Конспект урока литературного чтения по программе Гармония в 3 классе Х. К. Андерсен. Пятеро из одного стручка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Гимназия №1 г.Орска»

Учитель: Максимова Татьяна Вячеславовна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Программа: УМК «Гармония»

Тема: Х.К.Андерсен. Пятеро из одного стручка.

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями/

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию урока.

Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять тему, цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением; объяснять значения слов.

коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре, в группе.

Предметные: - читать текст вслух; про себя, строить логические высказывания по содержанию текста.

Цель урока: сделать текст личностно - значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
• использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность на примере сказки Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»;
• создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами, афоризмами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.

Задачи урока:

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся;

- эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа, закрепить навыки разных видов чтения, продолжить работу над построением правильных высказываний, умению получать в диалоге необходимую информацию, представлять ее, отстаивать свою точку зрения, давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения, уметь договариваться, не подводить друг друга;

- воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока: ЦОР «Электронные физминутки», презентация , нетбуки для учащихся, компьютер, экран, мультимедийный проектор, задания для групповой и парной работы.

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

УУД

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Введение в учебную деятельность

ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР самоконтроль; самооценка;

ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности.

Включить детей в деятельность.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Работа над скороговоркой (слайд1):

Итак, начнем нашу работу с разогрева речевого аппарата. Прочитайте скороговорку «про себя» и ответьте на вопрос:

Для отработки произношения каких звуков она составлена?

В огороде рос горох,

А за речкой гречка.

В огороде рвем горох,

Гречку рвем за речкой.

Повторяйте за мной , выделяя голосом названные звуки.

Ускорим темп чтения.

Читаем в быстром темпе.

Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей

-аккуратность их расположения на столе;

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Чтение скороговорки, в предложенном учителем темпе.

Чтение в медленном темпе (хоровое)

Чтение в умеренном темпе (хоровое)

Чтение в быстром темпе (индивидуальное)

личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

регулятивные: самоконтроль; саморегуляция


2. Актуализация знаний.

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.

Развитие мыслительной деятельности.

Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.

4.Проверка домашнего задания.

Читать быстро вы умеете, но как вы считаете, что при чтении текста еще важно?

А умеете ли вы так читать? Докажите. Вам на дом было задано произведение Ю.Морица, которое нужно прочитать с выражением.(опрос 2-3 человек)

-Представьте себя в роли диктора телевидения и прочитайте это стихотворение так, как это бы сделал диктор .

-Читать правильно и выразительно.

Выразительное чтение стихотворения Ю.Морица «Разговаривали вещи».

Самооценка, взаимооценка

«дикторское чтение»

личностные: проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.

регулятивные: целеполагание планирование, прогнозирование

познавательные: общеучебные УД

3. Физминутка зрительная

4. Создание учебной ситуации

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

1. Определить тему и цель урока.

2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

5. Определение темы урока, постановка целей.

Попробуйте, пользуясь моими подсказками, определить тему сегодняшнего урока.

1 подсказка: произведение, которое мы будем сегодня читать по жанру такое же, как произведения «Хромая Молли», «Красная Шапочка»

2 подсказка спрятана в рисунках: по какому общему признаку их можно объединить в одну группу? (слайд 2, 3, 4)

3 подсказка: найдите шифр-способ прочитать эту непонятную запись и вы узнаете название произведения.(слайд 5)

- Верно. Тема нашего урока: «Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка.»

-Какие цели мы поставим перед собой?

-По названию постройте предположение: о чем будет идти речь?

-А можете ли вы предположить почему Андерсен в свои две сказки включил такое неприметное растение как горох?

-А теперь проверьте свои предположения. (слайд 6)

В речи мы нередко употребляем следующую фразу: «Когда это было? Разве что при царе Горохе!» Иногда выражение «при царе Горохе» называют пословицей. В чём смысл этой пословицы? Почему царём был именно горох?

Такое могло случиться потому, что в старинные времена горох был царём зерновых. Возделывали его понемногу. И если по каким-либо причинам не уродилась пшеница или рожь, то в хлеб добавляли гороховую муку. Вследствие этого хлеб не портился. Он лишь становился вкуснее и питательнее. Пища по вкусу становилась просто царской.

