Проектная деятельность в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.А. Холоденко,

учитель начальных классов Ширинской СОШ № 18, Ширинский район,

Республика Хакасия

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и проектная и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Цель работы - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков проектирования.

Задачи:

- обучение проведению проектов младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Учебный проект - это задание учащимся, сформированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем (родителями) и учащимися между собой и результат деятельности как способ решения проблемы проекта. Проект может быть:

  • Монопредметным (в рамках одного предмета)
  • Межпредметным (объединяет несколько предметов)
  • Внепредметным
Продолжительность:
  • Мини-проекты (один урок, один день)
  • Краткосрочные проекты (до нескольких недель)
  • Средней продолжительности
  • Долгосрочный (год, несколько лет)
Виды деятельности при осуществлении проектов:
  • Исследовательская
  • Поисковая
  • Творческая
  • Практико-ориентированная
  • Ознакомительно-ориентированная
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
  • Подготовка. «Погружение» в проблему (определение темы и цели проекта)
  • Планирование( составление плана действий)
  • Исследование (сбор информации)
  • Реализация плана действий (анализ информации)
  • Презентация проекта. Представление или отчёт (устный с предоставлением материалов или письменный. Для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
  • Рефлексия. Оценка результатов и процесса(самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Самый первый проект был запущен еще в группе кратковременного пребывания «Сказка, сказка, приходи». Тема была выбрана не случайно. Ведь дошкольники очень любят сказки. А вот виды сказок и о том, кто их пишет и как, дети не знают. Изначально это проект планировался как кратковременный (1 неделя): понедельник - «Любимая сказка», вторник - «Волшебная сказка», среда - «Русская народная сказка», четверг - «Авторская сказка», пятница - создание собственной книжки - сказки. Но в процессе работы над проектом возникла идея создания классного кукольного театра. Была изготовлена ширма, закуплены куклы. Ребята по сей день с удовольствием показывают кукольные спектакли для школьников и родителей. С переходом в первый класс, был запущен долгосрочный проект «С чего начинается Родина?» Этот проект рассчитан на 4 года. Работа ведется в нескольких направлениях: гражданственность - патриотизм, нравственное, этическое, эстетическое, экологическое, формирование ЗОЖ. В рамках этого проекта возникла необходимость работы в направлении исследовательской деятельности и реализации мини-проектов. Так, в прошлом учебном году (2008-2009) мы с ребятами приняли участие в республиканской экологической акции «Покормите птиц зимой». Участие в этой акции превратили в проект «Птицы зимой». За это получили 2 место в республике. В этом учебном году были запущены еще несколько проектов. Например, «Мой дм. Моя семья». Проект средней продолжительности. Цель: узнать историю своей семьи. Проект реализовывался следующими этапами работы:
  • «Что такое семья» - урок по окружающему миру
  • Пословицы о семье (творческая работа)
  • История моей семьи (Родословное древо) (исследовательская работа)
  • История моего дома (улицы) (исследовательская работа)
  • Живая история (хочу рассказать об одном из членов семьи) (исследовательская работа)
  • Презентация проекта. Классный час.
В результате такой работы ребята познакомились с историей своего рода, историей дома, в котором живут, с особой гордостью рассказывали о своих родственниках близких и дальних родственниках. Еще один проект - «Все профессии важны». Это проект средней продолжительности. Цель: познакомить с различными профессиями. Его реализация происходила следующим образом:
  • Урок по окружающему миру «Зачем человек трудится»
  • Экскурсия в пожарную охрану
  • Экскурсия в пекарню
  • Исследование «Кто работает в нашей школе?»
  • Устные рассказы «Кем бы я хотел стать»
  • Классный час «Все профессии важны»
Надо отметить, что самому ребенку подготовиться к защите своей работы еще очень тяжело, здесь нужна помощь и учителя, и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике порой теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение. Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах, научились выполнять творческие работы и самостоятельно их презентовать. Сейчас двое моих учеников Горлов Алексей и Миюсова Александра работают над собственными проектами, готовя их к участию в научно-практической конференции. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской проектной деятельности на уроках и внеклассной работе.







Список литературы.

  1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.- 64с.- (Библиотека руководителя ДОУ)

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.- 192.



© 2010-2022