- Преподавателю
- Начальные классы
- Дополнительная общеобразовательная программа В стране здоровья
Дополнительная общеобразовательная программа В стране здоровья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Н.С. |
Дата | 03.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«В стране здоровья»
Автор: Феоктистова Инна Владимировна
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Срок реализации программы 4 года.
«Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не просто
отсутствие болезней или физических дефектов»
Пояснительная записка Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Исследованиями зарубежных и отечественных ученных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Следует так же помнить, что самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам, начинается с дошкольного возраста. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по оздоровлению детей, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось, количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - с 60,9 % до 67,6 %, а имеющих хронические заболевания - с 15,9 % до 17,3 %. Данная программа естественнонаучной направленности и ориентированна на компетентность обучающихся в области сохранения и укрепления здоровья, формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Дополнительная образовательная программа направлена не только на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом образе жизни, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Она учитывает, что ребенок, изучая себя и особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Но для формирования компетентности в области здорового образа жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Реализация программы в объединении осуществляется через тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Они принимают активное участие во всех массовых мероприятиях объединения (праздники, спектакли, экскурсии, поездки в театр, музеи, походы и т.д.). Набор обучающихся в объединение - свободный, состав группы постоянный. Количественный состав групп 1 года обучения 12 человек, 2-го и последующих годов-10-12 человек. Занятия проводятся в зависимости от пожеланий родителей, детей и возможностей педагога: по 1 часу/ 2 раза в неделю, по 1 часу/ 3 раза в неделю, по 2 часа/ 2 раза в неделю (вся почасовая нагрузка отражена в тематическом планировании). Форма организации образовательного процесса:
- групповая;
- индивидуальная.
- сформировать знания о строении и жизнедеятельности организма;
- сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;
- дать представления о методах и способах оказания первой медицинской помощи;
- привить навыки личной гигиены и сохранения здоровья.
- дать представления о взаимосвязи природы и человека.
- способствовать развитию любознательности, наблюдательности, воображения, образному и логическому мышлению учащихся;
- способствовать развитию самостоятельности;
- способствовать развитию способности к творческому мышлению и творческой активности;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания на практике
- способствовать воспитанию культуры межличностного общения;
- способствовать формированию основ безопасности поведения в природе;
- способствовать воспитанию личной ответственности за природу и своё здоровье;
- выработка активной жизненной позиции;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип «Не навреди»;
- Принцип повторения умений и навыков;
- Принцип непрерывности;
- Принцип цикличности;
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- Принцип оздоровительной направленности;
- Принцип формирования ответственности у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип опоры на интерес.
наблюдений и использования различных видов деятельности. Экскурсии являются уникальным источником познания. У младших школьников на первое место по значимости выходят
мотивы самоопределения и самосовершенствования, всё новое им
интересно, они хотят быть лучше, хотят всё знать. Психические
процессы достаточно развиты. На это опираются частично-
поисковый метод и проблемное изложение изучаемого материала. Современные занятия создают условия для общего развития детей. Весь процесс обучения включает в себя три этапа: 1. Этап начало ознакомления с основными понятиями и представлениями
Цель: сформировать основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Представления формируются в результате объяснения необходимости утренней гимнастики, комплексов физминуток, просмотра наглядных пособий. 2. Этап углубленного изучения Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни. Представления формируются в результате активного обучения, наглядности, словесного воздействия, беседы, дискуссии, двигательной активности, оздоровительных сил природы. 3. Этап закрепления знаний, умений, навыков по здоровьесбережению.
Цель: перевести умения в навык. Увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни. Результативность программы определяется следующими критериями К концу первого года обучающиеся должны: знать:
- основы знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни;
- основы личной гигиены и сохранения здоровья;
- взаимосвязи природы и человека;
- знать основы безопасной жизни, безопасности поведения в природе.
- наблюдать;
- самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
- владеть навыками личной гигиены и сохранения здоровья;
- работать с дополнительной литературой, иллюстрациями;
- общаться со сверстниками и взрослыми.
- части тела человека и их гигиену;
- причины болезней;
- составляющие здорового образа жизни;
- влияние вредных привычек на здоровье;
- народные приметы.
- Правила поведения при ЧС;
- наблюдать;
- самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
- определять свой вес, рост, пульс;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- оберегать себя от болезней;
- Значение каждого органа для человека;
- Как защитить себя от болезней;
- Правила закаливания;
- Какое влияние оказывает деятельность человека на природу.
- наблюдать;
- самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
- Вести самоконтроль за состоянием своего здоровья;
- Правильно планировать свой день;
- Правила пользования средствами бытовой химии.
- наблюдать;
- самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
- Как связан организм с окружающей средой;
- Как окружающая среда влияет на здоровье человека;
- Правила гигиены и меры профилактики заболеваний;
- Составляющие здорового образа жизни;
- наблюдать;
- самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- проводить простейшие экологические исследования;
- выполнять творческие проекты;
- следить и заботиться о своём здоровье.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(на 2 часа в неделю) №
Тема Всего часов Часов теории часов практики 1 Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена. 10 3 7 2 Что такое здоровье. 10 3 7 3 Здоровый образ жизни. 12 4 8 4 Здоровье и вредные привычки. 4 2 2 5 Физкультура и здоровье. 10 4 6 6 Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу. 10 2 8 7 Моя семья, мой дом, школа. 10 2 8 8 Основы безопасности жизнедеятельности. 6 2 4
Итого: 72 22 50
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена - 10 часов:
- Как устроен и работает наш организм? Основные части тела и органы (2часа).
- Глаза - основные помощники человека. Гигиена зрения (2 часа).
- Уши. Особенности строения. Уход за ушами (2 часа).
- Зубы. Уход за зубами и полостью рта (2 часа).
- Кожа. Советы доктора Воды. Друзья вода и мыло (2 часа).
- «Гимнастика для глаз», « Гимнастика для ушей».
- «Сочинение сказки о микробах».
- Игра «Можно - нельзя».
- Здоровье и болезнь. Определение здоровья, болезни. «Составление портретов здорового и больного человека» (2 часа).
-
Здоровье или болезнь? Причины заболеваний. Как можно их избежать. Какие болезни бывают. Выяснение причин болезней (2 часа).
-
Конкурс рисунков «Здоровая семья» с последующим рассказом о семье (2 часа).
-
Оздоровительные игры (2 часа).
-
Праздник «День здоровья» (2 часа).
-
- Определение здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни (2 часа).
- Личное здоровье и его зависимость от образа жизни. Что надо делать, что бы быть здоровым? (2 часа).
- Режим дня (2 часа).
- Закаливание. Правила закаливания (2 часа).
- Питание- необходимое условие для жизни. Правильное питание. Здоровая пища - залог правильного развития и профилактика болезней (2 часа).
- Откуда берётся пища? Кто кого кормит? (2часа).
- «Составление своего режима дня», «Сравнение своего режима дня с правильным режимом».
- «Подбор стихов о режиме дня».
- «Посадка лука, чеснока, петрушки на подоконнике», «Что я ем в течение дня?».
- Что такое привычка? Почему некоторые привычки называют вредными? Примеры вредных привычек. Профилактика вредных привычек (2 часа).
- Выпуск рисунков, плакатов - антиреклам на тему «Вредные привычки» (2 часа).
- Значение физкультуры и спорта для здоровья. Лечебная физкультура (2 часа).
- Народные подвижные игры. История народных игр. Разучивание народных игр (2 часа)
- Посещение бассейна (2 часа).
- Подвижные игры на свежем воздухе (4 часа).
-
Как человек связан с природой? Влияние деятельности человека на природу (2 часа).
-
Каким бывает мусор, чем он опасен. Экологическое расследование: «Мусор возле школы, вблизи дома» (2 часа).
-
Творческая работа (поделки) «Вторая жизнь использованных пластмассовых бутылок, полиэтиленовых пакетов, жестяных банок и других ненужных вещей и предметов» (4 часа).
