Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Шашки ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в СОШ №22 детским кружком «Шашки» Программа кружка «Шашки» разработана Ждановой Е.Ф. на основе Примнрной программы спортивно-оздороаительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Прграмма предназначена для учащихся 1-х классов образовательной школы. Срок реализации программы- 1 год Занятие проводится 1 раз в неделю. Количество часов в год: 1 класс- 33 часа.

Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование умения играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шашечными терминами и кодексом.

  2. научить детей играть в шашки;

  3. развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры

  4. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Описание ценностных ориентиров

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Планируемые результаты освоения программы

курса внеурочной деятельности «Ферзь» Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

концу изучения курса дети должны знать:

  • шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;

  • названия шашечных фигур: шашка, дамка.




К концу изучения курса дети должны уметь:
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Формы организации деятельности
  1. групповая,
  2. коллективная
  3. индивидуальная
Формы занятий
  1. Беседа
  2. Просмотр кинофильмов
  3. Видиолектории
  4. Настольные игры
  5. Турниры по шашкам
  6. Проведение соревнований
Формы подведения итогов:
  1. Итоги соревнований
  2. Вручение грамот

Содержание разделов программы

  1. Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

  1. Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.



  1. Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

  1. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.



  1. Особенности хода «дамки»

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
  1. Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.



  1. Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

  1. Игра «уголки»

  2. Игра «поддавки»

  3. Подведение итогов года

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Учебно-тематический план



Темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

3

Цель и результат шашечной партии

4

2

2

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

7

Шашечный турнир

2

2

8

Игра «уголки»

2

1

1

9

Игра «поддавки»

2

1

1

10

Подведение итогов года

1

1





Материально-техническое обеспечение кружка «Ферзь»

Интерактивная доска

Проектор

Шашки

Сканер

Документ-камера

Фотоаппарат

Список используемой литературы для детей

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский - М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч - 1996 - №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. - 2006. - №4

Список используемой литературы для учителя

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский - М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч - 1996 - №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. - 2006. - №4





Приложение 1

Календарно - тематическое планирование

Темы

Количество часов

Дата проведения по плану

1-а 1-б 1-в

Фактическая дата проведения

1-а 1-б 1-в

Всего

Теория

практика

1

Шахматная доска и фигуры

2

1

1

2

Ходы и взятие фигур

4

2

2

3

Цель и результат шашечной партии

4

2

2

4

Общие принципы разыгрывание партии

6

2

4

5

Особенности хода «дамки»

2

1

1

6

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

7

Шашечный турнир

2

2

8

Игра «уголки»

2

1

1

9

Игра «поддавки»

2

1

1

10

Подведение итогов года

1

1





© 2010-2022