Дополнительная общеобразовательная программа В стране здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«В стране здоровья»

Автор: Феоктистова Инна Владимировна

Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Срок реализации программы 4 года.

«Здоровье - это состояние полного физического,

психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов»

Пояснительная записка Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Исследованиями зарубежных и отечественных ученных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Следует так же помнить, что самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам, начинается с дошкольного возраста. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по оздоровлению детей, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось, количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - с 60,9 % до 67,6 %, а имеющих хронические заболевания - с 15,9 % до 17,3 %. Данная программа естественнонаучной направленности и ориентированна на компетентность обучающихся в области сохранения и укрепления здоровья, формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Дополнительная образовательная программа направлена не только на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом образе жизни, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Она учитывает, что ребенок, изучая себя и особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Но для формирования компетентности в области здорового образа жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Реализация программы в объединении осуществляется через тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Они принимают активное участие во всех массовых мероприятиях объединения (праздники, спектакли, экскурсии, поездки в театр, музеи, походы и т.д.). Набор обучающихся в объединение - свободный, состав группы постоянный. Количественный состав групп 1 года обучения 12 человек, 2-го и последующих годов-10-12 человек. Занятия проводятся в зависимости от пожеланий родителей, детей и возможностей педагога: по 1 часу/ 2 раза в неделю, по 1 часу/ 3 раза в неделю, по 2 часа/ 2 раза в неделю (вся почасовая нагрузка отражена в тематическом планировании). Форма организации образовательного процесса:

