- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения на тему Сказка С. Т. Аксакова Аленький цветочек
Конспект урока литературного чтения на тему Сказка С. Т. Аксакова Аленький цветочек
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Радчич Е.Ф. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения 4 класс
Тема урока: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Цели: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; дать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, формировать умение отличать литературные сказки от народных; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям.
Тип урока: закрепление (4 урок)
Задачи:
- Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
- Учить анализировать поступки героев;
- Развивать мышление, воображение;
- Учить видеть позицию автора.
Оборудование: Портрет писателя С. Т. Аксакова, аудиоприложение к учебнику, мультимедийный проектор, презентация, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек»,)
Ход урока
- Оргмомент.
- Работать дружно
- Общаться вполголоса
- По сигналу об окончании работы - обсуждение прекратить
- Отвечать чётко
- Эпиграф (слайд)
- ----------------------------- (сёстры)
- Старшие, завистливые
- Гордятся, капризничают, вредят
- Не придут на помощь
- Красавицы
- ______________ (дочь)
- Добрая, участливая
- Переживает, заботится, жертвует
- Умеет жить ради других
- Меньшая
- Определение темы и цели урока, задач урока.
- Речевая разминка (слайд)
- Прочитайте с разной интонацией. (Медленно, скороговоркой, радостно, с просьбой) Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели! (В конце разминки у каждой группы появляется лепесток красного цвета)
- Работа по теме урока
- Победа добра над злом
- Положительные и отрицательные герои
- Построение : зачин, концовка
- Волшебные предметы
- Устойчивые выражения
- Волшебные числа
- Выбор, обсуждение в группе, проверка (слайды). Выслушиваются все группы, задаются вопросы. - Можно ли сказать, что в создании своей сказки Аксаков использовал народные сказки? Как это произошло? (Ключница Пелагея). Вывод: В сказке есть черты русских народных сказок. Самооценка: оцените свою работу на этом этапе. 8. Физминутка - Вы сейчас немного отдохнёте, но с пользой. Прозвучит песня Настеньки из мультфильма. О чём она поёт? (После прослушивания) - Почему ей так захотелось домой? Какая она дочь? 9. Исследование № 2 «Главные герои произведения. Составление характеристик (Слайд). - Назовите главных героев сказки. Кого из них вы нарисовали дома? Вы должны были подобрать слова, которые подходят для характеристики данного героя. (Кроме этого для работы выданы слова с подбором необходимых слов). Задание:1) определите характерные черты младшей дочери, купца, чудища, сестёр (работают 4 группы). Сделать вывод: какой это герой, положительный или отрицательный. 2) 5 - 6 группы работают с пословицами Задание: выберите и объясните пословицу, которая может характеризовать одного из героев: 1. С лица воду не пить. 2. За добро плати добром. 3. Где счастье плодится, там и зависть родится. 4. Давши слово, держись, а не давши - крепись. 5. Любовь все побеждает.
Работа в группах, обсуждение, проверка, самооценка.
10.Исследование № 3 «Какие средства художественной выразительности использовал автор? -Какие средства знакомы? (Эпитеты, олицетворение, сравнение, гипербола) Задание: дополните характеристики героев эпитетами (красавица писаная, честной купец, чудище страшное, мохнатое, глаза совиные, лапы безобразные, дочери молодые, старшие). -Какой приём использует автор для описания чудища? Докажите (гипербола, стр. 207) - Почему создан такой образ чудища? Самооценка 11. Обобщающая беседа - Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства? - Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков? - Посмотрите на кластер об отце и младшей дочери, сравните. - Какая из пословиц, записанных на доске, отражает тему и идею этой сказки, и могла бы послужить итогом нашего урока? (Любовь все побеждает) 12. Подведение итогов урока -Вернёмся к началу нашего урока. Вспомним, какую цель мы поставили? (Повтор слайда) Определить, в чём смысл сказки, чему она учит. -Мы часто судим о человеке по внешности и, к сожалению, можем смеяться над недостатками. Наш великий классик Антон Павлович Чехов так высказался по этому поводу (слайд)
-Но полюбить можно за доброе сердце, потому что главное в человеке - его душа. Как вы поняли, в чем смысл сказки? (Аленький цветочек - символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается.)
- Рефлексия.
Вы оценивали свою работу на 3 важных этапах урока. Покажите свои оценочные листы.
Домашнее задание по уровням (на выбор) 1 группа: найдите в сказке пословицы , выпишите их в тетрадь, нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку. 2 группа : предлагаю вам поучаствовать в создании викторины- придумайте интересные вопросы по истории создания и по содержанию этой сказки.