РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению «Весёлый этикет»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Ейский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

имени ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.В. ЛЯПИДЕВСКОГО г. ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН



Утверждено

решение педсовета протокол №1

от « 30» августа 2013 года

Председатель педсовета

____________ Е.В. Ратникова

подпись руководителя ОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению

Наименование «Весёлый этикет»

Тип программы конкретного вида деятельности

Ступень обучения (класс)начальное общее образование (2-3 классы)

Возраст обучающихся 8-9 лет

Количество часов 136 ч

Составитель Шрамова Ольга Анатольевна

г. Ейск

2013год


Программа «Весёлый этикет»разработана на основе:

-закона Российской Федерации «Об образовании»;

-ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);

-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 2 г. Ейска;

-программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ № 2 г. Ейска МО Ейский район;

-должностной инструкции классного руководителя;

- программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», И. С. Хомякова, В. И. Петрова/ Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой.-М.: Вентана- Граф, 2011

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;

- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;

- инструктивно - методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;

  • гражданская идентификация;

  • общечеловеческие ценности;

  • поликультурный мир;

  • личное нравственное самосовершенствование.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Рабочая программа «Весёлый этикет» составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра». И.С. Хомяковой, В.И. Петровой

Основная цель программы - формирование у детей нравственных

ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

а также основ мировоззрения и самовоспитания. Для достижения цели поставила следующие задачи:

  • способствовать формированию навыков поведения в обществе,
  • способствовать воспитанию чувства коллективизма,
  • способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; совершенствовать умение регулировать своё поведение;
  • способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
  • формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;
  • воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

Общая характеристика курса

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель началь-ной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры на-родов России»), так и во внеурочной деятельности в форме гостиной «Весё-лый этикет»

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

-личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

-стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей инте-реса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающие нравственное сознание;

-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литера-турой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-ления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровож-дающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художествен-ного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место изучения курса «Весёлый этикет» в плане внеурочной деятельности.

Курс «Весёлый этикет» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 136 ч во 2-3 классах, в форме нерегулярных занятий (экскурсии, слёты, подготовка к мероприятию, викторины, встречи с интересными людьми, работа в библиотеке)


Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется

от класса к классу в следующей логике.

2 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравствен-ными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.


Модель плана внеурочной деятельности

Направление деятельности

Формы внеурочной деятельности

Уровень

социальное

2 класс

3 класс



Гостиная «Весёлый этикет»

2-ой уровень


68ч

68ч


Итого

136ч




Учебно-тематический план «Гостиной «Весёлый этикет»

(всего 136ч )


Название раздела

Количество часов по классам

Характеристика деятельности учащихся

2 класс

3 класс

всего

аудит

внеаудит

всего

аудит

внеаудит


Школьный этикет

10

2

8

8

3

5

Л-принятие позиции субъекта детского коллектива

Р-принимать и сохранять учебную задачу

К-стремиться к координации разных позиций в коллективе

    Правила общения

    18

    8

    10

    18

    8

    10

    - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;

    -уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике -- приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт - рассказывать о добре и зле в литературных произведениях


      О

      трудолюбии

      18

      10

      8

      18

      8

      10 -уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике

      - рассказывать об особенностях труда и быта ейчан в разные исторические времена

        Культура внешнего

        вида

        6

        3

        3

        8

        4

        4 - выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения; - указывать пути дальнейшего изучения объекта; - презентовать свою работу.

        - вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;

        -уметь задавать вопросы по интересующей тематике -приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт

        -уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике


          Внешкольный этикет

          16

          6

          10

          16

          6

          10

          Всего:

          68

          29

          39

          68

          29

          39



          Содержание программы кружка

          2 класс



          1.Школьный этикет

          (понятие об основных правилах поведения в школе) -10ч

          Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

          Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

          учебное сотрудничество.

          Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

          Поведение в столовой, правила поведения за столом.

          Универсальные учебные действия:

          -воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

          -оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

          перемене).

          2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)-18ч

          Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

          Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

          родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

          знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

          без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

          Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.

          Универсальные учебные действия:

          -использовать в речи слова вежливости;

          -участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

          -высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

          -создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

          -описывать сюжетную картинку (серию);

          -оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

          -самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.


          3.О трудолюбии -18 ч

          Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

          к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

          Универсальные учебные действия:

          -проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

          корректировать его;

          -оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

          4.Культура внешнего вида-6 ч

          Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

          Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

          Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

          Универсальные учебные действия:

          -воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

          -оценивать внешний вид человека.

          5.Внешкольный этикет-16 ч

          Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

          (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким

          и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

          Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

          Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

          Универсальные учебные действия:

          -использовать доброжелательный тон в общении;

          -оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

          3 класс

          1.Школьный этикет

          (понятие об основных правилах поведения в школе) -8ч

          Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

          Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

          учебное сотрудничество.

          Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

          Поведение в столовой, правила поведения за столом.

          Универсальные учебные действия:

          -воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

          -оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

          перемене).

          2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)-18ч

          Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

          Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

          родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

          знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

          без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

          Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.

          Универсальные учебные действия:

          -использовать в речи слова вежливости;

          -участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

          -высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

          -создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

          -описывать сюжетную картинку (серию);

          -оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

          -самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.


          3.О трудолюбии -18 ч

          Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

          к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

          Универсальные учебные действия:

          -проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

          корректировать его;

          -оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

          4.Культура внешнего вида-8 ч

          Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

          Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

          Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

          Универсальные учебные действия:

          -воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

          -оценивать внешний вид человека.

          5.Внешкольный этикет-16 ч

          Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

          (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким

          и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

          Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

          Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

          Универсальные учебные действия:

          -использовать доброжелательный тон в общении;

          -оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

          Предполагаемые результаты 2-го уровня

          В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

          Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

          Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений худо-жественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

          Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

          Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

          В целях формирования коммуникативных универсальных учебных дейст-вий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

          Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.






          Требования к уровню подготовки учащихся. Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким. Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.

          Формы проведения занятий:

          • беседа;
          • сюжетно-ролевая игра;
          • игра-спор;
          • подвижная игра;
          • учебная игра;
          • конкурс;
          • праздник.
          • практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)

          • экскурсии
          • встречи с интересными людьми
          • путешествия


          Формы подведения итогов:

          • конкурс;
          • творческий показ
          • общеклассные мероприятия
          • тематические вечера и праздники
          • Конкурс творческих проектов
          • Выставка рисунков
          • Защита проектов
          • Устный журнал






          Список использованной литературы

          1. Бутелёва Б.В. "Поговорим о воспитании". С.-Пб., 20044 г.
          2. Вендербильт Э.К. "Культура поведения, этикет, мораль". М., 2008 г.
          3. Волченко Л.Б. "Этикет". Ростов-на-Дону, 2006 г.
          4. Вольф И.Т. "Современный этикет". М., 2007 г.
          5. Гольдин В.Е. "Речь и этикет". М., 2003 г.
          6. Крохина И.М. "Всё об этикете". М., 2005 г.
          7. Лихачёва Л.С. "Уроки этикета". Екатеринбург, 2006 г.
          8. Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику". М., 2007 г.
          9. Николаева Т.Н. "Этикет и мы". С.-Пб., 1993 г.
          10. О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.
          11. пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,
          12. Титаренко А.И. "Нравственные основы общения". М., 2007 г.

          Методические рекомендации

          Разделы и темы кружка « Весёлый этикет» помогут ученику в формировании нравственного развития личности учащегося, эмоционально-положительного отношения к миру, воспитывают духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного следовать принятым в социуме

          нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки Знакомство с началами социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов; формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,а также основ мировоззрения и самовоспитания.

          В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:

          • словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);

          • наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;

          • практические (наблюдения, эксперименты,);

          • использование занимательного материала.

          Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

          СОГЛАСОВАНО



          Заместитель директора по УВР



          _____________ О.В. Прутковская



          « 29 » августа 2013г.

          СОГЛАСОВАНО

          Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

          от 28 августа 2013г. № 1

          Руководитель МО

          ________________ Е.Г. Кулакова













          © 2010-2022