  • групповая;
  • индивидуальная.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Цель программы: Формирование компетентности обучающихся в области здорового образа жизни Задачи: Обучающие:
  • сформировать знания о строении и жизнедеятельности организма;
  • сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;
  • дать представления о методах и способах оказания первой медицинской помощи;
  • привить навыки личной гигиены и сохранения здоровья.
  • дать представления о взаимосвязи природы и человека.
Развивающие:
  • способствовать развитию любознательности, наблюдательности, воображения, образному и логическому мышлению учащихся;
  • способствовать развитию самостоятельности;
  • способствовать развитию способности к творческому мышлению и творческой активности;
  • способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка;
  • формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания на практике
Воспитательные:
  • способствовать воспитанию культуры межличностного общения;
  • способствовать формированию основ безопасности поведения в природе;
  • способствовать воспитанию личной ответственности за природу и своё здоровье;
  • выработка активной жизненной позиции;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что понимание сущности сохранения и развития здоровья и развитие творческого воображения происходит только при непосредственном изучении своего организма: его строения, возможностей, естественной красоты. Параллельно идет процесс усвоения основ сохранения и развития здоровья, процесс формирования компетентности обучающихся в области здоровьесбережения. Занятия по данной программе включают в себя и посещения бассейна, где с обучающиеся занимаются специальные инструктора, которые разучивают с детьми комплексы оздоровительных упражнений на воде и обучают их плаванию, а так же безопасному поведению на воде. Другой особенностью программы является то, что знания, заложенные в программе 1, 2, 3, 4 -х годов обучения совпадают с теми уровнями знаний, которые должны быть у детей 1,2,3,4-х классов. Поэтому, если педагог организует 1 год обучение с детьми 2 класса, то разрешается для данных детей брать программу 2-го года обучения, так как уровень 1-го года обучения не будет им соответствовать. Так же будет, если педагог организует 1 год обучение с детьми 4 класса, то разрешается для данных детей брать программу 4-го года обучения, так как уровень 1-го года обучения не будет им соответствовать. Программа опирается на следующие принципы здоровьесберегающей педагогики:
  • Принцип сознательности и активности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип «Не навреди»;
  • Принцип повторения умений и навыков;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип цикличности;
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • Принцип оздоровительной направленности;
  • Принцип формирования ответственности у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей;
  • Принцип связи теории с практикой;
  • Принцип опоры на интерес.
Программа выстроена с учётом характерных для обучающихся данного возраста видов деятельности и предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, учитывая возрастные особенности и индивидуальные возможности детей. У детей младшего школьного возраста хорошо развито наглядно-образное мышление и формируется логическое мышление, поэтому следует пользоваться объяснительно-иллюстративным методом, где опора при объяснении делается на наглядность (картины, таблицы, учебник, дидактический материал). Дети имеют свой жизненный опыт, накопленный в результате
наблюдений и использования различных видов деятельности. Экскурсии являются уникальным источником познания. У младших школьников на первое место по значимости выходят
мотивы самоопределения и самосовершенствования, всё новое им
интересно, они хотят быть лучше, хотят всё знать. Психические
процессы достаточно развиты. На это опираются частично-
поисковый метод и проблемное изложение изучаемого материала. Современные занятия создают условия для общего развития детей. Весь процесс обучения включает в себя три этапа: 1. Этап начало ознакомления с основными понятиями и представлениями
Цель:
сформировать основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Представления формируются в результате объяснения необходимости утренней гимнастики, комплексов физминуток, просмотра наглядных пособий. 2. Этап углубленного изучения Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни. Представления формируются в результате активного обучения, наглядности, словесного воздействия, беседы, дискуссии, двигательной активности, оздоровительных сил природы. 3. Этап закрепления знаний, умений, навыков по здоровьесбережению.
Цель: перевести умения в навык. Увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни. Результативность программы определяется следующими критериями К концу первого года обучающиеся должны: знать:
  • основы знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни;
  • основы личной гигиены и сохранения здоровья;
  • взаимосвязи природы и человека;
  • знать основы безопасной жизни, безопасности поведения в природе.
уметь:
  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • владеть навыками личной гигиены и сохранения здоровья;
  • работать с дополнительной литературой, иллюстрациями;
  • общаться со сверстниками и взрослыми.
К концу второго года обучающиеся должны: знать:
  • части тела человека и их гигиену;
  • причины болезней;
  • составляющие здорового образа жизни;
  • влияние вредных привычек на здоровье;
  • народные приметы.
  • Правила поведения при ЧС;
уметь:
  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • определять свой вес, рост, пульс;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • оберегать себя от болезней;
К концу третьего года обучающиеся должны: знать:
  • Значение каждого органа для человека;
  • Как защитить себя от болезней;
  • Правила закаливания;
  • Какое влияние оказывает деятельность человека на природу.
уметь:
  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • Вести самоконтроль за состоянием своего здоровья;
  • Правильно планировать свой день;
  • Правила пользования средствами бытовой химии.
К концу четвертого года обучающиеся должны: знать:
  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • Как связан организм с окружающей средой;
  • Как окружающая среда влияет на здоровье человека;
  • Правила гигиены и меры профилактики заболеваний;
  • Составляющие здорового образа жизни;
уметь:
  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • проводить простейшие экологические исследования;
  • выполнять творческие проекты;
  • следить и заботиться о своём здоровье.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(на 2 часа в неделю)

Тема Всего часов Часов теории часов практики 1 Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена. 10 3 7 2 Что такое здоровье. 10 3 7 3 Здоровый образ жизни. 12 4 8 4 Здоровье и вредные привычки. 4 2 2 5 Физкультура и здоровье. 10 4 6 6 Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу. 10 2 8 7 Моя семья, мой дом, школа. 10 2 8 8 Основы безопасности жизнедеятельности. 6 2 4

Итого: 72 22 50

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена - 10 часов:

  • Как устроен и работает наш организм? Основные части тела и органы (2часа).
  • Глаза - основные помощники человека. Гигиена зрения (2 часа).
  • Уши. Особенности строения. Уход за ушами (2 часа).
  • Зубы. Уход за зубами и полостью рта (2 часа).
  • Кожа. Советы доктора Воды. Друзья вода и мыло (2 часа).
Валеологический самоанализ в ходе занятий: «Как работают мои органы чувств?». Практическая работа в ходе занятий:
  • «Гимнастика для глаз», « Гимнастика для ушей».
  • «Сочинение сказки о микробах».
  • Игра «Можно - нельзя».
2. Что такое здоровье - 10 часов:
  • Здоровье и болезнь. Определение здоровья, болезни. «Составление портретов здорового и больного человека» (2 часа).
    • Здоровье или болезнь? Причины заболеваний. Как можно их избежать. Какие болезни бывают. Выяснение причин болезней (2 часа).

