Урок литературного чтения по теме «Наш театр. Лиса и журавль»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Перспектива». Тема: Наш театр. Лиса и журавль. Русская сказка.

Цели: 1. Познакомить с сказкой «Лиса и журавль»; закрепить знания о трёх видах сказок; познакомить с основными театральными профессиями; учить выразительно читать диалоги персонажей сказки. 2. Развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки, фантазию, воображение. 3. Воспитывать милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла. Оборудование: учебник, запись песни Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету», костюм лисы, журавля, кувшин, тарелка. Ход урока.

п.п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент.

Звучит музыка Е. Птичкина « Сказки гуляют по свету».

Внук: Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка: А какую хочешь сказку, внучек!

Внук: Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка: есть сказки волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

Внук: А есть ещё сказки про зверей.

Бабушка: Правильно. Но в них нет волшебных превращений.

Внук: Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.

Бабушка: А есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Внук: Бабушка, а почему говорят: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»?

Бабушка: Сказка - ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Внук: Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.

- У нас сегодня необычный урок: много гостей. Настройтесь на работу. Внимание, ребята, продолжаем увлекательное путешествие по дорогам сказки


.

Слушают и смотрят.

Целенаправленность внимания, возбуждение воображения.



Рассматривание иллюстраций на дороге сказок

2.

Вводная беседа.

Работа с дорогой сказок.

Звучит музыка Е. Птичкина « Сказки гуляют по свету».

- Угадайте названия сказок по иллюстрациям.

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Зимовье»

«Пых»

«Айога»

- Какие бывают сказки? Слайд 2.

- Укажите сказки о животных. Почему вы так решили?

Рассматривание иллюстраций на дороге сказок.

Волшебные, бытовые, о животных.

3.

Сообщение темы, целей урока.

Слайд 3.- Прочитайте тему нашего урока.

- Обсудите в паре, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте основную задачу урока.

- Обсудите в паре и сформулируйте основные шаги для решения этой задачи. Слайд 4.

- Для чего вам это нужно?

«Наш театр».

Разыграть спектакль.

1. Прочитать сказку.

2. Распределить роли.

3. Инсценировать.

4.

Предварительная работа.

- Вы уже знаете, что в театре работают люди разных профессий? Слайд 5.

- Какие из перечисленных людей разных профессий должны участвовать в подготовке спектакля?

Гримёр, костюмер, художник, артист, продавец, режиссёр, библиотекарь, писатель, осветитель.

- Какие профессии вам незнакомы?

Слайд 6. (Осветитель-следит за тем, чтобы актёры и декорации были правильно освещены).

- Где найти информацию об этих профессиях?

- Что должны делать люди этих профессий при подготовке к спектаклю?

Слайд 7. (Гримёр-изменяет внешность актёра. Использует краски разных цветов, усы, парики. Профессия гримёра включает в себя и профессию парикмахера.

Слайд 8. Костюмер-создаёт костюмы.

Слайд 9. Художник- рисует декорации.

Слайд 10. Артист-создаёт образ героя на сцене.

Слайд 11. Режиссёр-организатор и создатель спектакля.)

Отвечают на вопросы.

5.

Восприятие материала.

Основная часть.



Чтение сказки учителем.

- Отгадайте загадки, и вы узнаете название сказки, которую мы будем читать.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

- Как называется сказка, которую мы будем читать?

- Определите характер лисы; журавля.


- Сейчас я вам почитаю, а вы послушайте и представьте себе картину, написанную в сказке.

С. 84-85.

- Что произвело на вас впечатление?

- Какой вид сказки? Почему?

Лиса

Журавль

«Лиса и журавль».

Лиса- хитрая, умная, жадная, лживая, расчётливая, ласковая.

Журавль- умный, сдержанный, мстительный, рассудительный, доверчивый, наивный.

Слушают.

Отметить, как развито логическое мышление.

6.

Анализ произведения.

Повторное чтение.

Словарная работа.

Чтение и аналитическая беседа.

Выборочное чтение.

Слайд 12. - В тексте вам встретились новые слова. Объясните их значение.

Стряпала- варила.

Не обессудь- не обижайся.

Потчевать- угощать.

Не солоно хлебала- ни с чем.

- Прочитаем сказку и ответим на вопросы.

