- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щерба Л.Л. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по окружающему миру (человек, природа, общество).
(68 часов)
№
урока
Наименование раздела и тем
Часы
учебного
времени
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Плановые
сроки
прохождения
Фактические
сроки
прохождения
Человек и мир, созданный им.
5ч.
1.
Условия современной жизни.
(стр. 5-14)
Учащиеся должны иметь представление о первых жилищах человека.
Знать историю предметов домашнего обихода.
Уметь видеть взаимосвязи между древним человеком и природой.
Устанавливать связи между человеком, миром, созданным им, и природой.
Работать с энциклопедиями, справочниками, таблицей.
2.
Техника и человек.
(с. 15-17)
Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс.
Уметь передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках.
Устанавливать, какое влияние оказывают на современного человека достижения науки и техники.
Рассмотреть экологические проблемы современного мира.
Работать с энциклопедиями, справочниками, таблицей.
3.
Клетка - основа строения
и роста живых организмов
(с. 17-23)
Уметь видеть общее и отличительное в строении разных клеток. Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс.
Устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов.
Познакомиться со строением клетки - как основы строения и роста живых организмов - и видами клетки.
Работать с энциклопедиями, справочниками, таблицей.
4.
Режим дня в жизни человека (с. 24-25)
Иметь представление о режиме и его благотворном влиянии на здоровье человека.
Уметь составить свой режим дня.
Иметь представление о здоровом образе жизни семьи.
Понять важность и пользу соблюдения режима дня.
Работать с энциклопедиями, справочниками, таблицей.
5.
Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения.
(с. 17 - 19, с.26 - 29)
Иметь представление о медицине как об одной из древнейших наук.
Знать историю развития медицины.
Иметь представление о лечебных свойствах лекарственных растений.
Знать о наиболее распространенных лекарственных растениях.
Уметь приводить примеры, описывать растения.
Уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира.
Работать с энциклопедиями, справочниками, таблицей.
Наши соседи на западе.
18ч.
6.
Где и как жили рыцари. (с. 30 - 35)
Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.
Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения.
Иметь представление об образе жизни.
Иметь представление о природных условиях в средневековой Европе.
Выделять особенности средневекового общества.
7.
Почему осанка выделяла рыцаря.
(с. 35-37)
Иметь представление о жизни в Средние века в Западной Европе.
Иметь убеждение в необходимости правильной осанки.
Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.
Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения.
Иметь представление об образе жизни.
8.
Опора и защита тела
Скелет. Состав и свойства костей.
(с. 38-41)
Иметь представление о строении скелета человека, его назначении.
Знать, от чего зависит состав костей скелета.
Иметь представление о функциях и строении костной системы человека (скелета).
Знать правила и меры сохранения скелета, позвоночника.
9.
Части скелета. Позвоночник
(с. 41-43)
Иметь общее представление о строении позвоночника.
Знать строение и значение позвоночника.
Выработать потребность бережно относиться к своему организму, в частности к позвоночнику.
10.
Части скелета. Череп. Грудная клетка.
(с. 43-45)
Иметь представление о строении черепа и грудной клетке как части опорно-двигательной системы человека.
Знать назначение его основных частей.
Знать о способе крепления костей черепа; какие части скелета образуют грудную клетку, какие органы защищает грудная клетка.
Сформировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
11.
Части скелета. Живые рычаги. Помощь при ушибах и переломах
(с. 46-48).
Знать общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья.
Сформировать убеждение о необходимости сохранеия и укрепления своего здоровья.
12.
Мышцы и движение.
(с. 49-53)
Иметь представление о разнообразии мышц по величине и форме.
Знать строение и функции мышц.
Сформировать представление о работе мышц.
Знать причины усталости, способы предотвращения утомляемости мышц.
13.
Мышцы и движение. Проверочная работа по теме «Тело человека».
Знать ответы на вопросы в рабочей тетради.
Проверить знания о скелете и мышцах человека.
14.
«Черная смерть».
(с. 54-57)
Знать о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья.
Знать об особенностях жизни в средневековой Европе.: образ жизни людей, здоровье, об эпидемии Средневековья.
15.
Начало Нового времени (эпоха Возрождения)
(с.58-61)
Иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке.
Знать значение открытий в различных областях жизни для человечества.
16.
Расширение знаний о Земле.
(с. 61-67)
Иметь представление о путешествиях и открытиях Х. Колумба и Ф. Магеллана.
Уметь показать на карте пути продвижения путешественников.
17.
Природа Нового Света.
(с.68-69)
Знать природу Нового Света.
Иметь представление о географических открытиях.
18.
Развитие науки. Устройство Вселенной.
Почему предметы падают вниз.
(с.70-74 )
Знать доказательство шарообразной формы Земли
Иметь представление о силе притяжения тел.
Иметь представление об учении Н. Коперника, Г. Галилея.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.
19.
Открытие невидимого мира (микробиология)
(с. 74-76)
Знать о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека.
