Знакомство с короткими рассказами Ф. А. Абрамова в начальной школе. (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Знакомство с короткими рассказами Ф.А.Абрамова в начальной школе. (из опыта работы)
Федор Александрович Абрамов... Как часто, окунаясь в литературное наследие Севера, мы читаем его добрые слова о том или ином писателе или поэте. Мастер художественного слова, он ценил это мастерство у других людей, собратьев по перу. Знакомство с писателем Абрамовым надо начинать в начальной школе. В первую очередь дети должны узнать, что он наш земляк, вырос на Пинеге, в деревне Веркола, что писал он о своем крае, о Пинежье, о его людях. Вот как писал он об этом: «Когда я пишу о Родине, то пишу о том, что знакомо мне с детства, волнует, тревожит, вызывает радость и боль… Родная земля - неоценимый клад для писателя…» (1) Опыт подсказывает, что учащихся начальных классов надо знакомить не только с биографией Ф.А.Абрамова, не только организовывать экскурсии в музей Ф.А.Абрамова в д. Веркола, но и начинать знакомство с его произведениями. Вопрос в том - какие произведения отобрать для уроков внеклассного чтения, чтобы они были доступны, понятны и интересны детям этого возраста. Федор Александрович за свою жизнь создал немало разнохарактерных произведений. Он обращался к очень разным прозаическим жанрам от самых малых эпических форм - микрорассказов всего в несколько строк до развернутого многотомного романа-эпопеи. Все произведения писателя - звенья единой, большой и напряженной думы. Но у малых и средних абрамовских вещей - повестей и рассказов есть одна особая мета: они более остропроблемны, теснее связаны с текущими общественными событиями. Особенности рассказов всецело соответствовали эстетике Ф.Абрамова, сторонника емкого художественного стиля. Общий пафос произведений - дума о величии человека, его нравственной красоте, стойкости, силе. Об этом сам Абрамов говорил так: «Если есть такой писатель Федор Абрамов, то его главнейшее кредо: будить, всеми силами будить в человеке человека». Он страдал оттого, что нынешнее поколение, живущее в достатке, перестало любить землю, животных, очерствело и нравственно одичало». В последние годы жизни он много думал о нравственном оздоровлении общества и человека, о нерасторжимости проблем нравственных и социальных. Он был убежден в том, что одна из главнейших задач современной литературы - предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями. Как актуальна эта тема в наши дни! В работе «О хлебе насущном и хлебе духовном»(4) можно найти дневниковые записи -наблюдения за ласточками ,живущими в летнее время на веркольской усадьбе Ф.Абрамова, которые обязательно читаю своим ученикам. Дети слушают с удовольствием, это слушание готовит их к восприятию рассказов. В одной из записей читаем : « Вот и расставание подошло. С утра обошел усадьбу, попрощался с баней, сараем, амбарчиком, с каждым кустиком попрощался. Дмитрий Клопов пообещал весной будущей поставить скворечники на усадьбе: - Так что в будущем году тебя, Федор Александрович, скворушки встречать будут…» Скворушки… Так, видимо, и поселились на усадьбе Абрамова В Верколе эти птицы - скворцы. Потому что через шесть лет после этого разговора, в 1983 году появился рассказ «Есть, есть такое лекарство!». И есть в нем такие строчки: «В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки - к соседям улетят…» Как перекликаются заботы бабы Маши о скворушках с заботами Абрамова о пернатых друзьях - ласточках. И здесь мысли писателя неотделимы от мыслей его героев, героев его произведений. Наверное, продлись жизнь писателя подольше, он написал бы интересный рассказ о ласточках - своих любимицах. И наверняка такой рассказ понравился бы маленьким читателям, как и другие - о животных, о птицах. Изучив, проанализировав рассказы Ф.Абрамова, я отобрала некоторые из них для уроков внеклассного чтения. Список рассказов получился небольшой, что немного огорчило меня. В 1 классе, в феврале, накануне дня рождения писателя, я рассказала биографию писателя, познакомила с короткими рассказами «Алые олени»(1), «Где зима с летом встречаются»(2). Это было первое знакомство с писателем-земляком. Оно прошло буднично и, на мой взгляд, не оставило глубокого впечатления. Зато во 2 классе рассказы Абрамова вызвали у детей искренний, неподдельный интерес. Сначала взяла самые короткие рассказы : «Есть, есть такое лекарство»(3), «Степка»(3). Дети сочувствовали больной бабушке Мане, чью болезнь излечили скворушки, они дружно смеялись над проделками зайца Степки . Эффект урока был поразительным. Дети поняли, что хотел сказать писатель в своих произведениях, сделали правильные выводы. Они нарисовали рисунки к этим рассказам. Затем прошел урок по рассказу «Несмышленыши»(из цикла «Из рассказов Олены Даниловны»(3).Тема урока была обозначена так: « Красота человеческой души главных героев рассказа Ф.