Конспект урока Люблю тебя, Донецк родной

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Конспект урока Люблю тебя, Донецк роднойКонспект урока Люблю тебя, Донецк роднойКонспект урока Люблю тебя, Донецк роднойКонспект урока Люблю тебя, Донецк родной

Тема: «Мой любимый город Донецк».

Цель: ▪ Обогащать знания детей об истории родного города, его историческом прошлом;

▪ пробудить желание беречь память о героях , известных людях, воспитывать чувство гордости, любви, благодарности, сопричастности к родному городу, стремление сохранить его красоту, неповторимость, памятные места;

▪ расширять и углублять понятие гражданственности, патриотизма;

▪ воспитывать культуру поведения, толерантность, милосердие, гуманность, доброту;

▪ воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: аудиозапись песни «Спят курганы темные»;

видео-ролики: «Донецк», «Донецк до войны», «Красивый видео-ролик о Донецке»; надписи: «Сильный», «Гордый», «Красивый», «Шахтер-это Донецк», «Каждый житель уникален», «А вместе - мы - сила», «Наш город - наша жизнь!»; портреты Джона Юза, Архипа Куинджи, Александра Ханжонкова, Сергея Прокофьева, Георгия Берегового, Анатолия Соловьяненко, Виталия Старухина, Иосифа Кобзона, Сергея Бубки, Вадима Писарева, Лилии Подкопаевой, иллюстрацию «Книга Гиннеса», иллюстрации с изображениями рекордов; цветная бумага с контуром сердца, ножницы, ручки.

Ход урока

Приложение 1. История родного города.

I Организация класса. Звучит негромко песня «Спят курганы темные» (Приложение 2).

В класс заходят ученики и родители, рассаживаются.

Эпиграф урока:

Коли доводиться в краях твоїх бувати,
од щастя плачу я, і плачу, і сміюсь...
Щоб сили для пісень джерельної набрати,
я серцем до землі донецької тулюсь.
В. Сосюра

II Вступительное слово учителя.

1) - Дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Наступила осень, а это значит, что детям пора в школу. Я рада всех вас видеть в школе, за партами. Закончились каникулы, закончилось лето. Я думаю, что это лето мы запомним на всю жизнь. Это украденное лето у детей и взрослых. К великому сожалению у очень многих жителей нашего города и края украли не только лето, а жизни, здоровье, дом, работу. Мы видим, что не все дети успели вернуться в город и, поэтому некоторые парты пустуют. Во многих домах нет электричества, воды, газа. Можно долго перечислять потери и лишения, которые нам довелось пережить. Но от этого наша жизнь не станет лучше. Помнить о том, что произошло необходимо. А задача жителей Донецка - восстанавливать свой город, сделать его еще лучше, чем он был до войны. Для того, чтобы все получилось, а у нас обязательно все получится, надо очень любить свой город.

2) Приложение 3. Видео-ролик «Донецк»

После просмотра презентации на доске открываются слова:

  1. Донецк

  2. Сильный. Гордый. Красивый.

  3. «Шахтер» - это Донецк

  4. Каждый житель уникален

  5. Вместе мы - сила!

  6. Наш город - наша жизнь!

(Дети вслух читают слова с доски). Приложение 4.

III Основная часть урока.

У каждого человека есть свой родной край. Место, где он родился, ходил в детский сад, школа. Родной край - это кусочек земли, который больше всего нам мил. Для нас самый родной такой уголок - это наш город.

Донецк- это наша крепость, сила, надежда.

Это наша Родина.

В 1 классе мы учили наизусть стихотворение Платона Воронько. Давайте его вспомним. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть).

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!

В этом году нашему любимому родному городу Донецку исполняется 145 лет. Для города это возраст небольшой. Но история его очень интересная. В прошлом учебном году мы побывали в краеведческом музее и начали знакомиться с историей нашего края. А сегодня на уроке мы продолжим это знакомство. Мы приглашаем всех на урок - экскурсию.