Иметь представление о значении в науке изобретения микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов.
20.
Победа над эпидемиями.
Проверочная работа.
(с. 77-78)
Знать о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Знать о неоценимом вкладе ученых в дело по борьбе с микробами.
Проверить знания по теме «Начало Нового времени. Развитие науки».
21.
Зачем нужна гигиена.
(с. 79-81)
Знать правила сохранения и укрепления здоровья.
Знать основные функции кожи.
Соблюдать правила гигиены.
22.
Кожа и её значение.
(с. 81-83)
Знать строение и функции покровного органа - кожи.
Формировать в себе потребность беречь свое здоровье.
23.
Особые образования кожи (загар, волосы, ногти).
(с.84-88)
Проверочная работа.
Иметь представление о функциях кожи.
Иметь представление о особых образованиях: волосы, ногти.
Сформировать потребность беречь свое здоровье, беречь кожу от повреждений.
Проверить степень усвоения материала по теме «Кожа».
Преобразования в России.
10ч.
24.
Царь-плотник. Выход к морю.
(с. 89-98)
Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России.
Уметь описывать отдельные события из истории
Попытаться оценить деятельность Петра I.
Уметь описывать отдельные события из истории.
Иметь представление о значении этих преобразований.
25.
Петр I - царь и человек.
(с. 99-102)
Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России.
Уметь описывать отдельные события из истории
Попытаться оценить деятельность Петра I.
Уметь описывать отдельные события из истории.
Иметь представление о значении этих преобразований.
26.
Становление Российской науки. Горные породы. Полезные ископаемые.
(с.102-110).
Уметь определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу.
Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края.
Иметь представление о неоценимом вкладе М. Ломоносова в российскую науку.
27.
Каменное царство.
(с.110-114).
Знать о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых.
Сформировать представление об использовании различных камней.
Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края.
28.
Руды металлов.
(с.114-116)
Знать о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых.
Сформировать представление об использовании различных камней.
Иметь представление о месторождениях железных руд и об использовании их человеком.
Уметь найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края.
29.
Горючие полезные ископаемые.
Кто открывает и добывает полезные ископаемые.
(с.117-124)
Уметь оценить воздействие природы на человека.
Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа.
Иметь представление о способах добычи полезных ископаемых и трудом геологов.
30.
Контрольная работа за 1 полугодие.
Проверить освоенность материала за 1 полугодие
31.
Русское военное искусство.
(с.124-127)
Иметь представление о жизни и деятельности А. В. Суворова.
Проверить степень усвоения материала по теме «Полезные ископаемые».
Сформировать историческое мировоззрение.
32.
Отечественная война 1812 г.
(с. 127-131)
Познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.
Иметь представление о плане военных действий под Бородино. Знать о значении Бородинского сражения.
Сформировать чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
33.
План местности
(с. 131-134)
Практическая работа «Составление плана».
Сформировать представление о плане местности и его значении.
Показать отличие плана от карты.
Учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб.
Уметь читать план местности: пользоваться масштабом, составлять план местности; начертить дорогу от дома до школы.
Разнообразие природы Земли.
7ч.
34.
Северные земли России (с. 3-5)
Иметь представление о природных условиях, в которых происходила Северная экспедиция.
Иметь представление о географических исследованиях просторов России.
35.
Поиски неведомой земли.
(с. 5-9)
Иметь представление о природных условиях Австралии.
Уметь сопоставлять природные условия Австралии и России.
Иметь представление об освоении мира и открытии новых земель.
36.
Растительный и животный мир Австралии
Иметь представление о природных условиях Австралии.
Уметь сопоставлять природные условия Австралии и России.
Иметь представление об освоении мира и открытии новых земель.
37.
Русские на шестом континенте.
(с. 10-13)
Знать об открытии в 1820 г. неизвестного материка Земли - Антарктиды.
Уметь показать Антарктиду на карте.
Уметь найти отличия между Арктикой и Антарктидой.
Знать природные и климатические особенности Антарктиды.
38.
Дальний Восток России
(с. 13-15)
Иметь представление о разнообразии природы лесной зоны.
Представлять необычность природы Дальнего Востока (Уссурийской тайги).
Знать растительный и животный мир Уссурийского края.
Уметь показать Дальний Восток на карте.
39.
Особенности природы гор.
(с. 16-17)
Иметь представление об особенности жизни и занятий людей в горах.
Иметь представление о разнообразии природы горной местности.
Иметь представление об особенностях природы гор, смены ярусов.
40.
Человеческие расы.
Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли»
(с. 17-19)
Иметь представление о признаках разных рас.
Иметь представление о многообразии стран, народов.
Познакомиться с тремя основными человеческими расами и их особенностями в зависимости от природных условий.
Проверить степень усвоения знаний по теме «Разнообразие при роды Земли».
События XIX - XXвеков.
5ч.
41.
Развитие науки
и техники (с. 20-23)
Иметь представление о достижениях науки и техники.
Знать причины развития мира, выяснить их значение для современного человека.
