- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте по теме Звуки [ф ], [ф` ]. Буквы Ф, ф (1 класс)
Урок обучения грамоте по теме Звуки [ф ], [ф` ]. Буквы Ф, ф (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чувакова Е.А. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Школа России» Тема урока. Согласные звуки [ ф ], [ ф`], буквы Ф, ф. Цели:
-
Познакомить с новыми звуками и буквой.
-
Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
-
Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
-
Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, диск к учебнику, схемы слов и слияний, карточки с заданиями, учебник «Азбука» В.Г.Горецких (ч.2) Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф'] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремиться быть полезными своей стране. Этапы урока: I. Организационный момент - 2 мин. II. Повторение изученного - 3 мин. III. Постановка темы и цели урока - 1 мин. IV. Работа над новым материалом - 15 мин. Физ. минутка. V. Закрепление изученного - 10 мин. Физ. минутка. VI. Итог урока - 2 мин.
- Организационный момент.
-
Ребята, вы любите путешествовать?
-
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле.
-
Как вы думаете, кто может быть капитаном на нашем корабле сегодня?
-
Вы будете моей командой, экипажем корабля. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях.
- Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой… Продолжите мою мысль… (Дисциплину, трудолюбие, смекалку, знания, умения, способности, дружбу…)
- Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.
- Отправляемся в путь. По пути мы будем заходить в различные порты, первый их которых «Повторялкино»
-
Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Чем мы занимаемся обычно на этих уроках чтения?
(Знакомимся с новыми звуками и буквами, которыми они обозначаются, учимся читать, развиваем свою речь…)
- Из чего состоит наша речь?
- Предложения состоят…
- Слова… (из слогов)
- Слоги …(из звуков)
- Как обозначаются звуки на письме? (Буквами)
-
Работа с лентой букв. (Диск для учебника)
- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?
1.Буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Буквы, обозначающие согласные звуки.
3. Буквы, которые не обозначают звуков.
- Почему гласные буквы расположены на разных этажах?
- Почему согласные буквы в 2 ряда?
- Почему ь и ъ знаки отдельно?
- Наш корабль выходит из порта «Повторялкино» и следует в порт «Звуково».
3. Новый материал
1. Сообщение темы урока
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и узнаем какой буквой они обозначаются на письме.
2. Выделение звука [ф].
а) Отгадайте загадки (по мере отгадывания на доске появляются иллюстрации слов - отгадок):
Вы ответьте мне сперва,
Что же это за игра?
Когда мяч ногой пинают
И в ворота загоняют.
(Футбол)
Не галстук я, не воротник,
Я шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)
Этот глаз - особый глаз:
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын ……
(Жираф)
- Какой одинаковый звук вы услышали во всех этих словах?
2. Выделение звука [ф'].
а) - Посмотрите на предметы, изображенные на иллюстрациях.
Назовите их (на доске: фиалка, конфеты, графин, дельфин).
б) - Какой одинаковый звук вы услышали во всех этих словах?
4.Постановка целей и задач урока.
- Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
(Знакомиться с новыми звуками[Ф ], [ф ] , буквами Ф,ф, читать слова, предложения и тексты и с этими буквами, а еще мы познакомимся с историей возникновения Российского флота)
5. Работа в парах.
- Дайте характеристику этим звукам по традиционному плану.
Гласный - согласный?
Звонкий - глухой?
Твёрдый - мягкий?
Пары рассказывают о новых звуках.
Прослушивание информации из «Русской азбуки».
6.Звукобуквенный анализ слов, составление схем.
- Что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой страны мы идем? (Флаг).
- Произнесём слово хором.
- Сколько в нем слогов? Почему?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Составьте схему этого слова на доски и каждый на своих партах.
- Дайте характеристику первому звуку.
- Прочитайте загадку на своих карточках:
Есть сторож лесной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)
- Сколько слогов в этом слове, какой ударный?
Составьте схему, дайте характеристику первому звуку.
Подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?
Физминутка «Тим - Том»
(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твердый ф - приседают мальчики, если мягкий звук ф - девочки.)
Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин и др. 7. Знакомство с буквами. - Наше путешествие продолжается и мы движемся в порт «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.
- Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).
(Показ буквы на картинке и экране.)
- Ребята, а на что похожа буква "Ф"? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве "Ф": - Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)
слайд 4 слайд 5 слайд 6 - Вика Ященко подготовила свой проект буквы эф.
- У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)
- Чтение слогов и слов.
ТЕЛЕГРАФ
а, м. (от греч. tele - далеко и grapho - пишу). 1. только ед. Устройство для передачи каких-н. сигналов (напр. букв) на расстояние при помощи электричества по проводам.Телеграф принес известие об окончании мирных переговоров. Передать что-н. по телеграфу. 2. Учреждение, здание, в к-ром принимаются для отправки и получаются присланные таким способом извещения. Сдать телеграмму на телеграф. Беспроволочный телеграф - то же, что радиотелеграф в 1 знач.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
телефон
м.
1) Прибор, преобразующий электрические колебания в звуковые.
