Конспект урока литературного чтения на тему Сказка С. Т. Аксакова Аленький цветочек

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения на тему Сказка С. Т. Аксакова Аленький цветочекКонспект урока литературного чтения на тему Сказка С. Т. Аксакова Аленький цветочекКонспект урока литературного чтения на тему Сказка С. Т. Аксакова Аленький цветочекУрок литературного чтения 4 класс


Тема урока: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Цели: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; дать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, формировать умение отличать литературные сказки от народных; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям.
Тип урока: закрепление (4 урок)
Задачи:

  • Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
  • Учить анализировать поступки героев;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Учить видеть позицию автора.

Оборудование: Портрет писателя С. Т. Аксакова, аудиоприложение к учебнику, мультимедийный проектор, презентация, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек»,)
Ход урока
  1. Оргмомент.
- Сегодня на уроке будем работать в группах и индивидуально (класс поделен на 6 групп на предыдущих уроках, роли распределены заранее). - Повторим правила работы в группах: (слайд)
  • Работать дружно
  • Общаться вполголоса
  • По сигналу об окончании работы - обсуждение прекратить
  • Отвечать чётко
- Определимся с критериями самооценки (лист на доске) довольны собой; довольны, но могли лучше; было сложно После каждого этапа вы должны оценить свою работу и поставить соответствующий значок в своём оценочном листе.
  1. Эпиграф (слайд)
- Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку: «Не красны сказки письмом, а красны смыслом». - Как вы поняли смысл пословицы? (Сказки читать полезно, в них много поучений). 3.Актуализация знаний - На прошлых уроках вы составляли синквейны, а сегодня вам нужно поработать с готовыми. Задание: определите первое слово синквейна. Синквейн №1 (слайд)
  1. ----------------------------- (сёстры)
  2. Старшие, завистливые
  3. Гордятся, капризничают, вредят
  4. Не придут на помощь
  5. Красавицы
Синквейн № 2 (слайд)
  1. ______________ (дочь)
  2. Добрая, участливая
  3. Переживает, заботится, жертвует
  4. Умеет жить ради других
  5. Меньшая


  1. Определение темы и цели урока, задач урока.
- Попробуйте определить тему нашего урока (слайд). - Новое ли это для нас произведение? На первом уроке мы составляли учебные задачи по изучению данного произведения. Давайте вспомним, что мы уже знаем, умеем (записи в тетради). _Мы заканчиваем изучать произведение «Аленький цветочек». - Какую цель мы можем перед собой поставить? (Определить, в чём смысл сказки, чему она учит). - Какие задачи мы должны поставить перед собой на этот урок? Попробуйте закончить фразу. На доске: Учиться находить…. (в тексте слова, характеризующие героев, средства художественной выразительности произведения); Анализировать….. (поступки героев); Делать выводы… (определить идею произведения).
  1. Речевая разминка (слайд)


- Прочитайте с разной интонацией. (Медленно, скороговоркой, радостно, с просьбой) Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели! (В конце разминки у каждой группы появляется лепесток красного цвета)
  1. Работа по теме урока
- Какое волшебное число часто встречается в сказках?(3) Сегодня мы проведём три исследования. 7. Исследование № 1 «Есть ли черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек?» - На прошлом уроке мы с вами повторили признаки русских народных сказок и составили кластер (на доске). Из кластера вам нужно выбрать 1 признак и доказать его наличие или отсутствие в сказке Аксакова. Для доказательства вы можете пользоваться картинным планом, своими иллюстрациями и текстом. На доске кластер (сердцевина открыта, остальное перевёрнуто.) В центре - черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова.
  1. Победа добра над злом
  2. Положительные и отрицательные герои
  3. Построение : зачин, концовка
  4. Волшебные предметы
  5. Устойчивые выражения
  6. Волшебные числа


- Выбор, обсуждение в группе, проверка (слайды). Выслушиваются все группы, задаются вопросы. - Можно ли сказать, что в создании своей сказки Аксаков использовал народные сказки? Как это произошло? (Ключница Пелагея). Вывод: В сказке есть черты русских народных сказок. Самооценка: оцените свою работу на этом этапе. 8. Физминутка - Вы сейчас немного отдохнёте, но с пользой. Прозвучит песня Настеньки из мультфильма. О чём она поёт? (После прослушивания) - Почему ей так захотелось домой? Какая она дочь? 9. Исследование № 2 «Главные герои произведения. Составление характеристик (Слайд). - Назовите главных героев сказки. Кого из них вы нарисовали дома? Вы должны были подобрать слова, которые подходят для характеристики данного героя. (Кроме этого для работы выданы слова с подбором необходимых слов). Задание:1) определите характерные черты младшей дочери, купца, чудища, сестёр (работают 4 группы). Сделать вывод: какой это герой, положительный или отрицательный. 2) 5 - 6 группы работают с пословицами Задание: выберите и объясните пословицу, которая может характеризовать одного из героев: 1. С лица воду не пить. 2. За добро плати добром. 3. Где счастье плодится, там и зависть родится. 4. Давши слово, держись, а не давши - крепись. 5. Любовь все побеждает.

Работа в группах, обсуждение, проверка, самооценка.

10.Исследование № 3 «Какие средства художественной выразительности использовал автор? -Какие средства знакомы? (Эпитеты, олицетворение, сравнение, гипербола) Задание: дополните характеристики героев эпитетами (красавица писаная, честной купец, чудище страшное, мохнатое, глаза совиные, лапы безобразные, дочери молодые, старшие). -Какой приём использует автор для описания чудища? Докажите (гипербола, стр. 207) - Почему создан такой образ чудища? Самооценка 11. Обобщающая беседа - Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства? - Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков? - Посмотрите на кластер об отце и младшей дочери, сравните. - Какая из пословиц, записанных на доске, отражает тему и идею этой сказки, и могла бы послужить итогом нашего урока? (Любовь все побеждает) 12. Подведение итогов урока -Вернёмся к началу нашего урока. Вспомним, какую цель мы поставили? (Повтор слайда) Определить, в чём смысл сказки, чему она учит. -Мы часто судим о человеке по внешности и, к сожалению, можем смеяться над недостатками. Наш великий классик Антон Павлович Чехов так высказался по этому поводу (слайд)
-Но полюбить можно за доброе сердце, потому что главное в человеке - его душа. Как вы поняли, в чем смысл сказки? (Аленький цветочек - символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается.)
  1. Рефлексия.
(Составление цветка) - Сегодня мы попытались раскрыть авторский замысел сказки Аксакова - Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки. - У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка. (Крепят лепестки на стебелёк на доске) - У нас получился мудрый цветок. Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям

Вы оценивали свою работу на 3 важных этапах урока. Покажите свои оценочные листы.

Домашнее задание по уровням (на выбор) 1 группа: найдите в сказке пословицы , выпишите их в тетрадь, нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку. 2 группа : предлагаю вам поучаствовать в создании викторины- придумайте интересные вопросы по истории создания и по содержанию этой сказки.

© 2010-2022