- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения по программе Гармония в 3 классе Х. К. Андерсен. Пятеро из одного стручка
Конспект урока литературного чтения по программе Гармония в 3 классе Х. К. Андерсен. Пятеро из одного стручка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова Т.В. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАОУ «Гимназия №1 г.Орска»
Учитель: Максимова Татьяна Вячеславовна
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Программа: УМК «Гармония»
Тема: Х.К.Андерсен. Пятеро из одного стручка.
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями/
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию урока.
Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять тему, цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- классифицировать слова в соответствии со значением; объяснять значения слов.
коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре, в группе.
Предметные: - читать текст вслух; про себя, строить логические высказывания по содержанию текста.
Цель урока: сделать текст личностно - значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
• использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность на примере сказки Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»;
• создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами, афоризмами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.
Задачи урока:
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся;
- эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа, закрепить навыки разных видов чтения, продолжить работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения, давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться, не подводить друг друга;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование урока: ЦОР «Электронные физминутки», презентация , нетбуки для учащихся, компьютер, экран, мультимедийный проектор, задания для групповой и парной работы.
Результат этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
УУД
Деятельность педагога
Деятельность ученика
1. Введение в учебную деятельность
ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
МПР самоконтроль; самооценка;
ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности.
Включить детей в деятельность.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Работа над скороговоркой (слайд1):
Итак, начнем нашу работу с разогрева речевого аппарата. Прочитайте скороговорку «про себя» и ответьте на вопрос:
Для отработки произношения каких звуков она составлена?
В огороде рос горох,
А за речкой гречка.
В огороде рвем горох,
Гречку рвем за речкой.
Повторяйте за мной , выделяя голосом названные звуки.
Ускорим темп чтения.
Читаем в быстром темпе.
Выполняют самооценку готовности:
-выбор учебных принадлежностей
-аккуратность их расположения на столе;
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.
Чтение скороговорки, в предложенном учителем темпе.
Чтение в медленном темпе (хоровое)
Чтение в умеренном темпе (хоровое)
Чтение в быстром темпе (индивидуальное)
личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
регулятивные: самоконтроль; саморегуляция
2. Актуализация знаний.
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.
МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.
Развитие мыслительной деятельности.
Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.
4.Проверка домашнего задания.
Читать быстро вы умеете, но как вы считаете, что при чтении текста еще важно?
А умеете ли вы так читать? Докажите. Вам на дом было задано произведение Ю.Морица, которое нужно прочитать с выражением.(опрос 2-3 человек)
-Представьте себя в роли диктора телевидения и прочитайте это стихотворение так, как это бы сделал диктор .
-Читать правильно и выразительно.
Выразительное чтение стихотворения Ю.Морица «Разговаривали вещи».
Самооценка, взаимооценка
«дикторское чтение»
личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.
регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование
познавательные: общеучебные УД
3. Физминутка зрительная
4. Создание учебной ситуации
ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.
МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
1. Определить тему и цель урока.
2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.
5. Определение темы урока, постановка целей.
Попробуйте, пользуясь моими подсказками, определить тему сегодняшнего урока.
1 подсказка: произведение, которое мы будем сегодня читать по жанру такое же, как произведения «Хромая Молли», «Красная Шапочка»
2 подсказка спрятана в рисунках: по какому общему признаку их можно объединить в одну группу? (слайд 2, 3, 4)
3 подсказка: найдите шифр-способ прочитать эту непонятную запись и вы узнаете название произведения.(слайд 5)
- Верно. Тема нашего урока: «Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка.»
-Какие цели мы поставим перед собой?
-По названию постройте предположение: о чем будет идти речь?
-А можете ли вы предположить почему Андерсен в свои две сказки включил такое неприметное растение как горох?
-А теперь проверьте свои предположения. (слайд 6)
В речи мы нередко употребляем следующую фразу: «Когда это было? Разве что при царе Горохе!» Иногда выражение «при царе Горохе» называют пословицей. В чём смысл этой пословицы? Почему царём был именно горох?
