Разработка урока по внеурочной деятельности Экология. Буква В. Вода

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Буква В. Вода. Цели занятия:
  • систематизировать знания детей о состояниях воды, расширить знания о свойствах воды;
  • способствовать развитию умений проводить исследования, рассуждать и делать выводы;
  • воспитывать интерес к исследованиям природы, бережному отношению к ней.
Оборудование: одноразовые стаканчики на каждого обучающегося, чистая вода, молоко, свеча, спички, ложки, соль, песок, лед, листья каланхоэ, салфетки, цветные полоски, глобус, иллюстрации к сказке: «Путешествие капельки», иллюстрации к сказке: «Сказка о Царице - Водице», таблицы: «Где в природе есть вода», «Вода в природных явлениях», «Как человек использует воду», «Кому нужна вода». ХОД ЗАНЯТИЯ. I. Орг. момент: знакомство с темой и целями занятия. Отгадайте загадку и узнаете, с чем мы познакомимся на нашем занятии: В МОРЯХ И РЕКАХ ОБИТАЕТ, НО ЧАСТО ПО НЕБУ ГУЛЯЕТ А КАК НАСКУЧИТ ЕЙ ЛЕТАТЬ, НА ЗЕМЛЮ ПАДАЕТ ОПЯТЬ. Сегодня мы поговорим о ее величестве ВОДЕ. Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Путешествуя по царству воды, мы исследуем ее необыкновенные свойства и познакомимся с волшебными превращениями воды. Надеюсь, что вам понравиться исследовать нашу необыкновенную природу планеты Земля. II. Актуализация знаний. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. - Где еще можно встретить воду? (Работа с таблицей: «Где в природе есть вода»). Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей рушится потоком селей. - Приведите примеры воды в природных явлениях. (Работа с таблицей: «Вода в природных явлениях»). На плите у вас кипит, паром чайника шипит, растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода - наша спутница всегда! - Как человек использует воду? (Работа с таблицей: «Как человек использует воду»). Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! - Кто еще нуждается в воде? (Работа с таблицей: «Кому нужна вода»). Показываем детям глобус. Что изображено голубым цветом? Много ли воды на нашей планете? Можно пить воду морей и океанов? Почему? А кому нужна соленая вода морей? III. Новая тема.
  1. ВОДА обладает очень важным свойством - давать жизнь всему живому. И в этом вы сейчас убедитесь.
Как вы думаете, есть ли вода в растениях? Давайте проверим. Практическая работа: «Есть ли вода в растениях?». Оборудование: кусочки листа каланхоэ, салфетки. У вас на столах лежит кусочек листа лекарственного комнатного растения каланхоэ. Возьмите его в руки, разотрите пальчиками. Какими стали ваши пальцы. Почему они стали влажными. Какой вывод мы можем сделать? Вывод: Вода имеется в растениях. (Протираем руки салфетками). А есть ли вода в организме животных и человека? Послушайте рассказ: «Однажды ребята принесли домой лесного мышонка. Какими только лакомствами они его не кормили, думая, что ему живется хорошо. Но однажды дети увидели, что мышонок принялся грызть свой хвостик. Испугались они и бросились к дедушке, спросить, что делать. Дедушка объяснил им, что они забыли дать своему маленькому другу воды. И чтобы не умереть от жажды, мышонок грыз хвостик, тем самым, снабжая себя влагой. Влага есть не только в хвостике, а во всем теле мышонка, других животных и человека. 2. Физкультминутка: К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс. Одной, другой - это кроль. Все, как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой, но не отправились домой. 3. Практическая работа: «Свойства воды. Какая она - вода?». Оборудование: одноразовые стаканчики, цветные полоски, стакан с молоком. У вас на столах стаканы с чистой водой, давайте рассмотрим ее и познакомимся с ее свойствами. А. Определение цвета воды. У вас на столе имеются цветные полоски. Сравните их с водой и скажите, какой цвет подходит цвету воды? (Ответ детей всегда почти - белый). Уточняем, у меня в стакане налито молоко. Какого оно цвета? Одинаковый цвет у молока и воды? Нет. Вывод: Молоко - белое, а у воды нет цвета (Вода бесцветная). Ребята я опускаю ложку в стакан с молоком, видно ее. Нет. Опустите ложку в стакан с водой. Что вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать? (Вода прозрачная). Б. Определение вкуса чистой воды. Попробуйте воду на вкус. Какая она: кислая, сладкая, горькая, соленая. Какой вывод: Чистая вода безвкусная. В. Определение запаха чистой воды. Понюхайте чистую воду в ваших стаканчиках. Чем она пахнет? Вывод: ничем, чистая вода не имеет запаха. Итак, наша вода не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет цвета, прозрачная. Г. Есть еще одно удивительное свойство у нашей воды. Посмотрите (в ходе рассказа используем иллюстрации к сказке) и послушайте сказку о нем. СКАЗКА О ЦАРИЦЕ - ВОДИЦЕ. Жила - была