42.
Развитие науки и техники. Урок-семинар.
Иметь представление о достижениях науки и техники.
Выявить значение изобретений для современного человека.
43.
Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.(с. 24-26)
Иметь представление о строении человека.
Знать, как сохранить крепкую нервную систему.
Иметь представление о достижении науки в познании человека.
44.
Значение кровеносной системы.(с.27-34).
Иметь представление о значении, составе и свойствах крови.
Уметь оказывать первую помощь при травмах, потери крови.
45.
Путь крови.
(с. 34-39)
Иметь представление о значении, составе и свойствах крови.
Уметь оказывать первую помощь при травмах, потери крови.
Россия в XX веке.
4ч.
46.
События начала века.
(с. 40-44)
Иметь представление об основных событиях начала ХХ века.
Сформировать исторические представления о России начала ХХ века и проходивших в это время преобразованиях.
47.
Великая Отечественная война.(1941-1945 гг.)
(с. 44-50)
Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом.
Уметь проводить сравнительный анализ отечественных войн 1812 и 1941-1945 г.г.
48.
Страны - участники Второй мировой войны.
(с.50-56)
Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом.
Уметь проводить сравнительный анализ отечественных войн 1812 и 1941-1945 г.г.
49.
Век научных открытий. Правила пользования телевизором, компьютером. (с.56-59).
Иметь представление об основных научных открытиях ХХ века.
Знать правила безопасного пользования электроприборами.
Человек и природа.
11ч.
50.
Охрана природы.
(с. 60-61)
Иметь представление о природоохранных мерах.
Иметь представление о возникновении и создании заповедных зон и природных парков на территории России.
Способствовать формированию экологического сознания.
51.
Охрана природы. Заповедники. (Урок-семинар) (с.62-65)
Иметь представление о заповедных зонах России.
Способствовать формированию экологического сознания.
52.
Органы дыхания. Гигиена дыхания.
(с.66-70)
Иметь представление о системе дыхания человека.
Знать путь прохождения воздуха в организме человека.
Иметь представление о значении дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения человека.
Уметь заботиться о своем здоровье.
53.
Сельское хозяйство. Животноводство.
(с. 70-74)
Иметь представление о некоторых отраслях животноводства и использовании продуктов животноводства.
Иметь представление о значении сельского хозяйства в жизни человека.
54.
Растениеводство.
(с. 75-78)
Иметь представление о некоторых отраслях растениеводства и использовании продуктов растениеводства.
Уметь устанавливать связи между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.
55.
Животноводство и растениеводство. Практическая работа.
Обобщить представления об отраслях сельского хозяйства.
56.
Зачем человек ест. Состав пищи.
(с.79-84)
Иметь представление о значении питания в жизни человека.
Иметь представление о пищеварительной системе человека.
Знать правила ухода за зубами.
Сформировать представление о значении питания для человека.
Иметь представление о витаминах и их значении в жизни человека.
57.
Состав пищи. Пища разных народов.
(с.84-85)
Иметь представление о значении питания в жизни человека.
Иметь представление о пищеварительной системе человека.
Знать правила ухода за зубами.
Сформировать представление о значении питания для человека.
Иметь представление о витаминах и их значении в жизни человека.
58.
Органы пищеварения. Зубы и уход за ними.
(с.86-89).
Иметь представление о пищеварительной системе человека.
Иметь представление об основных функциях органов пищеварения.
Иметь представление о разных типах зубов, о строении зубов.
Сформировать потребность следить за здоровьем своих зубов.
59.
Длинная дорога бутерброда. Культура питания.
(с. 89-95).
Знать о полезных свойствах продуктов питания, о рациональном питании, о правильном питании школьника.
Систематизировать знания о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека.
60.
Система пищеварения. Проверочная работа.
Обобщить представления о системе пищеварения.
Проверить уровень усвоения изученного материала.
Современная Россия.
8ч.
61.
Человек и общество.
(с. 96-103)
Формировать представление о символах и об устройстве государственной власти.
Знать, как человек познает природу, общество, самого себя.
62.
Устройство государственной власти.
(с. 104-108)
Иметь элементарное представление об устройстве государственной власти страны.
Иметь представление о функциональных обязанностях каждой ветви власти.
63.
Символы и праздники России (с. 108-113)
Знать символику Российского государства: флаге, гербе, гимне.
Способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности.
64.
Человек в современных условиях
(с. 113-116).
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения.
Знать основные правила поведения в обществе.
65.
Нравственные нормы жизни.
(с. 117-120)
Знать основные правила поведения в обществе.
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения.
66.
Контрольная работа.
Выявить уровень знаний обучающихся.
67.
«Есть порох в пороховницах!»
(с. 120-123)
Уметь находить дополнительную информацию о событиях.
Обобщить знания и представления об окружающем мире.
Способствовать развитию познавательного интереса.
68.
Обобщающий урок «Что я знаю. Что я умею». Контрольные тесты.
Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания.