Рабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Бекетовская СОШ








Рабочая программа

предшкольной подготовки

« Школа для дошкольника»


Составлена на основе Комплексной образовательно-развивающей программы, автором которой является Безруких М.М.










учитель начальных

классов: Курапова Л.С.

Пояснительная записка Подготовка детей к школе на сегодня приобретает всё большую актуальность. Очень важно подойти к школьным занятиям гармонично. Занятия по подготовке к школе для детей проводятся в игровой форме и направлены на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся общаться, сотрудничать друг с другом, расширяют кругозор, знакомятся с миром эмоции. Детям в этом возрасте свойственно активное речевое развитие. У них так же стремительно развивается фантазия. Поэтому в программе есть ролевые игры, направленные на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети учатся самостоятельно размышлять, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, получают целостное представление об окружающем мире. Обучение превращается в увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться. Возраст 5,5-6 лет это время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, поэтому в программе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.

Цель программы:
развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой; успешная психологическая адаптация детей к условиям школы;

обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Задачами программы подготовки к школе являются:

- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие фантазии и творческих способностей;

- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

- развитие памяти и внимания;

- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, - создавать условия для интеллектуального развития ребёнка, - помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребёнку в процессе обучения.

Программа базируется на следующих принципах:

  • непрерывности развития ребёнка;
  • общего развития ребёнка на основе его индивидуальных возможностей и
способностей;
  • развития творческих способностей у детей.

Программа занятий включает в себя разделы: Формирование навыков общения.
На данном этапе дети-дошкольники ненавязчиво для себя учатся воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищем, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное.
Подготовка кисти к письму.
Выполняя задания, малыши не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.

Математические ступеньки.
Интересные сюжеты превращают занятия в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: математика - это занимательная страна. Дошкольник овладеет устойчивыми навыками счёта, простейшими математическими действиями.

Тренировка звукобуквенного восприятия.
Занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма «образ - звук - буква»
Тренировка логического мышления.
Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументировано отстаивая своё мнение.
Расширение кругозора.

Посредством разнообразных форм работы дети знакомятся с явлениями окружающего мира, узнают о труде людей, о важнейших технических достижениях и т.д., расширяя тем самым кругозор и пополняя словарный запас.

Научный руководитель серии «Школа для дошкольника» доктор биологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.

В основу данной программы положены результаты многолетних исследований Института возрастной физиологии РАО. Значительные изменения, происходящие в организме ребёнка на этом этапе возрастного развития, и его чувствительность к любым воздействиям заставили авторов многократно проверять предлагаемые методики занятий и оценивать состояние здоровья и развития детей, занимавшихся по этой программе.
Занятия с каждым ребёнком необходимо строить на основе его индивидуальных особенностей. При разработке программ индивидуального адаптивного развития необходимо учитывать функциональные возможности и возрастные особенности ребёнка, его адаптивные возможности и ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития. Комплект «Азбука» предназначен для такой индивидуальной, дифференцированной работы с детьми 5-6 лет при подготовке к школе. Комплект - это «Азбука» - книга для совместной работы взрослых (педаго- гов, родителей, воспитателей) и ребёнка и 4 рабочие тетради для выполнения разнообразных практических заданий.
Комплект рекомендован Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Концепция программы

Цель комплекта - КОМПЛЕКСНАЯ подготовка к школе, развитие значимых для школы функ- ций, таких, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация, тонко-координированные движения, фонематический слух, внимание, память, мышление.
Комплексный синтетический подход, на основе которого выстроены все занятия в «Азбуке» и рабочих тетрадях, учитывает следующие принципы проведения занятий с дошкольниками:

1. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности 5-6-летнего дошкольника - игре.

2. Принцип комплексности - на каждом занятии уделяется внимание решению каждой из вышеперечисленных задач.

3. Принцип последовательности - по мере накопления знаний и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.

4. Принцип тематического планирования занятий. Общая тема занятий и работа с тематическими листами способствуют расширению кругозора, обогащению словарного запаса, формированию новых понятий, повышению эмоциональной значимости занятий.

5. Принцип «рисования речи». В соответствии с концепцией Л. С. Выготского о поэтапном освоении письменной речи, «вхождение» ребёнка в письменную речь необходимо организовать как переход от рисования вещей к рисованию слов. С этой целью под каждым рисунком предмета написано слово, его обозначающее, таким образом ребёнка подводят к открытию того факта, что «рисовать можно не только предметы, но и речь».