в царстве ЛЕСНОЙ ФЕИ красавица СОЛЬ. СОЛЬ очень гордилась своей красотой, белизной. Очень любила смотреть на свое отражение в зеркало и спрашивала у него: «Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всем милее, для всех красивей и белее». А ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, СОЛЬ, спору нет. Но ВОДИЦА всех милее, всех прозрачней и важнее». Обиделась СОЛЬ. «Как же так? Я так нужна людям, животным в лесу. Я такая красивая, блестящая, соленая, белая. А ВОДИЦА эта ни вкуса, ни запаха, ни цвета не имеет, даже прозрачная. Ну почему все так восторгаются ею? Волшебной называют». Узнала злая ВЕДЬМА, что СОЛЬ завидует ВОДИЦЕ, и решила навредить ЛЕСНОЙ ФЕИ и Обитателям леса. Лишить их и СОЛИ, и ВОДЫ. Пришла к СОЛИ и говорит ей: «Прикоснись к ВОДИЦЕ, и она испортится, никто не будет ею больше восторгаться. Все будут почитать, и восхищаться только тобой». Лесная ФЕЯ и все обитателя леса очень любили и уважали ЦАРИЦУ - ВОДИЦУ. Часто приглашала ФЕЯ ее в свои прекрасные владения. Гуляя однажды по лесу, они пришли в гости к СОЛИ. СОЛЬ взяла и прикоснулась к ЦАРИЦЕ - ВОДИЦЕ. Что же произошло, давайте посмотрим. (Иллюстрации прилагаются). ДЕМОСТРАЦИЯ ОПЫТА: «Вода - растворитель». Оборудование: вода, соль, стакан, ложка, песок. В стакан с водой добавляем соль и размешиваем. Что наблюдаем? Куда делась соль? Какие еще вещества растворяет вода? Все ли может растворить вода? У вас на столах лежит песок. Положите песок в воду и размешайте. Что вы наблюдаете? Вывод: Вода растворяет некоторые вещества. Продолжаем сказку. ВОДА стала соленой, невкусной. И соль исчезла из леса, растворилась в воде. Плачет ЛЕСНАЯ ФЕЯ, и ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА. Остались они без воды и без соли. А ВЕДЬМА рада, что навредила всем. Но ЦАРИЦА - ВОДИЦА успокоила всех: «Не плачьте, друзья мои! Дождитесь СОЛНЫШКО КРАСНОЕ, и произойдет чудо. ВЕРНУ Я ВАМ СОЛЬ И САМА ВЕРНУСЬ ЧИСТАЯ И НЕСОЛЕНАЯ. Выглянуло яркое, жаркое солнышко. Подставила ВОДИЦА себя под его яркие лучи. Что же произошло, давайте посмотрим. ДЕМОСТРАЦИЯ ОПЫТА: «Испарение воды». (Строгое соблюдение педагогом и детьми правил по технике безопасности). Оборудование: свеча, спички, чайная ложка, вода с растворенной солью, предметное стекло. Зажигаем свечу. Наливаем в чайную ложку соленой воды и нагреваем ее. Другой рукой держим над ложкой стекло. Что наблюдаем. Вода испаряется. Попадая на стекло пар, охлаждается, и становиться водой. Пробуем воду на стекле на вкус. Несоленая. Вода вся испарилась, что осталось в ложке? Соль. Вывод: Вода при нагревании испаряется, превращается в пар (газ), при этом вода очищается от примеси. 4. Физкультминутка: Льется чистая водица, мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, после вытремся посуше. 5. Состояния воды. Оборудование: лед. Мы с вами уже знаем, что вода может быть жидкой, текучей. А может превратиться в газ (пар). А может вода стать твердой как камень? У вас на столе лежит то, что: В огне не горит и в воде не тонет. Это лед. Подержите его в теплых ладошках. Что происходит? Какой он, чем отличается от жидкой воды. Так какой же может быть вода? Вывод: Вода бывает твердая как камень, жидкая, газообразная. 6. Круговорот воды в природе. Благодаря своим чудесным превращениям вода всегда путешествует по кругу. Фрагмент из сказки: «Путешествие капельки». «Жила на тучке веселая капелька. И вот мама Туча отправила ее на землю. Большой тяжелой каплей наша великая путешественница упала в реку. И поплыла по течению не одна, а с другими капельками. Им было весело играть в разные игры. Некоторых ее подружек по дороге выпила лиса. А наша капелька, играя с рыбкой, выплеснулась на землю. Впиталась в почву. Там познакомилась с мышкой в норке. Вдруг, корни дерева засосали капельку, и она поплыла по сосудам стебля. И попала в лист растения. Выглянуло солнышко, капелька в виде пара вылетела через устьице листа. Она стала невесомой, легкой и полетела вверх. По дороге веселая путешественница все чаще и чаще встречала своих подружек. И вот их уже целая тучка собралась. Подул холодный ветер, капельки стали мерзнуть, прижиматься друг к другу. И превратились в крупные градинки и не могли уже удержаться на тучке и начали падать вниз. Капельке было интересно, куда же она упадет, где побывает и что нового увидит. VI. Закрепление. 1. Я и туча, и туман, я ручей и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. Как вы это понимаете? От чего зависит различное состояние воды? 2. Нарисуйте где, в каком состоянии путешествовала ваша капелька. 3.Обзор и защита рисунков детей. 4. Назовите свойства волшебницы воды. V. Подводим итоги занятия. Выбираем самые интересные рисунки и рассказы о путешествии капельки. Награждаем победителей.


© 2010-2022