Уроки письма в 1 классе: к интересу и эффективности. (по Бакулиной Г. А.)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки письма в 1 классе:

к интересу и эффективности. (Слайд 1)Редко среди учителей начальных классов можно встретить человека, который был бы полностью удовлетворён проводимыми им уроками письма в 1 классе. И для первоклассников они самые трудные и менее интересные, чем остальные. Причин тому много, но наиболее важными среди них не без основания считаются однообразная учебная деятельность и пассивная роль учащихся на уроках письма, недостаточное развитие внимания и памяти приступивших к обучению школьников, неподготовленность детской руки к выполнению графических действий. Эти причины долго и тяжело устраняются, а эффективность обучения нередко оставляет желать лучшего. (Слайд 2) Г.А. Бакулина в своём учебно-методическом пособии предлагает вариант проведения уроков письма, при котором заметно повышается роль ученика в учебном процессе. Направленная на усиление речемыслительной деятельности школьников и развитие их важнейших интеллектуальных качеств, она помогает сделать сложный процесс письма разнообразным и увлекательным, а его результат - быстро ощутимым и достаточно высоким. Обычно урок начинается с мобилизующего этапа. Его основу составляют интеллектуально- речевые задачи. Необычные по содержанию и способу решения, наряду с обучающей и развивающей направленностью, они обеспечивают нетрадиционное, каждый раз меняющееся, яркое начало урока, удовлетворяющее детскую впечатлительность и любознательность. На доске запись: (Слайд 3) Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня …, Зарычал: «Какой позор!" Справка: Мухтар, Трезор, Шарик. Используя подходящее слово из справки, восстановите пропущенное в стихотворении слово. Прочитайте всё стихотворение. Используемый в интеллектуально-речевых задачах специально подготовленный учителем материал служит в дальнейшем основанием для определения и формулирования самими учащимися темы урока. Назовите букву, с которой начинается слово Трезор. Скажите, какая она: заглавная или строчная и почему. Сформулируйте тему урока (Заглавная буква «Т».) Поставьте цель урока (Учиться писать заглавную букву «Т», буквосочетания и слова с этой буквой.) (Слайд 4) На доске записаны слова: 1)мука, сметана, тесто, масло; 2) окно, завалинка, травка, дорожка, тропинка. Прочитайте слова первой строчки. Прочитайте слова второй строчки. Как зовут сказочного героя, к которому подходят эти слова. Обоснуйте свой ответ. (Сказочного героя, к которому подходят эти слова, зовут Колобок. Из муки и сметаны старуха замесила тесто, слепила Колобок, изжарила его в масле и поставила на окно….) -Назовите букву, с которой начинается Слово Колобок. Установите, какая это буква: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока и его цель. Это очень важный структурный этап. С одной стороны, он даёт возможность детям ощутить свою значимость в учебном процессе. С другой - создаёт великолепные условия для развития речи и мышления, поскольку формулирование темы урока - это выполнение детьми очередной мыслительной операции, решение которой выражается ими в виде сложного синтаксического целого, то есть текста. Только после состоявшегося устного сообщения ученика по поводу темы урока учитель записывает или открывает заранее подготовленную на доске соответствующую запись. На основании темы учащиеся ставят дидактическую цель урока. Первоначально эта работа осуществляется с использованием опорной записи, далее - в свободном выражении своих мыслей. В общей сложности эта работа (мобилизующий этап, формулирование учащимися темы и цели урока) занимает 2-4 минуты. Обязательной составляющей урока письма является работа по подготовке детской руки к графическим действиям. (Слайд 5) Она состоит из двух частей. Первая часть - упражнение (по выбору учителя), направленное на подготовку руки к письму. Вторая - штриховка или рисование школьниками одного из предметов, о котором шла речь на мобилизующем этапе. Она производится на раздаточных листах. Ознакомление с написанием буквы по теме урока обычно осуществляется в прописи с соблюдением строгой последовательности, обеспечивающей минимальное психическое напряжение детей и постепенное увеличение графической и умственной нагрузки. После ознакомления учащихся с написанием буквы предлагаются следующие виды упражнений: Письмо в воздухе Письмо мокрой кисточкой на доске Письмо буквы на планшете, на кальке. (Слайд 6)Кроме этого, мы используем письмо ниткой на бархатной бумаге, (Слайд 7)письмо по крупе, лепим букву из пластилина. К числу инновационных моментов следует отнести написание буквосочетаний. Они записываются учителем на доске в определённой закономерности. Учащиеся устанавливают эту закономерность, выражая специфику записи в виде очередного текста. (Слайд 8) 1. На доске запись ки/// ка// кс/ Назовите буквосочетания с буквой к. В какой закономерности они записаны? (В первом буквосочетании строчная буква к записана со строчной буквой и, во втором - с буквой а, в третьем - с буквой с. Между этими буквосочетаниями надо написать прямые короткие наклонные линии, число которых уменьшается на одну). Учащиеся пишут с комментированием, указывая вид соединения букв.

