Урок обучения грамоте по теме Звуки [ф ], [ф` ]. Буквы Ф, ф (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Школа России» Тема урока. Согласные звуки [ ф ], [ ф`], буквы Ф, ф. Цели:

  1. Познакомить с новыми звуками и буквой.

  2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.

  3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.

  4. Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, диск к учебнику, схемы слов и слияний, карточки с заданиями, учебник «Азбука» В.Г.Горецких (ч.2) Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф'] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремиться быть полезными своей стране. Этапы урока: I. Организационный момент - 2 мин. II. Повторение изученного - 3 мин. III. Постановка темы и цели урока - 1 мин. IV. Работа над новым материалом - 15 мин. Физ. минутка. V. Закрепление изученного - 10 мин. Физ. минутка. VI. Итог урока - 2 мин.

  1. Организационный момент.
1. Готовность к уроку.
  • Ребята, вы любите путешествовать?

  • Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле.

  • Как вы думаете, кто может быть капитаном на нашем корабле сегодня?

  • Вы будете моей командой, экипажем корабля. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях.

- Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой… Продолжите мою мысль… (Дисциплину, трудолюбие, смекалку, знания, умения, способности, дружбу…)

- Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

- Отправляемся в путь. По пути мы будем заходить в различные порты, первый их которых «Повторялкино»

  1. Повторение изученного. Актуализация знаний.

- Чем мы занимаемся обычно на этих уроках чтения?

(Знакомимся с новыми звуками и буквами, которыми они обозначаются, учимся читать, развиваем свою речь…)

- Из чего состоит наша речь?

- Предложения состоят…

- Слова… (из слогов)

- Слоги …(из звуков)

- Как обозначаются звуки на письме? (Буквами)

  1. Работа с лентой букв. (Диск для учебника)

- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1.Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

- Почему гласные буквы расположены на разных этажах?

- Почему согласные буквы в 2 ряда?

- Почему ь и ъ знаки отдельно?

- Наш корабль выходит из порта «Повторялкино» и следует в порт «Звуково».

3. Новый материал

1. Сообщение темы урока

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и узнаем какой буквой они обозначаются на письме.

2. Выделение звука [ф].

а) Отгадайте загадки (по мере отгадывания на доске появляются иллюстрации слов - отгадок):

Вы ответьте мне сперва,
Что же это за игра?
Когда мяч ногой пинают
И в ворота загоняют.
(Футбол)

Не галстук я, не воротник,
Я шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)

Этот глаз - особый глаз:
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын ……
(Жираф)

- Какой одинаковый звук вы услышали во всех этих словах?


2. Выделение звука [ф'].

а) - Посмотрите на предметы, изображенные на иллюстрациях.
Назовите их (на доске: фиалка, конфеты, графин, дельфин).

б) - Какой одинаковый звук вы услышали во всех этих словах?

4.Постановка целей и задач урока.

- Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(Знакомиться с новыми звуками[Ф ], [ф ] , буквами Ф,ф, читать слова, предложения и тексты и с этими буквами, а еще мы познакомимся с историей возникновения Российского флота)

5. Работа в парах.

- Дайте характеристику этим звукам по традиционному плану.

Гласный - согласный?

Звонкий - глухой?

Твёрдый - мягкий?

Пары рассказывают о новых звуках.

Прослушивание информации из «Русской азбуки».

6.Звукобуквенный анализ слов, составление схем.

- Что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой страны мы идем? (Флаг).

- Произнесём слово хором.

- Сколько в нем слогов? Почему?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Составьте схему этого слова на доски и каждый на своих партах.

- Дайте характеристику первому звуку.

- Прочитайте загадку на своих карточках:

Есть сторож лесной у зелёного дома.

Как только на лес опускается дрёма,

Он, ухая гулко, на вахту спешит,

И смотрит, и слушает:

Кто там шуршит? (Филин)

- Сколько слогов в этом слове, какой ударный?

