Урок русского языка во 2 классе Учимся писать суффиксы -ек, -ик

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет русский язык, 2 класс Тип урока открытие новых знаний

Тема: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»


Цели урока

  • предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами -ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости;

  • метапредметные:

- познавательные: применение практических навыков правила правописания суффиксов -ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности;

- регулятивные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; учить делать выводы и обобщения;

- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, комментировать ответы других учащихся, формулировать простые выводы;

  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.


Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: карточки для парной работы; алгоритм проверки, презентация.
Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

- Дети, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Значит можно всем садиться! - Сегодня у нас необычный урок, к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте их. Я предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.

- Ребята, какой у нас сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Для чего мы этому учимся? Обобщение: грамотность - показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.


Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Объясняют собственное понимание высказывания. Умение слушать собеседника, стремление его понять Чистописание.

-Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними.
ки ке ик ек


- С какой целью мы проводим минутки чистописания? Согласитесь, писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно. Повторение изученного материала, отработка правильного письма букв, соединений. Умение писать буквы и их соединения с соблюдением гигиенических норм Проверка д/з

Чему учились, выполняя упражнение? Игра с суффиксами У. - Ребята, я посмотрела через уменьшающее стекло и вижу, что это не кот, а… Д. - Котёнок. У. - Не медведь, а … Д. - Медвежонок У. - Не волк, а .. Д. - Волчонок. У. - Каким способом образованы новые слова? Д. - Новые слова образованы при помощи суффикса. У. - Какой суффикс помог образовать новые слова? Д. - Суффиксы -онок- , -ёнок-.. У. - Расскажите правило о правописании этих суффиксов. Работа в парах по карточкам. На карточках записаны слова: волк, слон, морж, тигр, олень, мышь, домик, внучек. Соедините эти слова стрелкой с нужным суффиксом. Аналогичное задание у доски выполняют 2 человека.










Вспоминают изученные орфограммы. Выполняют работу в парах












Умение сотрудничать со сверстниками.
Актуализация знаний.










Постановка учебной задачи.

IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.























Физминутка























Первичное закрепление




Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.





Подведение итогов. Рефлексия.

















Домашнее задание -От каких слова не получилось образовать новые слова? -Как вы думаете, есть ли орфограмма в этих словах? Докажите.

- Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Доска: домик, внучек.

- Спишите слова.

- Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик - безударный гласный звук, в суффиксе -ек - тоже безударный).

- Почему же мы в слове домик пишем суффикс - ик?, а слове внучек - ек?)

- Почему возникло затруднение?

- Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(В слове "домик" - совпадает, а в слове "внучек" - расходится)

- Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах

-ек, -ик? (Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять)

- Молодцы! Вы правильно сделали вывод. -Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)

Тема нашего урока: "Учимся писать суффиксы -ек, -ик".

Обобщение: - Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Должны научиться писать суффиксы -ик и -ек. -Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какая проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова) -Можем ли мы ему помочь? -Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)

Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовое правило.

Путь 2: самим изобрести это правило.

- Каким путем мы пойдем и почему?

- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

- Итак, мы сами изобретаем правило.

- Посмотрите внимательно на данный ряд слов. (презентация) Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс - ек-. Есть арбузик - нет арбузика Есть бантик - нет бантика Есть барашек - нет барашка Есть горошек - нет горошка.

Проблемный вопрос

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

Помощь учителя.

- Для этого проанализируйте слова второго столбика.

Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек).

- Итак, какое правило мы с вами изобрели?

- Прочитайте правило в учебнике на с.123. и сравните с нашим выводом.

- Верно ли мы сформулировали правило? (да) -Значит, мы совершили верное открытие. -Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки. -Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой?

(просмотр отрывка из мультфильма) Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило. С Вини-Пухом в лес шагаем, Выше ноги поднимаем, Дышим ровно, глубоко. Нам шагается легко. Вдруг мы видим у куста- Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим На носочках убежим. -Какое слово? (птенчик-птенчика) Составление алгоритма. У. - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. (Дети предлагают свои варианты) 1) Выделяю корень слова, если после корня [ик] -? 2) Изменяю форму слова. 3Урок русского языка во 2 классе Учимся писать суффиксы -ек, -ик) Если [ и ], то -ик- 4Урок русского языка во 2 классе Учимся писать суффиксы -ек, -ик) Если [ - ], то -ек-

У. - Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике. Что заметили? Д. - В учебнике порядок действия описан тот же, что мы предлагали.
1. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 1 с 124 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму у доски). Физминутка. Зарядка для глаз. (Слайд)
2. Дифференцированная работа Задание для слабоуспевающих детей - 1 группа (Задание выполняется комментировано под руководством учителя) Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 69 упр 1 После окончания этой работы, подводим итог: Когда слове пишется суффикс -ик , а когда -ек -? Задание для мотивированных учащихся - 2 группа. (Выполняют задание в рабочей тетради на стр. 71 упражнение 3, после выполнения работы проверка) - Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.
А сейчас я предлагаю вам досказать словечко. -Доскажите слова по алгоритму. (Алгоритм составляют и произносят учащиеся 2 группы (мотивированные учащиес), учащиеся 1 группы добавляют слова) -Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ЕК- гласный выпадает, то в суффиксе пишется… (Буква Е). -В суффиксе -ИК- пишем букву И, если… (При изменении формы слова гласный не выпадает). -Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? -На какие вопросы мы должны были ответить? -Сумели ли мы это сделать? - Продолжите предложения. Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … . Я научился (научилась) … . На следующем уроке я хотел(а) бы … . -Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ЕК-, -ИК-. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» с. 70 упр 2 -Спасибо за урок. Объясняют собственное понимание высказывания.











Ставят учебные задачи.



Записывают слова, испытывая затруднение в правописании суффикса.
.



Наблюдают за словами (изменяют форму слова - выделяют суффиксы).
Выдвигают проблемный вопрос
Обсуждают свои наблюдения.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.

Проговаривают слова и выполняют движения










Составляют алгоритм.


















Использование алгоритма
Выполняют самостоятельную работу. Находят ошибки в словах, действуя по составленному алгоритму.





Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. Умение участвовать в учебном диалоге



Умение формулировать собственное мнение и аргументировать его











Умение принимать и сохранять учебную задачу.



Обнаруживают умение преодолевать трудности











Умение сотрудничать со сверстниками.










Умение наблюдать, анализировать сравнивать и делать выводы.

Умение составлять алгоритмы.










Умение грамотно писать слова с данными суффиксами Пошаговый и итоговый взаимо- и самоконтроль.

Умение анализировать и делать выводы.













© 2010-2022