Экскурсия как метод развития речи младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тема: «Экскурсия как метод развития речи младших школьников»:
Цели: 1. развитие речи детей посредством экскурсий; 2.развитие наблюдательности детей; 3.воспитывать любовь к природе;



Выполнила: учитель начальных классов МБО «СОШ№! г. Козьмодемьянска» Корнилова Татьяна Евгеньевн

















































Июль 2015год I. Введение II.Основня часть 1.Из истории экскурсии 2.Виды экскурсий 3. Современные экскурсии III.Примерное занятие перед зкскурсией и примерный урок после экскурсии IV.Выводы .


I. Основная работа по развитию речи учащихся в процессе обучения проводится в основном на уроках чтения и окружающего мира Дети знакомятся с новыми словами и добиваются понимания смысла каждого из этих слов..Процесс ознакомления с новым словом сводится не только к оъяснению его учителем, но и к практическим упражнениям способствующим усвоению нового слова каждым учеником. Большое значение для интеллектуального роста ребенка имеет развитие детской наблюдательности. Правильно организованные наблюдения дают богатый материал и для развития речи учащихся. Учитель должен вдумчиво работать над тем, чтобы ученики осмысленно и прочно связывали со словом полученные ими в процессе наблюдений представления и понятия. II. Одним из видов организованного наблюдения является экскурсия. Экскурсия ( от латинского слова exсursion ) -коллективное или индивидуальное посещение чего-либо, прогулка с образовательной, научной или иной целью .Впервые в России экскурсии возникли в конце XVIII веке. В 1920 году в Москве ,была создана центральная экскурсионная комиссия которая обслуживала школьников и педагогов. В настоящее время существуют следующие классификации экскурсий. 1. По содержанию: обзорные тематические учебные и рекламные. 2.По составу участников:_коллективные и индивидуальные 3.По месту проведения: городские,загородные ,музейные и т. д 4.По способу передвижения: пешеходные и транспортные. 5.По продолжительности. 6.По форме проведения:Экскурсии-массовки, экскурсии - концерты, экскурсии-игры, экскурсии-соревнования и т.д
Сегодня экскурсия - это методически-продуманный показ достопримечательностей, памятников культуры и искусства, в которых лежит находящееся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях связанных с ними. Таким образом именно экскурсия в начальных классах является одним из видов развития речи школьников и одним из видов организованного наблюдения. Заботясь о полноте и прочности знаний, получаемых на экскурсии, учитель должен также развивать в детях умение правильно и чётко рассказать о том, что они видели и узнали. Поэтому и во время экскурсий, и при дальнейшей работе над материалами, собранными на экскурсии, следует уделять большое внимание тому, чтобы дети хорошо усвоили названия предметов и явлений, с которыми они познакомились. Сегодня экскурсия является важнейшим эффективным методом развития речи наших детей, Экскурсии надо начинать проводить уже с первого класса с самого начала обучения. Например, можно провести в сентябре, когда ещё не убраны все овощи. Особенно для городских детей следует выбрать такое время, когда ещё продолжается уборка овощей. Чтобы экскурсия была более эффективной, желательно провести подготовку к экскурсии в виде предметного урока или внеклассного мероприятия.
Примерное занятие
Тема: Растения. Части растений.
Цель занятия.
1. Уточнить детские представления о частях растения и тем самым подготовить учащихся к наблюдению над овощами на экскурсии. 2. Ввести в активный словарь учащихся слова - названия частей растений. 3.Развивать устную речь детей. Развивать наблюдательность. 4. Воспитывать любовь к родной природе Оборудование. 1. Куст помидора с корнем, листьями, цветами и плодами на столе учителя Яблоко, огурец, помидор.
Ход занятия