6. Принцип позиционного чтения, которому соответствует метод попарного введения гласных букв, разработанный Д. Б. Элькониным, при котором детям сразу открывается общий способ чтения - ориентации на гласную букву, следующую за согласной.

7. Принцип системности изложения материала. Одинаковая последовательность изучения букв в «Азбуке» и рабочих тетрадях даёт возможность родителям или педагогам тесно связать занятия по подготовке к чтению, письму и комплексному (общему) развитию.


Занятия по программе с использованием данного комплекта способствуют решению следующих познавательных функций:

1. Организация деятельности:
• умение воспринимать инструкцию (задание) и по инструкции выполнять действие в соответствии с поставленной задачей;
• умение планировать свою деятельность, т. е. действовать по определённому плану, а не хаотично, методом проб и ошибок;
• способность выполнить задание до конца и оценить качество его выполнения;
• способность самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе, не ожидая конкретных указаний (сделай так, так и так);
• способность сосредоточенно, без отвлечения, выполнять задание в течение 10-15 минут.

2. Общее (интеллектуальное) развитие:
• элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, своей семье, быте и умение пользоваться ими;
• способность к систематизации и классификации (находить общее и различие предметов, явлений, процессов) и способность к анализу простых причинно-следственных связей;
• cпocобность к активному наблюдению, восприятию;
• умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, высказывать собственные элементарные суждения, делать простой логический вывод (продолжить словесное рассуждение или образное действие).

3. Развитие речи:
• развитие фонематического слуха, правильное произношение всех звуков родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине или конце слова);
• обогащение словарного запаса, позволяющее ответить на вопрос, самостоятельно сформулировать вопрос, выразить мысль, описать событие;
• умение грамматически правильно строить предложение, правильно использовать предлоги, приставки, союзы и полно ответить на вопрос и самостоятельно построить предложение:
• умение самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить связный рассказ по картинкам, овладение звуковой стороной речи - темпом и интонацией (в речи нет нарушений темпа, запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т. п.).

4. Развитие внимания и памяти:
• способность сохранять внимание в течение 10-15 минут(не требует дополнительных инструкций, внешней организации внимания);
• способность переключаться с одного вида деятельности на другой (не отвлекаться на посторонние внешние раздражители);
• способность запомнить 10 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении;
• способность запомнить 10-12 слов при подкреплении запоминания наглядными образами;
• способность группирования предметов, объектов, ситуаций по смыслу.

5. Развитие движений:
• уверенное владение всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, расстёгивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование ботинок и т.п.);
• умение хорошо ходить и бегать, прыгать, кататься на трёхколёсном велосипеде (способен научиться ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, играть в теннис, прыгать через прыгалку и т.п.);
• умение хорошо ориентироваться в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево и т. п.);
• умение играть с конструкторами, манипулировать мелкими деталями;
• рисование, раскрашивание, выполнение графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат).

6. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:
• способность находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
• способность дорисовать элементы, детали, части фигур по образцу:
• способность классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету, направлению штрихов и другим признакам;
• способность копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направленность штрихов и элементов;
• способность срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направленность штрихов.

7.Развитие интегральных умений, способствующих восприятию буквы и её запоминанию:
1) зрительно-пространственного восприятия:
• формирование зрительного восприятия;
• формирование пространственного восприятия;
• формирование зрительно-пространственных интеграций;
• развитие зрительной памяти;
2) зрительно-моторной функции:
• развитие тонко-координированных движений рук;
• развитие зрительно-моторных интеграций;
• освоение правильной позы при письме, правильного положения тетради, правильного способа держания ручки;
• обучение работе на плоскости листа, в строке разной величины;
• обучение выполнению элементарных графических движений (с учётом биомеханической целесообразной траектории движений).

7. Формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности, чему в значительной степени способствует игровая форма проведений занятий, большое разнообразие практических заданий, их чередование и прекрасно иллюстрированный большой фактический материал, расширяющий представление ребёнка о человеке, видах его деятельности, животном и растительном мире нашей планеты.

