- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе Учимся писать суффиксы -ек, -ик
Урок русского языка во 2 классе Учимся писать суффиксы -ек, -ик
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Асмала С.М. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»
Цели урока
-
предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами -ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;
-
метапредметные:
- познавательные: применение практических навыков правила правописания суффиксов -ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности;
- регулятивные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; учить делать выводы и обобщения;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, комментировать ответы других учащихся, формулировать простые выводы;
-
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: карточки для парной работы; алгоритм проверки, презентация.
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок
(Диалог учителя и учащихся)
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит можно всем садиться! - Сегодня у нас необычный урок, к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их. Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.
- Ребята, какой у нас сейчас урок?
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
- Для чего мы этому учимся? Обобщение: грамотность - показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Объясняют собственное понимание высказывания. Умение слушать собеседника, стремление его понять Чистописание.
-Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними.
ки ке ик ек
- С какой целью мы проводим минутки чистописания? Согласитесь, писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно. Повторение изученного материала, отработка правильного письма букв, соединений. Умение писать буквы и их соединения с соблюдением гигиенических норм Проверка д/з
Чему учились, выполняя упражнение? Игра с суффиксами У. - Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не кот, а… Д. - Котёнок. У. - Не медведь, а … Д. - Медвежонок У. - Не волк, а .. Д. - Волчонок. У. - Каким способом образованы новые слова? Д. - Новые слова образованы при помощи суффикса. У. - Какой суффикс помог образовать новые слова? Д. - Суффиксы -онок- , -ёнок-.. У. - Расскажите правило о правописании этих суффиксов. Работа в парах по карточкам. На карточках записаны слова: волк, слон, морж, тигр, олень, мышь, домик, внучек. Соедините эти слова стрелкой с нужным суффиксом. Аналогичное задание у доски выполняют 2 человека.
Вспоминают изученные орфограммы. Выполняют работу в парах
Умение сотрудничать со сверстниками.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
Физминутка
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание -От каких слова не получилось образовать новые слова? -Как вы думаете, есть ли орфограмма в этих словах? Докажите.
- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
Доска: домик, внучек.
- Спишите слова.
- Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик - безударный гласный звук, в суффиксе -ек - тоже безударный).
- Почему же мы в слове домик пишем суффикс - ик?, а слове внучек - ек?)
- Почему возникло затруднение?
- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
(В слове "домик" - совпадает, а в слове "внучек" - расходится)
- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах
-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)
- Молодцы! Вы правильно сделали вывод. -Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)
Тема нашего урока: "Учимся писать суффиксы -ек, -ик".
Обобщение: - Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Должны научиться писать суффиксы -ик и -ек. -Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова) -Можем ли мы ему помочь? -Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
- Итак, мы сами изобретаем правило.
- Посмотрите внимательно на данный ряд слов. (презентация) Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-. Есть арбузик - нет арбузика Есть бантик - нет бантика Есть барашек - нет барашка Есть горошек - нет горошка.
Проблемный вопрос
- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?
Помощь учителя.
- Для этого проанализируйте слова второго столбика.
Что интересного вы заметили?
(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек).
- Итак, какое правило мы с вами изобрели?
- Прочитайте правило в учебнике на с.123. и сравните с нашим выводом.
- Верно ли мы сформулировали правило? (да) -Значит, мы совершили верное открытие. -Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки. -Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?
(просмотр отрывка из мультфильма) Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило. С Вини-Пухом в лес шагаем, Выше ноги поднимаем, Дышим ровно, глубоко. Нам шагается легко. Вдруг мы видим у куста- Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим На носочках убежим. -Какое слово? (птенчик-птенчика) Составление алгоритма. У. - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. (Дети предлагают свои варианты) 1) Выделяю корень слова, если после корня [ик] -? 2) Изменяю форму слова. 3) Если [ и ], то -ик- 4) Если [ - ], то -ек-
У. - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике. Что заметили? Д. - В учебнике порядок действия описан тот же, что мы предлагали.
1. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 1 с 124 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму у доски). Физминутка. Зарядка для глаз. (Слайд)
2. Дифференцированная работа Задание для слабоуспевающих детей - 1 группа (Задание выполняется комментировано под руководством учителя) Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 69 упр 1 После окончания этой работы, подводим итог: Когда слове пишется суффикс -ик , а когда -ек -? Задание для мотивированных учащихся - 2 группа. (Выполняют задание в рабочей тетради на стр. 71 упражнение 3, после выполнения работы проверка) - Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.
А сейчас я предлагаю вам досказать словечко. -Доскажите слова по алгоритму. (Алгоритм составляют и произносят учащиеся 2 группы (мотивированные учащиес), учащиеся 1 группы добавляют слова) -Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ЕК- гласный выпадает, то в суффиксе пишется… (Буква Е). -В суффиксе -ИК- пишем букву И, если… (При изменении формы слова гласный не выпадает). -Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? -На какие вопросы мы должны были ответить? -Сумели ли мы это сделать? - Продолжите предложения. Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … . Я научился (научилась) … . На следующем уроке я хотел(а) бы … . -Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ЕК-, -ИК-. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 70 упр 2 -Спасибо за урок. Объясняют собственное понимание высказывания.
Ставят учебные задачи.
Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.
.
Наблюдают за словами (изменяют форму слова - выделяют суффиксы).
Выдвигают проблемный вопрос
Обсуждают свои наблюдения.
Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.
Проговаривают слова и выполняют движения
Составляют алгоритм.
Использование алгоритма
Выполняют самостоятельную работу. Находят ошибки в словах, действуя по составленному алгоритму.
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. Умение участвовать в учебном диалоге
Умение формулировать собственное мнение и аргументировать его
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Обнаруживают умение преодолевать трудности
Умение сотрудничать со сверстниками.
Умение наблюдать, анализировать сравнивать и делать выводы.
Умение составлять алгоритмы.
Умение грамотно писать слова с данными суффиксами Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.
Умение анализировать и делать выводы.