I.Загадка Вкусный,красный, но не сладкий Зреет на капустной грядке. В сказках, помнишь, с давних пор Все зовут его Сеньор
II.Знакомство с частями растения. Учитель рассматривает с детьми куст помидора и выясняет, знают ли дети названия частей растения. В большинстве случаев дети правильно называют корень, листья и цветы. Однако учитель уточняет с детьми понятие корень (та часть растения, которая находится в земле) и цветок (та часть растения, из которой образуется плод). Учитель показывает детям на кусте помидора стебель и вместе с детьми устанавливает, что стебель растения находится над землёй , на нём растут листья,цветы и плоды. Затем дети схематически изображают растение .Потом помидор разрезается , дети налюдают в нем семена. Далее учитель предлагает разрезать овощи, лежащие перед учениками._яблоко, огурец кабачок и т. д. Дети наглядно убеждаются в том,что та часть растения, в которой содержаться семена ,называется плодом. Следует вывод: Плод- это часть растения которая развивается из цветка и содержит в себе семена. Дети повторяют названия всех частей растения. III.Зарисовка схемы. 1.Корень. 2.Стебель. 3Листья. 4.Цветы. 5.Плоды. Учитель на доске, а дети в тетрадях рисуют куст помидора, как указано выше. Обозначив на рисунке каждую часть растения цифрой, дети записывают в столбик под теми же цифрами названия соответствую­щих частей растения. IV.Проверка усвоения. На кустиках паслёна дети самостоятельно находят знакомые им части растения и называют их.После закрепления данного материала надо, чтобы дети во время экскурсии внимательно рассмотрели , как растут овощи на гряде.Они должны вспомнить , как называется та часть растения, которая находится в земле, и та, которая находится над землёй. Рассматривают, какие у разных овощей листья, стебли и плоды. Некоторые овощи, например морковь, редьку, салат, укроп, можно выкопать для того, чтобы сравнить их корни. Учащиеся берут с собой в школу по одному овощу из тех, которые имеются на огороде, осторожно выкапывая растение, чтобы сохранить его в целом виде. V. Сорняки. Учитель показывает детям сорные травы и объясняет, какой вред они приносят культурным растениям, отнимая у них влагу. Объясняется также, почему так быстро растут сорняки (большое количество семян имеет лееда, длинные корни у пырея и т. д.) Также выясняется необходимость и своевременность прополки, которая является единственным средством борьбы с сорняками. Учащиеся выкапывают несколько видов сорняков для коллекции. Экскурсия заканчивается наблюдениями за осенними работами на огороде.
VI.Д/З нарисовать растения или составить несколько упражнений об экскурсии


После экскурсии данной экскурсии желательно провести урок, на ко­ром дети закрепляют полученные знания об овощах (Программа «Гармония 1 класс 1 четверть)
Предметный урок «Распознавание овощей и сравнение их по цвету, форме и вкусу» После экскурсии на огород проводится урок, на ко­ром дети закрепляют полученные знания об овощах. Оборудование урока. Натуральные овощи: морковь, репа, свёкла, помидор, бобы, кабачок,капуста, баклажан, капуста , огурец, горох петрушка. Учителю следует позаботиться и о том, чтобы на уроке были также и те овощи, которые не имеют боль­шого распространения в данной местности,для ознакомления с ними ХОД УРОКА
I.Беседа о проведённой экскурсии. Рассказы детей: 1)_ куда ходили на экскурсию, понра­вился ли огород и чем понравился; 2) какие овощи растут на этом огороде и как он распланирован? 3) какие ра­боты производятся осенью на огороде; 4) какие вы видели сорняки, какой от них вред, как люди борются с сорняками, много ли сорняков было на огороде. II.Распознавание овощей по их форме, цвету и вкусу. Дети называют овощи, которые показывает им учи­тель, и определяют их цвет и форму Затем сравниваю! между собой некоторые овощи, чтобы лучше запомнить их особенности. Сравним овощи по цвету. Морковь оранжевая, а помидор (красный) Кабачок светлозелёный ,а огурец(тёмнозеленый) Баклажан лиловый, а петрушка .(белая) . Репа жёлтая, а морковь . . . (оранжевая). Сравним овощи по форме. Огурец овальный, а репа . . . (круглая). Петрушка длинная, а огурец. . . вальный), Сравним овощи по вкусу. Морковь сладкая, а редька. . . (горькая). Лук горький, а горох . . . (сладкий). Слова оранжевый, лиловый, овальный учитель запи­сывает на доске, а дети списывают в словарики. Примечание. На уроке грамматики полезно дать детям упражнение по дописыванию указанных выше предложений. III.Чтение стихотворения «Вся овощь ого­родная». Вся овощ огородная Поспела, дети носятся. Кто с репой , кто с морковкою, Подсолнечник лущат. А бабы свеклу дергают Такая свекла добрая. Точь в точь сапожки красные Лежит на полосе!
Прочитав и разобрав с детьми стихотворение, учитель предлагает детям прочитать ещё раз названия овощей, о которых говорится в стихотворении; объяснить, почему дети носятся с репой и морковкой; сказать, с чем сравнивается свёкла. Затем учащиеся упражняются в вырази­тельном чтении этого стихотворения. Чтение загадок IV.Задание на дом. Выучить наизусть стихотво­рение. Списать две загадки по своему выбору, нарисо­вать отгадки и подписать картинки.
Аналогично проводится работа по при подготовке экскурсии в лес или парк,


Выводы: Учителю нужно сделать все для того, чтобы во время экскурсий речь детей развивалась. А для этого сама экскурсия должна быть интересной .Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия. Не следует перегружать внимание детей деталями и многочисленными подробностями. «В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи,необходимо заранее устанавливать речевые формы , которые будут закрепляться впервые.» Эти требования педагогически оправданы на знании закономерностей развития ребенка и проверены многолетней практикой.




Использованная литература: 1. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» 2.Т Н Соколова «Школа развития речи» 3.Ю И Зволинская «Занятия по развитию речи издание второе переработанное 4.Емельянов Б « Экскурсоведение »

© 2010-2022