- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект внеурочного занятия «Народные промыслы. Керамика гжели»
Конспект внеурочного занятия «Народные промыслы. Керамика гжели»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Е.А. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект внеурочного занятия
«Народные промыслы. Керамика гжели»
Выполнила учитель начальных классов МОУ -СОШ с.Дьяковка
Кузнецова Е.А.
Цели:
-
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи гжели, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью. Учить выделять элементы узора гжельского орнамента
-
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
-
Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Задачи: Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве с народным
творчеством русских мастеров;
- формирование осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
- готовность открыто выражать свою позицию на уроках;
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
- удерживание цели деятельности до получения её результата;
- выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма построения узора и выбор цвета);
- оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей и чужой деятельности;
Познавательные:
- развивать умения строить устные высказывания, способности учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
- учить различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент);
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
- учить слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, адекватно оценивать себя.
Метапредметные:
- формировать умения продуктивно организовать свои дела;
- работать с информацией;
- эффективно общаться;
- развивать способность к самообразованию.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, заготовки элементов гжельской росписи, , краски, карандаши, кисточки, шаблоны для росписи, наглядный материал.
Ход занятия:
-
Организационный момент, постановка учебной проблемы
. Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на последних занятиях (народная игрушка).
. Для чего создавались народные глиняные игрушки:
а) для развлечения;
б) в качестве оберега;
в) для украшения интерьера дома;
г) для проведения обрядов.
. Назовите игрушки, которые мы знаем:
1. Филимоновская;
2. Дымковская;
3. Каргапольская.
- Кто создал эти игрушки? У них есть автор? (Народ)
Вот и называется игрушка, поэтому народной.
- Мы продолжаем разговор о народных художественных промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель.
Сине-голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись …
Гжель
II. Актуализация знаний Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта . Слово «Гжель» - родственник слова «жечь». Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь». Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза : первый - для закрепления формы, второй - после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.
Крестьяне производили гончарную посуду, игрушки и изразцы.
Самую большую известность замечательная посуда гжельских мастеров получила в XVIII веке за счет красоты своих изделий и недорогой цены. Своими формами керамика Гжели обязана крестьянской простой посуде: шаровидным кувшинам, квасникам и кумганам. Однако, развиваясь, керамика Гжели приобрела более утонченные формы.
III. Изучение нового материала
Как же украшали свои изделия гжельские мастера? Широкой полосой или букетом выделяется главная часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.
Пожалуй, самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики.
Очень затейливая, нарядная получается посуда.
Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно-голубое чудо».
Мазок с тенями - это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Рисовать надо так: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом
Пожалуй, самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой.Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При обучении потренируйтесь наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую.
Птица - один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Квасник - посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве закерамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.
Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.
Считается, что квасник - один из критериев профессионализма гончара.
IV. Закрепление.
Работа в парах «Отгадай элементы росписи»
Тест:
Родина Гжели
1.Московская область
2.Вологодская область
3.Архангельск
Первые гжельские изделия -
-
из мела
-
из глины
-
из гипса
Слово «Гжель» родственное слову
-
жечь
2. желание
3. железо
Роспись Гжели выполняется
-
синей акварельной краской
-
чернилами
3.кобальтом
V. Работа с шаблонами для росписи
VII. Итог занятия. Рефлексия
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье - Гжель
Работа в парах «Отгадай элементы росписи»
-
точки и линии
-
капельки
-
бордюры
-
розы
Роза
Элементы росписи. Точки и линии
Капельки
Бордюры