Проектно - исследовальская работа

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная работа.

«Домашний ветерок».



Номинация: Планета знаний














Выполнили ученики 3 «Б» класса

МБОУ СОШ №5

Романов Сергей

Кухарев Андрей

Руководители: Баринова И.В.

Клюкина Т.В.



2Проектно - исследовальская работа013г.

Содержание.

1.Паспорт проектной работы……………………….…3

2.Введение…………………………………………….. 4

3.Цели работы………………………………………… 5

4.Опыты и наблюдения………………………………. 6

5.Анкетирование………………………..…………….. 8

5.Таблица результатов опроса…………………….… 8

6.Диаграмма………………………..……………….… 9

7.Исследовательский этап…………………………… 11

8.Сводная таблица………………..…………………. 16

9.Выводы……………………………………………... 19

10.Литература…………………………………………20







Проектно - исследовальская работа

Знакомьтесь: «домашний ветерок».

Введение.



Посещая секцию плавания, Сергей удивился, почему занавеска в душевой к нему липнет, как будто её кто-то толкает. Стало интересно, почему это происходит? Он спросил у друзей, но они не смогли объяснить, спросил у мамы, она сказала так: «Это сквозняк!». Тогда Серега попробовал дома открыть душ и закрыл все двери. Всё повторилось - занавеска отклонялась. Почему? Спустя какое-то время, на уроках окружающего мира мы изучали тему: «Воздух и его свойства», «Движения воздуха». Проводили домашние опыты с бумажной вертушкой и змейкой, изучая движение воздуха вблизи батареи, окна, приоткрытой двери. Мы убедились, что воздух в комнате двигается, как «живой». У батареи змейка шевелилась.









Проектно - исследовальская работа







Цель, задачи, оборудование.



Цель: Выяснить куда движется воздух в комнате и почему?

Задачи:

  • Провести наблюдения и опыты с вертушкой, змейкой, с огнём, с трубкой.
  • Узнать, почему отклоняется занавеска в душевой?
  • Проверить, как работает тяга .
  • Подчеркнуть значение движения воздуха в жизни человека .

Оборудование: компьютер, дополнительная литература, трубка, спиртовка, спички, змейка, вертушка, краска, занавеска, пульверизатор, спички, ёмкость с водой, ручка, блокнот, магниты.

Проектно - исследовальская работа

Опыты и наблюдения.








У окна вертушка вращалась - причем, вверху и внизу окна она вращалась в противоположные стороны.

Я почитал учебник, но ответа на свой вопрос не нашел. Спросил у своей учительницы. Она предложила мне выполнить такой эксперимент:
попробовать в душе включить холодную воду, тёплую, а затем горячую воду, - посмотреть, что будет происходить с занавеской. Мы увидели, что если вода холодная, то занавеска отклоняется меньше, а вот, когда вода идёт горячая, то занавеска отклоняется намного больше.

Проектно - исследовальская работа

Проектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работа

Холодная вода Горячая вода Вместе с учителем мы сделали вывод, что отклонение занавески связано с движением воздушных потоков и обратились к учителю физики, чтобы разобраться в этом вопросе. Оказывается, влажный воздух имеет низкую плотность (масса молекул воды меньше, чем молекул воздуха: азота, кислорода и др. газов). Мы вспомнили, что когда за окном идет дождь или снег, то передают низкое атмосферное давление, а если солнечно, то - высокое. Плотность зависит от температуры: теплый воздух более разрежен, чем холодный. Выяснилось, что движение воздуха существует во всех помещениях.


Проектно - исследовальская работа





Анкетирование. Мы решили узнать, какое научное представление имеют наши одноклассники и ребята классом старше по некоторым вопросам, связанным с движением воздуха.
Следующим этапом нашей работы было анкетирование. Мы предложили ученикам 3 «Б» и 4 «А» ответить на вопросы:
1.Что такое тяга? 2.Почему батарея внизу? 3.Почему форточка наверху?


Таблица результатов опроса учащихся

4а класс (17 учеников)

3б класс (23 ученика)

Поставленный вопрос:

Могут дать ответ

%

Не имеют представления


%

Могут дать ответ

%

Не имеют представления


%

Почему форточка для проветривания устанавливается вверху окна?

5

29

12

71

2

9

21

91

Почему батареи отопления устанавливают внизу помещения?

6

35

11

65

7

30

16

70

Что такое тяга?

4

24

13

76

3

13

20

87



Проектно - исследовальская работа






Диаграмма.