На доске вывешивается табличка «Зал №1»: «История моего города

1.Дети рассказывают о становлении нашего города.

Ученик 1. - Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Возникновение города Донецка относится к лету 1869 года. (Приложение 5).

Учитель - Но к тому времени на территории будущего города уже существовали слободы Александровка, Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка, хутор Овечий, основанные в XVII веке запорожскими казаками.
Ученик 2. Их жители наряду с земледелием занимались "копанием земляного уголья" или "горючего камня" для местных нужд. Пётр I, возвращаясь в 1696 году из Азовского похода и узнав про "горючий камень", произнёс пророческие слова: "Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет". Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. (Приложение 6).

Ученик 3. В начале минувшего столетия появляются мелкие шахты, в 1841 году заработал первый большой рудник Александровский. (Приложение 7).
Ученик 4. В первой половине XIX века в Донбасс хлынули иностранные концессионеры. (Приложение 8).
Учитель - В 1866 году князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов. В 1869 году за крупное вознаграждение - 24 тысячи фунтов стерлингов, князь уступает свои права 55-летнему технику-металлургу Джону Юзу (Jonh Hughes), управляющему небольшим заводом вблизи Лондона.
Ученик 5. Выгодно купив и арендовав землю, Юз заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. (Приложение 9).

Ученик 6. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода. (Приложение 10).
Ученик 7.Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника. (Приложение 11).

Ученик 8. Строительство завода и шахт началось в 1869 году. (Приложение 12).

Учитель - А летом 1870 года из Англии в Украину на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало около сотни специалистов - металлургов, шахтеров - в основном из Южного Уэльса. Их маршрут проходил через Средиземное, Черное и Азовское моря в порт Таганрог. Затем привезенное оборудование быками тащили по степи сотни километров.

Ученик 9. В результате, Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев. (Приложение 13).

Ученик 10. Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района. (Приложение 14).

Ученик 11. В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка - Ясиноватая - Юзовка - Еленовка, доведённой в дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. (Приложение 15).

Учитель - Бурно развивалась и сама Юзовка. Основную часть жителей этого поселка составили переселенцы из Центральной России и Левобережной Украины. Этнический состав местного населения был пестрым: русские, украинцы, евреи, поляки, белорусы, армяне, татары, греки, казаки, англичане, цыгане, немцы. И если в 1870 году в Юзовке проживало 164 человека,в конце 70-х гг. - 4 тыс. рабочих, то к началу ХХ века - 54718 человек 37 национальностей.
Юзовка делилась на две части: южную (заводскую) и северную. В южной части размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония - в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, имелось электричество и водопровод.
Северная часть Юзовки (район нынешнего Центрального универмага) именовалась Новым Светом - по названию базара и находящегося на нем первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники, центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков. Примечательно, что самыми видными и красивыми зданиями в этой части Юзовки были Преображенский собор (разрушен в 30-х годах ХХ века), Коммерческое училище (ныне 2-й корпус ДГТУ по ул. Артема, 58), Братская школа (ныне вечерняя школа рабочей молодежи N 1 по ул. Челюскинцев, 49) и гостиница "Великобритания". Разрастаясь, Юзовка поглощала многочисленные окружающие поселения, но какого-либо планового начала в ее развитии не было.
В 1870 году при заводе была открыта больница, построены школы для русских и украинских детей, "английская школа" для детей британских служащих, бани, чайные, организована пожарная команда. "Новороссийское общество" на свои средства содержало православную церковь, ряд других религиозных организаций, а также полицию. К 1887 году Юзовка могла гордиться тем, что в ней было 300 магазинов и открытых лавок, две ежегодные ярмарки и базар по воскресеньям. Корову можно было купить за 5 рублей, костюм лучшего сукна за 3 рубля, стакан семечек за 1 копейку (среднемесячный заработок горнорабочего в этот период составлял 26 рублей 40 копеек).