На страницах для взрослых даны необходимые подробные рекомендации по организации занятий с детьми, их продолжительности. Кроме того, каждое занятие в «Азбуке» включает план проведения. Сформулированный принцип комплексности реализуется при изучении каждой буквы, так как предлагается целый блок заданий:

• дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения (с выполнения имен- но этих заданий следует начинать занятие);
• дыхательные упражнения для формирования воздушной струи;
• артикуляционные упражнения - упражнения для губ и языка, способствующие правильной артикуляции;
• чистоговорки;
• игры, способствующие развитию тонко-координированных движений;
• пальчиковая гимнастика от простых статических фигур до динамических упражнений со стихотворным сопровождением;
• сделай букву;
• разнообразные графические задания (штриховки и раскрашивания сначала буквенного рисунка, а начиная со второй тетради - слогов в определённые цвета, с последующим получением законченного рисунка, срисовывание, дорисовывание, раскрашивание, рисование), направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, совершенствование тонко-координированных движений руки;
• развитие речи (ответы на вопросы к тематическим листам, составление сначала предложений с описанием предметов, изображенных на листах, а по мере успешного выполнения этих заданий - составление связного рассказа по картинке);
• развитие внимания (помоги найти родителей, найди лишнюю семью);
• развитие памяти;
• знакомство с буквой - заглавной и строчной, нахождение различий;
• слоговое раскрашивание;
• игра «Волшебный мешочек» (развитие тактильной памяти);
• игра «Тень - загадка» (развитие образной памяти);
• игра «Как много профессий - хороших и разных!» способствует не только развитию обратной памяти, но и умению систематизировать, классифицировать новое.

Для реализации программы используются: М.М. Безруких «Азбука», Рабочие тетради к Азбуке (4 штуки), М.М. Безруких «Учимся писать буквы», Е.В. Колесникова «Математические прописи для детей 5-7 лет», И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша»

Подрезова И. А. «Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями»

Рабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольника

Рабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольника

Рабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольникаРабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольника

Тетради помогут подготовить ребёнка к письму и чтению. Задания в тетради направлены развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, фонематического слуха.

В результате работы дети могут:

  • - видеть и различать очертания фигур;

  • - различать буквы и находить их среди других;

  • - правильно писать печатные буквы;

  • - правильно держать ручку;

  • - формировать правильную посадку.


Тетрадь поможет познакомить ребёнка с цифрами и простыми математическими действиями. Задания в тетради сформируют умения сравнивать предметы. Дети получат устойчивые навыки счёта, познакомятся с процессом сложения и вычитания, составлением и решением простейших задач.

В результате работы дети могут:

  • - называть и записывать числа от 1 до 10;

  • - продолжить заданную закономерность;

  • - производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

  • - устанавливать пространственно - временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко;

  • - составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный вопрос: Сколько было? Сколько осталось? Сколько стало?

Рабочая программа предшкольной подготовки Школа для дошкольника


1.Продолжительность обучения: 34 недели (например, сентябрь - май, с учётом осенних, зимних и весенних каникул). 2. Режим дня: 1 занятие 9.00-9.30 «Обучение грамоте, развитие речи и письмо» 2 занятие 9.40-10.10 «Я и мир вокруг. Учимся рисовать» 3 занятие 10.20-10.50 «Математика и графические навыки.» 3. Режим занятий: по субботам, по 30 мин., по две физкультминутки на каждом занятие, перемены по 10 мин.

Учебный план.

Объём программы - 102 часа

№ п/п

Наименование курса

Количество часов

1

Обучение грамоте и письмо

34

2

Развитие речи. Я и мир вокруг.

34

3

Математика и графические навыки.

34


Играем, танцуем .

Во время перемен, а также в рамках любого занятия.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Обучение грамоте и письмо (34 ч.)

Развитие речи. Я и мир вокруг.(34ч.) Итого 68

Номер занятия

Обучение грамоте и письмо (стр.Азбуки)

34 ч.

Страницы рабочей тетради

Развитие речи. Я и мир вокруг.

34 ч.

