Доклад «Духовно-нравственное развитие ребенка в пространстве его отношений с миром»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перова Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Губкин

Белгородская область.




Духовно-нравственное развитие

ребенка в пространстве его отношений с миром.





«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Я.А. Коменский «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л.Н. Толстой.


Современная наука и практика образования, признавая реальность духовной основы человека и реальность духовного мира, показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствована психическим, душевным развитием. В последние годы определяется тенденция восстановления традиций нравственно-духовного воспитания в России посредством введения в систему образования новых программ (например, курса основ православной культуры, программы «Истоки» и др.). Однако, как показывает практика, методы и формы преподавания подобных курсов остаются неясными. В связи с этим возникает настоятельная необходимость определения антропологического содержания духовно-нравственного развития современного ребенка, а также социально-психологической специфики, механизмов его обеспечения и организации работы по созданию образовательных программ и методов обеспечения духовно-нравственного развития в различных образовательных учреждениях России. Воспитание как составная часть образования после долгого перерыва начинает признаваться приоритетным направлением в России - не только родителями и педагогами, но и властными структурами. Все это внушает надежду на позитивные изменения в этой сфере. Однако конкретные направления движения, его стержень остаются трудно различимыми. Для нас, очевидно, что знания сами по себе не определяют ничего. Необходимы иные критерии образованности человека, иные основания обучения и воспитания ребенка, то есть ценностные основания - то, ради чего, во имя каких конечных целей учим детей, мы ищем те или иные школы, покупаем учебники, устраиваем на курсы, записываем в студии и секции наших чад. Ценностные основания - то важное, что определяет нас как взрослых, как родителей и педагогов, как граждан. Ценности - это то, что не меняется со сменой правительства или политических пристрастий. Какова социальная ситуация развития современного детства в России? В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют 23,3% населения страны. По мнению ученых и международных экономистов-аналитиков, дети - будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. Каково состояние этого «ресурса» в России? Современная социальная ситуация развития с позиции ребенка в современной России носит драматичный, кризисный характер. Ее анализ открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властных структур. Растут общая невротизация детей и молодежи, психо-соматические и психические заболевания, свидетельствующие о духовном неблагополучии молодых россиян. По данным первой переписи населения, в России в 1897 году было 128,2 млн человек. Специальные расчеты, проведенные, в частности, нашим национальным гением Д. И. Менделеевым, показали, что при всем учете убыли населения в результате войн, эпидемий и пр., в России к 2000 году должно было быть 594,3 млн человек (а к 2026-1282 млн чел.). Последняя перепись населения 2010 года обозначила цифру в 142 млн. чел.. Такая численность была в России в 1906 г.), т. е. потери человеческого ресурса страны, демографические потери в ХХ-ХI веках составили огромную цифру - более 430 млн чел.! Какова перспектива? По данным международных организаций по народонаселению, в России к 2050 году демографические потери составят 33 млн чел., при этом число детей младше 15 лет сократится с 26 до 16 млн, следовательно, налицо катастрофическое старение нации. В. В. Путин в одном из выступлений сказал: «Через 15 лет нас будет меньше на 22 миллиона. Просто задумайтесь - это 7-я часть населения России. Если текущая тенденция сохранится, мы столкнемся с прямой угрозой существования нации». За ужасающей статистикой усматриваются, как правило, социально-экономические причины, как-то: степень материальной обеспеченности детей в государстве, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако при всей важности подобных мер они не способны решить кардинально проблему детского здоровья, поскольку не учитывают его психологические параметры - ментального и нравственно-духовного свойства. Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей, включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманию, виртоманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями духовного неблагополучия являются уход из дома, детские и подростковые беспризорность и бродяжничество, тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детских самоубийств, начиная с 6-летнего возраста, в том числе, и групповых.

Сложившееся положение с развитием детства в России требует включения задачи духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, а, следовательно, изучения духовно-нравственного развития современного детства в круг важнейших российских проблем, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальная безопасность. Сегодня «в наш жестокий век» возникает настоятельная необходимость обретения добрых гуманных отношений ребенка к миру и своего места в нем как проблемы формирования гармоничной картины мира целостной упорядоченной системы представлений, знаний, отношений ребенка к окружающей его среде к миру вещей и миру людей. Детская картина мира и есть в эмоциональной визуальной форме зафиксированное отношение ребенка к окружающей действительности природной и социальной. И задача взрослых помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстраивать основания добра.



  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г.
Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11. 2. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999. 3. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М., 2000; 2001; 2002. 4. Бардиер Г. и др. Я хочу. СПб., 1996. 5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М., 1995.



© 2010-2022