-
Экскурсия в природу «Мир вокруг нас и мы» (2 часа).
-
Наш дом. Как устроен наш дом. Из чего сделан дом. Воздух, вода, температура в доме (2 часа).
- Жилище как экосистема. Существа, живущие рядом (растения, животные, микроорганизмы) (2 часа).
- Удобное и чистое жилище. Пыль и здоровье. Каждой вещи своё место (2 часа).
- Моя семья. Функции каждого члена семьи. Общение в семье. Кто и как в семье помогает друг другу. Профессия моих родителей. Люблю ли я профессию моих родителей (2 часа).
- Моя школа. История нашей школы. Поведение и настроение в школе (2часа).
- Экологическое расследование: «Исследуй свой дом».
- Составление плана-рисунка «Мой дом».
- Творческий проект: «Каким я хочу видеть свой дом».
- Ролевые игры «Я умею встречать гостей», «Я хорошо веду себя в гостях», «Домашний совет», «Я - ученик».
-
Конкурс рисунков: «Я рисую свою семью», «Моя любимая профессия», «Какие есть профессии», «Кем я хочу стать», «Школа вчера, сегодня, завтра».
-
Участие в выставке декоративно-прикладного творчества.
-
«Составление правил ухода за домашними животными».
-
«Учимся обнаруживать пыль».
-
Праздник «Азбука волшебных слов».
- Правила поведения на улице (2 часа).
- Правила поведения дома (2 часа).
- Правила поведения в школе (2 часа).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(на 2 часа в неделю)
№ п/п
Тема
Все
го часов
Часов теории
Часов практи
ки 1 Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена. 10 3 7 2 Что такое здоровье. 10 3 7 3 Здоровый образ жизни. 12 4 8 4 Здоровье и вредные привычки. 4 2 2 5 Физкультура и здоровье. 6 1 5 6 Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу. 10 2 8 7 Моя семья, мой дом, школа. 4 1 3 8 Основы безопасности жизнедеятельности. 16 4 12
ИТОГО: 72 20 52
Содержание курса 3-го года обучения (2 часа в неделю)
1. Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена 10 часов:
- Человек - замечательное творение природы! Взаимосвязь организма с окружающей средой. Как мы познаём мир (через органы чувств)? (2 часа).
- Путешествие в страну Зрения. Забота о глазах. Профилактика нарушений зрения и утомления глаз (2 часа).
- Путешествие по лабиринтам уха. В мире звуков. Уход за ушами (2 часа).
- В мире запахов. Гигиена носовой полости. Пирамида вкусов. Уход за языком и зубами (2 часа).
-
Орган осязания (кожа). Уход за кожей рук и ног. Профилактика кожных заболеваний (чесотки, грибковых, педикулёза). Гигиена применения косметических средств (духи, одеколон, крем, дезодоранты, помада..) (2 часа).
2. Что такое здоровье (10часов):
-
Наше здоровье: из чего оно складывается и отчего оно зависит. Формулы здоровья и долголетия. Практические работы: «Составление азбуки здоровья», «Составление плана-действия по сохранению и улучшению своего здоровья», «Составление своей программы здоровья». Валеологический самоанализ: «Моё здоровье» (4 часа).
-
Окружающая среда (животные, растения, климат, погода, воздух, вода, почва) и здоровье человека (4 часа).
- День здоровья (2 часа).
3. Здоровый образ жизни (12 часов):
-
Здоровый образ жизни. Составляющие ЗОЖ. Преимущества здорового образа жизни. Профилактика заболеваний. Закаливание и здоровье. Режим дня, недели (4 часа).
-
Основы правильного питания. Гигиена питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Роль витаминов, минеральных веществ в обеспечении здоровья (6 часов).
-
Рецепты моей бабушки (моей семьи) (2 часа).
4. Вредные привычки и здоровье (4 часа):
- Гиподинамия и её влияние на организм детей (2 часа).
-
Вред курения и алкоголя (пиво). Профилактика курения, наркомании (2 часа).
5. Физкультура и здоровье (6 часов):
-
Роль физкультуры в развитии школьника. Лечебная физкультура (2
часа).