Количество учащихся правильно ответивших на вопросы

Проектно - исследовальская работа







Проектно - исследовальская работа





Исследовательский этап.

Обработав данные, проследили, что небольшой процент ребят имеют представление о тяге, немногие смогли дать ответ о том, почему именно так расположены батарея и форточка.

Далее мы провели ряд наблюдений и опытов. Наблюдали:

1.За пламенем свечи у приоткрытого окна.


Мы зажгли свечу и поднесли ее к открытой двери. Когда свеча находилась сверху, то пламя свечи отклонилась в сторону улицы. А когда свеча находилась в средней части дверного проема, то пламя не отклонялось. А если же свечу поставить на пол, то пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты .


В этом опыте мы наблюдали движение воздуха: Проектно - исследовальская работа
- теплый воздух поверху выходит из нагретого помещения в холодное (плотность меньше). - холодный воздух понизу поступает из холодного помещения в теплое (плотность больше). - в средней части дверного проема движения воздуха не наблюдается. Такое явление мы используем при проветривании помещения (если в комнате жарко, душно мы открываем форточку или окно, чтобы с улицы вошел холодный, свежий воздух).
2. За листом бумаги у отверстия вытяжки.

Проектно - исследовальская работа

Фото № 1. Проектно - исследовальская работаМы поднесли к вентиляции листок бумаги и увидели, что лист засасывает в вентиляцию. Это означает, что в вентиляцию поступает теплый воздух из квартиры (т.е. все неприятные и вредные запахи уходят вместе с теплым воздухом).





Сравнивали, как работает вытяжка на 1, 2, 3 этажах школы в одном стояке.


Проектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работа

3 этаж В


1 этаж

2 этаж

3 этаж


нашем кабинете на 3 этаже, тяга значительно меньше, чем на первом и втором этажах. Наш класс часто проветривают в перемену. Воздух становится прохладным и свежим.


Мы придумали померить и сравнить силу втягивания листка бумаги в отверстие вытяжки. Получилось, что на первом этаже легко удерживается альбомный лист. На втором, лист удерживается двумя отверстиями вытяжки. На третьем этаже даже тетрадный лист не может удержаться.


Проектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работа





1 этаж

2 этаж

3 этажПроектно - исследовальская работа



Сережина мама рассказала нам о несчастных случаях, которые произошли с некоторыми жителями нашей области. Несколько человек погибло из-за отсутствия вытяжки в их квартирах. Они отравились вредным газом, который образуется при горении. Мы поняли, что хорошая вытяжка - это важно!


Учитель физики, предложил нам провести эксперименты в кабинете физики. Мы вместе - моделировали движения занавески в душевой кабине; - моделировали движения воздуха при отоплении комнаты; - исследовали степень нагретости воздуха вблизи пламени свечи.
Наблюдая за движением подкрашенной воды над пламенем спиртовки, мы поняли, как происходит прогревание комнаты от горячей батареи. Теплая вода поднимется вверх (плотность меньше), а холодная вытесняется вниз и подходит к батарее (пламя спиртовки), тем самым тоже прогреваясь.

Проектно - исследовальская работа

Проектно - исследовальская работа

Андрею понравилось исследование степени «нагретости» воздуха вблизи пламени спиртовки. Было немного страшно.

Мы вновь убедились, что горячий воздух поднимается вверх - листок темнеет, обугливается. Листок рядом с пламенем сильно не нагревается - остается белым.

Проектно - исследовальская работаПроектно - исследовальская работа

















СПроектно - исследовальская работаергей вместе с мамой провел подобный опыт по наблюдению за движением мишуры над пламенем газовой плиты. Новогодняя мишура «ожила».






Проектно - исследовальская работа

Фото № 1. «Мы поднесли к включенной газовой плите мишуру. И увидели, что мишура начала подниматься вверх. Это означает, что над включенной газовой плитой образуется теплый воздух, который поднимается вверх», - рассказывал Сергей.







Проектно - исследовальская работа




Сводная таблица.

ВПроектно - исследовальская работасе эти сведения мы обобщили в таблицу:

Наблюдения,

опыты.

Результаты

Мнение друга

Мнение мамы

Учитель, книга

Мои выводы

1.Подносил свечу к приоткрытому

окну

Пламя свечи вверху отклонялось в сторону окна, а внизу в сторону комнаты

Не знал, как это объяснить.

Объяснила: тёплый воздух

идёт на улицу,

а холодный свежий воздух-

в комнату.