Составьте схему, дайте характеристику первому звуку.

Подведем итог этой части урока. Что же мы узнали о новых звуках?

Физминутка «Тим - Том»

(Учащиеся встают около своих парт, если в слове, произносимом учителем, слышится твердый ф - приседают мальчики, если мягкий звук ф - девочки.)

Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин и др. 7. Знакомство с буквами. - Наше путешествие продолжается и мы движемся в порт «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

  • Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф'] ? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).

(Показ буквы на картинке и экране.)

- Ребята, а на что похожа буква "Ф"? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве "Ф": - Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)

Урок обучения грамоте по теме Звуки [ф ], [ф` ]. Буквы Ф, ф (1 класс) слайд 4 слайд 5 слайд 6 - Вика Ященко подготовила свой проект буквы эф.

  • У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)
слайд 7 - Когда мы пишем большую (заглавную) букву? Работа с учебником с.71
  1. Чтение слогов и слов.
- Вот мы и с буквой познакомились и теперь движемся в порт «Читайкино» - Прочитайте слоги, на какие две группы можно разделить эти слоги? Чтение слогов с диска, прямые и обратные слоги. Игра «Твердый и мягкий» (с диска) - Прочитайте слова (цепочкой), объясните их значение, прочитайте самое большое слово, сколько в нем слогов? Слова, состоящие из трёх слогов, из двух из одного. Значение слова Телеграф по словарю Ушакова:
ТЕЛЕГРАФ
а, м. (от греч. tele - далеко и grapho - пишу). 1. только ед. Устройство для передачи каких-н. сигналов (напр. букв) на расстояние при помощи электричества по проводам.Телеграф принес известие об окончании мирных переговоров. Передать что-н. по телеграфу. 2. Учреждение, здание, в к-ром принимаются для отправки и получаются присланные таким способом извещения. Сдать телеграмму на телеграф. Беспроволочный телеграф - то же, что радиотелеграф в 1 знач.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

телефон


м.
1) Прибор, преобразующий электрические колебания в звуковые.
2) Связь, система таких аппаратов и устройств для передачи на расстояние звука.
3) Аппарат для осуществления такой связи.
4) Номер абонента такой связи.

Фе́рма - многозначный термин:

  • Ферма - конструкция, основные элементы которой работают на растяжение-сжатие

  • Ферма - сельскохозяйственное предприятие, принадлежащее фермеру

  • Ферма - животноводческое сельскохозяйственное предприятие

  • Флаг - полотнище, служащее символом государства (региона, города) или используемое для передачи информации (например, на флоте).

  • Фа́брика (от лат. fabrica - мастерская) - промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих (в отличие от ремесленной мастерской) и производящее товары, как правило, не под заказ, а по шаблону.



- Какие слова можно отнести к морской тематике? (Телефон, телеграф, флот и флаг) - Придумайте предложения с этими словами. Работа над дикцией. Чтение с карточки. - На ваших карточках прочитайте скороговорку, вставив нужную букву:

- Какая буква пропущена?

...лот плывет к родной земле,

...лаг на каждом корабле.

- Прочитаем вместе, что получилось. Удивленно. Грустно. Весело.

Следующий порт у нас на пути «Исторический»

Работа с учебником с.70. История Русского флота.

- Что вы видите на иллюстрации? Какие корабли?(Лодка, парусник, теплоход, крейсер, ледокол, подводная лодка).

- Как одним словом назвать то, что вы видите?

- Флот - это крупное соединение военно-морских судов.

- Какие морские суда были раньше? (Лодка(ладья), парусник(фрегат))

- Назовите современные морские суда. (Пассажирский теплоход, атомный ледокол, крейсер(эсминец), подводная лодка, ).

- Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?

-Что еще вы видите?

- «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве), по которому штурман определяет стороны света и направляет свой корабль по заданному маршруту.

Обратите внимание, что на каждом корабле есть флаг.