Страницы учебника (тематический лист Азбуки),Р.Т.№4

Буква а (с.10-11)

Р.Т.№1 С.2-3,15-16

Автомобили

С-12-13, Р.Т.№4 с.2-3

Буква я (с.16-17)

С.4-5,6-7

Ягоды

С.18-19 Р.Т.№4 с.4-5

Буква у(с.20-21)

С.8-9

Улица

С.22-23 Р.Т.№4 с.6-7

Буква ю (с.26-27)

С.10-11,12-13

Юбилей

С.28-29 Р.Т.№4 с.8-9

Буква о (с.30-31)

С.14,17-18,20

Одежда и обувь

С.32-33 Р.Т.№4 с.10-11

Буква ё (с.36-37

С.20-23

Ёлка. Праздники

С.38-39 Р.Т.№4 с.12-13

Буква э (с.40-410

С.24,26,27

Экскурсия в музей

С.42-43
Р.Т.№4 с.14-15

Буква е (с.46-47)

С.25,26,27

Еда

С.48-49 Р.Т.№4 с.16-17

Буква и (с.50-51)

С.28,30,31

Инструменты музыкальные

С.52-53 Р.Т.№4 с.18-19

Буква ы (с.56-57)

С.29,30,31,32

Рыбы речные

С.58-59 Р.Т.№4 с.20-21

Буква м (с.60-61)

Р.Т.№2 С.2-4

Море

С.62-63 Р.Т.№4 с.22-23

Буква н (с.66-67)

С.5-7

Норы и гнёзда

С.68-69 Р.Т.№4 с.24-25

Буква л (с.70-71)

С.8,10,11,12

Лес и его обитатели

С. 72-73 Р.Т.№4 с.26-27

Буква р (с.76-77)

С.9,10,11,12,13

Рынок

С.78-79 Р.Т.№4 с.28-29

Буква в (с.80-81)

С.14-18,20

Время

С.82-83 Р.Т.№4 с.30-31

Буква ф (с.86-87)

С.19,20,21

Формы

С.88-89 Р.Т.№4 с.32-33

Буква б (с.90-91)

С.22,24

Библиотека

С.92-93 Р.Т.№4 с.34-35

Буква п (с.96-97)

С.23-25,26-27

Профессии

С.98-99 Р.Т.№4 с.36-37

Буква д (с.100-101)

С.28,30

Дом

С.102-103 Р.Т.№4 с.38-39

Буква т (с.106-107)

С.29,30,31-32

Транспорт

С.108-109 Р.Т.№4 с.40-41

Буква г (с.110-111)

Р.Т.№3 С.2,4

Горы

С.112-113 Р.Т.№4 с.42-43

Буква к (с.116-117)

С.3-5

Космос

С.118-119 Р.Т.№4 с.44-45

Буква з (с.120-121)

С.6,8

Земля

С.122-123 Р.Т.№4 с.46-47

Буква с (с.126-127)

С.7-9

Солнечная система

С.128-129 Р.Т.№4 с.48-49

Буква ж (с.130-131)

С.10,12,13

Животные домашние

С.132-133 Р.Т.№4 с.50-51

Буква ш (с.136-137)

С.11,13,14,15-18

Школа

С.138-139 Р.Т.№4 с.52-53

Буква ч (с.140-141)

С.19,22

Человек

С.142-143 Р.Т.№4 с.54-55

Буква щ (с.146-147)

С.20,22

Щенки

С.148-149 Р.Т.№4 с.56

Буква ц (с.150-151)

С. 21-24

Цвета и цветы

С.152-153 Р.Т.№4 с.57

Буква х (с.156-157)

С.25,26

Хлеб

С.158-159 Р.Т.№4 с.58-59

Буква ь (с.160-161)

С.27,29

Что мы умеем делать

С.162-163 Р.Т.№4 с. 60,64

Буква ъ (с.166-167)

С.28,29

Киносъёмка

С.168-169 Р.Т.№4 с.62-63

Буква й (с.170-171)