2) Связь, система таких аппаратов и устройств для передачи на расстояние звука.
3) Аппарат для осуществления такой связи.
4) Номер абонента такой связи.
Фе́рма - многозначный термин:
-
Ферма - конструкция, основные элементы которой работают на растяжение-сжатие
-
Ферма - сельскохозяйственное предприятие, принадлежащее фермеру
-
Ферма - животноводческое сельскохозяйственное предприятие
-
Флаг - полотнище, служащее символом государства (региона, города) или используемое для передачи информации (например, на флоте).
-
Фа́брика (от лат. fabrica - мастерская) - промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих (в отличие от ремесленной мастерской) и производящее товары, как правило, не под заказ, а по шаблону.
- Какие слова можно отнести к морской тематике? (Телефон, телеграф, флот и флаг) - Придумайте предложения с этими словами. Работа над дикцией. Чтение с карточки. - На ваших карточках прочитайте скороговорку, вставив нужную букву:
- Какая буква пропущена?
...лот плывет к родной земле,
...лаг на каждом корабле.
- Прочитаем вместе, что получилось. Удивленно. Грустно. Весело.
Следующий порт у нас на пути «Исторический»
Работа с учебником с.70. История Русского флота.
- Что вы видите на иллюстрации? Какие корабли?(Лодка, парусник, теплоход, крейсер, ледокол, подводная лодка).
- Как одним словом назвать то, что вы видите?
- Флот - это крупное соединение военно-морских судов.
- Какие морские суда были раньше? (Лодка(ладья), парусник(фрегат))
- Назовите современные морские суда. (Пассажирский теплоход, атомный ледокол, крейсер(эсминец), подводная лодка, ).
- Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?
-Что еще вы видите?
- «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве), по которому штурман определяет стороны света и направляет свой корабль по заданному маршруту.
Обратите внимание, что на каждом корабле есть флаг.
- Наши грузовые (торговые) корабли ходят под государственным флагом России (слайд).
- Вспомните, что обозначают цвета нашего триколора.
Белый - символ чистоты
Синий -
Красный - мужество, стойкость
- А флаг на военных судах называют Андреевский.
- Об этом флаге вам расскажут мои помощницы Вероника и Вика.
Доклад заранее подготовленных учащихся. Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!» Современная певица Вика Цыганова написала и исполнила замечательную песню, в которой использовала эти строки
-Много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове и назывался «Орёл». Но особое внимание флоту стал уделять Петр1 (слайд). Именно его и считают первым русским флотоводцем. Он хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому построил город на Неве, назвал его Санкт-Петербургом. Петр Первый стал создавать русскую флотилию. Он отправил способных юношей учиться за границу морскому делу. В Россию же он пригласил иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Было это более трёхсот лет назад. Россия могла теперь охранять свои морские границы, торговать с другими государствами.
- А мы с вами двигаемся дальше. Следующий порт «Поэтический».
- Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.
Работа над отрывком стихотворения А.С.Пушкина (с.71)
Чтение отрывка стихотворения учителем.
- Кто догадался, о каком городе идет речь в стихотворении?(Санкт-Петербурге) Во времена правления Петра Первого именно этот город являлся столицей Российской империи.
Жужжащее чтение.
- Как вы понимаете «В Европу прорубить окно»?
- Это значит наладить отношения с европейскими государствами по морскому пути (торговать и т.д.)
- В каких строчках сказано, что царь Петр 1 ждал к себе гостей из других стран? Прочтите («Все флаги в гости будут к нам…»).
Метонимия - средство худ. выразительности - замена одного слова или выражения другим на основе схожести двух понятий.
- Каким выражением можно заменить оборот речи «все флаги…»?
(Все страны в гости будут к нам…)
Чтение вслух хором (работа над выразительным чтением)
- Найдите самые важные слова в каждой строке, выделите их голосом.
- кто сможет выразительно прочитать ? (1-3 чел) Работа над стихотворением А.С.Пушкина( с.70) Читает ученик. - Из какого произведения взяты эти строки? («Сказка о царе Салтане…» - показ книги и слайда)
-
- Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)
-
Чтение отрывка парами. (1-3)
-
Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.
- Следующий порт «Закреплялкино»
Дифференцированные задания в парах. - Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт. Работать вы будете парами. 1 задание: Составить кусочки, чтобы получились слова. (2 ученика у доски) ( все остальные учащиеся работают в парах)
-
задание:
- Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло
- задание:
Итог урока - Наше путешествие и урок походят к концу. - - С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Дайте характеристику звуков, которые она обозначает. - Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? - А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!
А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. (Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой. Звучит песня « Экипаж - одна семья»).
План урока 1.Орг момент 1 мин 2.Порт «Повторялкино» - 3 мин Физминутка «Вот все гласные мои» - 1 мин 3. Порт «Звуково» - 7 мин 4. Порт «Буковкино» - 7 мин 5. Порт «Читайкино» - 7 6. Порт «Исторический» - 7 мин 7. Порт «Поэтический» - 7 мин 8. Порт «Закреплялкино» - 5 мин 9. Итог 2 мин