    • Конкурс рисунков «Здоровая семья» с последующим рассказом о семье (2 часа).

    • Оздоровительные игры (2 часа).

    • Праздник «День здоровья» (2 часа).

Анкетирование в ходе занятий « Моё здоровье», «Как я отношусь к своему здоровью?». Валеологический самоанализ в ходе занятий: «Здоров ли я?». 3. Здоровый образ жизни-12 часов:
  • Определение здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни (2 часа).
  • Личное здоровье и его зависимость от образа жизни. Что надо делать, что бы быть здоровым? (2 часа).
  • Режим дня (2 часа).
  • Закаливание. Правила закаливания (2 часа).
  • Питание- необходимое условие для жизни. Правильное питание. Здоровая пища - залог правильного развития и профилактика болезней (2 часа).
  • Откуда берётся пища? Кто кого кормит? (2часа).
Практическая работа в ходе занятий:
  • «Составление своего режима дня», «Сравнение своего режима дня с правильным режимом».
  • «Подбор стихов о режиме дня».
  • «Посадка лука, чеснока, петрушки на подоконнике», «Что я ем в течение дня?».
Экскурсии в ходе занятий: «На школьной кухне», «Тропикола - Сибирь». Валеологический самоанализ в ходе занятий: «Какой образ жизни веду я?». 4. Вредные привычки и здоровье -4 часа:
  • Что такое привычка? Почему некоторые привычки называют вредными? Примеры вредных привычек. Профилактика вредных привычек (2 часа).
  • Выпуск рисунков, плакатов - антиреклам на тему «Вредные привычки» (2 часа).
Валеологический самоанализ в ходе занятий: «Есть ли у меня вредные привычки?». 5. Физкультура и здоровье -10 часов:
  • Значение физкультуры и спорта для здоровья. Лечебная физкультура (2 часа).
  • Народные подвижные игры. История народных игр. Разучивание народных игр (2 часа)
  • Посещение бассейна (2 часа).
  • Подвижные игры на свежем воздухе (4 часа).
6. Природа и человек- 10 часов:
  • Как человек связан с природой? Влияние деятельности человека на природу (2 часа).

  • Каким бывает мусор, чем он опасен. Экологическое расследование: «Мусор возле школы, вблизи дома» (2 часа).

  • Творческая работа (поделки) «Вторая жизнь использованных пластмассовых бутылок, полиэтиленовых пакетов, жестяных банок и других ненужных вещей и предметов» (4 часа).

  • Экскурсия в природу «Мир вокруг нас и мы» (2 часа).

Валеологический самоанализ в ходе занятий: «Достаточно ли я общаюсь с природой?». 7. Мой дом, моя семья, моя школа -10 часов:
  • Наш дом. Как устроен наш дом. Из чего сделан дом. Воздух, вода, температура в доме (2 часа).

  • Жилище как экосистема. Существа, живущие рядом (растения, животные, микроорганизмы) (2 часа).
  • Удобное и чистое жилище. Пыль и здоровье. Каждой вещи своё место (2 часа).
  • Моя семья. Функции каждого члена семьи. Общение в семье. Кто и как в семье помогает друг другу. Профессия моих родителей. Люблю ли я профессию моих родителей (2 часа).
  • Моя школа. История нашей школы. Поведение и настроение в школе (2часа).
Практическая работа в ходе занятий:
  • Экологическое расследование: «Исследуй свой дом».
  • Составление плана-рисунка «Мой дом».
  • Творческий проект: «Каким я хочу видеть свой дом».
  • Ролевые игры «Я умею встречать гостей», «Я хорошо веду себя в гостях», «Домашний совет», «Я - ученик».
  • Конкурс рисунков: «Я рисую свою семью», «Моя любимая профессия», «Какие есть профессии», «Кем я хочу стать», «Школа вчера, сегодня, завтра».