Абрамова «Несмышленыши». Я долго думала, какие качества человеческого характера, человеческой души отобрать для обсуждения на уроке, написать на карточках. Выбрала следующие: милосердие, любовь, жалость, заботливость, ответственность, черствость, жестокость, равнодушие, чуткость. Урок прошел неплохо, дети размышляли над словами Олены Даниловны о том, что добро надо делать умеючи. и, может быть, снова не пришлось бы о нем говорить, если бы во вступительной статье Л. Крутиковой-Абрамовой к книге «О хлебе насущном и хлебе духовном»(4) я не нашла такие слова об Абрамове: «Любое дело начинается человеком и кончается им. Потому созидание души человеческой, укоренение таких древних, но вечно животворных качеств как совесть, доброта, сочувствие, милосердие, жалость должны стать первоочередной задачей общества и самовоспитания каждого человека». Сравните, тема моего урока была: «Красота человеческой души главных героев рассказа Ф. Абрамова «Несмышленыши», а на доске, на карточках были написаны слова: милосердие, любовь, жалость, заботливость, ответственность, чуткость, черствость, равнодушие, жестокость. Прочитав статью жены писателя спустя почти три года после своего урока, мне было приятно осознать, что из всех вариантов ознакомления детей с творчеством писателя-земляка мне удалось найти наиболее близкий к его замыслам, его идеям. Спустя некоторое время я решила проверить, что запомнилось детям с внеклассного чтения по творчеству Ф. Абрамова, предложила им ответить на несколько вопросов. 1. Какой из рассказов Абрамова вам больше всего понравился и запомнился? «Степка», «Есть, есть такое лекарство!», «Несмышленыши» Из 19 человек 10 ответили «Есть, есть такое лекарство!», 6 - «Степка», 3 человека - «Несмышленыши». 2. Чему учат нас рассказы Ф. Абрамова? Ответы получились разные, но чаще других звучало: «быть добрыми», «помогать животным», «заботиться о зверях», «не обижать зверей», «любить животных, а не убивать их», «любить природу». 3. Наиболее сложным был следующий вопрос: Посмотрите оглавление в учебнике по литературному чтению (учебник «Родная речь» 1 часть, авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова) и выберите, в которую из тем вы бы поместили изученные рассказы Ф.Абрамова? 12 человек выбрали тему «О братьях наших меньших», 5 человек - «Люблю природу русскую», 2 человека - «И в шутку, и всерьез». Безусловно, меня порадовало, что большинство ребят ответили верно на третий вопрос, последние два ученика, предложившие поместить рассказы Абрамова в тему «И в шутку, и всерьез» видимо написали так, представляя героя рассказа «Степка» - зайца, творившего много безобразий в доме своих спасителей Евграфовых. В 3 и 4 классах знакомлю детей с другими рассказами писателя- такими как «Собачья гордость»(3), «Потомок Джима»(3), короткими рассказами из цикла «Трава-мурава»(6). Особенно хотелось бы отметить знакомство с рассказом «Потомок Джима»,урок по которому традиционно провожу накануне Дня Победы. Этот рассказ заставляет испытать душевное волнение каждого четвероклассника, заставляет задуматься о таких понятиях как «самопожертвование», «совесть», «преданность», и совсем по-новому посмотреть на своих домашних питомцев-собак. Я убедилась , что все изученные детьми рассказы или иначе несут в себе большой нравственный заряд - заряд любви писателя к природе, к человеку, ко всему живому. Любовь к природе была у Федора Александровича столь же могучей, интенсивной, творческой, как любовь к России, народной жизни, литературе. С годами она не притуплялась, а обострялась. Природа предстает в его произведениях как радостный праздник постоянно меняющейся красоты, как целительное, врачующее начало и как могучая первооснова бытия, как вечный источник творчества, искусства. И частичка этой писательской любви, несомненно, передается и взрослому , и маленькому читателю. Всегда дорожа временем, он объяснял сам себе, зачем делает многочисленные заметки: «Зачем трачу время? А затем, чтобы красота не пропала. Затем, чтобы хоть каплю из того, что вижу и обоняю, удержать». (13 июля 1979г.) В одном из писем, адресованным юным читателям Абрамов писал: «Что вам пожелать напоследок? Крепкого здоровья и жизнелюбия и самое главное - взрастить в себе человека-гражданина, способного всю жизнь стоять на страже добра и справедливости, на страже красоты природы и красоты человеческой души»(4) Наверное, под таким углом зрения и стоит знакомить наших детей с рассказами Федора Александровича Абрамова. Хочется пожелать всем : пусть каждый из нас открывает для себя и своих учеников писателя Абрамова заново всю жизнь.

Литература:

1.Алые олени: Для дошк. возраста: М.: Малыш, 1980.

2.Где лето с зимой встречаются: [Для мл. шк. возраста]: М.: Малыш, 1987.

3.Из колена Аввакумова: М.: Рассказы и повести, Современник, 1989. - (Сельская б-ка Нечерноземья).

4.О хлебе насущном и хлебе духовном: М.: Публицистика: очерки, статьи, воспоминания, из записных книжек, Мол. гвардия, 1988 - (Писатель - молодежь - жизнь);

5.Повести: M.: Дет. лит., 1988. - (Шк. б-ка).

6.Трава-мурава: Повести и рассказы: М.: Современник, 1982.

7.Чем живем-кормимся: Очерки. Статьи. Воспоминания. Лит. портреты. Заметки. Размышления. Беседы. Интервью. Выступления: Л.: Сов. писатель, 1986.

© 2010-2022