Такое могло случиться потому, что в старинные времена горох был царём зерновых. Возделывали его понемногу. И если по каким-либо причинам не уродилась пшеница или рожь, то в хлеб добавляли гороховую муку. Вследствие этого хлеб не портился. Он лишь становился вкуснее и питательнее. Пища по вкусу становилась просто царской.
-Как вы теперь ответите на мой вопрос?(запись исчезает)
-По жанру близко к сказке, так как вещи здесь разговаривают.
-Это сказка.
-Все эти сказки написаны Х.К. Андерсеном.
Мы будем читать произведение Андерсена.
-Это сказка, т.к. Андерсен писал сказки. А речь пойдет о горохе.
- Познакомиться с новым произведением, учиться строить высказывания, развивать речь.
(предположения детей)
-Во времена жизни Андерсена горох очень ценили. Он считался царской пищей.
личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия, занимать активную познавательную позицию
регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, коррекция( внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия), саморегуляция
познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре, в группе.
ПР: Решать типовые задания.
Закреплять способ их решения.
Можете ли вы точно назвать , не читая сказки, какие события в ней происходили?
6. Чтение текста с заданием :нахождение и подчеркивание слов, требующих уточнения. (до с.144)
-Как вы думаете, что произошло дальше?
7. Анализ сказки.
- Понравилась ли вам сказка? Чем? Какие гипотезы подтвердились, а какие нет?
-Что в этой сказке нереальное, сказочное, а что могло произойти на самом деле?
За чью судьбу вы переживали больше всего при чтении сказки? Почему? Найдите подтверждение вашим словам в тексте.
Найдите отрывки, которыми можно подписать следующие рисунки. (Слайд 8, 9)
Молодцы, вы показали, что читали текст вдумчиво , думали над содержанием! А теперь, я прошу у вас помощи: помогите мне, пожалуйста, составить такие вопросы по тексту, которые заставят обратить внимание ребят на выразительность при чтении.
Встретились ли вам при чтении слова, которые были не совсем понятными и требуют уточнения?
8. Работа в группах.
-Для дальнейшей работы нам необходимо поработать в группах.
Задание для групп:
1 мини-группа- работает с компьютером, составляют презентацию «Толковый словарик»
2 мини-группа- работает с нетбуком, составляют задания по сказке для графического диктанта для следующего урока
3 группа- работает с нетбуком, собирают пословицы
4 группа работает с учебником , выполняют задание №7 (проследи судьбу каждой горошины)
9. Проверка работы в группах : 1,3,4.
- А графический диктант, который приготовила 2 группа, мы проведем на следующем уроке.
Чтение «учитель-ученик» до с. 144
-Нет. Предположений может быть много.
(предположения детей)
Чтение текста до конца.
-Сказочное то, что горошины разговаривали, а на самом деле могло произойти то, что горошина случайно попала в щель и проросла, а также и то, что девочка выздоровела, поверив в свои силы.
-Переживали за судьбу девочки, так как она была очень больна.
«….Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала…»
«…Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол , и больная девочка посмотрела в оконце: -Что это там зеленеет за окном?...»
«…Придвинув кроватку поближе к окну…»
«…Мама, я думаю, что поправлюсь!...»
«..А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка..»
-Найдите предложения, слова, которые нужно прочитать: весело
хвастливо, горделиво
с надеждой
удивленно
личностные: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением;
познавательные: общеучебные УД, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).
регулятивные: ориентироваться в учебнике, выполнять учебные действия по аналогии, работать по предложенному плану
коммуникативные формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре, в группе, оформлять свою мысль в устной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста)
6. Обеспечение учебной рефлексии
регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.
личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние
ЛР: уметь оценивать результат своей работы.
МПР: оценивать свои достижения.
1. Рефлексия деятельности на уроке.
2. Самооценка собственной деятельности.
10. Итог урока.
- Давайте подведем итоги урока, чему научились, все ли задачи решили?
11. Рефлексия.
-Встаньте те ребята, которым сегодня на уроке понравилось работать, все получалось, кто собой доволен. А теперь встаньте те, у кого пока не все получается, но обязательно получится!
-А теперь посмотрите, сколько нас- вместе мы любые проблемы решим!
12. Домашнее задание (по выбору): чтение сказки; творческий пересказ от лица последней горошины.
Ученики подводят итог урока.