Ученик 12. Юзовчане по-разному проводили свой досуг. При заводе был организован любительский оркестр, состоящий из молодых рабочих, проводились вечера художественной самодеятельности в школе, рабочие и служащие завода вместе с британскими рабочими и служащими играли в футбол, посещали Английский клуб, известный своими ежемесячными танцами и театрализованными представлениями; ходили в кинотеатры, гуляли в городском саду, посещали передвижные ярмарки и цирки, на главные церковные праздники (Рождество, Пасха, Троица) ходили в церковь. В облике дореволюционной Юзовки акценты были расставлены четко: вера, образование, предпринимательство. (Приложение 16).

Ученик 13. В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. (Приложение 17).

Учитель - За годы преобразований Донецк превратился в крупный промышленный город Украины. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками (21 октября 1941 - 8 сентября 1943). Город и его промышленность были разрушены. Гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей. Восстанавливалась промышленность в первые послевоенные годы. В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году - всего промышленного производства.

Ученик 14. В 1961 году город получил новое название - Донецк. (Приложение 18).

Ученик 15. В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам. (Приложение 19).

Ученик 16. Донецк называют и одним из самых красивых украинских городов - "городом миллиона роз". И это действительно так - Донецк признается самым "зеленым" высоко индустриальным городом мира. (Приложение 20).

2. В заключении просмотр видео-ролика «Современный Донецк». Приложение 21.

3. «Зал №2»: «Галерея знаменитостей нашего города».

Мы продолжаем экскурсию и «переходим» в следующий зал. Это галерея знаменитостей нашего города. (Учащиеся знакомят со знаменитостями, учитель вывешивает портреты на доску в 1 линию.) Приложение 22.

Учитель - В Донецке живут и работают красивые люди, со своими радостями и проблемами - великие труженики и неисправимые мечтатели. Есть в донецких характерах особенная черта, которую нельзя не заметить. Это - стойкость, как у первоклассной стали, которая и не гнется, и не дает трещин. Только на донецкой земле смогли закалить свой характер и раскрыть всю мощь своего таланта известные во всем мире «золотой голос» Украины Анатолий Соловьяненко, «человек-птица» Сергей Бубка и обладатель звания «Танцор мира» Вадим Писарев. Донецкий край стал родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины. Среди них: великий композитор Сергей Прокофьев, художник Архип Куинджи, полярный исследователь Георгий Седов, основатель российского кино Александр Ханжонков, поэты Василий Стус и Владимир Сосюра , писатели П. Байдебура и И. Костыря, онколог Григорий Бондарь и много других не менее выдающихся людей. Знаменитые дончане прославили и продолжают прославлять не только наш город, но и всю Украину!

5. «Зал № 3» . «Рекорды нашего края».

В нашем музее есть необычный зал. Это зал всевозможных рекордов нашего края. Экскурсию по этому залу проведут родители. (Выступление родителей. Перед их выходом учитель вывешивает иллюстрацию с изображением книги Гиннеса). Приложение 23.

Учитель - Наряду с фамилиями известных земляков - Георгия Седова, Сергея Прокофьева, Владимира Сосюры - летопись Донецкой области бережет имя скромного уездного учителя Михаила Петренко, автора песни "Дивлюсь я на небо та й думку гадаю", которая со временем превратилась в народную. Ещё одно знаменитое произведение для детей «Лягушка-путешественница» написано нашим земляком, русским писателем и поэтом Всеволодом Михайловичем Гаршиным (1855 - 1888).

6. Наша экскурсия была бы неполной, если бы мы не побывали на улицах нашего любимого города. Поэтому встаем и переходим в автобус.

7. Физминутка.

После физминутки приложение 24. Видео-ролик «Красивый Донецк».

Зал №4. «Донецк - любимый город».

IV Обобщение полученных знаний.