  • Участие в выставке декоративно-прикладного творчества.

  • «Составление правил ухода за домашними животными».

  • «Учимся обнаруживать пыль».

  • Праздник «Азбука волшебных слов».

Анкетирование на тему в ходе занятий: «Что мне нравится и что не нравится в школе». 8. Основы безопасности жизнедеятельности- 6 часов:
  • Правила поведения на улице (2 часа).
  • Правила поведения дома (2 часа).
  • Правила поведения в школе (2 часа).
Экскурсия в ходе занятий: в пожарную часть города.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

(на 2 часа в неделю)

п/п

Тема

Все

го часов

Часов теории

Часов практи

ки 1 Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена. 10 3 7 2 Что такое здоровье. 10 3 7 3 Здоровый образ жизни. 12 4 8 4 Здоровье и вредные привычки. 4 2 2 5 Физкультура и здоровье. 6 1 5 6 Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу. 10 2 8 7 Моя семья, мой дом, школа. 4 1 3 8 Основы безопасности жизнедеятельности. 16 4 12

ИТОГО: 72 20 52

Содержание курса 3-го года обучения (2 часа в неделю)

1. Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена 10 часов:

  • Человек - замечательное творение природы! Взаимосвязь организма с окружающей средой. Как мы познаём мир (через органы чувств)? (2 часа).
  • Путешествие в страну Зрения. Забота о глазах. Профилактика нарушений зрения и утомления глаз (2 часа).
  • Путешествие по лабиринтам уха. В мире звуков. Уход за ушами (2 часа).
  • В мире запахов. Гигиена носовой полости. Пирамида вкусов. Уход за языком и зубами (2 часа).
  • Орган осязания (кожа). Уход за кожей рук и ног. Профилактика кожных заболеваний (чесотки, грибковых, педикулёза). Гигиена применения косметических средств (духи, одеколон, крем, дезодоранты, помада..) (2 часа).

2. Что такое здоровье (10часов):

  • Наше здоровье: из чего оно складывается и отчего оно зависит. Формулы здоровья и долголетия. Практические работы: «Составление азбуки здоровья», «Составление плана-действия по сохранению и улучшению своего здоровья», «Составление своей программы здоровья». Валеологический самоанализ: «Моё здоровье» (4 часа).

  • Окружающая среда (животные, растения, климат, погода, воздух, вода, почва) и здоровье человека (4 часа).

  • День здоровья (2 часа).

3. Здоровый образ жизни (12 часов):

  • Здоровый образ жизни. Составляющие ЗОЖ. Преимущества здорового образа жизни. Профилактика заболеваний. Закаливание и здоровье. Режим дня, недели (4 часа).

  • Основы правильного питания. Гигиена питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Роль витаминов, минеральных веществ в обеспечении здоровья (6 часов).

  • Рецепты моей бабушки (моей семьи) (2 часа).

4. Вредные привычки и здоровье (4 часа):

  • Гиподинамия и её влияние на организм детей (2 часа).
  • Вред курения и алкоголя (пиво). Профилактика курения, наркомании (2 часа).

5. Физкультура и здоровье (6 часов):

  • Роль физкультуры в развитии школьника. Лечебная физкультура (2

часа).

  • Игры на свежем воздухе (2 часа).

  • Русские народные игры (2 часа).

6. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу (10 часов):

  • Я и окружающий меня мир. Красота природы (2 часа).
  • Влияние человека на природу: плюсы и минусы (2 часа).
  • Творческий проект по экологии или исследовательская работа по
вопросам экологии и здоровья (6 часов).

