П.П. Ершова. М. Ю. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины», М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»
1 ч
Л.Н. Толстой «Акула»
1 ч
Л.Н. Толстой « Прыжок»
1 ч
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
1 ч
Внеклассное чтение. В.Л. Дурова. Рассказы о дрессированных животных.
1 ч
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на
траве». «Куда девается вода из моря».
1 ч
А. Н. Некрасов «Славная осень». Экскурсия в природу
1 ч
А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1 ч
Внеклассное чтение. Что за прелесть эти сказки урок игра «Поле чудес» по теме «Литературные герои». К. Д. Бальмонт «Золотое слово»
1 ч
И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»
1 ч
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон».
1 ч
А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
1 ч
С. А. Есенин «Черемуха»
1 ч
Урок - викторина по теме: « Поэтическая тетрадь».
1 ч
Внеклассное чтение. Стихотворения С.Я. Маршака М. М. Пришвин «Моя Родина»
1 ч
А. И. Куприн «Слон».
2 ч
Внеклассное чтение. Глаз видит далеко, а ум дальше
1 ч
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
2 ч
Внеклассное чтение. Знай и люби родную природу. С.В. Михалкова. С. В. Михалков «Если».
1 ч 3
Литературные сказки
8 часов
Д. И. Мамин-Си6иряк «Алёнушкины сказки».
1 ч
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.
Культура письменной речи
Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
Творческая деятельность
Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения
Д. И. Мамин-Си6иряк « Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
1 ч
Внеклассное чтение. Книги о труде. В. М.Маяковского. Д. И. Мамин-Си6иряк « Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
1 ч
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
2 ч
Внеклассное чтение. Стихотворения и сказки Д. Родари. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
1 ч
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
1 ч
Внеклассное чтение. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
1 ч 4
Любимые детские писатели
34 часа
М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой».
2 ч
Внеклассное чтение. Газеты и журналы для детей. К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».
1 ч
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».
1 ч
В. И. Белов «Малька провинилась».
1 ч
Внеклассное чтение. Книга о защитниках Отечества Е. Благининой. В. И. Белов «Еще про Мальку».
1 ч
В. В. Бианки «Мышонок Пик».
2 ч
Б. С. Житков «Про обезьянку».
2 ч
Внеклассное чтение. Рассказы Е.И. Чарушина. В. Л. Дуров «Наша Жучка».
1 ч
В. П. Астафьев «Капалуха»
1 ч
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
1 ч
Внеклассное чтение. Где? Что? Как и почему? Рассказы - загадки про зверей и птиц.
1 ч
С.Я.Маршак «Гроза днем».
1 ч
А. Л. Барто «Разлука». «В театре».
2 ч
Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
1 ч
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
1 ч
А. П. Платонов «Цветок на земле».
1 ч
Внеклассное чтение. Волшебные сказки братьев Гримм. А. П. Платонов «Еще мама».
1 ч
М. М. Зощенко «Золотые слова».
1 ч
М. М. Зощенко «Великие путешественники».
1 ч
Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н. Носова. Н. Н. Носов «Федина задача»
1 ч
Н. Н. Носов «Федина задача»
1 ч
Экскурсия в городскую библиотеку
1 ч
Н. Н. Носов «Телефон».
1 ч
В. Ю. Драгунский «Друг детства».
1 ч
Внеклассное чтение. Сказки-несказки. Экскурсия в школьную библиотеку
1 ч
И. Ермолаев «Проговорился»
2 ч
Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».
1 ч
З.Р Сеф.«Веселые стихи».
1 ч
Внеклассное чтение. Урок-праздник Мудрая книга. Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».
1 ч 5
Зарубежная литература
16 часов
Внеклассное чтение. Сказки Г.Х. Андерсена
1 ч
«Храбрый Персей». Древнегреческий миф.
2 ч
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».
3 ч
Внеклассное чтение. Г.Х.Андерсен «Русалочка».
1 ч
Братья Гримм «Принц - лягушонок»
2 ч
Внеклассное чтение. Сказки братьев Гримм
1 ч
Ш.Перро «Рике с хохолком»
2 ч
Внеклассное чтение. Сказки Ш.Перро
2 ч
Обобщение по теме «Зарубежная литература»
1 ч
Внеклассное чтение. О чём мы будем читать летом
1 ч
VIII. Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Л. Ф. Климанова,В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Учебник для 3 класса начальной школы, в 2 частях. - М.: Просвещение, 2011 г
Книга для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь» Л.Ф. Климановой и др. для 3 класса. Москва «Вако», 2014 г.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида - М.: Издательство Парадигма, 2010 (специальная коррекционная педагогика) Р.Д.Триггер, С.Г.Шевченко, Ю. А. Костенкова, И.Н.Волкова, Т.М.Капустина, Е.Б. Кузьмичева и др.
С.В.Савинова. Чтение 3 класс: поурочные планы.1, 2полугодие (по учебнику М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь» для начальной школы - для 3 класса. Москва «Вако», 2014 г.
О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.М.:2009.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. Сост. С.В.Кутявина. - М: ВАКО,2011.
«Итоговая аттестация по чтению», Т. А. Круглова, 2009
Примерные программы начального общего образования по предметам. М., «Просвещение» 2010 г. Д Печатные пособия Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и цифровой форме). Толковые словари, словарь синонимов, антонимов Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме) Детские книги разных типов из круга детского чтения Портреты поэтов и писателей Д
Ф Д
Ф/Д
Д Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор Видеомагнитафон/видеоплейер Аудиоцентр/магнитафон. Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Сканер Принтер лазерный Принтер струйный цветной Д
Д
Д Д Д Д Д Д Д Д Д Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по литературному чтению. Д
Д
Д Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др. П
Ф Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные, с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. К
Д Д
Д
Д
19