2. На доске запись: тк ту та тк / ту ɿ та ʅ буквосочетания строчной буквы т с буквами к,у, а. При повторе после первого буквосочетания надо поставить первый элемент строчной буквы т, после второго - второй элемент, после третьего - третий.

На доске запись: Ро Ра Ри Ро Ри Ра … При повторе второе и третье буквосочетания меняются местами. Запись буквосочетаний обычно проводится с комментированием детьми своих действий, что обеспечивает развитие сосредоточенности и распределения внимания, мышления, речи, необходимых при дальнейшем изучении русского языка. После физкультминутки для отдыха учащиеся приступают к записи слов. На этом этапе школьники вновь сталкиваются с мыслительной операцией. Они сами устанавливают очерёдность записи предложенных учителем слов по какому-либо принципу; компонуют из слов цепочки в определённой закономерности; составляют пары по указанному учителем признаку и т.д. (Слайд 9) На доске запись: лимон, малина, маки, самовар, крем. Учащиеся читают слова вслух. -Назовите слова, обозначающие предметы, которые подарили маме на 8 Марта. В этих словах по 4 буквы и по 4 звука. Объясните свой выбор. На доске запись: диван, доктор, дерево. Первым запишем слово, которое можно употребить со словом старое.(дерево). Вторым - слово, которое можно употребить со словом молодой. (доктор). Найдите отличительные признаки слов дерево и доктор.( по количеству слогов, одуш - неодуш., первый звук твёрдый - мягкий, и т.д.) По существу дети составляют из предложенных учителем слов небольшое оригинальное упражнение и выполняют его, размышляя над своими действиями. Кроме обучающего и развивающего эффекта, в данном случае обеспечивается естественное чередование устной и письменной деятельности, которая привлекает детей своеобразием, нестандартностью и неповторимостью. (Слайд 10) Аналогичная ситуация создаётся во время записи предложения. Эта работа никогда не сводится к простому переписыванию. Первоначально дети видят «заготовку» предложения. Школьники или учитель предлагают вариант её преобразования с указанием предполагаемых учебных действий. Предложение восстанавливается или составляется детьми, после чего с комментированием записывается.

  1. На доске запись: У _____ ____.
У _____ _____. СПРАВКА: усы, коса, Нина, киска. Используя данные в справке слова, составьте два предложения. Запишите предложение, в котором два слова пишутся с заглавной буквы. 2. На доске запись: тепла, много, мамы, от, ласки. Из этих слов составим предложение. Каждое слово будем выбирать по какому-либо признаку. Первое слово - самое короткое. Во втором слове одинаковые согласные буквы.В третьем - одинаковые гласные. В четвёртом слове ударение падает на второй слог. Присоедините последнее слово и назовите предложение. В качестве предложений нередко используются пословицы и поговорки. Их освоение способствует обогащению речи учащихся. Нередко после записи предложения учащиеся выполняют дополнительные задания по фонетике или орфографии. Их специфика состоит в том, что задания не содержат конкретных указаний к действиям. Они показывают направления лингво-мыслительных операций, которые должны осуществить школьники. Это позволяет начать глубокую работу по формированию орфографической зоркости учащихся и на основательном уровне прорабатывать вопросы фонетики. Во время подведения итога урока школьники сопоставляют содержание своей работы с поставленной ранее целью. Учатся делать необходимые выводы, обобщения и правильно оформлять речевые высказывания, делая упор на то главное, что происходило на учебном занятии и отражая последовательность хода урока. Урок приобретает целостность и логическую завершенность. Рассмотренный вариант проведения уроков письма расширяет поставленные перед учителем задачи и значительно увеличивает их результат. Кроме формирования каллиграфического навыка, школьники приобретают важнейшие интеллектуальные умения (сравнивать, сопоставлять, выделять, классифицировать, подводить под понятие и т.д.). У детей развиваются внимание, память, мышление, речевые способности. Графическая работа происходит на фоне непреходящего интереса к учебной деятельности и высокого эмоционального настроя. Как показывает опыт, проводимые по данной схеме уроки письма обеспечивают в дальнейшем успешное, качественное усвоение русского языка. Не к этому ли стремится каждый учитель начальных классов?

Источники: Бакулина Г. А. Уроки письма в 1 классе: к интересу и эффективности.- Киров, ОАО «Кировская областная типография», 2007.- 104 с.

© 2010-2022