-Как вы теперь ответите на мой вопрос?(запись исчезает)

-По жанру близко к сказке, так как вещи здесь разговаривают.

-Это сказка.

-Все эти сказки написаны Х.К. Андерсеном.

Мы будем читать произведение Андерсена.

-Это сказка, т.к. Андерсен писал сказки. А речь пойдет о горохе.

- Познакомиться с новым произведением, учиться строить высказывания, развивать речь.

(предположения детей)



-Во времена жизни Андерсена горох очень ценили. Он считался царской пищей.

личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия, занимать активную познавательную позицию

регулятивные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, коррекция( внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия), саморегуляция

познавательные: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением; формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре, в группе.

ПР: Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.

Можете ли вы точно назвать , не читая сказки, какие события в ней происходили?

6. Чтение текста с заданием :нахождение и подчеркивание слов, требующих уточнения. (до с.144)

-Как вы думаете, что произошло дальше?

7. Анализ сказки.

- Понравилась ли вам сказка? Чем? Какие гипотезы подтвердились, а какие нет?

-Что в этой сказке нереальное, сказочное, а что могло произойти на самом деле?

За чью судьбу вы переживали больше всего при чтении сказки? Почему? Найдите подтверждение вашим словам в тексте.

Найдите отрывки, которыми можно подписать следующие рисунки. (Слайд 8, 9)


Молодцы, вы показали, что читали текст вдумчиво , думали над содержанием! А теперь, я прошу у вас помощи: помогите мне, пожалуйста, составить такие вопросы по тексту, которые заставят обратить внимание ребят на выразительность при чтении.

Встретились ли вам при чтении слова, которые были не совсем понятными и требуют уточнения?

8. Работа в группах.

-Для дальнейшей работы нам необходимо поработать в группах.

Задание для групп:

1 мини-группа- работает с компьютером, составляют презентацию «Толковый словарик»

2 мини-группа- работает с нетбуком, составляют задания по сказке для графического диктанта для следующего урока

3 группа- работает с нетбуком, собирают пословицы

4 группа работает с учебником , выполняют задание №7 (проследи судьбу каждой горошины)

9. Проверка работы в группах : 1,3,4.

- А графический диктант, который приготовила 2 группа, мы проведем на следующем уроке.

Чтение «учитель-ученик» до с. 144

-Нет. Предположений может быть много.

(предположения детей)

Чтение текста до конца.

-Сказочное то, что горошины разговаривали, а на самом деле могло произойти то, что горошина случайно попала в щель и проросла, а также и то, что девочка выздоровела, поверив в свои силы.

-Переживали за судьбу девочки, так как она была очень больна.

«….Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала…»

«…Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол , и больная девочка посмотрела в оконце: -Что это там зеленеет за окном?...»

«…Придвинув кроватку поближе к окну…»

«…Мама, я думаю, что поправлюсь!...»

«..А у окна, выходившего на крышу, стояла девочка..»

-Найдите предложения, слова, которые нужно прочитать: весело

хвастливо, горделиво

с надеждой

удивленно

личностные: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; находить в тексте ответы на вопросы; определять основную мысль текста; классифицировать слова в соответствии со значением;

познавательные: общеучебные УД, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).

регулятивные: ориентироваться в учебнике, выполнять учебные действия по аналогии, работать по предложенному плану

коммуникативные формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре, в группе, оформлять свою мысль в устной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста)

6. Обеспечение учебной рефлексии

регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

личностные: оценивать свои достижения, определять свое эмоциональное состояние

ЛР: уметь оценивать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

1. Рефлексия деятельности на уроке.

2. Самооценка собственной деятельности.

10. Итог урока.

- Давайте подведем итоги урока, чему научились, все ли задачи решили?

11. Рефлексия.

-Встаньте те ребята, которым сегодня на уроке понравилось работать, все получалось, кто собой доволен. А теперь встаньте те, у кого пока не все получается, но обязательно получится!

-А теперь посмотрите, сколько нас- вместе мы любые проблемы решим!

12. Домашнее задание (по выбору): чтение сказки; творческий пересказ от лица последней горошины.

Ученики подводят итог урока.




© 2010-2022