-
Игры на свежем воздухе (2 часа).
-
Русские народные игры (2 часа).
6. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу (10 часов):
- Я и окружающий меня мир. Красота природы (2 часа).
- Влияние человека на природу: плюсы и минусы (2 часа).
- Творческий проект по экологии или исследовательская работа по
7. Моя семья, мой дом, моя школа (4 часа):
- Моя семья. Правила семейной счастливой жизни. Традиции в семье.
- Современная школа: традиции, здоровье, безопасность. Творческий проект: «Семья и школа» (2 часа).
8. Основы безопасности жизнедеятельности (16 часов):
- Моя личная безопасность: что это такое и как её обеспечить? Школьный травматизм. Как его избежать? (2 часа).
- Квартира как источник опасности. Пожарная безопасность (2 часа).
- Безопасность в транспортно-дорожных ситуациях (2 часа).
- Экологическая безопасность (2 часа).
- Первая медицинская помощь. Оказание первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых, отравлениях, ожогах, солнечных ударах, обморожениях. Помощь при попадании предметов в дыхательные пути, ухо, нос. Помощь при укачивании в транспорте (6 часов).
- Творческий проект: «Моя безопасность» (2 часа).
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (2 часа в неделю с отдельным блоком «Оздоровительный компонент: посещение бассейна»)
№ п/п
Тема
Все
го часов
Часов теории
Часов практи
ки
1
Вводное занятие.
1
-
1 2 Организм - единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена.
2
1
1 3 Что такое здоровье.
4
2
2 4 Здоровый образ жизни.
13
3
10 5 Здоровье и вредные привычки.
2
1
1 6 Оздоровительный компонент: посещение бассейна.
36
6
30 7 Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу.
4
2
2 8 Основы безопасности жизнедеятельности.
8
2
6 9 Итоговое занятие
1
-
1
ИТОГО:
72
17
55
Содержание 4год обучения (2 часа в неделю)
1. Вводное занятие (1 час):
-
Знакомство с программой четвёртого года обучения. Экологическая игра «Что? Где? Когда?» (1 час).
2. Организм - единое целое (2 часа):
-
-
Взаимосвязь органов и систем в организме. Что и как обеспечивает бесперебойную работу организма (2 часа).
-
- Физическое и психическое здоровье (2 часа).
- Как помочь себе сохранить своё здоровье (2часа).
4. Здоровый образ жизни 13 часов:
-
Здоровье и здоровый образ жизни: определение, их взаимосвязь. Азбука здорового образа жизни. Портрет человека ведущего ЗОЖ и человека, ведущего «не ЗОЖ» (1час).
-
Правильное питание - как один из компонентов здорового образа жизни. Режим питания. Энергия пищи. Меню школьника (2час).
-
Продукты разные нужны, блюда разные важны. Где и как мы едим (1час).
-
Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России (1час).
-
Исследовательская деятельность (например, «Исследование качества различных пищевых продуктов» или из области «Экология. Здоровье. Человек») (8 часов).
-
Вредные привычки современного человека и их влияние на здоровье (длительные занятия за компьютерами, злоупотребление сотовыми телефонами, татуировки, злоупотребление косметикой в раннем возрасте) (2часа).
6. Оздоровительный компонент: посещение бассейна (36 часов):
-
-
Значение физкультуры и спорта, плавания для здоровья и физического развития. Правила безопасности при занятиях в бассейне (1 час).
-
Посещение бассейна (ТБ и инструктаж перед каждым занятием) (35 часа).
-
7. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу (4 часа):
- Я и окружающий меня мир. Красота природы (2 часа).
-
Природа. Человек. Здоровье. Влияние природы на человека. Влияние человека на природу: плюсы и минусы (2 часа).
-
-
Природа и безопасность. Лесные опасности (2 часа).
-
Безопасное поведение в быту. Опасные комнатные растения (2 часа).
-
Вредные продукты питания (2 часа).
-
Бытовая химия, гигиенические средства и наше здоровье (2 часа).
-
10. Итоговое занятие (1час).