- Наши грузовые (торговые) корабли ходят под государственным флагом России (слайд).

- Вспомните, что обозначают цвета нашего триколора.

Белый - символ чистоты

Синий -

Красный - мужество, стойкость

- А флаг на военных судах называют Андреевский.

- Об этом флаге вам расскажут мои помощницы Вероника и Вика.

Доклад заранее подготовленных учащихся. Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!» Современная певица Вика Цыганова написала и исполнила замечательную песню, в которой использовала эти строки

-Много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове и назывался «Орёл». Но особое внимание флоту стал уделять Петр1 (слайд). Именно его и считают первым русским флотоводцем. Он хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому построил город на Неве, назвал его Санкт-Петербургом. Петр Первый стал создавать русскую флотилию. Он отправил способных юношей учиться за границу морскому делу. В Россию же он пригласил иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Было это более трёхсот лет назад. Россия могла теперь охранять свои морские границы, торговать с другими государствами.

- А мы с вами двигаемся дальше. Следующий порт «Поэтический».

- Послушайте строки стихотворения А.С.Пушкина.

Работа над отрывком стихотворения А.С.Пушкина (с.71)

Чтение отрывка стихотворения учителем.

- Кто догадался, о каком городе идет речь в стихотворении?(Санкт-Петербурге) Во времена правления Петра Первого именно этот город являлся столицей Российской империи.

Жужжащее чтение.

- Как вы понимаете «В Европу прорубить окно»?

- Это значит наладить отношения с европейскими государствами по морскому пути (торговать и т.д.)

- В каких строчках сказано, что царь Петр 1 ждал к себе гостей из других стран? Прочтите («Все флаги в гости будут к нам…»).

Метонимия - средство худ. выразительности - замена одного слова или выражения другим на основе схожести двух понятий.

- Каким выражением можно заменить оборот речи «все флаги…»?

(Все страны в гости будут к нам…)

Чтение вслух хором (работа над выразительным чтением)

- Найдите самые важные слова в каждой строке, выделите их голосом.

- кто сможет выразительно прочитать ? (1-3 чел) Работа над стихотворением А.С.Пушкина( с.70) Читает ученик. - Из какого произведения взяты эти строки? («Сказка о царе Салтане…» - показ книги и слайда)

  • - Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

  • Чтение отрывка парами. (1-3)

  • Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

- Следующий порт «Закреплялкино»

Дифференцированные задания в парах. - Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт. Работать вы будете парами. 1 задание: Составить кусочки, чтобы получились слова. (2 ученика у доски) ( все остальные учащиеся работают в парах)

  1. задание:

  • Ребята, нужно прочитать важное послание. Вот беда, буквы размыло
водой. Возьмите карандаши и восстановите текст. (Текст напечатан на карточках) На к…ждом кора…ле есть …лаг. Мы горди…ся своим могучим фл…том. Наш флот х…дит по всем морям и …кеанам. Проверка : читают по 1 предложению хором по рядам.
  1. задание:
Работа с деформированным текстом. Дельфины-спасатели По морю плыл большой теплоход. Люди стояли на палубе. Вдруг один мальчик упал в воду. По близости плавали дельфины. Они подплыли к мальчику и не дали ему утонуть.

Итог урока - Наше путешествие и урок походят к концу. - - С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Дайте характеристику звуков, которые она обозначает. - Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? - А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!

А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. (Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой. Звучит песня « Экипаж - одна семья»).


План урока 1.Орг момент 1 мин 2.Порт «Повторялкино» - 3 мин Физминутка «Вот все гласные мои» - 1 мин 3. Порт «Звуково» - 7 мин 4. Порт «Буковкино» - 7 мин 5. Порт «Читайкино» - 7 6. Порт «Исторический» - 7 мин 7. Порт «Поэтический» - 7 мин 8. Порт «Закреплялкино» - 5 мин 9. Итог 2 мин







© 2010-2022