1)Учитель - Донецк - это город угля, город роз, детей, город радости. Таким он был всегда. Каждый год 8 сентября мы отмечаем день освобождения Донбасса от фашистских захватчиков. Мы рисовали рисунки на тему: «Нет войне». Писали сочинение. В каждом сочинении главная мысль о мире. Послушайте отрывки детских сочинений. (Учитель читает отрывки сочинений).

- Война - это ужасный сон. Во сне этом есть страх и слезы. Есть беды и воспоминания. Я не хочу войны, чтобы родина не была черно-белая!

- Я не хочу войны, я хочу жить, жить и видеть синее небо над головой, яркое солнце в этом небе. Я не хочу когда-либо услышать грохот орудий, на хочу узнать, что такое война. И не дай нам, Господи, когда-либо оказаться в водовороте военных действий, попасть в омут смерти…

- Война - это ужас и страх, горе, беды, смерти очень многих людей. Дети, оставшиеся без родителей, разрушенные дома, голод и море слёз…

Война никогда не приносит ничего хорошего. Она доставляет людям только страдания и горе. Когда смотришь фильмы о войне, задаёшь себе вопрос:

« Как люди смогли это пережить и отстоять свою Родину?» Мне кажется, что сейчас мало таких самоотверженных людей, которые боролись до последнего. Мы живём в мирное время и нам очень сложно представить, что такое лишиться всего в одну минуту - дома, родных… Это очень страшно. Мой прадедушка прошел всю войну и рассказывал нам о том, как это ужасно.

Я не хочу войны! Я хочу жить под мирным голубым небом, и чтобы ни один человек больше никогда не знал, что такое война!

Не правда ли, что любая война - это горе. Сейчас наши дети могли бы нарисовать рисунки, написать сочинения о том, что они видели своими глазами. Вспоминать и говорить об этом страшно и печально.

Мы хотим, чтобы это никогда не повторялось.

2)Упражнение « Дополни предложение.»

Открывается доска. Учитель просит родителей и детей дополнить предложение.

болит потому, что…

надеется на …

Моя Душа

мечтает о…

поёт о…

3)А сейчас каждый ученик вырежет из цветной бумаги сердечко . Все сердечки мы разместим на доске вокруг названия нашего города «Донецк».

Дети выполняют задание, звучит мелодия песни. Приложение 25.

Учитель - Наш город будет защищен любовью наших сердец. Эти сердечки мы оставим в классе и будем помнить, что мы - дончане, патриоты, будем старательно учиться, трудиться, чтобы наш город процветал.

Закончить урок я предлагаю родителям.

  1. Донецк - любимый город мой родной

  2. Донецк - ты край цветов с большой душой

  3. Донецк - ты в сердце будешь жить всегда

  4. Донецк - моя любовь к тебе сильна

  5. Донецк - столица ты степных краев

  6. Донецк - гремит вокруг заводов рев

  7. Донецк - на черном золоте стоит

  8. Донецк - лишь за тебя душа болит

  9. Донецк - ты воспитал своих детей

  10. Донецк - ты души их всегда согрей

  11. Донецк - пусть солнце светит над тобой

  12. Донецк - я верю станешь ты звездой

  13. Донецк - героев много здесь живет

  14. Донецк - пусть слава лишь к тебе идет

  15. Донецк - в веках всегда ты будешь жить

  16. Донецк - мы будем город свой любить

  17. Донецк - ты кровь с вином и молоком

  18. Донецк - ты греешь всех своим теплом

  19. Донецк - пусть беды все тебя минут

  20. Донецк - тебя Дончане сберегут.

  21. Донецкий край, торопится автобус,

Бежит дорога лентой голубой…

  1. Мне в этом крае довелось родиться

И мне не надо родины другой.

Весь класс хором

Нам в этом крае довелось родиться

И нам не надо родины другой! (Приложение 26).

Учитель: Спасибо за работу, урок окончен. (Приложение 27).



.








© 2010-2022