Тёплый воздух движется вверх, холодный воздух движется вниз.

В помещении всегда присутствуют движения воздушных потоков из области большего давления в область низкого, из области более плотного воздуха в область менее плотного.

2.Подносил лист бумаги к отверстию вытяжки. (Опыт проводил дома)

Лист бумаги

втягивался в вытяжку.

Не знал.

С тёплым воздухом выходят запахи, вредные газы.

Тёплый воздух движется вверх, холодный воздух движется вниз.

В помещении всегда присутствуют движения воздушных потоков из области большего давления в область низкого, из области более плотного воздуха в область менее плотного.

3. Подносил лист бумаги к отверстию вытяжки на 1 этаже

Лист бумаги

хорошо притягивался

и удерживался у решётки вытяжки.

Не знал

Хорошая тяга. В вентиляцию поступает теплый воздух из помещения (т.е. все неприятные и вредные запахи уходят вместе с теплым воздухом).


Наличие «домашнего ветерка» является необходимым условием для нормальной жизни человека.

3. Подносил лист бумаги к отверстию вытяжки на 2 этаже

Тетрадный лист хорошо удерживался.

Стандартный лист притягивался,

но удержаться

смог только у двух решёток вытяжки.

Не смог объяснить

Не смогла ответить на вопрос.

Чем выше этаж, тем сила тяги меньше.

Наличие «домашнего ветерка» является необходимым условием для нормальной жизни человека.

3Проектно - исследовальская работа. Подносил лист бумаги к отверстию вытяжки на 3 этаже

Лист тетрадный даже не притягивался, а наоборот отклонялся.

Не знал

Решила, что

канал засорился.

Чем выше этаж, тем сила тяги меньше

Наличие «домашнего ветерка» является необходимым условием для нормальной жизни людей. Отсутствие тяги может привести к гибели человека.

4.Моделирование движения занавески в душевой кабине.

Занавеска отклонялась,

когда рядом с ней распыляли

горячую воду.

Не знал

Образуется как будто ветер, который приводит занавеску в движение.

Учитель физики объяснил поведение занавески.

Создаётся область низкого давления, поэтому занавеска отклоняется.

5.Моделирование движения воздуха при отоплении комнаты

Когда опустили в воду марганцовку в небольшом половнике и

Внизу всегда дует, потому, что холодный воздух опускается

Так происходит в комнате, когда

тёплый воздух

поднимается вверх.

Учитель физики объяснил

на примере

конвекции

Тёплые потоки воздуха поднимаются наверх,

начали подогревать спиртовкой

нижнюю часть «батареи», то

теплые потоки (с марганцовкой)

стали двигаться, поднимаясь вверх.

вниз, а тёплый наверху.

воды прогрев воздуха в помещении системой отоплении.

потому что плотность тёплого воздуха меньше.

6.Исследова

ние нагретости воздуха вблизи пламени свечи.

Когда держали лист вблизи пламени свечи, то ничего не происходило,

когда подержали лист над пламенем свечи, то на листе образовалось

желто пятно.

Тёплый воздух

поднимается наверх.

Над пламенем

всегда горячий воздух.

Тёплый воздух движется вверх, холодный воздух движется вниз.

Тёплые потоки воздуха поднимаются наверх,

потому что плотность тёплого воздуха меньше. Поэтому над пламенем свечи на листе бумаги образовалось

тёмное пятно,

рядом с пламенем свечи воздух был не настолько горячим.


Проектно - исследовальская работа

Результаты исследований.

ВЫВОДЫ.



В помещении всегда присутствуют движения воздушных потоков из области большего давления в область низкого, из области более плотного воздуха в область менее плотного.

Наличие «домашнего ветерка» является необходимым условием для нормальной жизни человека.



Также мы поняли, что очень интересен сам процесс исследования: выдвигать гипотезы, придумать как их проверить на опыте. Понравилось делиться открытиями с одноклассниками. Очень приятно, что мы теперь в классе стали главными исследователями, почти «учёными».

Проектно - исследовальская работа


Литература.


  1. учебник «Окружающий мир 3 класс», О.Т.Поглазова, В.Д.Шилина;

  2. учебник «Физика 8 класс», А.В.Перышкин.

  3. lecactus.ru/2007/06/10/447/

  4. nightly-violet.livejournal.com/8438.html

  5. maghrib.ucoz.ru/forum/10-25-

Проектно - исследовальская работа

18


© 2010-2022