- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Шашки ( 1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Шашки ( 1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жданова Е.Ф. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в СОШ №22 детским кружком «Шашки» Программа кружка «Шашки» разработана Ждановой Е.Ф. на основе Примнрной программы спортивно-оздороаительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Прграмма предназначена для учащихся 1-х классов образовательной школы. Срок реализации программы- 1 год Занятие проводится 1 раз в неделю. Количество часов в год: 1 класс- 33 часа.
Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование умения играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения в игре к противнику.
Задачи:
-
Познакомить с шашечными терминами и кодексом.
-
научить детей играть в шашки;
-
развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
-
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Описание ценностных ориентиров
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
-
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
-
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
-
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Планируемые результаты освоения программы
курса внеурочной деятельности «Ферзь» Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.
концу изучения курса дети должны знать:
-
шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
- названия шашечных фигур: шашка, дамка.
К концу изучения курса дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- групповая,
- коллективная
- индивидуальная
- Беседа
- Просмотр кинофильмов
- Видиолектории
- Настольные игры
- Турниры по шашкам
- Проведение соревнований
- Итоги соревнований
- Вручение грамот
Содержание разделов программы
-
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
-
Ходы и взятие фигур
-
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
-
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
-
Особенности хода «дамки»
-
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
-
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
-
Игра «уголки»
-
Игра «поддавки»
-
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Учебно-тематический план
№
Темы
Количество часов
Всего
Теория
практика
1
Шахматная доска и фигуры
2
1
1
2
Ходы и взятие фигур
4
2
2
3
Цель и результат шашечной партии
4
2
2
4
Общие принципы разыгрывание партии
6
2
4
5
Особенности хода «дамки»
2
1
1
6
Тактические приемы и особенности их применения
8
2
6
7
Шашечный турнир
2
2
8
Игра «уголки»
2
1
1
9
Игра «поддавки»
2
1
1
10
Подведение итогов года
1
1
Материально-техническое обеспечение кружка «Ферзь»
Интерактивная доска
Проектор
Шашки
Сканер
Документ-камера
Фотоаппарат
Список используемой литературы для детей
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский - М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч - 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. - 2006. - №4
Список используемой литературы для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский - М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч - 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. - 2006. - №4
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
№
Темы
Количество часов
Дата проведения по плану
1-а 1-б 1-в
Фактическая дата проведения
1-а 1-б 1-в
Всего
Теория
практика
1
Шахматная доска и фигуры
2
1
1
2
Ходы и взятие фигур
4
2
2
3
Цель и результат шашечной партии
4
2
2
4
Общие принципы разыгрывание партии
6
2
4
5
Особенности хода «дамки»
2
1
1
6
Тактические приемы и особенности их применения
8
2
6
7
Шашечный турнир
2
2
8
Игра «уголки»
2
1
1
9
Игра «поддавки»
2
1
1
10
Подведение итогов года
1
1