Виды чтения: хором, в парах, шёпотом, про себя.

- Кто герои сказки?

- Что с ними произошло?

- Давайте посмотрим, какие они в этой сказке.

Можно ли сказать, что лиса хитрая? Жадная? Подтвердите свой ответ текстом.

- Можно ли сказать, что журавль мстительный? Доверчивый?

Подтвердите свой ответ текстом.

- Дайте характеристику лисе и журавлю по этой сказке.

Дети читают.

Проверить понимание смысла прочитанного.

Сравнивают с характеристикой, данной перед чтением сказки.

7.

Постановка исполнительских задач.

(«Что нужно передать, разыгрывая сценку?»)

Отбор средств выразительности для инсценирования сказки («Как это сделать?»)

- Прежде чем разыграть спектакль «Лиса и журавль», надо понять сказку, подумать, какими мы хотим изобразить героев.

- Как герои готовились к встрече друг с другом? Были ли они вежливы?

- Как надо прочитать слова лисы, когда она приглашала журавля в гости?

- Прочитайте слова лисы в группах и выберите исполнителя на роль лисы.

-Нарисуем картину к сказке «Лиса и журавль».

- Кого сначала нарисуем?

-Какая лиса по внешнему виду?

- Что она делает?

- Что нарисуем возле лап?

- Какая тарелка? Почему?

- Кого нарисуем рядом с лисой?

- Какой он?

- Какое настроение у журавля, когда он побывал в гостях у лисы?

- Как журавль будет приглашать лису?

- Как надо прочитать слова журавля?

- Прочитайте слова журавля в группах и выберите исполнителя на роль журавля.

- Что делает журавль?

- Что делает лиса в это время?

- Что надо сделать, чтобы картина «ожила»?


Лису.

Рыжая, с пушистым хвостом.

Лиса сидит, мордочка опущена.Она с удовольствием слизывает кашу с тарелки.

Тарелка с кашей.

Плоская.

Журавля.

Серый. Стоит на длинных, тонких ногах, клюв большой, хвост тёмной метёлочкой, на голове красная береточка.

Грустно смотрит на лису.

Каша ему не досталась.

Стоит и клюёт из кувшина.

Вертится вокруг, нюхает кувшин.

Сыграть роли, используя интонацию в голосе и действия.

8.

Пробы ( этюды), анализ.

Творческая работа.

Инсценирование сказк

- Давайте проверим чтение диалога лисы и журавля. Подумайте, какую интонацию вы выберите, какие действия будете выполнять.

Подведение итогов, внесение коррективов.

- А сейчас представьте сказочную ситуацию, вообразите действия героев сказки, передайте их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Надо взять костюмы и инсценировать сказку.

Показ, анализ.

Читают диалог по ролям по листику.

Выбирают.

Инсценируют.

9.

Итог урока.

Оценка работы


- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

- В каком предложении заключена главная мысль этой сказки?

- Какая мудрость заключается в этих словах?

- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? Что вы посоветуете лисе и журавлю?

- А может быть пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?

- Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

Вывод: Значит, если хочешь кому - то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

Слайд 13. - Проведите самооценку по критериям:

« 5»- отвечал на вопросы, хорошо читал

« 4»- отвечал на вопросы, не очень хорошо читал

« ●»- не понравилась моя работа на уроке

(не отвечал на вопросы, не читал хорошо)

- У кого оценка «5»? «4»?

- Кто не поставил себе оценку за свою работу?

10

Домашнее задание


Рефлексия.

Слайд 14. 1 уровень ( сильные - белочки) - переделать сказку «Лиса и журавль», чтоб она стала волшебной.

- Зачем вам это задание?

2 уровень (средние - зайчики) - сохранить события сказки, заменив главных героев другими.

- Зачем вам это задание?

3 уровень (слабые - мишки) - с. 84-85 прочитать и разыграть в кругу семьи.

- Зачем вам это задание?

- Что вы не знали, а сейчас знаете - это новое для вас?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

11

Завершение урока.

Слайд 15 . - Зачем создана эта сказка «Лиса и журавль»?

-Говорят: «Хитрость - это ум без добра». Но если человек не делает добра, умным его назвать нельзя. Дарите людям добро!


.


© 2010-2022