7. Моя семья, мой дом, моя школа (4 часа):

  • Моя семья. Правила семейной счастливой жизни. Традиции в семье.
Ролевая игра: «Счастливая семья» (2 часа).
  • Современная школа: традиции, здоровье, безопасность. Творческий проект: «Семья и школа» (2 часа).

8. Основы безопасности жизнедеятельности (16 часов):

  • Моя личная безопасность: что это такое и как её обеспечить? Школьный травматизм. Как его избежать? (2 часа).
  • Квартира как источник опасности. Пожарная безопасность (2 часа).
  • Безопасность в транспортно-дорожных ситуациях (2 часа).
  • Экологическая безопасность (2 часа).
  • Первая медицинская помощь. Оказание первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых, отравлениях, ожогах, солнечных ударах, обморожениях. Помощь при попадании предметов в дыхательные пути, ухо, нос. Помощь при укачивании в транспорте (6 часов).
  • Творческий проект: «Моя безопасность» (2 часа).
Практическая работа в ходе занятий: «Составление азбуки безопасности». Оказание первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых, отравлениях, ожогах, солнечных ударах, обморожениях










УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (2 часа в неделю с отдельным блоком «Оздоровительный компонент: посещение бассейна»)

п/п

Тема

Все

го часов

Часов теории

Часов практи

ки

1

Вводное занятие.

1

-

1 2 Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена.

2

1

1 3 Что такое здоровье.

4

2

2 4 Здоровый образ жизни.

13

3

10 5 Здоровье и вредные привычки.

2

1

1 6 Оздоровительный компонент: посещение бассейна.

36

6

30 7 Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу.

4

2

2 8 Основы безопасности жизнедеятельности.

8

2

6 9 Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО:

72

17

55

Содержание 4год обучения (2 часа в неделю)

1. Вводное занятие (1 час):

  • Знакомство с программой четвёртого года обучения. Экологическая игра «Что? Где? Когда?» (1 час).

2. Организм - единое целое (2 часа):

    • Взаимосвязь органов и систем в организме. Что и как обеспечивает бесперебойную работу организма (2 часа).

3. Что такое здоровье (4 часа):
  • Физическое и психическое здоровье (2 часа).
  • Как помочь себе сохранить своё здоровье (2часа).

4. Здоровый образ жизни 13 часов:

  • Здоровье и здоровый образ жизни: определение, их взаимосвязь. Азбука здорового образа жизни. Портрет человека ведущего ЗОЖ и человека, ведущего «не ЗОЖ» (1час).

  • Правильное питание - как один из компонентов здорового образа жизни. Режим питания. Энергия пищи. Меню школьника (2час).

  • Продукты разные нужны, блюда разные важны. Где и как мы едим (1час).

  • Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России (1час).

  • Исследовательская деятельность (например, «Исследование качества различных пищевых продуктов» или из области «Экология. Здоровье. Человек») (8 часов).

5. Здоровье и вредные привычки 2 часа:
  • Вредные привычки современного человека и их влияние на здоровье (длительные занятия за компьютерами, злоупотребление сотовыми телефонами, татуировки, злоупотребление косметикой в раннем возрасте) (2часа).

6. Оздоровительный компонент: посещение бассейна (36 часов):

    • Значение физкультуры и спорта, плавания для здоровья и физического развития. Правила безопасности при занятиях в бассейне (1 час).

    • Посещение бассейна (ТБ и инструктаж перед каждым занятием) (35 часа).

7. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу (4 часа):

  • Я и окружающий меня мир. Красота природы (2 часа).
  • Природа. Человек. Здоровье. Влияние природы на человека. Влияние человека на природу: плюсы и минусы (2 часа).

8. Основы безопасности жизнедеятельности (8 часов):
    • Природа и безопасность. Лесные опасности (2 часа).

    • Безопасное поведение в быту. Опасные комнатные растения (2 часа).

    • Вредные продукты питания (2 часа).

    • Бытовая химия, гигиенические средства и наше здоровье (2 часа).

10. Итоговое занятие (1час).




© 2010-2022