С.30-32

Делай так

С.172-173 Р.Т.№4 с. 61

Диагностика


Диагностика




Математика и графические навыки (34 часа)
№ п/п Тематика занятий

Число и цифра 1. Знакомство с названием первого осеннего месяца - сентябрь
Число и цифра 2.Состав числа 2 Знаки +,=.Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.Ориентировка на листе
Числа и цифры 1,2,3. Состав числа 3. Знаки +,=. Треугольник. Ориентировка в клетке.
Числа и цифры 1, 2,3,4. Состав чисел 3, 4. Знаки +,=. Квадрат. Ориентировка в клетке.
Числа и цифры 1,2,3,4,5.Состав чисел 4, 5.Знаки +,=. Круг. Знакомство с названием месяца- октябрь. Ориентировка в клетке.
Число и цифра 6. Состав чисел 5, 6.Знаки +,=. Длиннее, короче, самый длинный
Числа и цифры 4, 5, 6. Состав чисел 4,5,6. Знаки ›,‹,=. Геометрические фигуры. Ориентировка в клетке.
Числа и цифры 4,5, 6. Состав чисел 4,5, 6. Знаки ›,‹,=. Установление закономерностей. Ориентировка в клетке.
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6, 0. Состав чисел 5,6. Знак - . Знакомство с названием месяца- ноябрь
Числа и цифры 0,4,5,6. Состав чисел 5,6. Знаки -,+,›,‹,=. Понятия слева, справа, спереди, сзади. Установление равенства между двумя группами предметов
Число и цифра 7.Состав числа 7. Прямоугольник. Деление квадрата на 2,4 части
Числа 1,2,3,4,5,6,7 . Состав чисел 6,7. Дни недели. Ориентировка во времени. Графический диктант
Числа и цифры от 1до 8. Состав числа 8. Знаки +,-, ›,‹,=. Знакомство с названием месяца- декабрь. Графический диктант.
Порядковый счёт. Состав чисел 7,8. Решение простых задач. Ориентировка в клетке.
Решение примеров и задач с числами от 1до8. Ориентировка в пространстве. Овал. Установление закономерностей.
Состав чисел 6,7,8. Количество и счёт. ›,‹,=. Геометрические фигуры. Логическая задача на анализ и синтез.
Числа и цифры от 1 до 9. Состав числа 9. Высокий - низкий. Ориентировка во времени. Дни недели. Знакомство с названием месяца- январь.
Порядковый и обратный счёт. Состав чисел 8 и 9. Сравнение смежных чисел. Логические задачи. Ориентировка в клетке.
Число 10. Состав числа 10. Решение примеров и задач. Выкладывание трапеции из счётных палочек.
Числа и цифры от 1 до 10. Состав числа10. Трапеция, круг, треугольник, квадрат.
Соотнесение числа и цифры. Решение задач. Знакомство с названием месяца - февраль. Графический диктант.
Порядковый и обратный счёт. Состав чисел 8,9,10. Решение задач на + и -. Работа со счётными палочками.
Решение примеров на + и -. Состав чисел 8,9,10 Круг, прямоугольник. Ориентировка в клетке.
Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки ›,‹. Ориентировка во времени, дни недели. Установление закономерностей.
Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца - март. Состав чисел 6,7,8. Шестиугольник.
Решение задач на вычитание. Соответствие между числом и цифрой. Ориентировка во времени- части суток. Работа в тетради в клетку. Треугольники, понятия «большой», «поменьше», «самый маленький»
Решение примеров и задач. Отгадывание загадок. Порядковый счёт. Дни недели, времена года.
Состав числа 10. Логическая задача на анализ и синтез. Ориентировка на листе в клетку. Геометрические фигуры.
Измерение длины. «Длиннее», «Короче». Решение задач. Знакомство с названием месяца - апрель. Порядковый счёт.
Порядковый счёт. Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку. Решение математической загадки.
Количество и счёт. Состав чисел. Решение задач. Графический диктант.
Соотнесение цифры с количеством предметов. Решение примеров. Упражнения на развитие логики. Знакомство с названием месяца - май. Название месяцев.
  1. -34
Диагностика

ЛИТЕРАТУРА:

М.М. Безруких «Азбука»

М.М. Безруких Рабочие тетради к Азбуке (4 штуки)

М.М. Безруких «Учимся писать буквы»

Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет Творческий дом, 2008

Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет-2011

Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи -2007

Колесникова Е.В. Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет-2007

Колесникова Е.В. . Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2006

Колесникова Е.В. Геометрические фигуры, 2006

Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей, 2007

Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, 2008

Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений, 2009

Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий, 2007







ПРИЛОЖЕНИЕ


Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников

Игра 1. «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. « Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

Игра 10. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)

Игра 11. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по-порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 19. «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20. «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21. «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра 22. «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.


© 2010-2022