- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению «Весёлый этикет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению «Весёлый этикет»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шрамова О.А. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Ейский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
имени ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.В. ЛЯПИДЕВСКОГО г. ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Утверждено
решение педсовета протокол №1
от « 30» августа 2013 года
Председатель педсовета
____________ Е.В. Ратникова
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
Наименование «Весёлый этикет»
Тип программы конкретного вида деятельности
Ступень обучения (класс)начальное общее образование (2-3 классы)
Возраст обучающихся 8-9 лет
Количество часов 136 ч
Составитель Шрамова Ольга Анатольевна
г. Ейск
2013год
Программа «Весёлый этикет»разработана на основе:
-закона Российской Федерации «Об образовании»;
-ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);
-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 2 г. Ейска;
-программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ № 2 г. Ейска МО Ейский район;
-должностной инструкции классного руководителя;
- программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», И. С. Хомякова, В. И. Петрова/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой.-М.: Вентана- Граф, 2011
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;
- инструктивно - методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
-
патриотические чувства гражданина России;
-
гражданская идентификация;
-
общечеловеческие ценности;
-
поликультурный мир;
-
личное нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Рабочая программа «Весёлый этикет» составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра». И.С. Хомяковой, В.И. Петровой
Основная цель программы - формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
а также основ мировоззрения и самовоспитания. Для достижения цели поставила следующие задачи:
- способствовать формированию навыков поведения в обществе,
- способствовать воспитанию чувства коллективизма,
- способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; совершенствовать умение регулировать своё поведение;
- способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
- формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель началь-ной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры на-родов России»), так и во внеурочной деятельности в форме гостиной «Весё-лый этикет»
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
-личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей инте-реса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
-развивающие нравственное сознание;
-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литера-турой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-ления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровож-дающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художествен-ного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место изучения курса «Весёлый этикет» в плане внеурочной деятельности.
Курс «Весёлый этикет» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 136 ч во 2-3 классах, в форме нерегулярных занятий (экскурсии, слёты, подготовка к мероприятию, викторины, встречи с интересными людьми, работа в библиотеке)
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется
от класса к классу в следующей логике.
2 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравствен-ными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
Модель плана внеурочной деятельности
Направление деятельности
Формы внеурочной деятельности
Уровень
социальное
2 класс
3 класс
Гостиная «Весёлый этикет»
2-ой уровень
68ч
68ч
Итого
136ч
Учебно-тематический план «Гостиной «Весёлый этикет»
(всего 136ч )
№
Название раздела
Количество часов по классам
Характеристика деятельности учащихся
2 класс
3 класс
всего
аудит
внеаудит
всего
аудит
внеаудит
Школьный этикет
10
2
8
8
3
5
Л-принятие позиции субъекта детского коллектива
Р-принимать и сохранять учебную задачу
К-стремиться к координации разных позиций в коллективе
Правила общения
18
8
10
18
8
10
- вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;
-уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике -- приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт - рассказывать о добре и зле в литературных произведениях
О
трудолюбии
18
10
8
18
8
10 -уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике
- рассказывать об особенностях труда и быта ейчан в разные исторические времена
Культура внешнего
вида
6
3
3
8
4
4 - выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения; - указывать пути дальнейшего изучения объекта; - презентовать свою работу.
- вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;
-уметь задавать вопросы по интересующей тематике -приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт
-уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике
Внешкольный этикет
16
6
10
16
6
10
Всего:
68
29
39
68
29
39
Содержание программы кружка
2 класс
1.Школьный этикет
(понятие об основных правилах поведения в школе) -10ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)-18ч
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
-использовать в речи слова вежливости;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
-описывать сюжетную картинку (серию);
-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.О трудолюбии -18 ч
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
-проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его;
-оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
4.Культура внешнего вида-6 ч
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
-оценивать внешний вид человека.
5.Внешкольный этикет-16 ч
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-использовать доброжелательный тон в общении;
-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
3 класс
1.Школьный этикет
(понятие об основных правилах поведения в школе) -8ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)-18ч
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
-использовать в речи слова вежливости;
-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
-описывать сюжетную картинку (серию);
-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.О трудолюбии -18 ч
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
-проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его;
-оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
4.Культура внешнего вида-8 ч
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
-оценивать внешний вид человека.
5.Внешкольный этикет-16 ч
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-использовать доброжелательный тон в общении;
-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Предполагаемые результаты 2-го уровня
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений худо-жественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных дейст-вий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся. Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким. Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.
Формы проведения занятий:
- беседа;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-спор;
- подвижная игра;
- учебная игра;
- конкурс;
- праздник.
-
практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)
- экскурсии
- встречи с интересными людьми
- путешествия
Формы подведения итогов:
- конкурс;
- творческий показ
- общеклассные мероприятия
- тематические вечера и праздники
- Конкурс творческих проектов
- Выставка рисунков
- Защита проектов
- Устный журнал
Список использованной литературы
- Бутелёва Б.В. "Поговорим о воспитании". С.-Пб., 20044 г.
- Вендербильт Э.К. "Культура поведения, этикет, мораль". М., 2008 г.
- Волченко Л.Б. "Этикет". Ростов-на-Дону, 2006 г.
- Вольф И.Т. "Современный этикет". М., 2007 г.
- Гольдин В.Е. "Речь и этикет". М., 2003 г.
- Крохина И.М. "Всё об этикете". М., 2005 г.
- Лихачёва Л.С. "Уроки этикета". Екатеринбург, 2006 г.
- Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику". М., 2007 г.
- Николаева Т.Н. "Этикет и мы". С.-Пб., 1993 г.
- О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.
- пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,
- Титаренко А.И. "Нравственные основы общения". М., 2007 г.
Методические рекомендации
Разделы и темы кружка « Весёлый этикет» помогут ученику в формировании нравственного развития личности учащегося, эмоционально-положительного отношения к миру, воспитывают духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки Знакомство с началами социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов; формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,а также основ мировоззрения и самовоспитания.
В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:
-
словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
-
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;
-
практические (наблюдения, эксперименты,);
-
использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ О.В. Прутковская
« 29 » августа 2013г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от 28 августа 2013г. № 1
Руководитель МО
________________ Е.Г. Кулакова